Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:54, курсовая работа
Современная белорусская экономика, по определению ООН, имеет переходный характер - от централизованно планируемой к рыночной. Наверное, точнее было бы сказать, что это экономика, переходная от плановой, функционирующей на основе принципов перераспределения ресурсов государством, - к рыночной, основанной на принципах самоокупаемости всех субъектов.
· ведущая роль финансовых показателей. Денежное обращение определяет количество денег и объем производства. От его функционирования зависят хозяйственная активность, экономический рост, благополучие общества. Кредит во многом является условием и предпосылкой развития современной экономики, неотъемлемым элементом экономического роста. Им пользуются как государства и правительства, так и отдельные граждане. Прибыль - важнейшая категория рыночной экономики, ее максимизация выступает в качестве непосредственной цели и движущего мотива производства;
· всеобщность рынка, то есть имеет место уменьшение ограничений вхождения в мировой рынок;
· открытость рынка, то есть свободное перемещение товаров и капиталов через границу;
· государственное регулирование, то есть воздействие государства на деятельность хозяйственных субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма, решения экологических и социальных проблем;
· социальная защита населения. Предполагает два взаимосвязанных понятия: с одной стороны - предоставление всем гражданам равных возможностей в том, чтобы они своим трудом обеспечили себе достойную жизнь; с другой стороны - государственную поддержку нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества. [21,с.36]
Основной экономический аргумент в пользу рыночной системы состоит в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов. Согласно этому тезису, конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается.
Важным неэкономическим аргументом в пользу рыночной системы является свобода. Одна из фундаментальных проблем организации общества заключается в том, как координировать экономическую деятельность множества индивидов и предприятий. Существует два способа такой координации: один - это централизованное управление и использование мер принуждения; другой - это добровольное сотрудничество через посредство рыночной системы. Лишь рыночная система способна координировать экономическую деятельность без принуждения. [11,с.54]
Рыночный механизм имеет как преимущества, так и недостатки. Позитивные функции рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Это не означает, однако, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными и во всем обеспечивают прогрессивное развитие общества. У рыночного хозяйства есть свои врожденные недостатки.
Во-первых, функционирование рыночной системы основано на стихийном действии экономических регуляторов. Это порождает неустойчивость экономики, неизбежно возникающие диспропорции устраняются не сразу. Восстановление равновесия осуществляется порой через кризисы и другие глубокие потрясения.
Во-вторых, при бесконтрольности рыночной среды неизбежно возникают монополизированные структуры, ограничивающие свободу конкуренции со всеми ее позитивными функциями, создающие неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.
В-третьих, стихийно действующий механизм рынка не настраивает экономику на удовлетворение многих общественных потребностей, внутренне не способствует формированию фондов, идущих на удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом. Прежде всего, это формирование социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия), поддержка здравоохранения, образования, науки, искусства, культуры и многих других социально ориентированных сфер.
В-четвертых, рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения и гарантированный трудовой доход. Каждый вынужден самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, то есть делению на богатых и бедных, усиливает социальную напряженность.
Эти черты рыночного несовершенства могут быть смягчены осуществлением разумной экономической политики. Здесь особенно важны меры государственного регулирования хозяйства путем перераспределения средств в пользу тех сфер общественной жизни, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными источниками, а также меры социальной политики.
Модель социальной рыночной
экономики означает экономическую
систему, функционирующую по рыночным
законам при активном участии
государства в поддержании
1. Индивидуальная свобода.
Она необходима для
2. Социальная справедливость.
Государственная социальная
3. Антициклическая политика.
Конкурентная и социальная
4. Политика роста –
создание правовых основ,
6. Принцип поддержания
конкуренции. Достижение
7. Социальное партнерство.
Текущие вопросы найма и
2. Формирование белорусской модели
рыночной экономики
Программа «Основные направления
перехода к рынку» была разработана
правительством и одобрена Верховным
Советом СССР осенью 1990 г. В ней
выдвигались задачи по стабилизации
экономики и сокращению дефицита
государственного бюджета прежде всего
за счет повышения цен (лишь частично
компенсируемого населению), а также
меры по переходу к рынку через
постепенное разгосударствление собственности
крупных предприятий и
В «Основных направлениях» упор сделан на изменения отношений собственности, на разгосударствление и приватизацию как главном содержании перехода к рынку. Это вполне соответствует советской теоретической традиции выводить всю хозяйственную систему из этих отношений. Но главное содержание рыночных отношений в наличии эффективной конкуренции на рынках товаров, услуг и ресурсов. Поэтому и вопросы приватизации необходимо решать, исходя из этого главного критерия.
