Российская переходная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 20:10, реферат

Краткое описание

Таким образом, процесс становления современной рыночной экономики требует довольно продолжительного периода времени, в течение которого будет существовать так называемая переходная экономическая система или переходная экономика, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем. Переходная экономика характеризует как бы "промежуточное" состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется. Изменения, происходящие в переходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы.
Цель этой работы узнать больше о таком понятии, как «переходная экономика» и определить, прошла ли Россия эту фазу.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные черты переходной экономики и особенности ее
функционирования………………………………..…………………...5
Основные черты переходной экономики…………………………5
Особенности функционирования, закономерности переходной экономики…………………………………………………………...6
Глава 2. Главные задачи переходной экономики и пути их решения…….11
Глава 3. Группы стран с переходной экономикой………………………….15
Глава 4. Российская модель переходной экономики……………………….17
Заключение…………………………………………………………………….22
Библиографический список…………………………………………………24

Файлы: 1 файл

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТ2.docx

— 46.47 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Российская  переходная экономика.

Прошла  ли Россия эту фазу? 

Реферат  по  экономике 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва

2009 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение………………………………………………………………..3         

Глава 1. Основные черты переходной экономики и особенности ее                                                            

              функционирования………………………………..…………………...5

    1. Основные черты переходной экономики…………………………5
    2. Особенности функционирования, закономерности переходной экономики…………………………………………………………...6

Глава 2. Главные задачи переходной экономики и пути их решения…….11

Глава 3. Группы стран с переходной экономикой………………………….15

Глава 4. Российская модель переходной экономики……………………….17

Заключение…………………………………………………………………….22

Библиографический список…………………………………………………24 

               
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

      Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена, нарастающей из года в год, неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.

      Неэффективность функционирования административно-командной системы обусловлена, по крайней мере, двумя существенными предпосылками. Во-первых, негибкостью, неспособностью этой системы быстро адаптироваться к экономическим переменам. Формальное существование товарно-денежных отношений подрывало здоровую конкуренцию производителей, а централизованное, директивное планирование подавляло хозяйственную инициативу.

      Во-вторых, для командной экономики характерна низкая производительность труда. Плановый характер управления экономикой, показавший свои позитивные черты в первые годы советской власти, в дальнейшем, по мере усложнения экономики, начал  давать сбои и в итоге оказался неспособным эффективно реализовать  достижения НТР. В результате, страны с плановой экономикой резко отстали от стран с развитой рыночной экономикой в техническом и технологическом отношениях. Все это и обусловило необходимость реформирования административно-командной экономики, ее преобразования в рыночную.

      Становление современной рыночной экономики - дело довольно сложное, поскольку предстоит  коренным образом трансформировать сложившуюся на протяжении десятилетий административно-командную систему. Рыночная система функционирует на принципиально иных механизмах экономического развития, чем административно-командная, поэтому сформировать ее в сжатые сроки невозможно. Нельзя быстро изменить сложившуюся социально-экономическую структуру общества и преобразовать отношения собственности, создать рыночную структуру и соответствующую нормативно-правовую базу, сформировать, наконец, новое мировоззрение у субъектов хозяйствования.

      Следовательно, переход от одной социально-экономической системы к другой — весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития. С одной стороны, это процесс постепенного "подрыва" коренных социально-экономических отношений прежней системы и зарождения и развития в ее недрах новых, противоречиво соединяющихся с первыми. С другой стороны, постепенно в экономике будет происходить развитие и усиление отношений и элементов современного рыночного хозяйства и ослабление отношений и элементов административно-командной системы.

      Таким образом, процесс становления современной  рыночной экономики требует довольно продолжительного периода времени, в течение которого будет существовать так называемая переходная экономическая система или переходная экономика, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем. Переходная экономика характеризует как бы "промежуточное" состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется. Изменения, происходящие в переходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы.

      Цель  этой работы узнать больше о таком  понятии, как «переходная экономика» и определить, прошла ли Россия эту  фазу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Основные черты переходной экономики и особенности ее функционирования 
     

    1. Основные  черты переходной экономики
 

  «Переходная  экономика представляет собой  экономику, возникшую в результате  краха или существенного преобразования  административно-командной системы  и постепенно приближающейся  к современной рыночной экономике. Необходимость перехода от административно-командной к современной рыночной экономике была обусловлена её нараставшей недееспособностью по мере исчерпания экстенсивных факторов экономического роста»1.

  Содержанием  переходной экономики является преобразование всей системы экономических отношений, а не реформирование отдельных её элементов и тем более не корректировка прежней экономической политики.

  Для  переходной экономики характерны  изменчивость, нестабильность, носящие "безвозвратный" характер. Они не просто временно нарушают устойчивость системы, чтобы затем она вернулась в равновесное состояние, а ослабляют ее, она постепенно уступает место другой экономической системе. Эта неустойчивость, нестабильность состояния переходной экономики обусловливает, с одной стороны, особый динамизм ее развития и соответствующий характер изменений — необратимость, неповторимость, а с другой — рост неопределенности итогов развития переходной экономики, вариантов формирования новой системы.

