Переходная экономика РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:54, курсовая работа

Краткое описание

Современная белорусская экономика, по определению ООН, имеет переходный характер - от централизованно планируемой к рыночной. Наверное, точнее было бы сказать, что это экономика, переходная от плановой, функционирующей на основе принципов перераспределения ресурсов государством, - к рыночной, основанной на принципах самоокупаемости всех субъектов.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 57.81 Кб (Скачать)

·        ведущая роль финансовых показателей. Денежное обращение определяет количество денег и объем производства. От его функционирования зависят хозяйственная активность, экономический рост, благополучие общества. Кредит во многом является условием и предпосылкой развития современной экономики, неотъемлемым элементом экономического роста. Им пользуются как государства и правительства, так и отдельные граждане. Прибыль - важнейшая категория рыночной экономики, ее максимизация выступает в качестве непосредственной цели и движущего мотива производства;

·        всеобщность рынка, то есть имеет место уменьшение ограничений вхождения в мировой рынок;

·        открытость рынка, то есть свободное перемещение товаров и капиталов через границу;

·        государственное регулирование, то есть воздействие государства на деятельность хозяйственных субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма, решения экологических и социальных проблем;

·        социальная защита населения. Предполагает два взаимосвязанных понятия: с одной стороны - предоставление всем гражданам равных возможностей в том, чтобы они своим трудом обеспечили себе достойную жизнь; с другой стороны - государственную поддержку нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества. [21,с.36]

Основной экономический  аргумент в пользу рыночной системы  состоит в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов. Согласно этому тезису, конкурентная рыночная система направляет ресурсы  в производство тех товаров и  услуг, в которых общество больше всего нуждается.

Важным неэкономическим  аргументом в пользу рыночной системы  является свобода. Одна из фундаментальных  проблем организации общества заключается  в том, как координировать экономическую  деятельность множества индивидов  и предприятий. Существует два способа  такой координации: один - это централизованное управление и использование мер  принуждения; другой - это добровольное сотрудничество через посредство рыночной системы. Лишь рыночная система способна координировать экономическую деятельность без принуждения. [11,с.54]

Рыночный механизм имеет  как преимущества, так и недостатки. Позитивные функции рынка делают его в принципе достаточно эффективной  системой. Это не означает, однако, что  рыночные отношения являются абсолютно  совершенными и во всем обеспечивают прогрессивное развитие общества. У  рыночного хозяйства есть свои врожденные недостатки.

Во-первых, функционирование рыночной системы основано на стихийном  действии экономических регуляторов. Это порождает неустойчивость экономики, неизбежно возникающие диспропорции устраняются не сразу. Восстановление равновесия осуществляется порой через кризисы и другие глубокие потрясения.

Во-вторых, при бесконтрольности рыночной среды неизбежно возникают  монополизированные структуры, ограничивающие свободу конкуренции со всеми  ее позитивными функциями, создающие  неоправданные привилегии для ограниченного  круга субъектов рынка.

В-третьих, стихийно действующий  механизм рынка не настраивает экономику  на удовлетворение многих общественных потребностей, внутренне не способствует формированию фондов, идущих на удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно  с бизнесом. Прежде всего, это формирование социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия), поддержка здравоохранения, образования, науки, искусства, культуры и многих других социально ориентированных  сфер.

В-четвертых, рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного  населения и гарантированный  трудовой доход. Каждый вынужден самостоятельно заботиться о своем месте в  обществе, что неизбежно ведет  к социальному расслоению, то есть делению на богатых и бедных, усиливает  социальную напряженность.

Эти черты рыночного несовершенства могут быть смягчены осуществлением разумной экономической политики. Здесь  особенно важны меры государственного регулирования хозяйства путем  перераспределения средств в  пользу тех сфер общественной жизни, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными источниками, а  также меры социальной политики.

Модель социальной рыночной экономики означает экономическую  систему, функционирующую по рыночным законам при активном участии  государства в поддержании баланса  между рыночной эффективностью и  социальной справедливостью. Модель социальной рыночной экономики обладает совокупностью  следующих отличительных признаков.

1. Индивидуальная свобода.  Она необходима для децентрализованного  принятия решений и функционирования  рыночных механизмов.

2. Социальная справедливость. Государственная социальная политика  должна быть обращена к людям,  которые не вовлечены в экономический  процесс, и предотвращать чрезмерное  неравенство в доходах, иных  материальных и социальных показателях  уровня жизни.

