Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 10:55, курсовая работа
В экономической жизни монополия выступает как крупное предприятие или объединение, союз крупных предприятий, которые производят значительную часть продукции данной отрасли и обладают определёнными экономическими преимуществами.
Монополия - рыночная структура, которая характеризуется наличием только одного продавца и множества покупателей. Слово «монополия» образовано от двух греческих слов: «монос» - один и «полео» - продаю. Ситуация с единственным продавцом товара называется чистой монополией.
К основным признакам монополии следует относить:
Например,
технологические, когда фирма держит
в секрете технологию производства
своей продукции.
Причины существования монополии:
-если
производство любого объёма
-существование монополии на контроль над редкими чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний ресурсами (интеллект). Защита этих ресурсов от неэффективного использования оформляется патентами, лицензиями.
-правительство
предоставляет монопольное право осуществления
какой-то деятельности (железных дорог,
энергетики). [3,с.134-140].
Следовательно,
главным признаком монопольного
образования (монополии) является занятие
монопольного положения. Оно определяется,
как доминирующее положение предпринимателя,
которое дает ему возможность самостоятельно
или вместе с другими предпринимателями
ограничивать конкуренцию на рынке определенного
товара. [1,с.80-81].
1.2
Основные формы
и виды монополии
Выделяют низшие и высшие формы монополии. Низшие формы - временные союзы и соглашения, возникающие с целью достижения конкретного проекта. Высшими формами монополий являются картель, синдикат, трест, концерн.
Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами продают на рынке, договариваясь о квоте – доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределением рынков и др.
Синдикат – объединение ряда предприятий, изготовляющих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняются за участниками объединения, а готовая продукция сбывается как общее достояние через созданную для этого контору.
Более
сложные формы
Трест – это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяется производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.
Концерн
– это объединение десятков и даже сотен
предприятий различных отраслей промышленности,
транспорта, торговли, участники которого
теряют собственность на средства производства
и произведенный продукт, а главная фирма
осуществляет над другими участниками
объединения финансовый контроль. [5,с.136-138].
В
экономической теории выделяют четыре
вида монополии: естественную, организационную,
технологическую и
Естественная
монополия – складывается ситуация,
когда единственная фирма обслуживает
весь рынок вследствие минимизации издержек
производства и высокой эффективности
такой рыночной структуры (водо-, энерго-,
газоснабжение). Иногда естественная монополия
обусловлена ограниченностью (уникальностью)
определённых факторов и условий производства,
в частности природных ресурсов. Государство
предоставляет естественным монополиям
исключительные привилегии по обслуживанию
населения данного региона, однако сохраняет
за собой право контролировать их деятельность.
[4,с.94-96].
Организационная
монополия – объединение
Технологическая монополия (техническая, производственная) – разновидность естественной монополии. В этом случае предприятие (объединение) контролирует производство и реализацию определённой продукции. Специфика технологии производства такой продукции обуславливает крупные размеры предприятия.
Экономическая
монополия – возникает либо в
силу договора между различными хозяйствующими
субъектами, либо в результате конкуренции
по поводу соглашений о квотах, ценах,
рынках сбыта. [2,с.56-60].
На практике существуют и другие виды монополий, например закрытая (защищённая юридическими нормами, ограничивающими конкуренцию) и открытая (при которой одна из фирм становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции).
Предпринимательская монополия – рынок, при котором одна или несколько фирм контролируют основную долю производства в отрасли.
Двусторонняя монополия – представляет собой рыночную ситуацию, в которой единственному продавцу (монополисту) противостоит единственный покупатель (монопсонист).
Государственная
монополия – рынок, когда государство
является единственным продавцом какой-либо
продукции на территории страны. [10,с.131-139]
Особое место занимает феномен
«естественной монополии». К естественным
монополистам относятся
2
Особенности монополизации
экономики РБ
2.1
Сущность и причины
возникновения монополии
в экономике
К. Маркс и В.И. Ленин рассматривали монополию как существенную черту рыночной экономики конца 19 – начала 20 в.
