Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:40, курсовая работа
Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.
ВВЕДЕНИЕ
3
1 СОДЕРЖАНИЕ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ
6
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ: АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ
3 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
1 СОДЕРЖАНИЕ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ |
6 |
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В |
|
3 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
|
Список используемой литературы |
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.
Неэффективность
функционирования административно-командной
системы обусловлена, по крайней
мере, двумя существенными
Во-вторых,
для командной экономики
Становление современной рыночной экономики - дело довольно сложное, поскольку предстоит коренным образом трансформировать сложившуюся на протяжении десятилетий административно-командную систему. Рыночная система функционирует на принципиально иных механизмах экономического развития, чем административно-командная, поэтому сформировать ее в сжатые сроки невозможно. Нельзя быстро изменить сложившуюся социально-экономическую структуру общества и преобразовать отношения собственности, создать рыночную структуру и соответствующую нормативно-правовую базу, сформировать, новое мировоззрение у субъектов хозяйствования.
Следовательно, переход от одной социально-экономической системы к другой — весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития. С одной стороны, это процесс постепенного "подрыва" коренных социально-экономических отношений прежней системы, а также зарождения и развития в ее недрах новых социально-экономических отношений, противоречиво соединяющихся с первыми. С другой стороны, постепенно в экономике будет происходить развитие и усиление отношений элементов современного рыночного хозяйства и ослабление отношений элементов административно-командной системы.
Таким образом,
процесс становления
В данной работе будет рассматриваться и анализироваться переходная экономика, а также реформы, проводимые в ее период. Первая глава посвящена сущности, целям, главным чертам, предпосылкам и закономерностям переходной экономики. В ней содержаться лишь общие теоретические сведения о переходной экономике. Данная глава является определяющей для второй главы. Вторая глава посвящена экономическим реформам в постсоциалистических странах, альтернативным подходам и методу “шоковой терапии”. В главе приводится ряд стран, на примере которых можно узнать о реформах переходной экономики. Третья глава посвящена результатам экономических реформ в различных странах с переходной экономикой.
При написании первой главы была использована учебная литература, так как в ней находятся основные понятия, черты, цели, предпосылки и закономерности переходной экономики. При написании второй главы использовались различные журналы, в которых расположен материал разных лет, помогающий сделать выводы.
1 СОДЕРЖАНИЕ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ
В настоящее
время экономика Республики Беларусь,
так же как и ряда других бывших
социалистических стран Восточной
и Центральной Европы, приобретает
рыночные черты. Необходимость перехода
к рыночной системе хозяйствования
обусловлена коренными
Построенная на указанных принципах экономика СССР, других социалистических стран получила в экономической литературе название «командно-административная система». Основным недостатком командно-административной системы является низкая эффективность общественного производства. Советская экономика, достигнув высоких темпов роста в 1950-х гг., в дальнейшем стала проявлять признаки спада, а в начале 1990-х гг. рост фактически прекратился. Аналогичный застой пережили и страны Восточной Европы. Следует отметить, что руководство СССР видело данные недостатки и неоднократно предпринимало попытки по совершенствованию сложившейся экономической системы. Так, в 50-е гг. XX в. были созданы территориальные органы управления - совнархозы; в 60-е - на предприятиях внедрялся полный хозяйственный расчет; в 70-е - пропагандировалась концепция «развитого социализма» - системы, якобы, на уровень выше «простого» социализма; в 80-е - был объявлен курс на ускорение и обновление социализма через перестройку и гласность. Однако все предпринятые попытки не дали желаемого результата, так как не была преобразована основа экономического строя - отношения собственности, не были сформированы рынки с определенной структурой и инфраструктурой, оставалась чрезвычайно высокой ресурсоемкость производства, т.е. отсутствовали реальные стимулы к развитию производства и росту производительности труда.
На сегодняшний день экономика Беларуси, как и других стран СНГ, представляет собой специфическую систему, функционирующую в период перехода общества от одной сложившейся исторической формации к другой: от централизованно регулируемой плановой экономической системы к рыночной экономике. В западной экономической теории такие переходные процессы в экономике получили название постсоциалистической или посткоммунистической трансформации, в отечественной литературе применяются термины «переходная экономика», «переходный период».
Переходная экономика (трансформационная) – это особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период (трансформационный) — это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. [8 c.14]
Переходной экономике свойственны следующие основные черты [10 c.124]:
Цель переходной экономики –
экономическая свобода и
По мнению большинства экономистов, эффективной системой является рыночная экономика. Она создает стимулы к самореализации возможностей человека, повышению трудовой и хозяйственной активности, способствует ускорению научно-технического прогресса. Только рыночная экономика устраняет диктат производителей, ликвидирует дефицит, обеспечивает равновесие экономики. Свойственные рынку механизмы саморегулирования обеспечивают наилучшую координацию деятельности всех экономических субъектов, рациональное использование природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, сбалансированность народного хозяйства.
Переход, который требуется осуществить, состоит в том, что на смену командной системе должны прийти свобода деятельности и ответственности каждого человека за свое благосостояние и благосостояние общества и через рыночный механизм связаться с различными государствами, что позволит создать основу для эффективного экономического сотрудничества постсоциалистических стран с промышленно развитыми странами.
Для того чтобы рыночная экономика эффективно функционировала необходимы предпосылки, которые должны быть созданы в течение переходного периода. Они являются основой новой экономической системы:
1. Свобода предпринимательства и свобода выбора всех субъектов экономики. Владельцы капитала, рабочие, предприниматели и организаторы производства должны восприниматься всерьез и их важная роль должна признаваться.
2. Формирование новых форм собственности, включая частную. Это позволит определить, кто несет ответственность за результаты хозяйствования, какая из форм собственности представляет сферу наиболее эффективного применения ресурсов.
3. Конкуренция как важнейший фактор стимулирования хозяйственной активности, увеличения разнообразия и повышения качества продукции в соответствии с действием закона спроса и предложения.
4. Свободное ценообразование. Рыночные механизмы могут эффективно функционировать только в том случае, если подавляющее большинство цен устанавливается на рынке свободно, уравновешивая спрос и предложение. Государственный контроль допустим только в ограниченной сфере и без нарушения законов рыночного ценообразования.
5. Распространение рыночных отношений на все сферы экономики. Отсюда необходимы рынок земли, рынок капитала, рынок рабочей силы, денежный рынок, которые в своем взаимодействии обеспечивают высокую мобильность экономических ресурсов, их быстрое перемещение в сферы наиболее рационального применения, стимулируют накопление и рост жизненного уровня.
6. Открытость экономики, ее последовательная интеграция в систему мирохозяйственных связей. Принцип состоит в том, что любой экономический субъект вправе осуществлять внешнеэкономические операции. Иностранные юридические и физические лица на равных условиях со всеми производителями действуют на внутреннем рынке в соответствии с установленным законодательством и общепринятыми международными нормами.