Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 10:55, курсовая работа
В экономической жизни монополия выступает как крупное предприятие или объединение, союз крупных предприятий, которые производят значительную часть продукции данной отрасли и обладают определёнными экономическими преимуществами.
Монополия - рыночная структура, которая характеризуется наличием только одного продавца и множества покупателей. Слово «монополия» образовано от двух греческих слов: «монос» - один и «полео» - продаю. Ситуация с единственным продавцом товара называется чистой монополией.
К проблеме двух монополий обращался и известный английский экономист А. Маршалл, отмечая отсутствие универсального решения и невозможность определить, где именно установится цена на конечный продукт. Впервые в экономической науке для разработки теории рыночной цены Маршаллом были использованы конкурентные кривые спроса и предложения. Механизм конкурентных кривых был применен для анализа такой формы рынка, как монополия.
А. Маршалл доказал преимущества единственной крупной фирмы, которую можно вести более экономично при условии, когда такой же совокупный объем производства поделен между множеством сравнительно мелких конкурирующих производителей. Маршалл представил сильную сторону крупных компаний - использование преимуществ крупномасштабной кооперации. Он заявил, что шкала предложения данного товара в условиях свободной конкуренции показывает более высокие цены, чем шкала монополии. Другой вопрос, как поведет себя монополия. Проблему максимизации монопольного дохода он решил методом сравнения совокупного дохода и совокупных издержек. Суммарную выгоду монополии составили монопольный доход и потребительский излишек.
Маршалл
отметил тенденцию к
К концу XIX — началу XX в. изменилась экономическая ситуация: многие отрасли промышленности оказались в условиях, находящихся между конкуренцией и монополией. Экономисты столкнулись с тем, что проблему цены дифференцированного продукта нельзя было объяснить с помощью конкурентных кривых спроса и предложения. Попытка экономистов соединить теорию с практикой при использовании конкурентной теории приводила к теоретическим недоразумениям. Например, в механизм свободной конкуренции не вписывались крупные фирмы, использующие экономию от масштаба и оказывающие влияние на рыночную цену. Следовало предложить такие экономические модели, которые бы отразили новые экономические условия.
Итальянский экономист В. Парето предложил решить проблему монополии с помощью кривой безразличия: кривая валовое выручки должна касаться расположенной выше других кривое безразличия для прибыли. Анализ Парето оказался громоздким для него многочисленность продавцов и покупателей выступал» как одно лицо. Что касается монополий частных или государственных, то они сами устанавливают цены на свой продукт, ориентируясь на ожидаемый спрос. С точки зрения Парето, дифференциация продукта устраняет монополизм, потому что при большом разнообразии продукта невозможно завладеть рынком. В случае если на рынке работают два крупных продавца с дифференцированным товаром, то их следует рассматривать как самостоятельных монополистов. Парето анализировал различные виды монополизированных рынков, которые стали через несколько десятилетий объектом специального анализа.
Функциональные теории монополии американского экономиста Э. Чемберлина и англичанки Дж. Робинсон отразили более глубоко новые закономерности ценообразования. В XX в. Э. Чемберлин разработал теорию монополистической конкуренции, а Дж. Робинсон — теорию несовершенной конкуренции.
Для описания механизма цен Дж. Робинсон использовала понятие монополии в буквальном смысле, имея в виду одного-единственного продавца. Метод анализа основывался на частичном равновесии. Исследовалась динамика поведения одной фирмы в отрасли, предполагая, что все остальные фирмы находятся в равновесии. Монополия для Робинсон – это нарушение и потеря равновесного состояния конкурентной системой и даже «эксплуатация» наемного труда. Она рассмотрела ситуацию, когда товар изготавливается многими конкурирующими между собой производителями, т.е. при монополии покупателя.
Дж. Робинсон отмечала практическую значимость монополии: «Везде можно наблюдать действие тенденции к монополизации, проявляющейся в программах ограничения, системах квотирования, рационализации, росте гигантских компаний".
Для Э. Чемберлина монополия означала «контроль над предложением и тем самым над ценой». Он писал, что разработка теории шла по двум крайним направлениям при отсутствии представления о существовании среднего пути. Э. Чемберлин заявил о такой рыночной структуре, как монополистическая конкуренция, включая в элементы монополии и конкуренции. Этот теоретик признавал монополистически конкурентную природу экономики.
Чемберлин назвал элементы монополии: «монопольные цены и объемы продукции, затраты по сбыту и разного рода дискриминация». Он представил такие средства конкуренции, как цену, особенности продукта, рекламу. Для него борьба между монополистами идет как по линии ценовой конкуренции, так и через развитие неценовой конкуренции.
Э. Чемберлин рассматривает случай между монополией и конкуренцией — олигополию, когда на рынке несколько продавцов, каждый из которых способен оказать существенное влияние на рыночную ситуацию.