3. Антициклическая политика. Конкурентная и социальная политика  действенна только в условиях  стабильной экономики. Поэтому  колебания деловой конъюнктуры,  сопровождающиеся ухудшением материального  положения граждан, должны быть  сведены к минимуму.

4. Политика роста –  создание правовых основ, инфраструктуры  и стимулов для модернизации  производственных мощностей и  использования технологических  инноваций.

6. Принцип поддержания  конкуренции. Достижение вышеперечисленных  целей не должно достигаться  за счет подавления или существенного  ограничения конкурентных начал  экономической деятельности.

7. Социальное партнерство.  Текущие вопросы найма и оплаты  труда решаются в двустороннем  порядке между работодателями  и работниками при посредничестве, в случае необходимости, государства.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Формирование белорусской  модели

рыночной экономики

 

Программа «Основные направления  перехода к рынку» была разработана  правительством и одобрена Верховным  Советом СССР осенью 1990 г. В ней  выдвигались задачи по стабилизации экономики и сокращению дефицита государственного бюджета прежде всего  за счет повышения цен (лишь частично компенсируемого населению), а также  меры по переходу к рынку через  постепенное разгосударствление собственности  крупных предприятий и приватизацию мелких (особенно в сфере торговли и услуг). Программа предусматривала  также индексацию доходов трудящихся, введение пособий по безработице, создание системы переподготовки рабочей  силы и другие меры социальной защиты населения. «Трансформация советской  экономики будет чрезвычайно  сложным процессом и потребует  для завершения многих лет. Ее сердцевину составляют три тесно связанных  элемента: макроэкономическая стабилизация, ценовая реформа в условиях возрастающей внутренней и внешней конкуренции  и реформа собственности». [1, с.164]

В «Основных направлениях»  упор сделан на изменения отношений  собственности, на разгосударствление и приватизацию как главном содержании перехода к рынку. Это вполне соответствует советской теоретической традиции выводить всю хозяйственную систему из этих отношений. Но  главное содержание рыночных отношений в наличии эффективной конкуренции на рынках товаров, услуг и ресурсов. Поэтому и вопросы приватизации необходимо решать, исходя из этого главного критерия.

Кроме того, если одновременно с разгосударствлением и приватизацией  не создаются условия для свободной  внутриотраслевой и межотраслевой  конкуренции, перелива ресурсов между  отраслями и регионами, то рыночного  механизма не получится. Просто одна форма монополии сменит другую. Можно  сформулировать три требования к  эффективной рыночной реформе:

·        все основные аспекты рынка должны создаваться одновременно и во взаимосвязи;

·        процесс реформы должен быть максимально сжат во времени;

·        необходимо четкое понимание главного содержания, критерия всех проводимых мероприятий.

Все три требования в «Основных  направлениях»  были  нарушены.

Несовместимость устаревшей исходной базы и качественно новых  задач неизбежное противоречие всякой глубокой реформы. И для каждой страны в конкретную эпоху приходится искать собственное, оригинальное решение. Особенно необходимы «нестандартные» решения  для такой гигантской страны, как  СССР. Советская правительственная  программа «Основные направления» привела  к разрушению старого административного хозяйственного механизма, не создавая при этом нового, рыночного. Предусмотренное программой и президентскими указами сохранение системы государственных заказов и сложившихся хозяйственных связей будет ограничивать рыночную самостоятельность предприятий, сдерживать управленческую инициативу и перестройку структуры экономики.

Жесткий контроль государства  над договорными ценами не позволит формироваться свободным рыночным ценам сохранится многократный разрыв между внутренними и мировыми ценами.

В программе не предусмотрено:

·        сохранится ли государственная поддержка убыточных предприятий;

·        масштабы и порядок приватизации, этот процесс растянут на неопределенно длительный срок.

В программе указываются  основные меры:

·        сокращение бюджетного дефицита до 2-3% ВНП (т. е. в 3-4 раза);

·        освобождение цен от контроля (за некоторыми исключениями);

·        отмена ценовых субсидий;

·        приватизация мелких предприятий и коммерциализация (т.е. полная рыночная самостоятельность без смены собственника) крупных;

·        ликвидация отраслевых министерств, отмена государственных заказов;

·        введение социальной защиты, аналогичной другим странам с рыночной экономикой;

·        установление допустимой нормы увеличения заработной платы.

