Переходная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
3
1 СОДЕРЖАНИЕ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ
6
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ: АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ

3 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 65.35 Кб (Скачать)

Переход от административно-командной системы к рыночной экономике в разных странах имеет общие тенденции. Этот процесс включает, с одной стороны, глубокие институциональные изменения (прежде всего в отношениях собственности), а с другой стороны, предполагает осуществление стабилизационных мер (преимущественно в денежно-кредитной и финансовой сфере, а также в ценообразовании).

Главными закономерностями перехода к рынку являются следующие:

  1. Либерализация, т.е. снятие или резкое сокращение государственного контроля во всех сферах хозяйственной деятельности, прежде всего путем отмены директивного планирования и обязательного государственного заказа на продукцию предприятий, перехода к формированию цен в основном в соответствии со спросом и предложением и, наконец, отмены государственной монополии внешней торговли и разрешения всем хозяйствующим субъектам заниматься внешнеэкономической деятельностью.
  2. Приватизация, т.е. изменение характера собственности посредством передачи или продажи на различных условиях государственной собственности экономическим субъектам, которые используют ее в дальнейшем в хозяйственной деятельности, неся полную имущественную ответственность за ее результаты.
  3. Формирование рыночной инфраструктуры, т.е. новых механизмов установления хозяйственных связей, включая, в частности, товарные и фондовые биржи, коммерческие банки.
  4. Демонополизация экономики и поощрение конкуренции путем снятия ограничений на движение товаров на внутреннем рынке.
  5. Перестройка структуры экономики в направлении опережающего развития производства продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках, оказания разнообразных услуг, в том числе и в финансовой области.
  6. Переход к адресной системе социальной поддержки, с тем чтобы облегчить части населения приспособление к условиям рыночной экономики.
  7. Макроэкономическая, прежде всего финансовая, стабилизация посредством проведения жесткой денежно- кредитной политики с целью подавления инфляции, которая усиливается в период распада и крушения административно- командной системы.

По каждому из перечисленных  направлений должно быть обеспечено опережающее создание правовой базы и институтов государственной власти и управления. Должны проводиться активные меры по разгосударствлению и демонополизации экономики, развитию предпринимательства и конкуренции, чтобы в максимально короткие сроки создать предпосылки для включения рыночных механизмов саморегулирования. Только они могут обеспечить устойчивую стабилизацию цен, побудить к увеличению объема и разнообразия продукции, повышению ее качества и снижению издержек. До тех пор пока они не заработают с достаточной силой, придется придерживаться жесткой финансово-кредитной политики, чтобы не допустить неуправляемой инфляции. Тем самым, однако, может сдерживаться деловая активность, развитие производства. Необходимо учесть, что переход к рыночной экономике до момента, когда она в полной мере раскроет свои возможности, есть процесс длительный, охватывающий весь период глубинной структурной перестройки социально-экономических отношений, серьезных изменений в установках и нормах поведения миллионов людей.

Таким образом, переходный период характерный для постсоциалистических стран – это период кардинального перехода от одной системы экономики общества к другой. Трансформация означает не только экономические, но и значительные институциональные, организационные и социальные изменения, а также изменения функций государства. Главная функция трансформационной экономики – сформировать базис новой экономической системы. Причем критерием новой, более прогрессивной системы будет рост экономической и социальной эффективности. Важно иметь в виду, что переходная экономика сама по себе не представляет экономическую систему, поскольку не обладает основными системными свойствами – устойчивостью, целостностью, общим целеполаганием, упорядоченностью и другими свойствами. Это особое состояние экономики, отличающееся промежуточностью и неустойчивостью, сменой старого новым.

2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В ПОСТСОЦИАЛИТИЧЕСКИХ СТРАНАХ: АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ.

Практика  стран, входивших некогда в  «мировую социалистическую систему», демонстрирует  два основных варианта трансформации  административно-командной системы в рыночную экономику. Первый (исторически более ранний) – эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов, авторов подобного варианта часто называют «градуалистами» (от англ. Gradual — постепенный), применявшийся в   Китае и в немалой степени в Венгрии.  Второй – «шоковая терапия», применявшаяся с той или иной степенью интенсивности в России и большинстве стран Восточной Европы (в классической форме – в Польше и Чехии).

