Переходная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
3
1 СОДЕРЖАНИЕ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ
6
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ: АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ

3 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 65.35 Кб (Скачать)

Разработанная до деталей программа  вряд ли может быть с одинаковым успехом применена в разных странах. Специфические особенности каждого отдельного хозяйства, безусловно, повлияют и на ход преобразований, и на достигаемые эффекты. В то же время, по мнению разработчиков  программы, все меры должны быть взаимосвязаны, и очень важно с самого начала сформулировать долгосрочную стратегию, одновременно приступая к действиям на многих направлениях. Некоторые реформы возможно предпринимать лишь на поздних этапах, когда уже достаточно развиты рыночные механизмы.

 

 

 

 

 

 

3 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ СТРАН С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ.

В процессе перехода от административно-командной к рыночной экономике, в зависимости от сочетания исходных предпосылок для проведения реформ, последовательности и целенаправленности их проведения, а также внешних условий сформировались примерно три группы государств, хотя границы между ними подчас размыты.

 Первая группа включает страны, имеющие наиболее значительные темпы продвижения к рыночной системе (Чешская Республика, Польша, Венгрия, Словакия, Словения, страны Балтии). Сравнительно быстрое и успешное продвижение к рыночной экономике обусловлено рядом факторов: существованием основ рыночной экономики до поворота к административно-командной системе, тесными экономическими и историческими связями с Западной Европой, относительной сбалансированностью структуры народного хозяйства или небольшим объемом диспропорций, консенсусом всех слоев населения в отношении необходимости перехода к рыночной системе.

Значительную  роль государства в становлении  здоровой рыночной экономики иллюстрирует не только факт сохранения высоких  бюджетных расходов в странах, где  после короткой трансформационной  рецессии начался экономический рост. Принципиальное значение имеет также структура расходов. И здесь межстрановые сопоставления указывают на, по-видимому, неслучайное совпадение положительной хозяйственной динамики в той или иной стране с относительно крупными государственными расходами на образование и науку. Например, в Венгрии, Чехии и Польше удалось сохранить прежнее соотношение ассигнований на образование к ВВП на протяжении всех 90-х годов, в то время как в Болгарии, Румынии и странах СНГ оно сократилось вдвое. Что же касается расходов на науку и научно-технические разработки (НТР), то и в этой сфере просматривается зависимость между их объемом и направленностью хозяйственной динамики. Хотя в абсолютном выражении они снизились практически везде.

Сравнительный анализ хода реформ и социально-экономического развития стран ЦВЕ указывает на уязвимость представления пользе неравенства для повышения хозяйственной активности при переходе от командной экономики  к  рыночной. Оправдывается гипотеза, в соответствии с которой за определенными пределами поляризации доходов не только не стимулирует экономический рост, но и начинает препятствовать ему. В самом начале системной трансформации, как в “удачных”, так и в “неудачных” странах разрыв в доходах самых богатых и самых бедных людей составлял 2,5-3 раза.

 Полностью оправдывает себя обозначившаяся здесь с самого начала реформ ориентация на привлечение прямых иностранных инвестиций. Нет принципиальной разницы между Польшей и Венгрией, где содержание реформ обычно сводят к указанным понятиям.

Исключительно большое значение имеет создание благоприятных условий для развития частного сектора на собственной основе. Из практики самых успешных в этом отношении стран (Польша, Венгрия, Чехия) следует, что эта задача решается с помощью целенаправленной государственной поддержки малого предпринимательства. Не существует прямой  зависимости между масштабами частного сектора и темпами экономического роста. В большинстве стран наибольший экономический эффект был достигнут уже на этапе коммерциализации деятельности государственных предприятий. Опыт Польши в этом особенно примечателен.

Вторая группа включает страны, где  переход к рыночной экономике оказался сопряженным с немалыми трудностями и осуществляется гораздо медленнее, чем в странах первой группы (Беларусь, Россия, другие страны СНГ, Болгария, Румыния, Албания, а также Монголия). Здесь не было устойчивой традиции рыночной экономики, а формирование административно-командной системы нередко происходило на базе традиционной системы. Затрудняют продвижение к рынку и такие факторы, как наличие глубоких диспропорций в структуре экономики, наличие сильных уравнительных тенденций и отсутствие в обществе консенсуса по вопросу о характере преобразований, относительная изолированность от развитых стран.

