Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:40, курсовая работа
Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.
ВВЕДЕНИЕ
3
1 СОДЕРЖАНИЕ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ
6
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ: АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ
3 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы
Разработанная до деталей программа вряд ли может быть с одинаковым успехом применена в разных странах. Специфические особенности каждого отдельного хозяйства, безусловно, повлияют и на ход преобразований, и на достигаемые эффекты. В то же время, по мнению разработчиков программы, все меры должны быть взаимосвязаны, и очень важно с самого начала сформулировать долгосрочную стратегию, одновременно приступая к действиям на многих направлениях. Некоторые реформы возможно предпринимать лишь на поздних этапах, когда уже достаточно развиты рыночные механизмы.
3 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ СТРАН С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ.
В процессе перехода от административно-командной к рыночной экономике, в зависимости от сочетания исходных предпосылок для проведения реформ, последовательности и целенаправленности их проведения, а также внешних условий сформировались примерно три группы государств, хотя границы между ними подчас размыты.
Первая группа включает
Значительную роль государства в становлении здоровой рыночной экономики иллюстрирует не только факт сохранения высоких бюджетных расходов в странах, где после короткой трансформационной рецессии начался экономический рост. Принципиальное значение имеет также структура расходов. И здесь межстрановые сопоставления указывают на, по-видимому, неслучайное совпадение положительной хозяйственной динамики в той или иной стране с относительно крупными государственными расходами на образование и науку. Например, в Венгрии, Чехии и Польше удалось сохранить прежнее соотношение ассигнований на образование к ВВП на протяжении всех 90-х годов, в то время как в Болгарии, Румынии и странах СНГ оно сократилось вдвое. Что же касается расходов на науку и научно-технические разработки (НТР), то и в этой сфере просматривается зависимость между их объемом и направленностью хозяйственной динамики. Хотя в абсолютном выражении они снизились практически везде.
Сравнительный анализ хода реформ и социально-экономического развития стран ЦВЕ указывает на уязвимость представления пользе неравенства для повышения хозяйственной активности при переходе от командной экономики к рыночной. Оправдывается гипотеза, в соответствии с которой за определенными пределами поляризации доходов не только не стимулирует экономический рост, но и начинает препятствовать ему. В самом начале системной трансформации, как в “удачных”, так и в “неудачных” странах разрыв в доходах самых богатых и самых бедных людей составлял 2,5-3 раза.
Полностью оправдывает себя обозначившаяся здесь с самого начала реформ ориентация на привлечение прямых иностранных инвестиций. Нет принципиальной разницы между Польшей и Венгрией, где содержание реформ обычно сводят к указанным понятиям.
Исключительно большое значение имеет создание благоприятных условий для развития частного сектора на собственной основе. Из практики самых успешных в этом отношении стран (Польша, Венгрия, Чехия) следует, что эта задача решается с помощью целенаправленной государственной поддержки малого предпринимательства. Не существует прямой зависимости между масштабами частного сектора и темпами экономического роста. В большинстве стран наибольший экономический эффект был достигнут уже на этапе коммерциализации деятельности государственных предприятий. Опыт Польши в этом особенно примечателен.
Вторая группа включает страны, где переход к рыночной экономике оказался сопряженным с немалыми трудностями и осуществляется гораздо медленнее, чем в странах первой группы (Беларусь, Россия, другие страны СНГ, Болгария, Румыния, Албания, а также Монголия). Здесь не было устойчивой традиции рыночной экономики, а формирование административно-командной системы нередко происходило на базе традиционной системы. Затрудняют продвижение к рынку и такие факторы, как наличие глубоких диспропорций в структуре экономики, наличие сильных уравнительных тенденций и отсутствие в обществе консенсуса по вопросу о характере преобразований, относительная изолированность от развитых стран.
За последние годы, бывшие социалистические страны существенно изменили свой облик, преодолели изолированность от остального мира. Удалены механизмы командной экономики, исчезли всеобщие дефициты товаров и услуг, значительно расширен их ассортимент. Повсюду раскрепощена ранее скованная личная инициатива людей, происходит достаточно быстрое становление предпринимательского класса. Население посткоммунистического мира стремительно изживает приобретенные в условиях реального социализма иждивенческие комплексы и быстро усваивает “рыночный” образ мышления и действия. Серьезно подорвана типичная для прежнего строя уравнительность в личных доходах. Налицо ощутимый прогресс в дисциплине и этике труда в связи с восстановлением полной товарной обратимости национальных валют. За годы реформ созданы и начали функционировать формальные институты рыночной экономики, т.е. коммерческие банки, товарные и фондовые рынки, валютные биржи, качественно новые налоговые механизмы, правила антимонопольного регулирования и т.п. Значительное достижение подавляющего большинства рассматриваемых стран – обуздание галопирующей инфляции и резкое сокращение бюджетных дефицитов.
Ситуация и развитие в странах, переживающих системную трансформацию, выглядит по-разному. В одних государствах удалось достаточно быстро преодолеть трансформационную рецессию, в результате чего здесь уже с середины 90-х годов наблюдается хозяйственный рост, позволивший к концу прошедшего десятилетия превзойти предреформенный уровень ВВП (Польша, Словения, Чехия, Словакия, Венгрия). Другие страны, к которым прежде всего относятся республики бывшего СССР, и в частности Беларусь, по объему ВВП более чем на треть отстают в настоящее время от максимального уровня советского периода. Трудности объективного характера были в существенной мере усугублены избранной с 1992 г. Стратегией реформ, основанной на доминирующей в сегодняшнем мире неолиберальной философии.