Различия  между указанными путями заключаются  в сроках проведения системных преобразований и стабилизационных мер, степени  охвата рыночными механизмами народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства. Выбор эволюционного или «шокового» пути перехода к рыночной экономике зависит не столько от воли политического руководства, сколько от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и других факторов.

В пользу эволюционного перехода говорит  наличие довольно развитого сельского хозяйства и кустарного производства, в которых заняты поколения работников, сохранивших навыки частного предпринимательства; сравнительно невысокий удельный вес тяжелой промышленности и особенно военно-промышленного комплекса; стабильность финансовой системы; преобладание среди политической и хозяйственной элиты слоев, заинтересованных в проведении реформ, и др.

Выбор «шокового» варианта обычно является вынужденной  мерой. Он связан в большинстве случаев  с необходимостью преодоления крайне тяжелого финансового положения, доставшегося в наследство от административно-командной системы, а также острого товарного дефицита, вызванного накопившимися структурными диспропорциями.

Можно выделить следующие общие черты эволюционного  пути перехода к рыночной экономике [1 c.51]:

1. Начало  реформы связывается с установлением  динамического равновесия на потребительском рынке, причем не только с помощью более гибкой системы цен, но и прежде всего благодаря быстрому развертыванию в частном секторе производства потребительских товаров и оказания услуг и насыщению ими рынка.

2. Рыночные  отношения первоначально охватывают  сферу производства и сбыта потребительских товаров и лишь затем распространяются на инвестиционные отрасли.

3. Либерализация  цен проводится на последующих  этапах реформы, причем нередко  с сохранением государственного  контроля над ценами в отраслях с сильными монополистическими тенденциями.

4.Проводится  жесткая финансовая политика  с целью не допущения высокой инфляции.

5.Активно  формируется рыночная инфраструктура, поощряется частное предпринимательство.

Характерной чертой эволюционного  пути является то, что реформы обычно начинаются в сельском хозяйстве, где устраняются наиболее негативные черты командной системы и открывается определенный простор частной хозяйственной инициативе. Импульс, данный развитию сельского хозяйства и связанных с ним отраслей по производству потребительских товаров, становится своеобразным мотором дальнейшего распространения рыночных механизмов и одновременно, приводя к насыщению потребительского рынка, создает благоприятный социальный фон для дальнейшего углубления реформ.

Разновидностью эволюционного  пути является модель «рыночного социализма». Эта модель стала складываться в Югославии и Венгрии в конце 60-х гг., в Китае – в конце 70-х гг., во Вьетнаме – во второй половине 80-х гг. В Советском Союзе попытка перехода к рынку при сохранении доминирующего положения социалистической собственности и присущих командной системе институтов государственного управления экономикой была предпринята в 1987—1989 гг.

Отличительными чертами варианта «рыночного социализма» являются: постепенный (а не революционный) характер перехода к рынку; преобладание централизованного контроля государства над экономикой при довольно слабой роли рыночных регуляторов; сохранение государственной собственности на крупные предприятия при допущении и даже некоторой поддержке мелкой частной собственности.

Опыт применения этой модели дал  весьма различные результаты. Так, в Китае и во Вьетнаме модель «рыночного социализма» обеспечила быстрый рост производства потребительских товаров и услуг населению на основе расширения частного сектора. В Югославии и Венгрии «рыночный социализм» позволил смягчить противоречия административно-командной системы, но не смог предотвратить системного кризиса и вызванного им падения производства.

Наименее удачным оказался итог попытки построения «социалистического» рынка в СССР. Во второй половине 80-х гг. в СССР наряду с доминировавшим государственным сектором, где сохранялись основы плановой системы, возникли кооперативные, арендные предприятия, индивидуальная трудовая деятельность. Однако при монопольном положении государственных предприятий оба сектора не столько сотрудничали, сколько мешали друг другу. Государственный сектор сохранял почти безраздельный контроль над распределением материальных и финансовых ресурсов, отводя частному сектору крайне узкую нишу хозяйственной деятельности. В свою очередь, возникновение частного сектора в производстве и посреднической торговле привело к дестабилизации потребительского рынка, прежде характеризовавшегося абсолютной монополией государства, и подтолкнуло инфляцию. К тому же ослабление государственного контроля над производством не сопровождалось установлением контроля со стороны частных собственников, что повлекло нарастание бесхозяйственности на предприятиях. Предоставление предприятиям права самим устанавливать размер заработной платы не сопровождалось либерализацией цен, что, в свою очередь, вело к усилению инфляции. Началось стихийное перераспределение государственной собственности в частную через создававшиеся при госпредприятиях кооперативы, малые, совместные предприятия.

