Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 10:55, курсовая работа
В экономической жизни монополия выступает как крупное предприятие или объединение, союз крупных предприятий, которые производят значительную часть продукции данной отрасли и обладают определёнными экономическими преимуществами.
Монополия - рыночная структура, которая характеризуется наличием только одного продавца и множества покупателей. Слово «монополия» образовано от двух греческих слов: «монос» - один и «полео» - продаю. Ситуация с единственным продавцом товара называется чистой монополией.
1 Монополия
как экономическое
явление. Виды монополии
1.1
Теория монополии
В
экономической жизни монополия
выступает как крупное
Монополия - рыночная структура, которая характеризуется наличием только одного продавца и множества покупателей. Слово «монополия» образовано от двух греческих слов: «монос» - один и «полео» - продаю. Ситуация с единственным продавцом товара называется чистой монополией.
Термин «монополия» в буквальном смысле слова означает «единственный продавец товара». В современных условиях он используется для обозначения различных рыночных ситуаций. Основными признаками монополизма выступают монопольные цены и монопольные прибыли.
Критерием
оценки степени монополизации в
настоящее время служит доля хозяйственной
единицы в производстве и в
объёме продаж. Например, в соответствии
с законодательством ФРГ
До начала 20 в. монополии возникали в ограниченных сферах. Позднее процессы монополизации становятся закономерными, что связано с условием производства, конкуренции, усилением организующего начала. Процесс монополизации не исключает конкуренцию. Конкурентная борьба происходит внутри монополий (за цены, квоты, контрольный пакет акций), между монополиями, между монополиями и аутсайдерами.
Фирма имеет монопольную власть в случае, если она может влиять на цену своего товара, изменяя объёмы и предложения. Степень этой власти зависит от наличия товаров – заменителей, доли в общих продажах на рынке.
Поведение фирмы – монополиста во многом зависит от потребительского спроса. Монополист может пойти двумя путями: либо ограничить объём продаж, поддерживая высокие цены, либо увеличить его, снизив цену.
Общим условием максимизации прибыли монополии является равенство предельных издержек и предельного дохода.
В
экономической науке существуют
различные подходы к
Стремление к достижению монопольной власти обусловлено желанием обладать большей мощью, получать больше прибыли, пользоваться большим престижем. Власть мощных хозяйственных единиц позволяет им произвольно изменять цены, сознательно регулировать ход рыночных операций в своих интересах. Как заметил американский экономист А.Пигу, само ожидание выгод, связанных с монопольной властью, служит фактором, способствующим её формированию.
Американский экономист М.Фридмен называет три основных источника монопольной власти:
-технические обстоятельства (когда существование всего одного производителя или предприятия более целесообразно в техническом отношении);
-прямая или косвенная правительственная поддержка;
-частный сговор между отдельными лицами.
Некоторые экономисты считают, что основой рыночной монопольной власти являются ограничения числа продавцов, концентрация какого – либо товара (услуги) в руках небольшой группы крупнейших производителей отрасли. В современных условиях получить монопольную власть можно не столько путём достижения определённых размеров производства, сколько благодаря обладанию уникальной технологией, недоступной мелкому и среднему бизнесу.
Монопольная
власть достигается не только естественным
путём, благодаря особому монопольному
положению производителя и
Факторами, влияющими на степень монопольной власти, являются:
- экономический потенциал фирмы;
- предполагаемая прибыль;
- масштабы инноваций;
-
наличие производственных
- высокие барьеры для появления конкурентов;
- наличие товаров-субститутов;
-
конкуренция со стороны других
фирм, выпускающих аналогичную
-
обладание рыночной
Носителями монопольной власти выступают государство, фирмы, отдельные физические лица. Монопольной обладают как крупные, так и средние, мелкие фирмы, имеющие определённые преимущества по сравнению с конкурентами.
Монополии
устанавливают монопольные
среднюю
прибыль, избыточную прибыль и монополистическую
сверхприбыль. Первую присваивают все
обычные предпринимательские
Монопольная цена устанавливается не произвольно, а определяется характером издержек и условиями спроса. Цена в условиях монопольной власти всегда выше, чем в условиях совершенной конкуренции. В некоторых случаях фирмы устанавливают разные цены для различных покупателей, т.е. проводят ценовую дискриминацию. Для проведения ценовой дискриминации необходимы следующие условия:
-продавец должен быть монополистом;
-продавец
должен быть в состоянии
-невозможность перепродажи товара;
-обладание
монопольной властью, т.е.
Различают три вида ценовой дискриминации:
-непреднамеренная,
или совершенная,- когда на единицу
однородного товара
-установление ценовых скидок;
-разделение
покупателей на отдельные
Важное
экономическое последствие
Монополия – это, как правило, крупная фирма, поэтому она может добиться низких издержек благодаря положительному эффекту масштаба (мелкие фирмы не получили бы такого эффекта). Но данный эффект не достигается полностью. Монополией трудно управлять, контролировать её деятельность. Монополист в меньшей степени стремится внедрять новые технологии, чем предприниматель в условиях конкуренции. Поэтому его фактические издержки больше, чем минимальные. Издержки повышаются во многом и благодаря тому, что монополия осуществляет затраты на поддержание барьеров, препятствующих проникновению в отрасль других компаний.
Ряд
экономистов считают, что отсутствие
конкуренции и желание
Негативные
последствия монополизма
Чем монополия отличается от совершенной конкуренции:
- единственный продавец (монополист);
-
реализуемый продукт уникален, поэтому
покупатель вынужден платить
установленную монополистом
- полный контроль монополиста над ценой товара и объёмом продаж;
-
для потенциальных конкурентов
монополист устанавливает
Искусственные
барьеры для предотвращения проникновения
на монополистический рынок
Лицензия – это право фирмы на исключительное осуществление определённого вида деятельности на данном рынке.
Авторское право контролирует продажу и распространение оригинального в интересах его автора (книги, музыкального произведения, программы для ЭВМ); оно действительно на протяжении всей жизни автора (и ещё в течение 25 лет после его смерти в интересах его наследников).
Патент
– свидетельство, удостоверяющее исключительные
права автора на распоряжение созданным
им благом (технологией); если фирма
имеет патент на технологию производства
какого-либо продукта, то это делает
невозможным производство данного
товара другими фирмами в течение
срока патента. Конечно, патентовладелец
может продать свою технологию или
вообще её не использовать, но это его
право. И только получение патента
на альтернативную технологию позволит
конкурировать с фирмой-
Монополия в чистом виде – явление крайне редкое. Как и совершенная конкуренция, она представляет собой скорее экономическую абстракцию. Довольно часто в качестве примера чистой монополии приводят систему телефонной связи, и это почти верно. Но не следует забывать, что иные виды связи (например, экспресс-почта или спутниковая связь) создают скрытую конкуренцию, предлагая качественные заменители телефонной сети. Кроме того, следует отметить, что монополия не может полностью устранить потенциальную конкуренцию со стороны других отечественных или иностранных производителей товаров. [9,с.149-150].
Монополия, возникающая со стороны спроса, когда на рынке имеется только один покупатель при множестве продавцов, называется монопсонией. Такая рыночная структура во всём схожа с монополией, черты которой переносятся на покупателя. Чистая монополия не менее уникальное явление, чем монопсония.
Информация о работе Монополия как экономическое явление.Особенности монополизации экономики РБ