Методологические подходы к изучению новых закономерностей ценообразования в XIX —XX вв. различных школ в экономической теории оказались разными, но выводы совпали. На монополистическом (олигополистическом, с несовершенной конкуренцией) рынке монопольная цена устанавливается на уровне более высоком, чем средняя (конкурентная), а объем производства — на более низком уровне, чем при свободной (чистой, совершенной) конкуренции, за счет чего образуется монопольная прибыль, превышающая среднюю.
Универсальный подход к характеристике монополии предложен Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». Монополии определяются ситуацией, когда продавец имеет исключительное право на продажу.
Ситуация
в Беларуси, как и в других странах
СНГ, убеждает, что монополия отдельного
предприятия связана не столько
с экономической и технической
мощью, сколько с исключительностью
положения производителя и
Такое определение является «рабочим», так как его можно использовать в качестве инструментария при решении практических задач.
Безусловно,
любое определение всегда недостаточно,
потому что сама действительность многогранна
и качественные изменения, происходящие
в реальной жизни, могут приводить
к пересмотру воззрений и теоретических
положений. [8,с.168-198].
2.2
Монополизм в РБ:
предпосылки и
особенности
Особенность
переходной экономики Республики Беларусь
состоит в том, что рыночные преобразования
в ней осуществляются медленно и
противоречиво. Структурные диспропорции,
наличие элементов
Процесс
становления новых
В
настоящее время акционерными обществами,
концернами, холдингами, финансово-промышленными
группами, корпорациями и т.п. нередко
именуются структуры, далекие по природе,
статусу и содержанию от подобных формирований
в рыночной экономике. [6,с.176-184].
Их отличают отсутствие реальной свободы, принудительная «добровольность» формирования, осуществление жесткой централизации управления и финансовых ресурсов, сравнительно небольшие (по западным меркам) размеры и количество структурных единиц, административная и финансовая зависимость от центрального звена, отсутствие необходимого научно-технического и производственного потенциала.
В рыночной экономике акционерные общества появились вследствие обострения конкуренции как более высокая ступень и развитии индивидуального частного капитала. В Беларуси они создавались при отсутствии капитала, как правило, путем преобразования (переименования) предприятии в акционерные общества. Настоящие же акционерные общества существуют лишь тогда, когда их акции могут свободно продаваться на рынке.
Белорусским монополиям свойственны негибкость, инерционность, низкая экономическая эффективность, однообразие принципов и методов хозяйствования. Многие из них являются отсталыми в техническом отношении и убыточными - в экономическом, находятся в крайне тяжелом финансовом положении, а некоторые - даже на грани банкротства.
Монополизм — это господство на рынке товаров и услуг одного или нескольких производителей, продавцов, объединяющихся в целях захвата рынка, вытеснения конкурентов, продающих аналогичный товар, контроля цен.
Как и везде в мире, в Беларуси государственная монополия присуща сферам деятельности, обеспечивающим институтам власти и управления выполнение функций, связанных с обороной и безопасностью государства, а также занятым производством и реализацией ряда товаров и услуг, в числе которых — оружие, лекарства, ядохимикаты, ликероводочные и табачные изделия, драгоценные металлы.
Большинство
предприятий автомобильного, тракторного
и сельскохозяйственного
На начало 2006 г. в Государственный реестр субъектов естественных монополий республиканского уровня включено 30 хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в условиях естественных монополий следующих сфер:
-транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
-транспортировка газа по магистральным и распределительным трубопроводам;
-передача и распределение электрической и тепловой энергии;
-централизованное водоснабжение и водоотведение;
-услуги электрической и почтовой связи общего пользования;
-услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, обеспечивающими движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки;
-услуги транспортных терминалов, аэропортов;
-обслуживание
и эксплуатация воздушных трасс сообщения,
управление воздушным движением. [5,с.147-150].
В
отличие от естественных монополий,
чей монополизм обусловлен технологическими
и экономическими факторами, и государственных
монополий, обеспечивающих выполнение
функций, связанных с обороной и
безопасностью государства, а также
занятых производством и
Высокая
степень монополизации
В деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и легкой промышленности преобладают средние и малые предприятия, продукция которых в целом однородна, нет жесткой технологической зависимости потребителей от поставщиков, что благоприятствует конкуренции. Однако и здесь складываются монополизированные рынки в силу неразвитости складской, сбытовой, информационной и транспортной инфраструктуры. Предприятия этих отраслей, работая в значительной мере на потребительский рынок, зачастую не имеют прямых контактов с покупателями, поскольку реализация большей части продукции происходит через систему торговых и оптово-закупочных организаций, что сдерживает развитие конкурентных отношений.
Информация о работе Монополия как экономическое явление.Особенности монополизации экономики РБ