Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:19, контрольная работа
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
4. Международные монополии.
Особый вид монополий
– международные монополии. Экономической
основой возникновения и
5. Причины существования монополий.
Есть несколько причин существования монополий.
Первая причина: «естественная монополия». Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь – экономия от масштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость.
Вторая причина: одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенных патентами.
Третья причина: государственное
ограничение. Монополии существуют,
так как они покупают или им
предоставляется исключительное право
на продажу некоего блага. В некоторых
случаях государство оставляет
за собой право на монополию; в
ряде стран только государственные
монополии могут продавать
6. Чистая монополия
Крайним случаем несовершенной конкуренции является чистая монополия. По степени ограниченности доступа на рынок принято классифицировать монополии как закрытые, естественные и открытые.
Закрытия монополия
Естественная монополия возникает в отраслях, где издержки минимизируются тогда, когда весь выпуск продукции, услуга осуществляются только одной фирмой. В городе, как правило, одна телефонная сеть, одно метро, один аэропорт. В России сложились группы естественных монополий в энергетике, в нефтегазовой отрасли, в жилищно-коммунальной сфере.
Открытая монополия
Для монополии характерны следующие черты.
Наличие единственного продавца конкретного товара (услуги) на рынке.
Производимый товар в некоторой степени уникален, т.е. не имеет близкий заменителей (субститутов).
Фирма- монополист, является единственным продавцом своего товара, осуществляет на рынке значительный контроль над ценами.
Барьеры (экономические, технические, правовые др.) для вступления в отрасль труднопреодолимы.
7. Спрос в условиях
монополии. Валовой,
Фирма-монополист является единственным производителем, поэтому она может повышать цену, не беспокоясь о конкурентах. Однако это не означает, что такая цена может быть сколь угодно высокой, поскольку, в конечном счете, большинство покупателей могут отказаться от продукции; монополиста и прибыль его может резко снизиться.
Для принятия решения о цене монополист должен определить как характеристики спроса на продукцию, так и свои издержки. Он определяет цену исходя из кривой рыночного спроса, или Р =f(Q).
Линия спроса фирм несовершенной конкуренции, в том числе и монополистов, будет носить нисходящий характер, так как большее количество продукции можно продать только по более низкой цене. Они, как правило, устанавливают единую цену на свою продукцию, которая определяет их валовой доход на определенном участке спроса. Поэтому можно сказать, что кривая среднего дохода для фирм несовершенной конкуренции, в том числе и для фирмы-монополиста, совпадает с кривой спроса.
На рис.1 показано изменение
валового дохода монополиста в связи со
снижением цены. Уменьшение цены с P0 до
Р1 привело, с одной стороны, к дополнительному
доходу, равному площади QoFCQ1, а с другой
стороны, к небольшому снижению
в доходе, равному площади P0P1FB. Полностью
оценить изменение в доходе можно при
помощи предельного дохода MR.
MR =
Рис.1 Изменение валового дохода монополиста
Фирма-монополист является «ценоискателем», который контролирует выпуск своей продукции и одновременно ищет свою цену. Поиск возможностей получения максимального валового дохода для монополиста будет на эластичном участке спроса, где MR > 0.
8. Максимизация прибыли
Чтобы показать, при какой
цене и объёме выпуска предельный
доход монополиста будет
Мы предположили, что одну
единицу своей продукции
На конкурентном рынке, когда цена и предельный доход фирмы совпадают, было бы произведено 15 единиц продукции, причём цена этой продукции была бы ниже, чем в условиях монополии:
Конкуренция Монополия
Оптимальный объём производства ........... 15 14
Цена руб. ..............................
Любая фирма, спрос на продукцию которой не является абсолютно эластичным, будет сталкиваться с ситуацией, когда предельный доход меньше цены. Поэтому цена и объём производства, приносящие ей максимальную прибыль будут соответственно выше и ниже, чем в условиях совершенной конкуренции (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция) каждая фирма обладает определённой монопольной властью, которая наиболее сильна при чистой монополии.
9. Монополия и эластичность спроса
Как нам уже известно, предельный доход в условиях совершенной конкуренции равен цене единицы товара, и спрос на продукцию фирмы совершенно эластичен. При существовании монопольной власти предельный доход меньше цены, кривая спроса на продукцию фирмы является наклонной, что позволяет фирме, обладающей монопольной властью, получать дополнительную прибыль.
