Переходная экономика РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:54, курсовая работа

Краткое описание

Современная белорусская экономика, по определению ООН, имеет переходный характер - от централизованно планируемой к рыночной. Наверное, точнее было бы сказать, что это экономика, переходная от плановой, функционирующей на основе принципов перераспределения ресурсов государством, - к рыночной, основанной на принципах самоокупаемости всех субъектов.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 57.81 Кб (Скачать)

Введение

Современная белорусская  экономика, по определению ООН, имеет переходный характер - от централизованно планируемой к рыночной. Наверное, точнее было бы сказать, что это экономика, переходная от плановой, функционирующей на основе принципов перераспределения ресурсов государством, - к рыночной, основанной на принципах самоокупаемости всех субъектов.

Следует отметить, что при плане нет рынка в смысле экономического пространства. Многие разделяют мнение тех экономистов, которые считают, что советской экономике была присуща специфическая форма рынка с особыми условиями реализации продукта. Общесоюзный национальный рынок существовал. Однако продукт на этом рынке реализовывался по преимуществу не как товар, подлежащий купле-продаже, а в процессе централизованного распределения. Вероятно, будет точнее говорить о едином советском национальном экономическом пространстве, а не о едином советском национальном рынке. Тем не менее, накануне реформ такой рынок был, а условия его функционирования диктовались властями и отражали централизованные плановые цели. Реализация продукции имела рыночный характер лишь при смене форм собственности на продукт государственной на личную или колхозно-кооперативную, национальной на иностранную.

Эффективная реализация экономической  политики в Беларуси в условиях проводимых реформ определяется рядом обстоятельств. Назовем лишь некоторые из них:

·        полная открытость национальных рынков для иностранных воздействий;

·        потеря рычагов управления отраслями;

·        разрушение национального научного и промышленного потенциала.

Актуальность темы исследования  курсовой работы связана с необходимостью определения целей и условий реализации антикризисной стратегии  формирования новой белорусской рыночной модели экономики.

Объектом исследования послужили  учебные, теоретические материалы  и источники, правительственные  документы и программы по формированию модели рыночной экономики. 

Целью исследования является изучение условий и путей формирования экономики в переходный период, ее содержание и перспективы развития.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ЭКОНОМИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

 

1.2   Понятие и виды экономических моделей экономики 

 

Экономическое моделирование (лат. modulus - образец) - воспроизведение  экономических объектов и процессов  в малых, экспериментальных формах, в искусственно созданных условиях (натурное моделирование). В экономической науке чаще используется моделирование посредством описания экономических процессов экономическими зависимостями. Моделирование служит предпосылкой и средством анализа экономики и протекающих в ней явлений и обоснования принимаемых решений, прогнозирования, планирования, управления экономическими процессами и объектами. Модель экономического объекта обычно поддерживается реальными эмпирическими данными, а результаты анализа, выполненных в рамках построенной модели, позволяют строить прогнозы, проводить объективные оценки. В свою очередь, экономическое поведение в ключе, экономического моделирования, образ, способ, характер экономических действий граждан, работников, руководителей, производственных коллективов в тех или иных складывающихся условиях экономической деятельности. [19,с.114] 

 Человеческое общество в своем развитии использовало и использует различные экономические системы. Они различаются подходом и методами решения основных экономических проблем (Что производить? Как производить? Для кого производить?):

1. Традиционные системы  действуют в слаборазвитых странах.  Такие системы основаны на  передающихся от поколения к  поколению обычаях, традициях  (общинная собственность, натуральное  хозяйство).

2. Командная система (плановая) предполагает государственную собственность  на ресурсы. Все решения по  основным экономическим проблемам принимает государство (Куба, Северная Корея).

3. Рыночная экономика. Все ответы на основные экономические вопросы определяет рынок. «Что» решается спросом. «Как» - качественно и дешево. «Для кого» - кто больше заплатит.

4. Смешанная экономика.  Современная рыночная система  представляет собой сочетание  форм предпринимательской деятельности и роли государства (плана и рынка).

Смешанная экономическая  система - экономическая система  с элементами рынка, команды и  традиций. В такой системе и государство и рынок играют важную роль в решении основных экономических вопросов. Все современные развитые страны мира живут в условиях смешанной экономики. Например:

- Шведская система характеризуется  активным участием государства  в обеспечении экономической  стабильности (социальная политика).

-  Японская модель экономики отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный характер (государственные программы). Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций. В американской экономике государство играет важную роль в разработке и соблюдении правил экономической игры, обеспечении НИОКР, свободы предпринимательства, развитии образования, культуры. Смешанная экономика диктует наиболее эффективное использование ресурсов, способствует разработке и использованию совершенных технологий. [22,с.44]

1.2 Понятие и полагающие  черты моделей рыночной экономики

 
    

 В современной неоклассической  экономической литературе наиболее  часто используется определение  рынка, данное французским экономистом

А.Курно (1801-1877гг.) и экономистом  А.Маршаллом (1842-1924). "Рынок- это не какая-либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов  друг с другом столь свободны, что  цены на одни и те же товары имеют  тенденцию легко и быстро выравниваться". В данном определении в качестве критерия определения рынка выступают  свобода обмена и установление цен.        

 Английский экономист  У. Джевонс (1835-1882) в качестве  основного критерия определения  рынка выдвигает "тесноту"  взаимосвязей между продавцами  и покупателями. Он считает, что  рынок представляет собой всякую  группу людей, вступающие в  тесные деловые отношения и  заключающих сделки по поводу  любого товара.

Основной недостаток приведенных  определений состоит в том, что  содержание рынка сводится только к  сфере обмена.