 За последние годы, бывшие социалистические страны существенно изменили свой облик, преодолели изолированность от остального мира. Удалены механизмы командной экономики, исчезли всеобщие дефициты товаров и услуг, значительно расширен их ассортимент. Повсюду раскрепощена ранее скованная личная инициатива людей, происходит достаточно быстрое становление предпринимательского класса. Население посткоммунистического мира стремительно изживает приобретенные в условиях реального социализма иждивенческие комплексы и быстро усваивает “рыночный” образ мышления и действия. Серьезно подорвана типичная для прежнего строя уравнительность в личных доходах. Налицо ощутимый прогресс в дисциплине и этике труда в связи с восстановлением полной товарной обратимости национальных валют. За годы реформ созданы и начали функционировать формальные институты рыночной экономики, т.е. коммерческие банки, товарные и фондовые рынки, валютные биржи, качественно новые налоговые механизмы, правила антимонопольного регулирования и т.п. Значительное достижение подавляющего большинства рассматриваемых стран – обуздание галопирующей инфляции и резкое сокращение бюджетных дефицитов.

Ситуация  и развитие в странах, переживающих системную трансформацию, выглядит по-разному. В одних государствах удалось достаточно быстро преодолеть трансформационную рецессию, в результате чего здесь уже с середины  90-х годов наблюдается хозяйственный рост, позволивший к концу прошедшего десятилетия превзойти предреформенный уровень ВВП (Польша, Словения, Чехия, Словакия, Венгрия). Другие страны, к которым прежде всего относятся республики бывшего СССР, и в частности Беларусь, по объему ВВП более чем на треть отстают в настоящее время от максимального уровня советского периода. Трудности объективного характера были в существенной мере усугублены избранной с 1992 г. Стратегией реформ, основанной на доминирующей в сегодняшнем мире неолиберальной философии.

Сравнение полномочий и действий правительств России и стран ЦВЕ в условиях системной трансформации указывает  на громадное значение политической системы, в рамках которой проводится тот или иной экономический курс. Сопоставление опыта функционирования политических систем в России и относительно успешных странах ЦВЕ свидетельствует о том, что только правительство, сформированное с учетом соотношения сил в парламенте, подконтрольно обществу, с одной стороны, и в состоянии проявлять “политическую волю” – с другой.

Третью  группу составляют страны Восточной  Азии (Китай и Вьетнам), где господство административно-командной системы  было кратковременным, и переход к рыночной экономике начался на основе традиционной патриархальной системы при крайне слаборазвитой промышленности и, следовательно, отсутствии серьезных диспропорций, а также при сохранении авторитарной политической власти.

 В основе проводимых в Китае экономических преобразований лежит идея о том, что в экономике должны сочетаться план и рынок. Такое сочетание должно создать стимулы для повышения производственной активности и обеспечить высокие темпы развития народного хозяйства. В результате проводимой с 1979 г. экономической реформы в Китае сформировалась двухсекторная модель экономики. Рыночные механизмы стали главными регуляторами в производстве потребительских товаров и в значительной степени охватывают производство инвестиционных товаров. Особенностью Китая является переплетение рыночных и административных методов регулирования в обоих секторах экономики.

В Китае переход  к рыночному ценообразованию  занял почти 15 лет. Правительство выбрало путь создания трехуровневой системы цен, при которой наряду с фиксированными государственными существуют плавающие цены  (для них устанавливаются верхние и нижние пределы), а также  рыночные цены. Стратегия реформы заключается в постепенном расширении сферы действия рыночных цен и сокращении доли фиксированных государственных цен.

В 1993 г. были освобождены розничные цены на зерно и одновременно отменены карточки на продукты питания. Продолжается дальнейшее совершенствование экономических рычагов воздействия государства на цены (например, через создание стабилизационных резервных фондов). В настоящее время около 90% товаров реализуется в Китае по ценам свободного рынка.

Стратегия либерализации экономики в Китае  заметно отличается от действий реформаторов в Восточной Европе и бывшем СССР. План регулирует производство 15% промышленной продукции Китая. Вместе с тем в Китае сформировался довольно развитый товарный рынок, получили развитие рыночные методы регулирования торговли через товарные биржи. В стране начал складываться рынок капиталов.

