Монополия как экономическое явление.Особенности монополизации экономики РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 10:55, курсовая работа

Краткое описание

В экономической жизни монополия выступает как крупное предприятие или объединение, союз крупных предприятий, которые производят значительную часть продукции данной отрасли и обладают определёнными экономическими преимуществами.
Монополия - рыночная структура, которая характеризуется наличием только одного продавца и множества покупателей. Слово «монополия» образовано от двух греческих слов: «монос» - один и «полео» - продаю. Ситуация с единственным продавцом товара называется чистой монополией.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА Раи.docx

— 56.73 Кб (Скачать)

     Вместе  с тем в результате процессов  реформирования собственности, развития предпринимательства, демонополизации  экономики в республике сформировались рынки с удовлетворительной конкурентной структурой в таких отраслях промышленности, как пищевая, легкая промышленность строительных материалов, лесная и  т.д.

     В течение 2005г проведен мониторинг 60 товарных рынков на предмет подтверждения либо утраты хозяйствующими субъектами своего доминирующего положения. По состоянию на 1 января 2006 г. в Госреестре состоят 190 хозяйствующих субъектов.

     В сравнении с 2000г. прослеживается четкая тенденция сокращения количества хозяйствующих  субъектов, занимающих доминирующее положение  на различных товарных рынках РБ.

На конец 2005г. их количество уменьшилось почти на 40%.

По результатам  проведенного в январе-августе 2008 г. Департаментом ценовой политики Минэкономики мониторинга более 30 товарных рынков на предмет подтверждения  либо утраты хозяйствующими субъектами своего доминирующего положения  на товарных рынках установлен факт монополизма:

  • ПРУП облгазы (ПРУП «Брестоблгаз», ПРУП «Витебскоблгаз», ПРУП «Гомельоблгаз», ПРУП «Гроднооблгаз», ПРУП «Минскоблгаз», РУП «Мингаз», ПРУП «Могилевоблгаз» по товарной позиции «распределение газообразного топлива по трубопроводам и его продажа»;
  • РПУП «Строммашина» по товарной позиции «краны башенные»;
  • РУП «Главгосстройэкспертиза» по товарной позиции «услуги по проведению государственной экспертизы архитектурных и строительных проектов».

     Утратили  доминирующее положение на товарных рынках республики:

  • РТУП «Беларусьторг» по товарной позиции «оптовая торговля каменным углем»;
  • РУП «Минский вагоноремонтный завод» по товарной позиции «ремонт железнодорожных вагонов»;
  • КУП «Новогрудский завод металлоизделий» по товарным позициям «стеллажи библиотечные мобильные» и «стеллажи библиотечные стационарные».

     Все они включены в Государственный  реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. Всего в этом Реестре (республиканский  уровень) по состоянию на 19.08.2008 г. находятся 153 хозяйствующих субъекта. [3,с.76-85]. 

     Однако  уже на 01.04.2010 г. монополистами признано 157 предприятий и организаций. Наибольшее их количество зафиксировано в машиностроении и металлообработке (56), отраслях производственной и социальной инфраструктуры (24), химической и нефтехимической (19), пищевой (17) и в промышленности строительных материалов (14). В этом списке значатся крупнейшие отечественные предприятии: МАЗ, МТЗ, Амкодор, БелАЗ, Гомсельмаш, Белкалий, Белшина, Нафтан, Мозырский НПЗ, БМЗ, Велком, МТС и др.

     Сейчас  в списке "эффективных монополистов" 29 организаций: в сфере услуг по транспортировке нефти, нефтепродуктов и газа по трубопроводам (10), по электро-, тепло-, водоснабжению и водоотведению (6), связи (2), по услугам транспортных терминалов, аэропортов, железной дороги, обслуживанию воздушного движения (11).

     Таким образом, по мнению Департамента ценовой  политики Минэкономики, позитивным для  белорусской экономики является монопольное положение Белтелекома, Белпочты, БЖД и некоторых других.

     Реальный  путь преодоления монополизма –  демонополизация экономики, децентрализация  управления, разгосударствление и приватизация, создание альтернативных производств, формирование необходимых элементов инфраструктуры.

     Демонополизация – снижение концентрации производства товаров (продуктов, услуг) и создание необходимых условий для развития конкуренции на товарных рынках. Демонополизация  экономики ставит свой задачей формирование конкурентных отношений в сферах производства и обращения товаров  и услуг, финансов. В рамках задач  построения экономики рыночного  типа и интеграции в мировое хозяйство  демонополизация является одной  из важнейших составляющих рыночных реформ.

     Цель, основные задачи и принципы демонополизации  экономики отражены в первом в  истории Беларуси антимонопольном  законе «О противодействии монополистической  деятельности и развитии конкуренции» от 12 декабря 1992г., действующего в редакции закона от 10 января 2000г. комплексных  программ демонополизации народного  хозяйства РБ на 1993-1994 гг., в Программах демонополизации и на 1998-1999 г.

