Российская переходная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 20:10, реферат

Краткое описание

Таким образом, процесс становления современной рыночной экономики требует довольно продолжительного периода времени, в течение которого будет существовать так называемая переходная экономическая система или переходная экономика, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем. Переходная экономика характеризует как бы "промежуточное" состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется. Изменения, происходящие в переходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы.
Цель этой работы узнать больше о таком понятии, как «переходная экономика» и определить, прошла ли Россия эту фазу.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные черты переходной экономики и особенности ее
функционирования………………………………..…………………...5
Основные черты переходной экономики…………………………5
Особенности функционирования, закономерности переходной экономики…………………………………………………………...6
Глава 2. Главные задачи переходной экономики и пути их решения…….11
Глава 3. Группы стран с переходной экономикой………………………….15
Глава 4. Российская модель переходной экономики……………………….17
Заключение…………………………………………………………………….22
Библиографический список…………………………………………………24

Файлы: 1 файл

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТ2.docx

— 46.47 Кб (Скачать)

  Второй  неотъемлемый элемент трансформации  - приватизация. Возможен ли рынок без частной собственности? Некоторые ученые дают утвердительный ответ. Они ссылаются на размывание границ между формами собственности в современной рыночной экономике. Не приходится спорить, например, с тем, что ведущей организационно-правовой формой в развитых странах выступают акционерные общества, в которых объединены десятки, сотни, а то и тысячи владельцев. В их число могут входить и государственные компании, и партнерства, и кооперативы, и другие экономические организации.

  Не  вдаваясь в тонкости этой научной  дискуссии, отметим, что без  частной собственности рынок всё же невозможен. Конечно, в последние десятилетия получили большое распространение компании со смешанным капиталом. Но в основе рыночных отношений лежит именно частная собственность. Ведь по своей природе рынок требует децентрализованного принятия решений. Для этого нужны независимые собственники, действующие в конкурентной среде и стремящиеся к максимизации прибыли.

  Наконец,  третья закономерность постсоциалистической  трансформации - это интеграция  в мировое хозяйство. Искусственная  изоляция советской экономики  от мирового рынка явилась  одной из главных причин отставания нашей промышленности по качеству и технологическому уровню продукции. Отечественные предприятия не могли воспользоваться преимуществами международного разделения труда. Закрытость экономики сопровождалась автаркией, т. е. формированием самодостаточной экономической системы, в которой производилась вся номенклатура промышленной продукции, хотя многие виды продукции было дешевле купить за рубежом. Советские предприятия не сталкивались с конкуренцией зарубежных товаров, теряя стимулы к повышению качества и расширению ассортимента своей продукции. Закрытость экономики всегда ведет к упадку промышленности и экономической отсталости. В современном мире нет ни одной развитой страны, которая была бы изолирована от мировой экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2.Главные задачи переходной экономики и пути их решения 

  Создание экономической системы нового типа, преодолевающей недостатки прежней командно-плановой и обеспечивающей рост эффективности хозяйствования, — довольно сложный процесс. Сложность обусловлена не только грандиозностью задач по реформированию существующей экономической системы, но и необходимостью одновременного преодоления кризисных явлений, обострившихся вследствие вступления общества в переходную экономику.

  Эти  кризисные явления (резкое сокращение  промышленного производства, рост безработицы, усиление инфляции и др.) в определенной мере обусловлены деформацией функционирующего в условиях плановой системы хозяйственного механизма. В их основе лежат глубочайшие противоречия, накапливаемые в плановой экономике в течение десятилетий. Отказ от централизованного планирования, от твердых цен на продукцию и "выплеснул" наружу противоречия и несоответствия. Поскольку кризисные явления образуют элемент содержания переходной экономики, это существенно усложняет ее задачи, ибо требует принятия чрезвычайных мер по преодолению кризисной ситуации и стабилизации экономики.

  Одновременно  предстоит решать проблему преобразования экономической системы в направлении развития экономической свободы и инициативы во всех их проявлениях. Весь предшествующий опыт показал, что одной из основных преград к росту эффективности было отсутствие инициативы и предприимчивости, вследствие чего система не могла быстро адаптироваться к меняющимся экономическим условиям и достижениям НТП. Экономическая свобода не может быть обеспечена лишь законодательными мерами. Одним из решающих условий введения экономической свободы и формирования конкурентной среды являются глубокие институциональные изменения и прежде всего изменения в отношениях собственности.

  Важнейшей основой преобразования существующей экономической системы является создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий. Современной экономике нужна эффективная система социальной защиты, которая позволяла бы использовать трудовой и инновационный потенциал каждого человека, независимо от его социально-экономического статуса.

  Сложность состояния экономики к началу переходных процессов и грандиозность проблем по реформированию экономической системы предопределили необходимость одновременного решения многообразных и разноплановых задач: во-первых, задач чрезвычайного характера, связанных с кризисным состоянием экономики и других сфер общественной жизни: во-вторых, задач перехода от плановой системы хозяйствования к рыночной; в-третьих, задач перспективного стратегического развития в направлении создания социально ориентированной экономики.

Сочетание этих задач определяет своеобразие  содержания переходной экономики и следующие пути их решения.

1. Осуществление  финансово-кредитной стабилизации  экономики посредством проведения  жесткой денежно-кредитной политики.

2. Разгосударствление  и приватизация экономики и  развитие на этой основе предпринимательства  и конкуренции. От темпов преобразования отношений собственности зависит процесс развития конкуренции в переходной экономике.