  Переходной экономике присущ особый характер противоречий. Это противоречия нового и старого, противоречия различных, стоящих за теми или другими субъектами отношений, слоев общества. Изменения, происходящие в переходной экономике, ведут в конечном итоге к смене экономической системы, а в социально-политическом плане переходные эпохи часто сопровождаются резким обострением противоречий, приводящих к социально-политическим потрясениям.

  Характерной чертой переходной экономики является ее историчность, что обусловлено особенностями экономического развития отдельных стран. Проблемы, с которыми столкнулись восточноевропейские страны и новые независимые государства, входившие ранее в СССР, сложнее чем, например, проблемы латиноамериканских стран, где уже ранее существовали некоторые рыночные институты, и число государственных предприятий, подлежащих приватизации, исчислялось сотнями, а не тысячами. К тому же конкретные уровни развития каждой страны обусловливают специфику протекания переходных процессов. Общие для переходной экономики закономерности получают разные формы проявления в различных условиях. Все это необходимо учитывать при разработке программ реформирования экономической системы в переходный период. 
 
 

      1.2. Особенности функционирования, закономерности переходной экономики 

  Первая  особенность связана с преемственностью (инерционностью) воспроизводственного  процесса, исключающего возможность быстрой замены существующих экономических форм другими, желательными. Подобные действия неизбежно внесли бы хаос в производственный процесс. Именно инерционность воспроизводства предполагает такую особенность функционирования переходной экономики, как сохранение в течение достаточно длительного периода старых экономических форм и отношений.

  Другой  особенностью функционирования  переходной экономики является  интенсивное развитие всех новых  форм и отношений. Понимание  необратимости эволюционного процесса, а также его основных тенденций  позволяет ускорить его путем осуществления той или иной программы реформ. Резко возрастает роль субъективного фактора, от которого зависит правильность выбор0а направлений и путей развития, и его практическая реализация. Успех ускорения переходных процессов обеспечивается, если реформы намечены не произвольно, а на основе познания закономерностей эволюции, построения системы действий в соответствующих направлениях.

  Среди  многочисленных изменений, происходящих  в переходный период, некоторые носят необходимый, неизбежный характер и поэтому могут рассматриваться как закономерности. Их три:

      — утрата государством функций единоличного распоряжения экономическими ресурсами;

      — бюджетный кризис;

      — трансформационный спад.

  Как  видим, эти закономерности носят  в основном отрицательный характер и находят выражение в кризисах. Это связано с тем, что в переходный период экономика переживает чрезвычайно болезненные перемены. Но только осознание неизбежности этих кризисов и их быстрое преодоление дает возможность создать рыночную экономику.

  Главная  закономерность переходного периода  - утрата государством функций  единоличного распоряжения ресурсами.  Как известно, в период командно-административной  системы государство было единственным  собственником и всесильным распорядителем всех материальных богатств общества. Теперь значительная часть имущества переходит в частную собственность, и государство теряет монопольную власть на принятие экономических решений.

  Это  ведет к принципиальным изменениям  положения государства в экономике. Оно имеет три основных аспекта.

  Первый  аспект состоит в следующем.  Трансформация должна привести  к такому положению, при котором  государство, будучи источником  экономического законодательства, действует согласно установленным им же законам. Это значит, что после принятия закона все государственные органы должны руководствоваться законом и в случае нарушения подвергаться санкциям - подобно частным компаниям и гражданам. Если иное не оговорено в законе, то государственные органы и государственные предприятия должны действовать по тем же правилам, что и остальные субъекты рынка. Например, при нарушении условий поставки товара потребителю государственные предприятия должны нести такие же санкции, как и частные компании.

  Включенность  государства наряду с гражданами  и организациями в правовую систему, регулирующую жизнь всего общества - одно из величайших достижений западной цивилизации, обеспечившее независимость субъектов рынка, а тем самым - полноценное функционирование рыночного механизма.

  Вторым  аспектом изменения положения  государства является формирование нового инструментария для воздействия государства на экономику. Конечно, в любой, даже самой либеральной экономике, государство не должно оставаться пассивным наблюдателем. Но если в плановой системе экономическое управление осуществлялось за счет принудительных и адресных распоряжений, то в рыночной системе государство располагает гораздо более мощным и гибким инструментарием финансового регулирования. Речь идет о том, чтобы воздействовать на поведение всей массы субъектов рынка с помощью денежных, налоговых, валютных и иных финансовых регуляторов. Сила этого типа регулирования состоит в том, что оно в принципе допускает гораздо меньше льгот и исключений, чем план.

  Третьим  аспектом является необходимость  компенсации фиаско, или провалов, рынка. 

  Раз  есть общие для всех переходных  экономик формы и проявления  кризиса, то логично допустить и существование общих направлений в преобразовании экономических систем, которые можно было бы назвать закономерностями постсоциалистического реформирования. Действительно, такие закономерности есть. Их три: макроэкономическая (финансовая) стабилизация, приватизация и интеграция в мировое хозяйство.

  В  обстановке стремительной инфляции, без твердой денежной единицы экономика обречена на глубокий кризис. Например, производители избегают инвестировать средства в производство, потому что не могут рассчитывать на получение прибыли в условиях быстрого роста цен, хаоса и неопределенности в денежно-финансовой сфере.

Информация о работе Российская переходная экономика