Сравнение
полномочий и действий правительств
России и стран ЦВЕ в условиях
системной трансформации
Третью
группу составляют страны Восточной
Азии (Китай и Вьетнам), где господство
административно-командной
В основе проводимых в Китае экономических преобразований лежит идея о том, что в экономике должны сочетаться план и рынок. Такое сочетание должно создать стимулы для повышения производственной активности и обеспечить высокие темпы развития народного хозяйства. В результате проводимой с 1979 г. экономической реформы в Китае сформировалась двухсекторная модель экономики. Рыночные механизмы стали главными регуляторами в производстве потребительских товаров и в значительной степени охватывают производство инвестиционных товаров. Особенностью Китая является переплетение рыночных и административных методов регулирования в обоих секторах экономики.
В Китае переход к рыночному ценообразованию занял почти 15 лет. Правительство выбрало путь создания трехуровневой системы цен, при которой наряду с фиксированными государственными существуют плавающие цены (для них устанавливаются верхние и нижние пределы), а также рыночные цены. Стратегия реформы заключается в постепенном расширении сферы действия рыночных цен и сокращении доли фиксированных государственных цен.
В 1993 г. были освобождены розничные цены на зерно и одновременно отменены карточки на продукты питания. Продолжается дальнейшее совершенствование экономических рычагов воздействия государства на цены (например, через создание стабилизационных резервных фондов). В настоящее время около 90% товаров реализуется в Китае по ценам свободного рынка.
Стратегия
либерализации экономики в
Опыт рыночных преобразований во всех трех группах стран показывает, что сравнительно легко проходит либерализация в виде отмены или ослабления государственного контроля над хозяйственной деятельностью, а также приватизация небольших объектов преимущественно в сфере бытового обслуживания. Гораздо тяжелее проходит либерализация цен и демонополизация экономики, так как здесь реформы сталкиваются с возможностью широкого социального недовольства. Столь же трудной, но в целом разрешимой проблемой оказывается финансовая стабилизация, также требующая немалых жертв от населения. Почти неразрешимой задачей является эффективная (а не формальная) приватизация крупных хозяйственных объектов, а также проведение на практике процедуры банкротства. Значительных и длительных усилий требует преодоление унаследованных структурных диспропорций (при том, что ни одна страна не решилась ликвидировать «горб» в виде хронически убыточных крупных предприятий промышленности).
Отдельно рассмотрим результаты экономических реформ для нашей республики, которая относится ко второй группе стран.
Целью преобразований в Беларуси является социально ориентированная модель рыночной экономики. Она отличается от других моделей тем, что в ее основе лежит широкий плюрализм форм собственности при активной поддержке госсектора. Государство здесь играет активную роль в обеспечении экономического роста и повышении эффективности экономики, регулировании доходов населения и занятости.
Начало переходного периода в Беларуси, характеризуется воздействием на процесс формирования рыночных отношений следующих факторов:
Современный мир характеризуется переходом от индустриальной стадии мировой экономики, господствовавшей почти два века, к новой стадии прогресса человеческого общества – постиндустриальной. Эта глобальная тенденция, обусловленная становлением нового технологического способа производства, дальнейшим углублением общественного разделения труда и интернационализацией хозяйственной жизни. Она ведет к глубоким сдвигам в уровне и структуре общественного производства, в характере общественного развития. Для индустриальной эпохи характерно господствующее положение материального производства.
Для постиндустриальной стадии
свойственна принципиально
Принципиально новая производственно-
Переход от индустриальной к постиндустриальной стадии социально-экономического развития определяет главные черты переходного периода в Республике Беларусь. Для вступления в мировое сообщество, обеспечения населению страны достойных условий труда и быта, следует преодолеть техническое отставание, перейти на новый технологический способ производства, новую стадию социально-экономического развития.
Республика Беларусь находится на начальном этапе к такому переходу. В этих целях она должна сконцентрировать свое внимание на формировании духовных и материальных потребностей нового общества, подготовке человеческого капитала и других факторов производства.
Завершая данную главу, хотелось бы сказать, что уроком реформ в посткоммунистическом мире для теории является ощущение дефицита адекватной целостной концепции современного государства вообще и его экономической деятельности в частности. Здесь приходится иметь дело с фундаментальным противоречием между доминирующей теоретической установкой на минимизацию действий государства и его фактической роль в хозяйственной жизни стран с рыночной экономикой. Шагом на пути решения проблемы является концепция экономической социодинамики. Ее положение заключается в том, что государство выступает в качестве самостоятельного и равноправного субъекта рынка, активность его направлена на реализацию несводимых общественных интересов, не выявляемых в индивидуальных предпочтениях. Реальные предпосылки для превращения аморфного СНГ в жизнеспособный региональный блок появятся только тогда, когда на смену благостным интеграционным мечтаниям придут вполне конкретные задачи, вытекающие из такого же конкретного коллективного интереса.