При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из того, что понятие "рынок" имеет двойственное значение. Во-первых, в собственном смысле рынок (market) означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых, рынок- это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности, товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы. Кроме обращения как такового рыночные отношения включают:

- отношения, связанные  с арендой предприятий и других  структур экономики, когда взаимосвязь  между двумя субъектами осуществляется  на рыночной основе;   

- обменные процессы совместных  предприятий с зарубежными                          фирмами;

-   процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда;

-   кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент;

-   процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления, включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения. [8,с.76]

Экономические связи обеспечивают движение продуктов от производителя  к потребителю, происходит многосторонний обмен между производителями, с  одной стороны, и потребителями- с другой.

Такие обменные процессы обусловлены  общественным разделением труда, которое, с одной стороны, разъединяет  производителей, разобщает их по видам  трудовой деятельности, с другой –  порождает устойчивые функциональные взаимосвязи между ними. В результате экономическая предпосылка превращения  простого производителя в субъект  рыночных отношений материализуется  и производство становится товарным. Производители самостоятельно организуют производство и реализацию продукции, возмещают издержки, расширяют и совершенствуют производство. Обменные процессы в условиях товарно-денежных отношений принимают форму рыночных отношений.

Из ограниченности экономических  ресурсов вытекает необходимость хозяйственной (экономической) деятельности, иначе  говоря, трансформации и приспособления экономических ресурсов в целях  удовлетворения потребностей. Экономическая (хозяйственная) деятельность – не что иное, как постоянная работа по оценке, сравнению и отбору альтернативных вариантов использования экономических  ресурсов. Это происходит на всех уровнях, в этом участвуют хозяйствующие  субъекты  (участники экономического процесса).

К хозяйствующим субъектам, или, как их чаще называют в экономической  науке, экономическим агентам, принято  относить всех, кто самостоятельно принимает решения, планирует и  реализует в сфере экономической (хозяйственной) деятельности практические мероприятия. К экономическим агентам  относят отдельных лиц, семьи, руководителей  хозяйственных единиц (предприятий, банков, страховых обществ), правления  акционерных обществ, правительственные  органы и учреждения.

В соответствии с той ролью, которую играют экономические агенты, принято различать домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные  учреждения), нередко- некоммерческие организации.

К объектам рынка относятся товары и деньги.                     

Товар- это продукт труда, предназначенный для обмена путем  купли-продажи. Товар обладает двумя  свойствами: во-первых, он удовлетворяет  какую-либо человеческую потребность, во-вторых, является вещью, способной  обмениваться на другую вещь. Иначе  говоря, товар обладает потребительной стоимостью и меновой стоимостью.

Например, рыба, плавающая  в реке, превратится в товар  лишь после того, как ее выловят, то есть осуществят определенные трудовые затраты. 

И что не менее важно, товар  должен быть не только изготовлен (произведен) для других, но и продан другим людям, то есть, передан на основе эквивалентного (равноценного) возмещения (подарок, хотя и произведен для удовлетворения потребностей другого человека, не является товаром).

Вещи становятся товарами не сами по себе, а лишь тогда, когда  они выступают объектом обмена между  людьми. Поэтому в товаре выражены отношения между людьми по поводу обмена продуктами труда.

Деньги же известны с далекой  древности, и появились они как  результат более высокого развития производительных сил и товарных отношений.

Деньги - историческая категория, развивающаяся на каждом этапе товарного  производства и наполняющаяся новым  содержанием, которое усложняется  с изменением условий производства. Переход от натурального хозяйства  к товарному, а также требование соблюдения эквивалентности обмена обусловили необходимость появления  денег, без участия которых невозможен массовый обмен товаров, складывающийся на основе производственной специализации  и имущественной обособленности товаропроизводителей. [3,с.77]

Таким образом, сущность денег  заключается в том, что это - специфический  товарный вид, с натуральной формой которого срастается общественная функция  всеобщего эквивалента. Сущность денег  выражается в единстве их двух свойств: всеобщей непосредственной обмениваемости и всеобщего рабочего времени.

Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. К важнейшим функциям относятся:

·        функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. В результате производство начинает сокращаться;

·        стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда;

·        функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. Однако эта функция может действовать в условиях бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор, отсутствия  монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей и состязательности между ними);

·        регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро - и макропропорции в экономике, в производстве и обмене;

·        функция демократизации хозяйственной жизни, реализации принципов самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономических нежизнеспособных его элементов и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей.

Основные принципы рыночной экономики следующие:

·        свобода хозяйственной деятельности, то есть свободная рыночная конкуренция товаров, услуг и ценных бумаг без вмешательства в процесс купли-продажи государства или местных органов власти и управления. На микроуровне хозяйственная деятельность принимает характер предпринимательской деятельности (бизнеса). Свобода предпринимательства выражает свободное право частных фирм использовать экономические ресурсы для производства товаров по собственному выбору и продавать произведенные товары на рынках, которые они сами выбрали по свободным ценам;

·        равноправие рыночных субъектов;

·        экономическая ответственность и риск предпринимателей, то есть люди и коллективы ориентируются на собственные интересы и милы, а за негативные последствия хозяйствования сами же и отвечают. Это заставляет бдительно относиться к ресурсам, инициативной, активной, находчивой экономической деятельности;

·        экономическая конкуренция. Конкуренция- это процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы продуцентов и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и услуг за наиболее выгодные условия производства и сбыта;

·        свободное ценообразование, то есть процесс формирования цен на товары и системы цен в целом при рыночной экономике происходит стихийно, цены складываются под воздействием спроса и предложения в условиях конкуренции, а взаимодействие спроса и предложения определяется характером и структурой между производителями и потребителями;

Информация о работе Переходная экономика РБ