Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:54, курсовая работа
Современная белорусская экономика, по определению ООН, имеет переходный характер - от централизованно планируемой к рыночной. Наверное, точнее было бы сказать, что это экономика, переходная от плановой, функционирующей на основе принципов перераспределения ресурсов государством, - к рыночной, основанной на принципах самоокупаемости всех субъектов.
Что касается переходного периода к рынку, то главная слабость рекомендаций в том, что в них нет ни расчета возможного падения жизненного уровня населения (рабочих в особенности), ни обоснованных оценок размеров безработицы, ни масштабов сокращения национального дохода в целом. Между тем при значительном падении объемов производства доходы всех предприятий и государственного бюджета резко сократятся. Не известно, за счет каких средств можно будет тогда содержать армию безработных, выплачивать пенсии, пособия, стипендии. [10,42]
Поэтому, перестраивая на рыночных основах нашу инертную, оторванную от результатов труда систему доходов, нельзя односторонне увлекаться рыночно - конкурентным принципом, забывая о необходимости сохранения минимума твердых социальных гарантий.
В тоже время следует отметить, что из всех республик бывшего Советского Союза Беларусь в средней степени продвинулась в направлении рыночных реформ. В середине 90-х гг. трансформационные процессы сначала были остановлены, а затем повернуты вспять.
Корни консерватизма белорусского общества следует искать в особенностях развития Беларуси. Темпы роста промышленного производства в Беларуси за период 1960-1985 гг., были выше, чем в среднем по СССР: в 9 и 4,9 раза соответственно. Бурное развитие промышленности обусловило более быстрый рост городского населения. За период 1959-1987 гг. городское население Беларуси выросло в 2,62 раза, для сравнения, в России - в 1,73 раза.
Большая, чем в других
республиках, доля городского населения
и элиты общества оказалась выходцами
из села в первом поколении. В советский
период благосостояние белорусов росло
более высокими темпами в сравнении
с другими республиками СССР (самые
высокие темпы роста
До начала 90-х Беларусь
не функционировала как целостная
экономическая система, не имела
национальной экономической политики.
В результате "общесоюзного разделения
труда" в БССР развивались ресурсо-
и энергоемкие производства, зачастую
не имевшие в республике ни сырьевой
базы, ни потребителей, но в то же время
позволявшие получать значительные
преимущества и достаточное количество
средств, чтобы стать
В целом же советская экономическая система не смогла обеспечить рост производительности общественного труда. За 15 лет до распада СССР капиталовложения уже не вели к росту конечного продукта. После того как легкодоступные природные ресурсы и внешние кредиты были использованы, система не смогла удержать достигнутый уровень жизни. Потребление населения СССР стало приходить в соответствие с наличием ресурсов и производительностью труда.
В силу особой зависимости от единого народнохозяйственного комплекса Беларусь оказалась весьма подверженной последствиям перемен у соседей. После того, как Россия, желая поддержать уровень жизни своего населения, начала приближать структуру цен к мировым, Беларусь оказалась в тяжелом положении. Восстановление "старых связей" и структуры товарооборота между Беларусью и Россией по мировым ценам на уровне, скажем, конца 80-х годов привело бы к ежегодной задолженности Беларуси перед Россией примерно в 2,5 млрд. долларов.
Вместо реформирования экономики руководители Беларуси занялись политическими играми в "интеграцию", добиваясь доступа к российскому сырью и энергоносителям по внутрироссийским ценам.
Одна из самых сложных
проблем независимой Беларуси заключается
в неподготовленности местной номенклатуры
к суверенному развитию страны, отсутствии
у нее адекватной реакции на новые
вызовы времени. Все беды преподносятся
как результат "разрыва хозяйственных
связей", что отражает испуг и
неумение руководителей использовать
ситуацию для формирования нового экономического
и социального качества жизни
страны. Вместо модернизации в Беларуси
начался процесс мутации
Необходимость реформ даже
руководящей элитой осознавалась не
вполне, несмотря на сохранявшуюся
некоторое время реформаторскую
риторику. Что же до практических действий,
то после некоторых робких попыток
правительство отказалось от целенаправленной
политики, перейдя в режим работы
"пожарной команды". Этому способствовало
и то, что в правительстве просто
не было людей, разбирающихся в том,
как на самом деле работает рыночная
экономика, и то, что слишком многие
белорусские проблемы порождались
решениями, принимаемыми за пределами
страны. Собственно говоря, у правительства
не было даже опыта управления всем
экономическим потенциалом
В первые годы независимости
партийно-бюрократическая
Либерализация хозяйственной деятельности госпредприятий в условиях административно заниженных цен и, следовательно, товарного дефицита, развитие черного рынка в соседних странах - все это создало благоприятные условия для коррупции.
К моменту выборов первого
президента Беларуси экономическая
ситуация в стране продолжала ухудшаться.
В 1992-1994 гг. цены выросли в 32 раза (!),
объем ВВП снизился на 20%. В стране
процветала коррупция. Собственность
и власть сосредотачивались в
руках государственной
В течение 1990-1994 гг. уровень жизни упал в 2-3 раза, значительно выросло социальное расслоение.
