Монополизация экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:19, контрольная работа

Краткое описание

С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

Файлы: 1 файл

Министерство Сельского Хозяйства РФ.docx

— 71.38 Кб (Скачать)

 

                  Министерство Сельского Хозяйства  РФ

 

 

                             ФГБОУ   ВПО Тверская ГСХА

 

 

                          

 

                           Контрольная работа на тему:

                            Монополизация экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012

 

1.Введение.

 

Проблемы монополизации  хозяйственной жизни, конкуренция  на товарных рынках привлекают сегодня  пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.

С начала 90-х годов эти  проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться  на успех экономической реформы  и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит  от взвешенной, выверенной системы  регулирования государством монопольных  процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой  в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый  комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации  экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке  монополий.

Изучение монопольных  рынков актуально для принятия экономических  решений по разным вопросам.

Основное внимание уделено  исследованию естественных монополий, которые существуют преимущественно  в отраслях коммунального обслуживания. В большинстве стран эти отрасли  либо являются регулируемыми, либо находятся  в государственной собственности  и управляются государством с  целью помешать им, воспользоваться  монопольной властью.

Регулированию монополий  уделяется большое внимание в  разных странах в рамках антимонопольного законодательства. Рассмотрены примеры  регулирования естественных монополий  в США и России. Первый в России антимонопольный закон был принят в 1991 году, а закон о регулировании  естественных монополий принят в 1995 году. Он направлен на достижение баланса  интересов потребителей и субъектов  этих монополий в Российской Федерации.

В России процесс создания государственного контроля по недопущению  недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала  наличие свободной конкуренции  в хозяйственной деятельности.

Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования  монополистических процессов и  конкуренции, понимание населением необходимости экономических реформ в данной сфере.

2. Определение  монополии.

Монополия – (от моно… и  греч. Poleo – продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.

Монополии – крупные хозяйственные  объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся  в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и  осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой  степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

Если обратить внимание на монополистические образования  в промышленном производстве, то это  отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные  товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного  вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность  влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для  себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

Следовательно, главным признаком  монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое  дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями  ограничивать конкуренцию на рынке  определенного товара.

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя  или предприятия, т.к. оно позволяет  избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают своим контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.

При анализе монополии  важно учитывать неоднозначность  самого термина ,,монополия’’. Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова ,,моно’’ - один, ,,полио’’ - продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма – производитель товаров не имеющих субститов. Следовательно, в использовании термина монополия, а тем более ,,чистая’’ монополия всегда присутствует известная доля условности. Неслучайно некоторые экономисты стремятся найти замену этому термину: ,,несовершенный конкурент’’ (П.Самуэльсон), ,,ценоискатель’’ (П.Хейне).

Формирование и рост монополий  исторически неразрывно связаны  перерастанием капитала свободной  конкуренции в монополистический  капитализм. В области хозяйственных отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктата и господства. Совершенная конкуренция и ,,чистая’’ абсолютная монополия – это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела. ,,…монополии есть прямая противоположность свободной конкуренции…’’.

Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических  ресурсов создают возможности для  ускорения технического прогресса. Однако эти возможности реализуются  в тех случаях, когда такое  ускорение способствует извлечению монопольно-высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды, как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.

 

3. Формы и виды  монополий.

Объективной основой монополизма  является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет  ему оказывать решающее влияние  на конкуренцию, завышать цену и снижать  объем производства по сравнению  с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. В конечном итоге это дает возможность монополисту  перераспределять в свою пользу платежеспособный спрос, получать монопольно высокую  прибыль. Конкурентные рынки в целом  работают хорошо, чего нельзя сказать  о рынках, на которых или покупатели, или продавцы могут манипулировать ценами. На рынке, где один продавец контролирует предложение выпуск продукции  будет малым, а цены – высокими. Монополия представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции. Продавец обладает монопольной властью, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска. На монопольных рынках существует барьер вхождения, который делает невозможным проникновение на рынок любого нового продавца. Фирма, обладающая монопольной властью проводит политику ценовой дискриминации, то есть продает один и тот же товар разным группам потребителей по разным ценам. Но для этого фирма-монополист должна уметь надежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса у разных потребителей, умело отделять «дешевый» рынок от «дорогого».

Вид монополий зависит  от рыночной структуры и формы  конкуренции.

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

Естественная монополия  возникает вследствие объективных  причин. Она отражает ситуацию, когда  спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной  или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь  конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В  этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение  на рынке.

Административная монополия  возникает вследствие действий государственных  органов. С одной стороны, это  предоставление отдельным фирмам исключительного  права на выполнение определенного  рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры  для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются  разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке, как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированной в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

Экономическая монополия  является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые  сумели завоевать монопольное положение  на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его  масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении  или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при  помощи обеих, предприятие достигает  таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Современная теория выделяет три типа монополий:

1) монополия отдельного  предприятия;

2) монополия как соглашение;

3) монополия, основывающаяся  на дифференциации продукта.

 

Достичь монопольного положения  первым путем нелегко, о чем свидетельствует  сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии  можно считать “порядочным”, поскольку  он предусматривает постоянное повышение  эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.

Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность  быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке  “единым фронтом”, когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.

Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии  монополизируют все сферы общественного  воспроизводства: непосредственно  производство, обмен, распределение  и потребление. На основе монополизации  сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений — картели и синдикаты.

Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

Более сложные формы монополистических  объединений возникают тогда, когда  процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного  производства. На этой основе появляется такая более высокая форма  монополистических объединений  как трест.

Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяются производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

В 60-х годах в США  и некоторых странах капитала появились и начали развиваться  конгломераты, то есть монополистические  объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.

Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль  и захватив прочные и монопольные  позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется  это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.

Вообще любая монополия  может существовать лишь при несовершенной  конкуренции. Рынок монополии предполагает, что данный продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит  из одной фирмы) и она обладает очень высоким контролем над  ценами.

Более лоялен рынок олигополии, которая может подразделяться на два типа: олигополия первого вида – это отрасли с совершенно одинаковой продукцией и большим  размером предприятий. Олигополия второго  вида – положение, когда есть несколько  продавцов, продающих дифференцированные товары. В таком случае существует частичный контроль над ценами. Рынок  монополистической конкуренции  с дифференциацией продукта предполагает, что покупатель предпочитает товар  определенного вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, торговая марка, уровень обслуживания и т.п. Признаки такого рынка: множество  производителей, много действительных или воображаемых различий в продукции, очень слабый контроль над ценами.

Информация о работе Монополизация экономики