     Одним из приоритетных секторов экономии при  проведении демонополизации были определены торговля и общественное питание. Продолжающаяся структуризация сферы торгового  обращения создала условия для  формирования конкурентной среды внутренней и внешней торговли.

     Главным в проведении демонополизации должна быть не борьба с монополизмом вообще, а усиление начал саморегуляции, создание необходимых условий для  формирования рыночных отношений, для  становления предпринимательства  и конкуренции.

     Конкурентоспособность экономики любой страны во многом определяется наличием сектора многоотраслевых  или вертикально интегрированных корпораций, в рамках которых достигается концентрация промышленного капитала, инвестиционных ресурсов, наукоемких технологий и высококвалифицированных кадров. Такой корпоративный сектор может по праву рассматриваться базис современной конкурентной экономики.

     Вместе  с тем мировая практика показывает, что неконтролируемые процессы концентрации капитала могут привести к нежелательным  последствиям. Корпоративные структуры  являются одной из форм монополизации  экономики.

     В условиях Беларуси создание финансово-промышленных групп (ФГП) возможно в перспективных  отраслях – нефтехимической, радиоэлектронной, деревообрабатывающей, медицинской, топливно-энергетическом комплексе и др.

     На  макроуровне интеграция осуществляется путем формирования в экономике  страны хозяйственных блоков – кластеров, включающих фирмы, организации, связанные  выпуском конечной продукции и географическим положением. В настоящее время  для эффективного развития конкурентной среды в Республике Беларусь необходимо создание кластеров, ориентированных  на: промышленное производство; в отраслях, связанных с «новой экономикой»; информационные технологии и т.д. Необходимо также создание таких кластерных структур, как технопарки и технополисы.

     В Беларуси функции действующих технопарков  в основном сведены к поддержке, оказанию сервисных услуг и посреднической деятельности предприятиям, особенно малым, уже наладившим выпуск своей  продукции. В стране функционирует 5 технопарков, такие как Национальный инфопарк, Парк высоких технологий, Научно-технологический парк «Метолит», Научно-технологический парк при  БГУ, Технологический парк «Могилев».

     В настоящее время в Беларуси проводится работа по формированию инновационно-информационного  поля, основой которого станет создание академтехнополиса, куда войдут научно-исследовательские  организации Национальной академии наук с их научно-производственной базой, а также промышленные предприятия, компании, приступающие к технологическому обновлению производства и внедрению высоких технологий.

     Использование эффекта отраслевого, межрегионального и транснационального характера  интегрированных корпоративных  структур позволит повысить эффективность  белорусской экономики.

     Формирование  рыночных отношений диктует необходимость  преодоления государственного монополизма  и сокращения прямого регулирования, в т.ч. ценового, использования экономических  методов в государственном управлении. Поэтому в последующем ценовое  регулирование сведется лишь к регулированию  цен на продукцию, услуги, обеспечивающие национальную, продовольственную и  экологическую безопасность; антидемпинговому законодательству, направленному на защиту отечественных товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции зарубежных компаний. Как и в странах Западной Европы, ценовое регулирование на внутреннем рынке будет заменено более совершенной формой - антимонопольным  регулированием.

     В его основе - выявление и устранение злоупотреблений доминирующим положением хозяйствующих субъектов на товарных рынках, предотвращение сговоров по установлению как монопольно высоких, так и  монопольно низких цен, препятствующих вхождению на рынок других агентов, устранение условий неоправданной  ценовой дискриминации в отношениях.

       В тактическом плане для поддержания  конкурентной среды пришло время  решительно пресекать факты недобросовестной  конкуренции, когда усилия хозяйствующих  субъектов направлены на приобретение  преимуществ в предпринимательской  деятельности, которые могут причинить  убытки конкурентам либо нанести  ущерб их деловой репутации.  Предполагается разрешать подобные  прецеденты в судебном порядке.

     В настоящее время антимонопольное  регулирование представляет собой  гибкую систему постоянно действующих  и мобильно перестраиваемых мер  и санкций, носящих ограничительный, запретительный и поощрительный  характер и основанных на принципах экономической целесообразности и эффективности. Так, объединение фирм (вертикальное, горизонтальное, конгломеративное) нельзя считать заведомо отрицательным явлением, так как оно может повысить эффективность производства за счёт снижения издержек путём роста масштабов производства и приобретения дополнительных преимуществ, которыми обладала каждая фирма (наличие высокопрофессиональных менеджеров, оригинальных научных разработок и т.д.), способность решению финансовых проблем участников соглашения, дисциплинировать управляющих корпораций, совершенствовать организацию поставок и т.д.

     Некоторые виды и формы монополий современная  западная экономическая наука и  законодательство считают нормальным явлением. Нельзя наказывать фирму, которая  захватывает значительную долю рынка  путём выпуска уникального товара или внедрения новой технологии.

     Правительства многих стран, учитывая достоинства  и недостатки больших компаний, не препятствуют образованию эффективного крупномасштабного производства. [9,с.154-163]. 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Монополия как экономическое явление.Особенности монополизации экономики РБ