Опыт  рыночных преобразований во всех трех группах стран показывает, что сравнительно легко проходит либерализация в виде отмены или ослабления государственного контроля над хозяйственной деятельностью, а также приватизация небольших объектов преимущественно в сфере бытового обслуживания. Гораздо тяжелее проходит либерализация цен и демонополизация экономики, так как здесь реформы сталкиваются с возможностью широкого социального недовольства. Столь же трудной, но в целом разрешимой проблемой оказывается финансовая стабилизация, также требующая немалых жертв от населения. Почти неразрешимой задачей является эффективная (а не формальная) приватизация крупных хозяйственных объектов, а также проведение на практике процедуры банкротства. Значительных и длительных усилий требует преодоление унаследованных структурных диспропорций (при том, что ни одна страна не решилась ликвидировать «горб» в виде хронически убыточных крупных предприятий промышленности).

Отдельно  рассмотрим результаты экономических  реформ для нашей республики, которая  относится ко второй группе стран.

Целью преобразований в  Беларуси является социально ориентированная модель рыночной экономики. Она отличается от других моделей тем, что в ее основе лежит широкий плюрализм форм собственности при активной поддержке госсектора. Государство здесь играет активную роль в обеспечении экономического роста и повышении эффективности экономики, регулировании доходов населения и занятости.

Начало переходного  периода в Беларуси, характеризуется воздействием на процесс формирования рыночных отношений следующих факторов:

  1. глубокий экономический кризис, унаследованный в результате развала административно-командной системы;
  2. деформированная структура экономики, сложившаяся в условиях командной экономики. Она отличается преобладанием производства средств производства, потребляющего огромные капитальные, трудовые и сырьевые ресурсы;
  3. экономический кризис не позволяет правительствам, находящимся в плену административно-командной системы, выработать долгосрочную стратегию и ее последовательно реализовать.

Современный мир характеризуется  переходом от индустриальной стадии мировой экономики, господствовавшей почти два века, к новой стадии прогресса человеческого общества – постиндустриальной. Эта глобальная тенденция, обусловленная становлением нового технологического способа производства, дальнейшим углублением общественного разделения труда и интернационализацией хозяйственной жизни. Она ведет к глубоким сдвигам в уровне и структуре общественного производства, в характере общественного развития. Для индустриальной эпохи характерно господствующее положение материального производства.

Для постиндустриальной стадии свойственна принципиально новая  технология, при которой решающее значение приобретают информация, знания, творческий труд. Новый технологический способ производства определит и качественно новый уровень производительных сил, а вместе с ним и новой экономики. Вместо материального производства господствующее значение приобретает сфера услуг, составляющая неоэкономику. Она базируется на глобальном контроле над инновациями, на концентрации знаний в развитых странах, глобальном монетаризме, интеллектуальной и финансовой рентах.

Принципиально новая производственно-техническая  база будет обусловливать и обеспечивать универсальное развитие способностей и потребностей человека. Человек выводится непосредственно из сферы производства, становится его контролером, в той или иной мере участвует в управлении. Высокий уровень развития сферы услуг – образования, науки, культуры, здравоохранения, спорта – будет способствовать всестороннему развитию умственных и физических способностей человека, обогащать его интересы, поднимать его духовно. В итоге социальная сфера – это не только результат высокого уровня развития материального производства, но и мощный фактор развития НТП, способностей человека, производительных сил в целом.

Переход от индустриальной к постиндустриальной стадии социально-экономического развития определяет главные черты переходного периода в Республике Беларусь. Для вступления в мировое сообщество, обеспечения населению страны достойных условий труда и быта, следует преодолеть техническое отставание, перейти на новый технологический способ производства, новую стадию социально-экономического развития.

Республика Беларусь находится  на начальном этапе к такому переходу. В этих целях она должна сконцентрировать свое внимание на формировании духовных и материальных потребностей нового общества, подготовке человеческого капитала и других факторов производства.

Завершая  данную главу, хотелось бы сказать, что  уроком реформ в посткоммунистическом мире для теории является ощущение дефицита адекватной целостной концепции современного государства вообще и его экономической деятельности в частности. Здесь приходится иметь дело с фундаментальным противоречием между доминирующей теоретической установкой на минимизацию действий государства и его фактической роль в хозяйственной жизни стран с рыночной экономикой. Шагом на пути решения проблемы является концепция экономической социодинамики. Ее положение заключается в том, что государство выступает в качестве самостоятельного и равноправного субъекта рынка, активность его направлена на реализацию несводимых общественных интересов, не выявляемых в индивидуальных предпочтениях. Реальные предпосылки для превращения аморфного СНГ в жизнеспособный региональный блок появятся только тогда, когда на смену благостным интеграционным мечтаниям придут вполне конкретные задачи, вытекающие из такого же конкретного коллективного интереса.

Информация о работе Переходная экономика