Попытка эволюционного перехода к  рынку в Советском Союзе в 1989—1991 гг. не состоялась в силу многих причин, в числе которых были крайнее запаздывание в проведении реформ (в том числе и из-за утопических расчетов воплотить в жизнь модель «гуманного социализма»); начавшийся тотальный развал старой системы (предприятия отказывались выполнять госзаказы по установленным сверху невыгодным для производителей ценам, а централизованно распределяемые ресурсы сокращались, разрывались принудительные хозяйственные связи).

Программа «шоковой терапии», разработанная  специалистами из США и СССР и поддержанная Международным валютным фондом, предлагает странам Восточной Европы для проведения курса реформ ускоренные преобразования в течение 10 – 15 лет. Программа «шоковой терапии» предлагает следующий пакет мер [1 c.73]:

1. Реформа цен и рынка (либерализация экономики): реформа внутренних цен; либерализация системы распре деления; либерализация внешней торговли; либерализация рынка рабочей силы и системы заработной платы; реформа банковской системы и создание финансовых рынков.

2. Развитие частного сектора – приватизация:

малая приватизация и развитие частного сектора; крупномасштабная приватизация; структурная перестройка, ликвидация монополий.

3. Пересмотр роли государства: ограничение права государственной собственности; ограничение прямой хозяйственной  деятельности; усиление регулирующей функции в социальной сфере.

4. Макроэкономическая стабилизация: новая фискальная политика, изменение денежно-кредитной системы, законодательная реформа; институциональная реформа; социальные гарантии.

Содержание пакетов предлагаемых реформ и преследуемые при этом цели, по мнению разработчиков, коротко сводятся к следующему:

  • первый пакет мер – меры по либерализации экономики связаны с переходом к конкурентным рыночным отношениям и соответствующей реформой цен. На первых порах введение свободных цен приводит к бесконтрольному расширению рынков товаров и услуг, что, в свою очередь, требует демонополизации торговли и транспорта. Очень важный момент в комплексе системных преобразований относится к созданию рынков факторов производства: рабочей силы и финансовых ресурсов.
  • второй пакет мер предполагает реформу и структурную перестройку производства и предприятий. Первый шаг в этом направлении заключается в четкой формулировке прав государственной собственности и разделении функций государства как органа в целом. Важное место занимает осуществление программ приватизации. Оформление гарантированных прав частной собственности и облегчение процессов создания новых частных предприятий имеют критически важное значение. Реформу производства невозможно провести без ликвидации крупных монополий, перемещения или увольнения излишков рабочей силы, прекращения убыточного производства, перепрофилирования и ликвидации предприятий.
  • третий пакет мер требует переосмысления роли государства в экономике: оно должно отказаться от прямой собственности и контроля над производством и заменить их косвенным регулированием, которое бы поощряло экономическую адаптацию и частную экономическую деятельность. Другая важная задача государства – реформировать систему социального обеспечения и создать гибкую систему социальной поддержки, позволяющую смягчить последствия безработицы, которая будет расти по мере углубления финансово-экономического кризиса. Государство должно установить соответствующие юридические рамки для коллективных сделок и деятельности частного сектора и сформировать законодательные институты, обеспечивающие их соблюдение. Необходимо реформировать основные правительственные институты, включая центральный банк и налоговые ведомства, провести корректировку статей бюджета, наладить систему контроля.
  • четвертый пакет мер – макроэкономическая стабилизация предполагает ужесточение налоговой и кредитной политики по отношению к предприятиям, исправление различных диспропорций, порожденных избытком» денежной массы (т. е. накопленной суммы денег, которую просто не на что потратить в условиях дефицита). В результате на рынке (прежде всего, потребительском) должно наступить равновесие, а государственный бюджет достигнет сбалансированности. Тем самым будет ликвидирован инфляционный потенциал в виде излишнего количества денег у населения и предприятий.

Информация о работе Переходная экономика