Переходная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
3
1 СОДЕРЖАНИЕ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ
6
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ: АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ

3 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 65.35 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

1 СОДЕРЖАНИЕ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ  ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ

6

2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ  СТРАНАХ: АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ

 

3 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.

Неэффективность функционирования административно-командной  системы обусловлена, по крайней  мере, двумя существенными предпосылками. Во-первых, негибкостью, неспособностью этой системы быстро адаптироваться к экономическим переменам. Формальное существование товарно-денежных отношений подрывало здоровую конкуренцию производителей, а централизованное, директивное планирование подавляло хозяйственную инициативу.

Во-вторых, для командной экономики характерна низкая производительность труда. Плановый характер управления экономикой, показавший свои позитивные черты в первые годы советской власти, в дальнейшем, по мере усложнения экономики, начал давать сбои и в итоге оказался неспособным эффективно реализовать достижения научно-технической революции. В результате страны с плановой экономикой резко отстали от стран с развитой рыночной экономикой в технических и технологических отношениях. Все это и обусловило необходимость реформирования административно-командной экономики, ее преобразования в рыночную.

Становление современной рыночной экономики - дело довольно сложное, поскольку предстоит коренным образом трансформировать сложившуюся на протяжении десятилетий административно-командную систему. Рыночная система функционирует на принципиально иных механизмах экономического развития, чем административно-командная, поэтому сформировать ее в сжатые сроки невозможно. Нельзя быстро изменить сложившуюся социально-экономическую структуру общества и преобразовать отношения собственности, создать рыночную структуру и соответствующую нормативно-правовую базу, сформировать, новое мировоззрение у субъектов хозяйствования.

Следовательно, переход от одной социально-экономической  системы к другой — весьма сложный  процесс реформирования, трансформации  и развития. С одной стороны, это процесс постепенного "подрыва" коренных социально-экономических отношений прежней системы, а также зарождения и развития в ее недрах новых социально-экономических отношений, противоречиво соединяющихся с первыми. С другой стороны, постепенно в экономике будет происходить развитие и усиление отношений элементов современного рыночного хозяйства и ослабление отношений элементов административно-командной системы.

Таким образом, процесс становления современной  рыночной экономики требует довольно продолжительного периода времени, в течение которого будет существовать так называемая переходная экономическая система или переходная экономика, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем. Переходная экономика характеризует как бы "промежуточное" состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется. Изменения, происходящие в переходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы.

В данной работе будет  рассматриваться и анализироваться переходная экономика, а также реформы, проводимые в ее период. Первая глава посвящена сущности, целям, главным чертам,  предпосылкам и закономерностям переходной экономики. В ней содержаться лишь общие теоретические сведения о переходной экономике. Данная глава является определяющей для второй главы. Вторая глава посвящена экономическим реформам в постсоциалистических странах, альтернативным подходам и методу “шоковой терапии”. В главе приводится ряд стран, на примере которых можно узнать о реформах переходной экономики. Третья глава посвящена результатам экономических реформ в различных странах с переходной экономикой.

При написании  первой главы была использована учебная  литература, так как в ней находятся  основные понятия, черты, цели, предпосылки  и закономерности переходной экономики. При написании второй главы использовались различные журналы, в которых расположен материал разных лет, помогающий сделать выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 СОДЕРЖАНИЕ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ  ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ

В настоящее  время экономика Республики Беларусь, так же как и ряда других бывших социалистических стран Восточной  и Центральной Европы, приобретает  рыночные черты. Необходимость перехода к рыночной системе хозяйствования обусловлена коренными недостатками, так называемой социалистической экономики, основными принципами которой являются [1 c.349]:

  • отсутствие частной собственности, замена ее общественной в качестве экономической основы социального равенства;
  • существование государства только на начальном, переходном этапе от капитализма к социализму;
  • управление народным хозяйством из единого центра, принимающего решения, что, как и для кого производить;
  • централизованное планомерное регулирование экономики;
  • постепенная ликвидация рыночного механизма, отмирание товарно-денежных отношений, а вместе с ними и денег.

Построенная на указанных  принципах экономика СССР, других социалистических стран получила в экономической литературе название «командно-административная система». Основным недостатком командно-административной системы является низкая эффективность общественного производства. Советская экономика, достигнув высоких темпов роста в 1950-х гг., в дальнейшем стала проявлять признаки спада, а в начале 1990-х гг. рост фактически прекратился. Аналогичный застой пережили и страны Восточной Европы. Следует отметить, что руководство СССР видело данные недостатки и неоднократно предпринимало попытки по совершенствованию сложившейся экономической системы.  Так, в 50-е гг. XX в. были созданы территориальные органы управления - совнархозы; в 60-е -  на предприятиях внедрялся полный хозяйственный расчет; в 70-е - пропагандировалась концепция «развитого социализма» - системы, якобы, на уровень выше «простого» социализма; в 80-е - был объявлен курс на ускорение и обновление социализма через перестройку и гласность. Однако все предпринятые попытки не дали желаемого результата, так как не была преобразована основа экономического строя - отношения собственности, не были сформированы рынки с определенной структурой и инфраструктурой, оставалась чрезвычайно высокой ресурсоемкость производства, т.е. отсутствовали реальные стимулы к развитию производства и росту производительности труда.

