Монополия как экономическое явление.Особенности монополизации экономики РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 10:55, курсовая работа

Краткое описание

В экономической жизни монополия выступает как крупное предприятие или объединение, союз крупных предприятий, которые производят значительную часть продукции данной отрасли и обладают определёнными экономическими преимуществами.
Монополия - рыночная структура, которая характеризуется наличием только одного продавца и множества покупателей. Слово «монополия» образовано от двух греческих слов: «монос» - один и «полео» - продаю. Ситуация с единственным продавцом товара называется чистой монополией.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА Раи.docx

— 56.73 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Монополия как экономическое  явление. Виды монополии 

1.1 Теория монополии 
 

     В экономической жизни монополия  выступает как крупное предприятие  или объединение, союз крупных предприятий, которые производят значительную часть  продукции данной отрасли и обладают определёнными экономическими преимуществами.

     Монополия - рыночная структура, которая характеризуется  наличием только одного продавца и  множества покупателей. Слово «монополия»  образовано от двух греческих слов: «монос» - один и «полео» - продаю. Ситуация с единственным продавцом товара называется чистой монополией.

     Термин  «монополия» в буквальном смысле слова означает «единственный продавец товара». В современных условиях он используется для обозначения  различных рыночных ситуаций.  Основными  признаками монополизма выступают  монопольные цены и монопольные  прибыли.

     Критерием оценки степени монополизации в  настоящее время служит доля хозяйственной  единицы в производстве и в  объёме продаж. Например, в соответствии с законодательством ФРГ доминирующее положение предприятия или группы предприятий на рынке возникает, если на одно из них приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке. В США  в течение нескольких десятилетий  этот показатель устанавливается исходя из доли четырёх крупнейших фирм. В  отечественной хозяйственной практике рекомендуется рассматривать в  качестве занимающих доминирующее положение  на рынке тех участников хозяйственного оборота, доля которых составляет свыше 70%. Степень монополизации для  предприятий, доля которых составляет от 35 до 70%, определяется дифференцировано. В частности, выявляется их воздействие  на реализацию товаров (условия, цены и т.д.) на рынке с учётом его географических границ.

     До  начала 20 в. монополии возникали  в ограниченных сферах. Позднее процессы монополизации становятся закономерными, что связано с условием производства, конкуренции, усилением организующего  начала. Процесс монополизации не исключает конкуренцию. Конкурентная борьба происходит внутри монополий (за цены, квоты, контрольный пакет акций), между монополиями, между монополиями  и аутсайдерами.

     Фирма имеет монопольную власть в случае, если она может влиять на цену своего товара, изменяя объёмы и предложения. Степень этой власти зависит от наличия  товаров – заменителей, доли в  общих продажах на рынке.

     Поведение фирмы – монополиста во многом зависит от потребительского спроса. Монополист может пойти двумя  путями: либо ограничить  объём продаж, поддерживая высокие цены, либо увеличить  его, снизив цену.

     Общим условием максимизации прибыли монополии  является равенство предельных издержек и предельного дохода.

     В экономической науке существуют различные подходы к определению  сущности монопольной власти. Одни определяют её как возможность индивидуального (коллективного) производителя (продавца) контролировать рыночную цену на свой товар. Другие связывают монопольную  власть со способностью фирмы устанавливать  цену выше предельных издержек.

     Стремление  к достижению монопольной власти обусловлено желанием обладать большей  мощью, получать больше прибыли, пользоваться большим престижем. Власть мощных хозяйственных  единиц позволяет им произвольно  изменять цены, сознательно регулировать ход рыночных операций в своих  интересах. Как заметил американский экономист А.Пигу, само ожидание выгод, связанных с монопольной властью, служит фактором, способствующим её формированию.

     Американский  экономист М.Фридмен называет три  основных источника монопольной  власти:

     -технические обстоятельства (когда существование всего одного производителя или предприятия более целесообразно в техническом отношении);

     -прямая или косвенная правительственная поддержка;

     -частный сговор между отдельными лицами.

     Некоторые экономисты считают, что основой  рыночной монопольной власти являются ограничения числа продавцов, концентрация какого – либо товара (услуги) в руках небольшой группы крупнейших производителей отрасли. В современных условиях получить монопольную власть можно не столько путём достижения определённых размеров производства, сколько благодаря обладанию уникальной технологией, недоступной мелкому и среднему бизнесу.

     Монопольная власть достигается не только естественным путём, благодаря особому монопольному положению производителя и продавца, но и искусственно - может быть предоставлена  государственными, местными органами власти. Многие западные экономисты считают  государство важнейшим источником монопольной власти.

     Факторами, влияющими на степень монопольной  власти, являются:

     - экономический потенциал фирмы;

     - предполагаемая прибыль;

     - масштабы инноваций;

     - наличие производственных секретов;

     - высокие барьеры для появления  конкурентов;

     - наличие товаров-субститутов;

     - конкуренция со стороны других  фирм, выпускающих аналогичную продукцию;

     - обладание рыночной информацией.

     Носителями  монопольной власти выступают государство, фирмы, отдельные физические лица. Монопольной  обладают как крупные, так и средние, мелкие фирмы, имеющие определённые преимущества по сравнению с конкурентами.