Достаточно ли этих мер, чтобы  заработал главный двигатель  рынка - конкуренция? Видимо, нет. Мощные иностранные фирмы и обеспечат  острую конкуренцию со стороны международных  рынков.

Они учитывают, что ускоренная либерализация внешнеэкономических  связей приведет к банкротству части  предприятий, особенно в черной металлургии, нефтехимии, машиностроении, даже если предусмотреть меры защиты. В этих и многих других отраслях резко возрастет  безработица. Точные масштабы неспособности  советских предприятий конкурировать  на мировых рынках, определить сейчас невозможно. Слишком долго эти  предприятия не занимались сопоставлением своих затрат и качества продукции  с издержками и качеством зарубежных фирм. Единственное надежное «преимущество» СССР в конкуренции - это низкая заработная плата, но и она, видимо, должна еще  более понизиться, чтобы как-то компенсировать отставание от Запада в эффективности  и качестве. Однако, как полагают эксперты, если выдержать эти трудности, продолжать преобразования, то через  два года, когда заработает рыночная конкуренция, по всей вероятности, начнется устойчивый подъем и в оставшийся до 2000 г. отрезок времени темпы  роста могут быть даже выше, чем  в большинстве промышленных стран  Запада. Этому будут способствовать богатые естественные ресурсы страны, сравнительно малый внешний долг и приток финансовой помощи Запада, которая начнет поступать, когда  будет сделан «первый большой  шаг». 

Регулирование цен необходимо сохранить:

·        на коммунальные услуги (постоянно),

·        на жилье (временно),

·        в экспорте и импорте (временно).

Для нормального функционирования рыночного механизма необходимы свободные цены, устанавливаемые  в ходе конкуренции, на подавляющее  большинство товаров и услуг. Предложение о «высвобождении цен» базируется на концепции включения  хозяйства СССР в систему всемирной  конкуренции и переходе на мировые  цены за трехлетний срок.

Рост цен можно ограничить жесткой финансовой политикой.

По существу:

·        сократить военные и управленческие издержки;

·        значительно урезать ценовые и иные субсидии;

·        ограничить ассигнования на пенсии, повысив пенсионный возраст и увеличив необходимый стаж.

В то же время авторы считают, что доходы государства следует  увеличить за счет:

·        выплаты дивидендов в бюджет государственными предприятиями;

·        введения новых налогов (например, в виде отчислений от добычи нефти) и др.

Помимо изменения финансовой политики, необходимо структурно перестроить  как систему финансов, так и  кредита.

Должны быть пересмотрены база налога на прибыль и налог  на сверхприбыль, а также личный подоходный налог.

Вместо налога с оборота  рекомендуется ввести фиксированную  ставку налога пропорционально цене товара, а через 2-3 года - налога на добавленную  стоимость, т. е. на цену товара и услуги за вычетом стоимости использованного  сырья, энергии, материалов.

Предлагается ограничить число внебюджетных социальных фондов для введения жесткого контроля над  расходами.

Налогообложение внешней  торговли должно быть пересмотрено, исходя из «необходимости ускоренной интеграции экономики в мировую систему  торговли».

«Кредитно-денежная политика должна осуществляться административными  методами» (при отсутствии развитых финансовых рынков).

Политика в области  доходов и социальной помощи самым  непосредственным образом затрагивает  жизненный уровень населения.

Во-первых, при переходе к  рынку значительный рост денежных доходов  населения подтолкнет (через повышение  издержек и спроса) и без того огромный скачок общего уровня цен  и превратит этот единовременный (как они полагают) скачок в бесконечную  спираль инфляции. Поэтому в своих  рекомендациях эксперты предусматривают  жесткое ограничение роста денежной заработной платы.

Во-вторых, в не меньшей  степени их опасения вызывает и неизбежный в переходный период высокий уровень  безработицы. Однако здесь они ограничиваются указанием на необходимость изыскать источники финансирования пособий  по безработице. В социальном аспекте  массовая безработица поставит страну перед неразрешимой проблемой. На Западе безработица давно уже сосуществует с экономическим ростом и высоким  общим жизненным уровнем, к ней  трудящиеся в той или иной мере социально и психологически приспособились. К тому же безработицу на Западе удается сдерживать в определенных границах. В СССР же условия могут  сложиться прямо противоположные, и результат будет тогда разрушительный: массовые забастовки, политические протесты, обострение межнациональных конфликтов.

Информация о работе Переходная экономика РБ