К. Маркс, анализируя производственные отношения капитализма свободной конкуренции, выделил монополию как неотъемлемый элемент этой системы хозяйствования.
Он представил три основных вида монополии - капиталистическую, вытекающую из самого существа капиталистического способа производства, случайную естественную и случайную. Капиталистическая монополия возникает из частной собственности по мере концентрации производства и развития конкуренции. Определяющей характеристикой является получение добавочной монопольно высокой прибыли.
Естественная монополия может появиться и в любом обществе, где существует частная собственность на особо благоприятный фактор, например на землю. Монополия земельной собственности позволяет устанавливать монопольную цену, превышающую цену производства и стоимость товара, на которые распространяется действие монополии. Под случайной монополией Маркс понимал монополию, возникающую для покупателя или продавца из случайного соотношения спроса и предложения. У Маркса стоимость является тем центром, вокруг которого колеблются цены. Таким образом реализуется добавочная прибыль. Случайная монополия, как и естественная, возникает в обществе, основанном на частной собственности.
К. Маркс рассмотрел монополию в связи с тенденцией капиталистического накопления. Для него монополия капитала являлась препятствием развития того способа производства, из которого выросла.
К. Марксом было раскрыто противоречивое единство монополии и конкуренции: «В практической жизни мы находим не только конкуренцию, монополию и их антагонизм, но также и их синтез, который есть не формула, а движение. Монополия производит конкуренцию, конкуренция производит монополию. Монополисты конкурируют между собой, конкуренты становятся монополистами. Синтез заключается в том, что монополия может держаться лишь благодаря тому, что она постоянно вступает в конкретную борьбу».
Под монополией Ленин понимал соглашение или объединение капиталистов, сосредоточивших в своих руках производство и сбыт значительной части продукции в отрасли, в целях установления высоких цен на товары и получения монопольно высокой прибыли.
Ленин
отмечал получение монополией сверхприбыли,
т.е. избытка прибыли сверх
К. Маркс и В.И. Ленин анализировали монополию, выявляя причинно-следственные связи и зависимости в реальном экономическом мире.
Основы
теории чистой монополии заложил
французский экономист
Курно
предложил теорию дуополии (двусторонней
монополии), когда на рынке работают
два продавца, приспосабливающие
свои объемы выпуска к заданным покупателями
ценам. В модели Курно достигается
точка равновесия, в которой дуополисты
продают равные количества по цене,
находящейся где-то между монопольной
и той, которая бы установилась в
условиях совершенной конкуренции,
где число продавцов
Однако применение теории дуополии Курно на рынке возможно лишь в исключительных случаях. Подобную реакцию монополистов, можно было бы увидеть на аукционе, т.е. когда имеет место организованный рынок. Но это единичный случай, который не отражает типичной ситуации.
Иной
подход к теории дуополии предложил
французский математик Ж. Бертран
в 80-е гг. XIX в. Согласно Бертрану, одна
фирма приспосабливается к
В 1897 г. английский экономист Ф.И. Эджуорт указал на то, что вышеназванные ситуации являются неопределенными лишь в тех пределах, за которые соперники не склонны выходить. Он предложил кривую сделок, отражающих геометрическое место точек выигрыша обеих сторон. В конечном счете возможная комбинация обменов зависела от соотношения рыночных сил. Решение Эджуорта для случая двусторонней монополии колеблется между конкурентной и монопольной ценой.
В 1920 г. английский экономист-статистик А.Л. Боули написал о том, что дуополия ведет к неравновесию и неустойчивости цены. Каждый из двух конкурентов, действуя как лидер, стремится подчинить себе другого. В этом случае объем предложения будет определяться, исходя из спроса на рынке и собственных издержек. Конкурентная борьба в конечном случае приведет к установлению монополии путем устранения одного из конкурентов. С точки зрения сочетания теоретического и эмпирического исследования ближе к действительности стоял Боули.
Информация о работе Монополия как экономическое явление.Особенности монополизации экономики РБ