Как следует из результатов
социологического опроса, в 1994 г. за "рынок"
выступало только 30,3% опрошенных (в
конце 1990 г. 62,69%). Таким образом, готовность
населения в конце 1990г. принять
неведомые ему рыночные реформы
к моменту президентских
Президентские выборы в этих условиях явились, своего рода "восстанием масс" против "олигархического капитализма" с его коррупцией и нищетой народа.
Несмотря на принципиальное
изменение условий
В постсоветский период эффективность
производства в Беларуси снизилась
еще больше. В мире произошла смена
поколения техники и
Сегодня, интеграционные усилия не могли принести улучшения жизни народа. Произошла, в лучшем случае, некоторая стабилизация, хотя и на весьма низком уровне. Отдельные регионы (например, Гродненщина) уже достигли уровня производства 1990 г., на что в качестве цели указывал президент, но изменений качества жизни в них это не повлекло.
Только в 1997 году ситуация
начала кардинально меняться и в
2005 году сохранялась тенденция
В определяющей мере рост объемов
ВВП в реальном секторе экономики
был обеспечен за счет увеличения
выпуска продукции
Доля предприятий
Потребительских товаров выпущено на сумму 14 трлн. рублей, что на 10,3% выше уровня 2004 года (прогноз – 9,5-11%). При этом производство продовольственных товаров увеличилось на 14,1%, непродовольственных – на 6,9%.
В 2005 году в экономику и социальную сферу республики инвестировано 14,8 трлн. рублей, или на 23,2% (в сопоставимых ценах) больше, чем в 2004 году (при прогнозных темпах прироста 15,5-17,5%). Доля инвестиций в основной капитал в ВВП увеличилась с 21,6% в 2004 году до 23,3% в 2005 году.
На объекты производственного назначения использовано 9,7 трлн. рублей капитальных вложений, что на 24,2% выше уровня 2004 года. Удельный вес этих инвестиций в общем объеме составил 65,7% (в 2004 году – 66,3%). Финансовые вложения в объекты непроизводственного назначения возросли на 20,7%. На строительство жилых домов использовано 2,5 трлн. рублей инвестиций, что составило 17,1% к их общему объему и 122,4% к уровню 2004 года. В 2005 году в эксплуатацию введено 3780 тыс. квадратных метров жилья – на 7,9% больше, чем в 2004 году [36].
Основными источниками инвестиций являлись собственные средства организаций (47,3%), бюджетные средства (25,3%), кредиты банков (без иностранных кредитов) (12,9%) и средства населения (7,9%). При этом доля бюджетных средств возросла в 1,3 раза по сравнению с 2004 годом при снижении удельного веса остальных источников инвестиций. В 2005 году в экономику страны капитальные вложения за счет иностранных источников (включая иностранные кредиты) составили 375,6 млрд. рублей и занимали 2,5% в структуре источников финансирования.
Объем продукции сельского хозяйства в 2005 году составил 12,2 трлн. рублей и увеличился по сравнению с 2004 годом в сопоставимых ценах на 2,1% (при прогнозе – -9,5%).
Объем грузооборота предприятий транспорта за 2005 год сложился в размере 46 984,8 млн. ткм и увеличился по сравнению с предыдущим годом на 7,6% [36].
По данным Министерства статистики и анализа, объем валового внутреннего продукта за I полугодие 2006 года составил в текущих ценах 34,5 трлн. рублей. Реальный объем производства ВВП был на 10,1% выше, чем в I полугодии 2005 года. Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на 2005 год предусмотрен рост ВВП на 7-8,5%, на I полугодие – на 7%[36].
Для I полугодия 2006 года были характерны высокие темпы роста основных макроэкономических показателей развития страны, рис 1.
Рис. 1. Изменение основных показателей развития экономики
в % к соответствующему периоду предыдущего года [36]
В январе-июне 2006 года произведено промышленной продукции, работ, услуг на сумму 36 трлн. рублей, что на 12,6% (в сопоставимых ценах) выше уровня I полугодия 2005 года (при прогнозе на год – 6,5-8%, на I полугодие – 6%).
Доля предприятий
Потребительских товаров выпущено на сумму 7,8 трлн. рублей, что на 11% выше уровня I полугодия 2005 года (прогноз на год – 8-9%, на I полугодие – 5,5%). При этом производство продовольственных товаров увеличилось на 12,9%, непродовольственных – на 9,7%.
В I полугодии 2006 года в экономику и социальную сферу республики инвестировано 7,4 трлн. рублей - на 36,9% больше, чем в I полугодии прошлого года (в сопоставимых ценах) (при прогнозных темпах прироста на 2006 год 13-14%). Доля инвестиций в основной капитал в ВВП увеличилась с 19,4% в I полугодии 2005 года до 21,4% в I полугодии 2006 года[36].
Основными источниками инвестиций являлись собственные средства организаций (44,3%), бюджетные средства (25,1%), кредиты банков (включая кредиты иностранных банков) (17,2%) и средства населения (9,3%). За шесть месяцев 2006 года в экономику страны капитальные вложения за счет иностранных источников (без иностранных кредитов) составили 48,3 млрд. рублей и занимали 0,6% в структуре источников финансирования.