 На сегодняшний день экономика Беларуси, как и других стран СНГ, представляет собой специфическую систему, функционирующую в период перехода общества от одной сложившейся исторической формации к другой: от централизованно регулируемой плановой экономической системы к рыночной экономике. В западной экономической теории такие переходные процессы в экономике получили название постсоциалистической или посткоммунистической трансформации, в отечественной литературе применяются термины «переходная экономика», «переходный период».

Переходная экономика (трансформационная) – это особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период (трансформационный) — это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. [8 c.14]

Переходной экономике  свойственны следующие основные черты [10 c.124]:

  1. она представляет собой межсистемное образование. Поэтому сущность переходной экономики состоит в сочетании административно-командной и современной рыночной систем с их зачастую противоречиво функционирующими элементами;
  2. если для командной и рыночной экономик свойственны определенная целостность, устойчивость развития, то переходная экономика характеризуется неустойчивостью состояния, нарушением целостности;
  3. переходная экономика характеризуется количественным и качественным изменением состава элементов. В ней действуют структурные элементы предыдущей системы: государственные предприятия, колхозы, домашние хозяйства и государство. Но и эти элементы функционируют в иной системе, и поэтому изменяют как свое содержание, так и свои функции, связанные с зарождением рыночной экономики. Вместе с тем появляются и новые элементы: негосударственные предприятия, биржи, коммерческие банки, фермерские хозяйства;
  4. в переходной экономике наблюдается качественное изменение системных связей и отношений. Распались и исчезли старые планово-директивные связи между субъектами экономики, расчистив пространство для формирования новых рыночных связей. Однако последние характеризуются частыми сбоями и кризисными явлениями, проявляются в такой форме, как «бартерные» расчеты между предприятиями, взаимные неплатежи между субъектами хозяйствования.

Цель переходной экономики –  экономическая свобода и создание на этой основе социально ориентированной  эффективной хозяйственной системы, способной обеспечить динамическое развитие экономики и достойный уровень благосостояния гражданам страны, преодолев отставание от других стран. Содержанием переходной экономики является создание рыночных отношений, реформирование экономической политики и методов хозяйствования, преобразование социально-экономических отношений в направлении демократизации и либерализации. [8 c.21]

По мнению большинства экономистов, эффективной системой является рыночная экономика. Она создает стимулы к самореализации возможностей человека, повышению трудовой и хозяйственной активности, способствует ускорению научно-технического прогресса. Только рыночная экономика устраняет диктат производителей, ликвидирует дефицит, обеспечивает равновесие экономики. Свойственные рынку механизмы саморегулирования обеспечивают наилучшую координацию деятельности всех экономических субъектов, рациональное использование природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, сбалансированность народного хозяйства.

Переход, который требуется осуществить, состоит в том, что на смену командной системе должны прийти свобода деятельности и ответственности каждого человека за свое благосостояние и благосостояние общества и через рыночный механизм связаться с различными государствами, что позволит создать основу для эффективного экономического сотрудничества постсоциалистических стран с промышленно развитыми странами.

Для того чтобы рыночная экономика эффективно функционировала необходимы предпосылки, которые должны быть созданы в течение переходного периода. Они являются основой новой экономической системы:

1. Свобода предпринимательства и свобода выбора всех субъектов экономики. Владельцы капитала, рабочие, предприниматели и организаторы производства должны восприниматься всерьез и их важная роль должна признаваться.

2. Формирование новых форм собственности, включая частную. Это позволит определить, кто несет ответственность за результаты хозяйствования, какая из форм собственности представляет сферу наиболее эффективного применения ресурсов.

3. Конкуренция как важнейший фактор стимулирования хозяйственной активности, увеличения разнообразия и повышения качества продукции в соответствии с действием закона спроса и предложения.

4. Свободное ценообразование. Рыночные механизмы могут эффективно функционировать только в том случае, если подавляющее большинство цен устанавливается на рынке свободно, уравновешивая спрос и предложение. Государственный контроль допустим только в ограниченной сфере и без нарушения законов рыночного ценообразования.

5. Распространение рыночных отношений на все сферы экономики. Отсюда необходимы рынок земли, рынок капитала, рынок рабочей силы, денежный рынок, которые в своем взаимодействии обеспечивают высокую мобильность экономических ресурсов, их быстрое перемещение в сферы наиболее рационального применения, стимулируют накопление и рост жизненного уровня.

6. Открытость экономики, ее последовательная интеграция в систему мирохозяйственных связей. Принцип состоит в том, что любой экономический субъект вправе осуществлять внешнеэкономические операции. Иностранные юридические и физические лица на равных условиях со всеми производителями действуют на внутреннем рынке в соответствии с установленным законодательством и общепринятыми международными нормами.

  1. Обеспечение гражданам социальных гарантий и государственная поддержка нетрудоспособных, социально уязвимых членов общества.
  2. Отказ государства от прямого участия в хозяйственной деятельности (за исключением отдельных специальных областей). Но в то же время государство усиливает регулирование таких явлений, как инфляция, безработица, имущественная и социальная дифференциация, нестабильность производства, неравномерность развития отдельных регионов. Государство осуществляет макроэкономическую политику и содействует формированию среды, благоприятной для хозяйственной деятельности, прежде всего на направлениях, соответствующих общественным интересам. Деятельность государственных органов по регулированию экономики строится на строгом разграничении полномочий законодательной, исполнительной и судебной власти.

Информация о работе Переходная экономика