Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:54, курсовая работа
Современная белорусская экономика, по определению ООН, имеет переходный характер - от централизованно планируемой к рыночной. Наверное, точнее было бы сказать, что это экономика, переходная от плановой, функционирующей на основе принципов перераспределения ресурсов государством, - к рыночной, основанной на принципах самоокупаемости всех субъектов.
На объекты производственного назначения использовано 4,7 трлн. рублей капитальных вложений, что на 44,2% больше, чем в I полугодии 2005 года. Удельный вес этих инвестиций в общем объеме составил 63,2% (в I полугодии 2005 года – 63%). Финансовые вложения в объекты непроизводственного назначения возросли на 26,7%. На строительство жилых домов использовано 1,5 трлн. рублей инвестиций, что составило 20,4% к их общему объему.
Объем продукции сельского хозяйства в I полугодии 2006 года составил 3,9 трлн. руб. и увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в сопоставимых ценах на 6,9% (при прогнозе на 2006 год – 6-8%, на I полугодие – 4%).
Объем грузооборота предприятий транспорта за I полугодие 2006 года сложился в размере 23 779,2 млн. ткм и увеличился по сравнению с I полугодием 2005 года на 7,1%[36].
Тем не менее Беларусь же,
практически исчерпав экономический
потенциал модели построения "рыночного
социализма" в одной отдельно
взятой стране, одновременно выпала и
из европейской матрицы
3. Перспективы развития БЕЛОРУССКОЙ экономики
в 2006-2020 гг
В Национальной стратегии
устойчивого развития Республики Беларусь
на период до 2020 г. дальнейшее развитие
получили основные положения действующих
прогнозных документов, утвержденных
Президентом или Советом
В НСУР-2020 главное внимание
уделено особенностям прогнозного
периода, дальнейшей реализации «Повестки
дня на XXI век», гармонизации социального,
экономического и экологического развития
как равноценных
В основу построения структуры
Национальной стратегии устойчивого
развития Республики Беларусь положена
следующая логика. В первых разделах
дана оценка стартовых условий Беларуси
в контексте мировых тенденций
экономического развития, определены
основные компоненты (подсистемы) модели
устойчивого развития и императивы
(требования) к их функционированию
и взаимодействию, дана оценка национальных
ресурсов и социально-экономического
потенциала страны. Это позволило
в последующих разделах обосновать
стратегические цели, этапы и сценарии
перехода страны к устойчивому развитию,
определить важнейшие направления
и пути перехода белорусской экономики
к устойчивому развитию по главным
его составляющим – «человек–окружающая
среда–экономика». Далее рассматриваются
важнейшие средства, финансово-экономические
и социально-политические механизмы
обеспечения устойчивого
Первый этап (до 2010 г.). Основной целью этапа является дальнейшее повышение качества и уровня жизни на основе развития и рационального использования человеческого потенциала, повышения эффективности экономики и роста ее конкурентоспособности. На этом этапе должно быть завершено создание необходимой законодательно-правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста и позволяющей решать задачи повышения благосостояния народа, совершенствования производственного аппарата, обеспечения безопасности страны, что потребует усиления экономической функции государства в построении основ рыночной экономики. Приоритетными направлениями в этот период должны стать:
· развитие человеческого потенциала на основе совершенствования систем образования, здравоохранения, жилищного строительства и других отраслей сферы услуг;
· инновационное развитие национальной экономики;
· наращивание экспортного потенциала на основе повышения уровня конкурентоспособности, технологического перевооружения производства, внедрения наукоемких, ресурсосберегающих, экологически чистых производств;
· развитие агропромышленного комплекса и социальное возрождение села [9, c.103].
Второй этап (2011–2020 гг.). Целью устойчивого развития является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные. На этом этапе будут формироваться основы нового постиндустриального информационного общества с новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитие должно обеспечиваться за счет создания зрелых институтов рыночной экономики, активизации структурных преобразований, расширение частного бизнеса, широкого внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, ускорения интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов. Совершенствование социальных процессов будет базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества.
Неопределенность влияния внешних и внутренних факторов на устойчивое развитие в длительной перспективе определили необходимость проработки нескольких вариантов, их оценки и выбора для НСУР-2020 наилучшего (целевого) варианта, параметры которого в наибольшей степени отвечают стратегическим целям и задачам, основным принципам и критериям устойчивого развития страны, учитывают императивы и ограничения в социальной, экономической и экологической сферах деятельности.
