Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:40, курсовая работа
Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.
ВВЕДЕНИЕ
3
1 СОДЕРЖАНИЕ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ
6
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ: АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ
3 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы
Переход от административно-командной системы к рыночной экономике в разных странах имеет общие тенденции. Этот процесс включает, с одной стороны, глубокие институциональные изменения (прежде всего в отношениях собственности), а с другой стороны, предполагает осуществление стабилизационных мер (преимущественно в денежно-кредитной и финансовой сфере, а также в ценообразовании).
Главными закономерностями перехода к рынку являются следующие:
По каждому из перечисленных направлений должно быть обеспечено опережающее создание правовой базы и институтов государственной власти и управления. Должны проводиться активные меры по разгосударствлению и демонополизации экономики, развитию предпринимательства и конкуренции, чтобы в максимально короткие сроки создать предпосылки для включения рыночных механизмов саморегулирования. Только они могут обеспечить устойчивую стабилизацию цен, побудить к увеличению объема и разнообразия продукции, повышению ее качества и снижению издержек. До тех пор пока они не заработают с достаточной силой, придется придерживаться жесткой финансово-кредитной политики, чтобы не допустить неуправляемой инфляции. Тем самым, однако, может сдерживаться деловая активность, развитие производства. Необходимо учесть, что переход к рыночной экономике до момента, когда она в полной мере раскроет свои возможности, есть процесс длительный, охватывающий весь период глубинной структурной перестройки социально-экономических отношений, серьезных изменений в установках и нормах поведения миллионов людей.
Таким образом, переходный период характерный для постсоциалистических стран – это период кардинального перехода от одной системы экономики общества к другой. Трансформация означает не только экономические, но и значительные институциональные, организационные и социальные изменения, а также изменения функций государства. Главная функция трансформационной экономики – сформировать базис новой экономической системы. Причем критерием новой, более прогрессивной системы будет рост экономической и социальной эффективности. Важно иметь в виду, что переходная экономика сама по себе не представляет экономическую систему, поскольку не обладает основными системными свойствами – устойчивостью, целостностью, общим целеполаганием, упорядоченностью и другими свойствами. Это особое состояние экономики, отличающееся промежуточностью и неустойчивостью, сменой старого новым.
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В ПОСТСОЦИАЛИТИЧЕСКИХ СТРАНАХ: АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ.
Практика стран, входивших некогда в «мировую социалистическую систему», демонстрирует два основных варианта трансформации административно-командной системы в рыночную экономику. Первый (исторически более ранний) – эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов, авторов подобного варианта часто называют «градуалистами» (от англ. Gradual — постепенный), применявшийся в Китае и в немалой степени в Венгрии. Второй – «шоковая терапия», применявшаяся с той или иной степенью интенсивности в России и большинстве стран Восточной Европы (в классической форме – в Польше и Чехии).
Различия между указанными путями заключаются в сроках проведения системных преобразований и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства. Выбор эволюционного или «шокового» пути перехода к рыночной экономике зависит не столько от воли политического руководства, сколько от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и других факторов.
В пользу эволюционного перехода говорит наличие довольно развитого сельского хозяйства и кустарного производства, в которых заняты поколения работников, сохранивших навыки частного предпринимательства; сравнительно невысокий удельный вес тяжелой промышленности и особенно военно-промышленного комплекса; стабильность финансовой системы; преобладание среди политической и хозяйственной элиты слоев, заинтересованных в проведении реформ, и др.
Выбор «шокового» варианта обычно является вынужденной мерой. Он связан в большинстве случаев с необходимостью преодоления крайне тяжелого финансового положения, доставшегося в наследство от административно-командной системы, а также острого товарного дефицита, вызванного накопившимися структурными диспропорциями.
Можно выделить
следующие общие черты
1. Начало
реформы связывается с
2. Рыночные
отношения первоначально
3. Либерализация
цен проводится на последующих
этапах реформы, причем
4.Проводится жесткая финансовая политика с целью не допущения высокой инфляции.