Эластичность спроса на продукт (даже в случае, если на рынке присутствует только один продавец этого продукта) влияет на цену монополист. Имея информацию об эластичности спроса Ер, а также данные, характеризующие предельные издержки фирмы MC , руководитель фирмы может рассчитать цену продукции P по формуле:
(2)
Чем выше эластичность спроса, тем более приближены условия деятельности монополиста к условиям свободной конкуренции, и, наоборот, при неэластичном спросе у монополии создаётся больше возможности “ взвинчивать ” цены и получать монопольные доходы.
10. Оценка монопольной власти
Эластичность спроса является
важным фактором, ограничивающим монопольную
власть фирмы на рынке. Если мы имеем
дело с чистой монополией (только один
продавец), эластичность спроса становиться
единственным рыночным фактором, сдерживающим
монопольный произвол. Именно поэтому
все отрасли естественные монополии
регулируются государством. Во многих
странах предприятия
Однако чистая монополия встречается достаточно редко, как правило, монопольная власть делится либо между несколькими крупными фирмами, либо на рынке действует множество небольших фирм, каждая из которых производит отличающуюся от других продукцию.
Таким образом, на рынках несовершенных конкуренций каждая фирма в той или иной степени обладает рыночной властью, что позволяет ей устанавливать цену выше предельного дохода и получать экономическую прибыль.
Разница между ценой и предельным доходом зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы: чем более эластичен спрос, тем меньше возможности получения дополнительной прибыли, тем меньше рыночная власть фирмы.
В условиях чистой монополии, когда спрос на продукцию фирмы совпадает с рыночным, эластичность последнего является определяющей в оценке рыночной власти фирмы. В других случаях, когда рыночная власть делится между двумя, тремя или большим количеством фирм, она зависит от следующих факторов.
Эластичность рыночного спроса. Спрос на продукцию отдельной фирмы не может быть менее эластичным, чем рыночный спрос. Чем большее количество фирм представлено на рынке, тем более эластичен будет спрос на продукцию каждой из них. Присутствие конкурентов не позволяет отдельной фирме значительно поднимать цену без опасения потерять часть своего рынка сбыта.
Поэтому оценка эластичности
спроса на продукцию фирмы является
той информацией, которая должна
быть известна руководству фирмы. Данные
об эластичности должны быть получены
путём анализа с бытовой
Количество фирм на рынке. Однако само по себе количество фирм ещё не даёт представления о том, насколько рынок монополизирован. Для оценки конкурентности рынка используются индекс рыночной концентрации Герфиндаля, характеризующий степень монополизации рынка:
2 2 2 2
H =p1 + p2 + ... + pj + ... + pn , (3)
где H - показатель концентрации , pj -процентная доля на рынке.
11. Ценовая дискриминация
Модель простой монополии построена исходя из допущения, что все единица продукции, продаваемые на протяжении определённого периода времени, реализуются по одной и той же цене. Такая ценовая политика является абсолютно неизбежной в любой ситуации, когда возможна перепродажа продукции. Например, весьма маловероятно, чтобы книжный магазин, расположенный на территории университетского городка (типичная монополия), стала вдруг продавать учебники по экономике студентам старших курсов по одной цене, а всем остальным - с 25 % -й скидкой. Если даже он и попытается так сделать, то какой-нибудь сметливый второкурсник вскоре начнёт покупать эти книги для их последующей продажи старшекурсникам по сходной цене. Вскоре продажа книг в этом магазине по исходной цене упадут до нуля.
Однако не все фирмы
вынуждены продавать все
Так, театр, устанавливающий цену на билет 5 руб. для взрослых и 3 руб. для детей осуществляет ценовую дискриминацию, поскольку издержки театра одинаковы для всех посадочных мест. Иначе обстоит дело, например, на овоще - базе, где цена 1 тонны картошки на 4 % ниже по оптовой цене. Здесь просто учитывается разница в издержках при различных видах кассовых операций.
12. Условия необходимые для ценовой дискриминации
Для того, что бы фирма - монополист смогла осуществлять ценовую дискриминацию, рынок должен отвечать двум условиям. Во - первых, покупатели в силу невозможности или неудобств не могут перепродавать купленную продукцию. Во - вторых, продавец должен быть в состоянии разделять покупателей на группы, исходя из учёта эластичности спроса на товары. После этого тем покупателям, спрос которых обладает высокой не эластичностью, будет предложена высокая цена, а тем, чей спрос эластичен - более низкая.