Кроме того, если одновременно
с разгосударствлением и
· все основные аспекты рынка должны создаваться одновременно и во взаимосвязи;
· процесс реформы должен быть максимально сжат во времени;
· необходимо четкое понимание главного содержания, критерия всех проводимых мероприятий.
Все три требования в «Основных направлениях» были нарушены.
Несовместимость устаревшей исходной базы и качественно новых задач неизбежное противоречие всякой глубокой реформы. И для каждой страны в конкретную эпоху приходится искать собственное, оригинальное решение. Особенно необходимы «нестандартные» решения для такой гигантской страны, как СССР. Советская правительственная программа «Основные направления» привела к разрушению старого административного хозяйственного механизма, не создавая при этом нового, рыночного. Предусмотренное программой и президентскими указами сохранение системы государственных заказов и сложившихся хозяйственных связей будет ограничивать рыночную самостоятельность предприятий, сдерживать управленческую инициативу и перестройку структуры экономики.
Жесткий контроль государства
над договорными ценами не позволит
формироваться свободным
В программе не предусмотрено:
· сохранится ли государственная поддержка убыточных предприятий;
· масштабы и порядок приватизации, этот процесс растянут на неопределенно длительный срок.
В программе указываются основные меры:
· сокращение бюджетного дефицита до 2-3% ВНП (т. е. в 3-4 раза);
· освобождение цен от контроля (за некоторыми исключениями);
· отмена ценовых субсидий;
· приватизация мелких предприятий и коммерциализация (т.е. полная рыночная самостоятельность без смены собственника) крупных;
· ликвидация отраслевых министерств, отмена государственных заказов;
· введение социальной защиты, аналогичной другим странам с рыночной экономикой;
· установление допустимой нормы увеличения заработной платы.
Достаточно ли этих мер, чтобы заработал главный двигатель рынка - конкуренция? Видимо, нет. Мощные иностранные фирмы и обеспечат острую конкуренцию со стороны международных рынков.
Они учитывают, что ускоренная
либерализация
Регулирование цен необходимо сохранить:
· на коммунальные услуги (постоянно),
· на жилье (временно),
· в экспорте и импорте (временно).
Для нормального функционирования рыночного механизма необходимы свободные цены, устанавливаемые в ходе конкуренции, на подавляющее большинство товаров и услуг. Предложение о «высвобождении цен» базируется на концепции включения хозяйства СССР в систему всемирной конкуренции и переходе на мировые цены за трехлетний срок.
Рост цен можно ограничить жесткой финансовой политикой.
По существу:
· сократить военные и управленческие издержки;
· значительно урезать ценовые и иные субсидии;
· ограничить ассигнования на пенсии, повысив пенсионный возраст и увеличив необходимый стаж.
В то же время авторы считают, что доходы государства следует увеличить за счет:
· выплаты дивидендов в бюджет государственными предприятиями;
· введения новых налогов (например, в виде отчислений от добычи нефти) и др.
Помимо изменения финансовой политики, необходимо структурно перестроить как систему финансов, так и кредита.
Должны быть пересмотрены база налога на прибыль и налог на сверхприбыль, а также личный подоходный налог.
Вместо налога с оборота
рекомендуется ввести фиксированную
ставку налога пропорционально цене
товара, а через 2-3 года - налога на добавленную
стоимость, т. е. на цену товара и услуги
за вычетом стоимости
Предлагается ограничить число внебюджетных социальных фондов для введения жесткого контроля над расходами.
Налогообложение внешней торговли должно быть пересмотрено, исходя из «необходимости ускоренной интеграции экономики в мировую систему торговли».
«Кредитно-денежная политика должна осуществляться административными методами» (при отсутствии развитых финансовых рынков).
Политика в области доходов и социальной помощи самым непосредственным образом затрагивает жизненный уровень населения.
Во-первых, при переходе к
рынку значительный рост денежных доходов
населения подтолкнет (через повышение
издержек и спроса) и без того
огромный скачок общего уровня цен
и превратит этот единовременный
(как они полагают) скачок в бесконечную
спираль инфляции. Поэтому в своих
рекомендациях эксперты предусматривают
жесткое ограничение роста
Во-вторых, в не меньшей
степени их опасения вызывает и неизбежный
в переходный период высокий уровень
безработицы. Однако здесь они ограничиваются
указанием на необходимость изыскать
источники финансирования пособий
по безработице. В социальном аспекте
массовая безработица поставит страну
перед неразрешимой проблемой. На Западе
безработица давно уже