Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:54, курсовая работа
Современная белорусская экономика, по определению ООН, имеет переходный характер - от централизованно планируемой к рыночной. Наверное, точнее было бы сказать, что это экономика, переходная от плановой, функционирующей на основе принципов перераспределения ресурсов государством, - к рыночной, основанной на принципах самоокупаемости всех субъектов.
Введение
Современная белорусская экономика, по определению ООН, имеет переходный характер - от централизованно планируемой к рыночной. Наверное, точнее было бы сказать, что это экономика, переходная от плановой, функционирующей на основе принципов перераспределения ресурсов государством, - к рыночной, основанной на принципах самоокупаемости всех субъектов.
Следует отметить, что при плане нет рынка в смысле экономического пространства. Многие разделяют мнение тех экономистов, которые считают, что советской экономике была присуща специфическая форма рынка с особыми условиями реализации продукта. Общесоюзный национальный рынок существовал. Однако продукт на этом рынке реализовывался по преимуществу не как товар, подлежащий купле-продаже, а в процессе централизованного распределения. Вероятно, будет точнее говорить о едином советском национальном экономическом пространстве, а не о едином советском национальном рынке. Тем не менее, накануне реформ такой рынок был, а условия его функционирования диктовались властями и отражали централизованные плановые цели. Реализация продукции имела рыночный характер лишь при смене форм собственности на продукт государственной на личную или колхозно-кооперативную, национальной на иностранную.
Эффективная реализация экономической политики в Беларуси в условиях проводимых реформ определяется рядом обстоятельств. Назовем лишь некоторые из них:
· полная открытость национальных рынков для иностранных воздействий;
· потеря рычагов управления отраслями;
· разрушение национального научного и промышленного потенциала.
Актуальность темы исследования курсовой работы связана с необходимостью определения целей и условий реализации антикризисной стратегии формирования новой белорусской рыночной модели экономики.
Объектом исследования послужили учебные, теоретические материалы и источники, правительственные документы и программы по формированию модели рыночной экономики.
Целью исследования является изучение условий и путей формирования экономики в переходный период, ее содержание и перспективы развития.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
1.2 Понятие и виды экономических моделей экономики
Экономическое моделирование (лат. modulus - образец) - воспроизведение экономических объектов и процессов в малых, экспериментальных формах, в искусственно созданных условиях (натурное моделирование). В экономической науке чаще используется моделирование посредством описания экономических процессов экономическими зависимостями. Моделирование служит предпосылкой и средством анализа экономики и протекающих в ней явлений и обоснования принимаемых решений, прогнозирования, планирования, управления экономическими процессами и объектами. Модель экономического объекта обычно поддерживается реальными эмпирическими данными, а результаты анализа, выполненных в рамках построенной модели, позволяют строить прогнозы, проводить объективные оценки. В свою очередь, экономическое поведение в ключе, экономического моделирования, образ, способ, характер экономических действий граждан, работников, руководителей, производственных коллективов в тех или иных складывающихся условиях экономической деятельности. [19,с.114]
Человеческое общество в своем развитии использовало и использует различные экономические системы. Они различаются подходом и методами решения основных экономических проблем (Что производить? Как производить? Для кого производить?):
1. Традиционные системы
действуют в слаборазвитых
2. Командная система (плановая)
предполагает государственную
3. Рыночная экономика. Все ответы на основные экономические вопросы определяет рынок. «Что» решается спросом. «Как» - качественно и дешево. «Для кого» - кто больше заплатит.
4. Смешанная экономика. Современная рыночная система представляет собой сочетание форм предпринимательской деятельности и роли государства (плана и рынка).
Смешанная экономическая система - экономическая система с элементами рынка, команды и традиций. В такой системе и государство и рынок играют важную роль в решении основных экономических вопросов. Все современные развитые страны мира живут в условиях смешанной экономики. Например:
- Шведская система
- Японская модель экономики отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный характер (государственные программы). Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций. В американской экономике государство играет важную роль в разработке и соблюдении правил экономической игры, обеспечении НИОКР, свободы предпринимательства, развитии образования, культуры. Смешанная экономика диктует наиболее эффективное использование ресурсов, способствует разработке и использованию совершенных технологий. [22,с.44]
1.2 Понятие и полагающие
черты моделей рыночной
В современной
А.Курно (1801-1877гг.) и экономистом А.Маршаллом (1842-1924). "Рынок- это не какая-либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться". В данном определении в качестве критерия определения рынка выступают свобода обмена и установление цен.
Английский экономист
У. Джевонс (1835-1882) в качестве
основного критерия
Основной недостаток приведенных определений состоит в том, что содержание рынка сводится только к сфере обмена.