5.Активно
формируется рыночная
Характерной чертой эволюционного пути является то, что реформы обычно начинаются в сельском хозяйстве, где устраняются наиболее негативные черты командной системы и открывается определенный простор частной хозяйственной инициативе. Импульс, данный развитию сельского хозяйства и связанных с ним отраслей по производству потребительских товаров, становится своеобразным мотором дальнейшего распространения рыночных механизмов и одновременно, приводя к насыщению потребительского рынка, создает благоприятный социальный фон для дальнейшего углубления реформ.
Разновидностью эволюционного пути является модель «рыночного социализма». Эта модель стала складываться в Югославии и Венгрии в конце 60-х гг., в Китае – в конце 70-х гг., во Вьетнаме – во второй половине 80-х гг. В Советском Союзе попытка перехода к рынку при сохранении доминирующего положения социалистической собственности и присущих командной системе институтов государственного управления экономикой была предпринята в 1987—1989 гг.
Отличительными чертами
Опыт применения этой модели дал весьма различные результаты. Так, в Китае и во Вьетнаме модель «рыночного социализма» обеспечила быстрый рост производства потребительских товаров и услуг населению на основе расширения частного сектора. В Югославии и Венгрии «рыночный социализм» позволил смягчить противоречия административно-командной системы, но не смог предотвратить системного кризиса и вызванного им падения производства.
Наименее удачным оказался итог попытки построения «социалистического» рынка в СССР. Во второй половине 80-х гг. в СССР наряду с доминировавшим государственным сектором, где сохранялись основы плановой системы, возникли кооперативные, арендные предприятия, индивидуальная трудовая деятельность. Однако при монопольном положении государственных предприятий оба сектора не столько сотрудничали, сколько мешали друг другу. Государственный сектор сохранял почти безраздельный контроль над распределением материальных и финансовых ресурсов, отводя частному сектору крайне узкую нишу хозяйственной деятельности. В свою очередь, возникновение частного сектора в производстве и посреднической торговле привело к дестабилизации потребительского рынка, прежде характеризовавшегося абсолютной монополией государства, и подтолкнуло инфляцию. К тому же ослабление государственного контроля над производством не сопровождалось установлением контроля со стороны частных собственников, что повлекло нарастание бесхозяйственности на предприятиях. Предоставление предприятиям права самим устанавливать размер заработной платы не сопровождалось либерализацией цен, что, в свою очередь, вело к усилению инфляции. Началось стихийное перераспределение государственной собственности в частную через создававшиеся при госпредприятиях кооперативы, малые, совместные предприятия.
Попытка эволюционного перехода к рынку в Советском Союзе в 1989—1991 гг. не состоялась в силу многих причин, в числе которых были крайнее запаздывание в проведении реформ (в том числе и из-за утопических расчетов воплотить в жизнь модель «гуманного социализма»); начавшийся тотальный развал старой системы (предприятия отказывались выполнять госзаказы по установленным сверху невыгодным для производителей ценам, а централизованно распределяемые ресурсы сокращались, разрывались принудительные хозяйственные связи).
Программа «шоковой терапии», разработанная специалистами из США и СССР и поддержанная Международным валютным фондом, предлагает странам Восточной Европы для проведения курса реформ ускоренные преобразования в течение 10 – 15 лет. Программа «шоковой терапии» предлагает следующий пакет мер [1 c.73]:
1. Реформа цен и рынка (либерализация экономики): реформа внутренних цен; либерализация системы распре деления; либерализация внешней торговли; либерализация рынка рабочей силы и системы заработной платы; реформа банковской системы и создание финансовых рынков.
2. Развитие частного сектора – приватизация:
малая приватизация и развитие частного сектора; крупномасштабная приватизация; структурная перестройка, ликвидация монополий.
3. Пересмотр роли государства: ограничение права государственной собственности; ограничение прямой хозяйственной деятельности; усиление регулирующей функции в социальной сфере.
4. Макроэкономическая стабилизация: новая фискальная политика, изменение денежно-кредитной системы, законодательная реформа; институциональная реформа; социальные гарантии.
Содержание пакетов