В долгосрочной перспективе
сохранится тенденция естественной
убыли населения. Среднегодовая
численность населения
В 2006–2010 гг. ожидается дальнейшее
ухудшение возрастной структуры
населения. По прогнозу, доля детей
и подростков в общей численности
населения сократится с 16,9 до 15,0%, а
доля лиц старших возрастов
Для преодоления неблагоприятных тенденций основной целью демографического развития должно быть укрепление здоровья и снижение смертности населения, особенно мужчин в трудоспособном возрасте. Особое внимание следует уделять созданию благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, обеспечивающих возможность рождения и воспитания нескольких детей.
В 2006–2010 гг. с учетом активизации
структурной перестройки
Основной целью
В ближайший период (до 2010 г.) важнейшими задачами являются повышение реальных денежных доходов и снижение уровня малообеспеченности населения, создание условий и предоставление гражданам равных возможностей для достижения материального и социального благополучия. Необходимо успешно завершить выполнение Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 гг. и других программ, содержащих основные целевые показатели повышения уровня жизни населения и меры по их достижению.
На этапе до 2010 г. предусматривается:
· проведение организационно-структурных преобразований в системе пенсионного обеспечения, принятие пакета законодательных актов, регулирующих отношения в рамках каждой составляющей пенсионной системы;
· развитие государственного пенсионного страхования как основной составляющей пенсионной системы, рационализация условий и норм предоставления пенсий на основе установления более тесной зависимости размера пенсии от страхового стажа и заработка;
· совершенствование индивидуального (персонифицированного) учета в пенсионном страховании в целях наиболее полного сбора страховых платежей и учета накопленных пенсионных прав;
· обязательное пенсионное страхование для работников, занятых в неблагоприятных условиях труда или определенными видами профессиональной деятельности.
В 2006–2010 гг. основной целью развития системы образования является повышение качества учебно-воспитательного процесса и профессиональной образованности населения. Для этого необходимо осуществить комплекс мероприятий по:
· завершению реформы общеобразовательной школы;
· последовательному обновлению содержания общего среднего и профессионального образования;
· научному, нормативно-правовому и учебно-методическому обеспечению системы образования;
· внедрению информационных и компьютерных технологий в образовании; расширению доступа в Интернет; организации дистанционного образования; переходу к открытому образованию;
· обновлению и расширению материально-технической базы;
· обеспечению широкого выбора образовательных программ и услуг;
· рациональному сочетанию бесплатной и платной форм получения образования.
В прогнозируемом периоде до 2010 г. предполагается обеспечить ввод жилья в объеме 2,8–3,3 млн м2 общей площади ежегодно; в дальнейшем эти показатели увеличатся. Обеспеченность жильем при этом к 2020 г. достигнет 27–29 кв. м общей пощади на 1 человека.
К 2010 г. необходимо сократить
уровень потребления
На первом этапе (до 2010 г.)
предусматривается повысить конкурентоспособность
национальной экономики, прежде всего
за счет улучшения использования
факторных условий (природные и
трудовые ресурсы, научно-технический
и инновационный потенциалы, производственная
и социальная инфраструктура), а
также создания привлекательного инвестиционного
климата и благоприятных
Приоритетными направлениями
устойчивого социально-
· обновление, модернизация подвижного состава, транспортных объектов и коммуникационных систем, обслуживающих перевозочный процесс, приведение их в соответствие с мировыми стандартами;
· развитие собственной базы индустриального ремонта подвижного состава и производства необходимых элементов для него;
· внедрение современных логистических терминальных систем обслуживания потребителей, автоматизированных систем таможенного и приграничного контроля, а также учета перемещения грузов;
· повышение безопасности дорожного движения и выполнение природоохранных требований в процессе эксплуатации автотранспортных средств;
· создание современной научно-технической производственной базы для внедрения прогрессивных технологий, новой техники и материалов.
Для этого к 2010 г. в строительстве намечается реализация мероприятий по следующим основным направлениям:
· создание новых и расширение
объемов внедрения разработанных ресурсосберегающих
технологий, универсальных архитектурно-конструктивно-
· возведение жилых и административных зданий по эффективным проектам, обеспечивающим снижение уровня затрат на всех стадиях инвестиционно-строительного цикла;
· активизация участия в подрядных торгах на строительство объектов за пределами страны, увеличение экспорта строительных работ, услуг;
· развитие территорий, инженерно-транспортной инфраструктуры населенных пунктов в соответствии с утвержденными генеральными планами.