При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из того, что понятие "рынок" имеет двойственное значение. Во-первых, в собственном смысле рынок (market) означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых, рынок- это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности, товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы. Кроме обращения как такового рыночные отношения включают:
- отношения, связанные
с арендой предприятий и
- обменные процессы совместных
предприятий с зарубежными
- процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда;
- кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент;
- процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления, включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения. [8,с.76]
Экономические связи обеспечивают движение продуктов от производителя к потребителю, происходит многосторонний обмен между производителями, с одной стороны, и потребителями- с другой.
Такие обменные процессы обусловлены
общественным разделением труда, которое,
с одной стороны, разъединяет
производителей, разобщает их по видам
трудовой деятельности, с другой –
порождает устойчивые функциональные
взаимосвязи между ними. В результате
экономическая предпосылка
Из ограниченности экономических
ресурсов вытекает необходимость хозяйственной
(экономической) деятельности, иначе
говоря, трансформации и приспособления
экономических ресурсов в целях
удовлетворения потребностей. Экономическая
(хозяйственная) деятельность – не
что иное, как постоянная работа
по оценке, сравнению и отбору альтернативных
вариантов использования
К хозяйствующим субъектам,
или, как их чаще называют в экономической
науке, экономическим агентам, принято
относить всех, кто самостоятельно
принимает решения, планирует и
реализует в сфере
В соответствии с той ролью, которую играют экономические агенты, принято различать домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), нередко- некоммерческие организации.
К объектам рынка относятся товары и деньги.
Товар- это продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. Товар обладает двумя свойствами: во-первых, он удовлетворяет какую-либо человеческую потребность, во-вторых, является вещью, способной обмениваться на другую вещь. Иначе говоря, товар обладает потребительной стоимостью и меновой стоимостью.
Например, рыба, плавающая в реке, превратится в товар лишь после того, как ее выловят, то есть осуществят определенные трудовые затраты.
И что не менее важно, товар должен быть не только изготовлен (произведен) для других, но и продан другим людям, то есть, передан на основе эквивалентного (равноценного) возмещения (подарок, хотя и произведен для удовлетворения потребностей другого человека, не является товаром).
Вещи становятся товарами не сами по себе, а лишь тогда, когда они выступают объектом обмена между людьми. Поэтому в товаре выражены отношения между людьми по поводу обмена продуктами труда.
Деньги же известны с далекой древности, и появились они как результат более высокого развития производительных сил и товарных отношений.
Деньги - историческая категория, развивающаяся на каждом этапе товарного производства и наполняющаяся новым содержанием, которое усложняется с изменением условий производства. Переход от натурального хозяйства к товарному, а также требование соблюдения эквивалентности обмена обусловили необходимость появления денег, без участия которых невозможен массовый обмен товаров, складывающийся на основе производственной специализации и имущественной обособленности товаропроизводителей. [3,с.77]
Таким образом, сущность денег заключается в том, что это - специфический товарный вид, с натуральной формой которого срастается общественная функция всеобщего эквивалента. Сущность денег выражается в единстве их двух свойств: всеобщей непосредственной обмениваемости и всеобщего рабочего времени.
Сущность рынка наиболее
полно проявляется в его
· функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. В результате производство начинает сокращаться;
· стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда;
· функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. Однако эта функция может действовать в условиях бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор, отсутствия монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей и состязательности между ними);
· регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро - и макропропорции в экономике, в производстве и обмене;
· функция демократизации хозяйственной жизни, реализации принципов самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономических нежизнеспособных его элементов и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей.
Основные принципы рыночной экономики следующие:
· свобода хозяйственной деятельности, то есть свободная рыночная конкуренция товаров, услуг и ценных бумаг без вмешательства в процесс купли-продажи государства или местных органов власти и управления. На микроуровне хозяйственная деятельность принимает характер предпринимательской деятельности (бизнеса). Свобода предпринимательства выражает свободное право частных фирм использовать экономические ресурсы для производства товаров по собственному выбору и продавать произведенные товары на рынках, которые они сами выбрали по свободным ценам;
· равноправие рыночных субъектов;
· экономическая ответственность и риск предпринимателей, то есть люди и коллективы ориентируются на собственные интересы и милы, а за негативные последствия хозяйствования сами же и отвечают. Это заставляет бдительно относиться к ресурсам, инициативной, активной, находчивой экономической деятельности;
· экономическая конкуренция. Конкуренция- это процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы продуцентов и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и услуг за наиболее выгодные условия производства и сбыта;
· свободное ценообразование, то есть процесс формирования цен на товары и системы цен в целом при рыночной экономике происходит стихийно, цены складываются под воздействием спроса и предложения в условиях конкуренции, а взаимодействие спроса и предложения определяется характером и структурой между производителями и потребителями;