     Монополии устанавливают монопольные цены, состоящие из издержек и монопольной  прибыли. В структуре монопольной  прибыли можно выделить:

     среднюю прибыль, избыточную прибыль и монополистическую  сверхприбыль. Первую присваивают все  обычные предпринимательские фирмы  в условиях внутри – и межотраслевой  конкуренции. Вторая представляет собой  разницу между общественными  и индивидуальными издержками производства данной фирмы. Третья – специфическая  форма, когда в пользу монополии  через монопольную цену присваивается  часть прибыли, создаваемой на других предприятиях.

     Монопольная цена устанавливается не произвольно, а определяется характером издержек и условиями спроса. Цена в условиях монопольной власти всегда выше, чем  в условиях совершенной конкуренции. В некоторых случаях фирмы  устанавливают разные цены для различных  покупателей, т.е. проводят ценовую  дискриминацию. Для проведения ценовой  дискриминации необходимы следующие  условия:

     -продавец  должен быть монополистом;

     -продавец  должен быть в состоянии разделить  покупателей на группы;

     -невозможность  перепродажи товара;

     -обладание  монопольной властью, т.е. способностью  контролировать производство и  ценообразование.

     Различают три вида ценовой дискриминации:

     -непреднамеренная, или совершенная,- когда на единицу  однородного товара устанавливается  цена, равная цене спроса;

     -установление  ценовых скидок;

     -разделение  покупателей на отдельные группы  и установление соответствующих  цен.

     Важное  экономическое последствие монополизма  состоит в том, сто монополист считает более выгодным продавать  меньший объём продукции по более  высоким ценам. Это означает, что  монополия использует ресурсы менее  рационально, чем конкурирующая  фирма.

     Монополия – это, как правило, крупная фирма, поэтому она может добиться низких издержек благодаря положительному эффекту масштаба (мелкие фирмы не получили бы такого эффекта). Но данный эффект не достигается полностью. Монополией трудно управлять, контролировать её деятельность. Монополист в меньшей степени  стремится внедрять новые технологии, чем предприниматель в условиях конкуренции. Поэтому его фактические  издержки больше, чем минимальные. Издержки повышаются во многом и благодаря  тому, что монополия осуществляет затраты на поддержание барьеров, препятствующих проникновению в  отрасль других компаний.

     Ряд экономистов считают, что отсутствие конкуренции и желание монополиста  полностью использовать имеющееся  оборудование ослабляют стимулы  к научно-техническому прогрессу, нововведениям. Другие полагают, что, имея огромные финансовые средства, монополия располагает  большими возможностями вести научные  исследования, внедрять достижения науки  и техники.

     Негативные  последствия монополизма приводят к искусственному образованию дефицита продукции и взвинчиванию цен; создают  угрозу конкуренции, а, следовательно, и эффективности производства; возводят барьеры, препятствующие вхождению  в отрасль, что при отсутствии конкуренции может привести к  задержке научно-технического прогресса.

     Чем монополия отличается от совершенной конкуренции:

     - единственный продавец (монополист);

     - реализуемый продукт уникален, поэтому  покупатель вынужден платить  установленную монополистом цену (или отказаться от покупки  данного товара);

     - полный контроль монополиста  над ценой товара и объёмом  продаж;

     - для потенциальных конкурентов  монополист устанавливает труднопреодолимые  барьеры.  

Искусственные барьеры для предотвращения проникновения  на монополистический рынок конкурентов  представлены юридическими ограничениями  в форме «лицензий», «авторского  права», «товарных знаков» или  «патентной защиты».

     Лицензия – это право фирмы на исключительное осуществление определённого вида деятельности на данном рынке.

     Авторское право контролирует продажу и  распространение оригинального  в интересах его автора (книги, музыкального произведения, программы  для ЭВМ); оно действительно на протяжении всей жизни автора (и  ещё в течение 25 лет после его  смерти в интересах его наследников).

     Патент  – свидетельство, удостоверяющее исключительные права автора на распоряжение созданным  им благом (технологией); если фирма  имеет патент на технологию производства какого-либо продукта, то это делает невозможным производство данного  товара другими фирмами в течение  срока патента. Конечно, патентовладелец  может продать свою технологию или  вообще её не использовать, но это его  право. И только получение патента  на альтернативную технологию позволит конкурировать с фирмой-монополистом.

     Монополия в чистом виде – явление крайне редкое. Как и совершенная конкуренция, она представляет собой скорее экономическую абстракцию. Довольно часто в качестве примера чистой монополии приводят систему телефонной связи, и это почти верно. Но не следует забывать, что иные виды связи (например, экспресс-почта или спутниковая связь) создают скрытую конкуренцию, предлагая качественные заменители телефонной сети. Кроме того, следует отметить, что монополия не может полностью устранить потенциальную конкуренцию со стороны других отечественных или иностранных производителей товаров. [9,с.149-150].

     Монополия, возникающая со стороны спроса, когда  на рынке имеется только один покупатель при множестве продавцов, называется монопсонией. Такая рыночная структура  во всём схожа с монополией, черты  которой переносятся на покупателя. Чистая монополия не менее уникальное явление, чем монопсония.

Информация о работе Монополия как экономическое явление.Особенности монополизации экономики РБ