3. Демонополизация  экономики, являющаяся важнейшей предпосылкой для развития рыночной конкуренции. Ее эффективное проведение в рамках переходной экономики предполагает: во-первых, разработку системы ограничений на слияния и иные межфирменные соглашения, ведущие к существенному росту уровня монополизации и ослаблению конкуренции; во-вторых, проведение разукрупнения сложившихся предпринимательских монополий; в-третьих, создание конкуренции в монополизированных отраслях, поощрение действующих предприятий в других отраслях к производству монополизированных видов продукции, поощрение импорта такой продукции и др.

4. Либерализация  цен, переход к их формированию  в соответствии с рыночным  механизмом. Свободные рыночные цены уравновешивают спрос и предложение, ликвидируют состояние дефицита, создавая условия для усиления конкурентной борьбы. Существуют два основных способа перехода к рыночному ценообразованию:

      а) радикальный, т.е. быстрая и широкомасштабная, полная либерализация цен, выступающая  основным элементом реализации так  называемых шоковых экономических  реформ;

      б) постепенный, т.е. поэтапная и рассчитанная на длительный период времени либерализация цен.

5. Формирование  рыночной инфраструктуры — системы экономических институтов (предприятий и организаций), призванных постоянно обслуживать развивающийся механизм рыночных связей производства и потребления.

6.  Создание  сильной системы социальной защиты  населения.

7.  Достижение  социальной переориентации экономики  на основе активной структурно-инвестиционной  политики в направлении опережающего  развития производства потребительских товаров и услуг.

  Трансформация административно-командной системы в рыночную экономику может быть осуществлена двумя путями: эволюционным или путем шоковой терапии. Различие между ними заключается в сроках проведения системных преобразований и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства и др.

  Выбор эволюционного или шокового пути перехода к рыночной экономике зависит не столько от воли политиков, сколько от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и других факторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Группы стран с переходной экономикой 

  «В процессе перехода от административно-командной к рыночной экономике сформировались примерно три группы стран по степени радикализма поведения реформ»2.

  Первая  группа включает страны, имеющие  наиболее значительные темпы  продвижения к рыночной экономике  (Польша, Венгрия, Страны Балтии, Чехия, Словакия, Словения). Стремление к рыночной экономике в этой группе развивается быстро.  Это обусловлено следующими факторами:

  1. тесные экономические и исторические связи с Западной Европой;
  2. относительно сбалансированные структуры народного хозяйства;
  3. небольшой объем диспропорций;
  4. существование основ рыночной экономики до поворота к командно-административной системы;
  5. консенсус всех слоев населения  в отношении необходимости перехода к рыночной системе.

  Вторая группа включают страны, где переход к рыночной экономике осуществляется гораздо медленнее (Россия, члены СНГ, Югославия, Албания, Монголия). «Здесь не было устойчивой  традиции рыночной экономики, а формирование административно-командной системы нередко происходило на базе традиционной системы»3. Затрудняют переход к рынку такие факторы:

  1. наличие глубоких диспропорций в структуре экономики;
  2. наличие сильных уравнительных тенденций;
  3. отсутствие в обществе консенсуса по вопросу о характере преобразований;
  4. относительная изолированность от развитых стран;
  5. часто, военные конфликты на территории.

  Третья  группа – это страны Восточной  Азии (Китай и Вьетнам), где господство  административно-командной системы  было кратковременным, а переход  к рыночной экономике начался  на основе преобладания сельского  хозяйства и при крайне  слаборазвитой  промышленности. В этих странах  отсутствуют серьезные диспропорции.

  В  этих странах действовал ряд  факторов, облегчавших рыночные  реформы:

  1. переход от коллективных хозяйств к мелким частным был легко осуществим, так как основной сельского хозяйства оставался ручной труд;
  2. высокая трудовая этика населения, сохранившаяся склонность к предпринимательству;
  3. значительную роль сыграла китайская и вьетнамская диаспора с её капиталом, кадрами.
  4. Власти проводили реформы с учетом национальной специфики и достаточно последовательно.

  «На страны с переходной экономикой приходится около 17–18 % мирового ВВП, в том числе на страны Центральной и Восточной Европы (без Балтии) – менее 2 %, бывшие советские республики – более 4 % (в том числе на Россию – около 3 %), Китай – около 12 %»4. 
 
 
 
 
 
 

Глава 4. Российская модель переходной экономики

  После длительного господства административно-командной системы в экономике России на рубеже 80-х и 90-х гг. начался переход к рыночным отношениям.                                                                                                               Исходные позиции для перехода к рыночной экономике, сложившиеся к концу 80-х гг. в России, в целом были неблагоприятными по следующим обстоятельствам (объективные факторы):                                                               • крайне высокая (даже для стран с административно-командной системой) степень огосударствления экономики, почти полное отсутствие в то время легального частного сектора при неуклонно расширявшейся "теневой экономике";

• длительное (на протяжении жизни трех поколений) существование принципиально  нерыночной экономики, что ослабляло  хозяйственную инициативу большинства  населения и порождало преувеличенное представление о социальной роли государства;

• крайне искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл  военно-промышленный комплекс, а роль отраслей, ориентированных на потребительский  рынок, была принижена;

• неконкурентоспособность преобладающей  части отраслей промышленности и  сельского хозяйства.

  Все это было усугублено отсутствием в обществе консенсуса по поводу самого перехода к рыночной системе, темпов и конкретных способов этого перехода, что вело к почти непрерывному социально-политическому кризису.

  Стратегическая цель переходного  периода в России - это формирование  эффективной рыночной экономики  с сильной социальной ориентацией.  Условиями создания такой экономики  являются:

а) преобладание частной собственности;

б) создание конкурентной среды;

в) эффективное государство, обеспечивающее надежную защиту прав собственности  и создающее условия для экономического роста;

Информация о работе Российская переходная экономика