Анализ уровня концентрации и монополизации производства в регионе

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 09:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение концентрации и монополизации производства и их взаимосвязь. Также к цели данного проекта относится рассмотрение анализа концентрации и монополизации производства в регионе.
Исходя из цели, поставим перед собой задачи:
1. Изучить сущность, формы и показатели уровня концентрации
2. Рассмотреть понятие монополизации производства

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…4
1.Анализ уровня концентрации и монополизации производства в регионе….6
1.1.Сущность, формы и показатели уровня концентрации и монополизации..6
1.2 Монополизация производства и проблемы концентрации и монополизации в современных условиях……………………………………...15
2.Аналаиз уровня концентрации и монополизации производства в регионе на примере организации ОАО «ЗЯБ»……………………………………………..23
2.1. Общая характеристика предприятия………………………………………23
2.2. Анализ уровня концентрации и монополизации ОАО «ЗЯБ»………….....................................................................................................30
3 Разработка рекомендаций по оптимизации концентрации и монополизации производства в ОАО «ЗЯБ» …………………………………………………….36
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованной литературы…………………………………………...

Файлы: 1 файл

Курсовая-анализ уровня концентрации и монополизации пр-ва в регионе.docx

— 108.87 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…4

1.Анализ уровня концентрации и монополизации производства в регионе….6

1.1.Сущность, формы и показатели уровня концентрации и монополизации..6

1.2 Монополизация производства  и проблемы концентрации и  монополизации в современных  условиях……………………………………...15

2.Аналаиз уровня концентрации  и монополизации производства в регионе на примере организации ОАО «ЗЯБ»……………………………………………..23

2.1. Общая характеристика предприятия………………………………………23

2.2. Анализ  уровня концентрации и монополизации  ОАО «ЗЯБ»………….....................................................................................................30

3 Разработка рекомендаций  по оптимизации концентрации  и монополизации производства  в ОАО «ЗЯБ» …………………………………………………….36

Заключение……………………………………………………………………….42

Список использованной литературы…………………………………………...43 

Введение

 

В конце XIX столетия рынок чуть линевпервыезасвоюмноговековую  историюразвитиястолкнулсяспроблемой  монополизации и концентрации.Возниклаугрозадляфункционированияконкуренции, необходимой атрибутики рыночной экономики.Напутиконкуренциивозниклисущественныепрепятствияввиде  монополистических образований  в экономике.

В последнее  время значительно повысилось внимание к анализу концентрации и связанного с ней монополизма. Это является закономерным в условиях рыночных отношений  в экономике страны.

В современной  литературе процессы концентрации и  монополизации трактуются следующим  образом. Концентрация (от лат. concentratio - сосредоточение вокруг центра) - сосредоточение производства, капитала в одном месте или в одних руках, преобладание на рынке одной или нескольких фирм. Концентрация производства - процесс все большего производства на крупных и крупнейших предприятиях.

Монополизм - это состояние экономики, которое  позволяет хозяйствующим субъектам  навязывать собственные интересы обществу и другим хозяйствующим субъектам  и игнорировать собственные потребности  последних. Монополизм - господство на рынке товаров и услуг одного производителя, продавца или сравнительно небольшой группы производителей, продавцов, объединившихся с целью захвата рынка, вытеснение конкурентов, продающий данный или аналогичный товар, контроля цен. А также это действия хозяйствующих субъектов, органов управления, направленные на устранение конкуренции, установление доминирующего положения данного участника рынка.

Так, как  отечественная экономика характеризуется  высоким уровнем монополизации, то степень актуальности представленной темы очевидна.Данная тема в силу своей актуальности не отличается новизной, так как с момента перехода крынку в России появилась масса литературы посвященной этому вопросу.

Целью данной работы является изучение концентрации и монополизации производства и  их взаимосвязь. Также к цели данного  проекта относится рассмотрение анализа концентрации и монополизации  производства в регионе.

Исходя  из цели, поставим перед собой задачи:

  1. Изучить сущность, формы и показатели уровня концентрации
  2. Рассмотреть понятие монополизации производства
  3. Осветить проблемы концентрации и монополизации в современных условиях.

 

 

  1. Анализ уровня концентрации и монополизации производства в регионе

 

    1. Сущность, формы и показатели уровня концентрации и монополизации

 

Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты,тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности(индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контрольнад отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольныхцен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служитосновой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизнистраны.

Если  обратить внимание на монополистические образования в промышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительноеколичество продукции определенного вида благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процессценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получаютболее высокие (монопольные) прибыли.

Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется какдоминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможностьсамостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничиватьконкуренцию на рынке определенного товара.

Для монополии  характерны следующие черты:

Наличие единственного  продавца конкретного товара (услуги) на рынке.

Производимый  товар в некоторой степени  уникален, т.е. не имеет близкий заменителей (субститутов).

Фирма- монополист, является единственным продавцом своего товара, осуществляет на рынке значительный контроль над ценами.

Барьеры (экономические, технические, правовые др.) для вступления в отрасль труднопреодолимы.

В нашей  стране, до последнего времени, преобладала  тенденция к укрупнению ицентрализации производства, хотя преимущества крупного производства над мелким могут возрастать до определенных пределов, после чего они утрачиваются. Начиная с этапа индустриализации, развитие народного хозяйства шло путем создания предприятий – гигантов, которым государство предоставляло лучшие условия хозяйствования. Небольшим заводам и фабрикам была отведена второстепенная роль[1,c.504].

Государства, ведомства и министерства, управляющие отдельными отраслями народного хозяйства, гигантские промышленные предприятия в силу естественных условий хозяйствования или из-за необычайной концентрации производства превратились в монополистов, не знающих конкурентов на внутреннем рынке.

Например: в конце 80-х г. одним из  крупных заводов в СССР был Днепровский металлургический завод. В нем насчитывалось 0,5 млн.человек. Организация обслуживала 3600 городов.

Монополистическая структура экономики России,  которая в научной литературе часто обозначается как "государственный монополизм", складывалась под воздействием следующих основных факторов:

1. Наличие  административно-командной системы  управления, что проявлялось вдирективном  управлении, в централизованном  перераспределении большой долидохода, в назначении "сверху" хозяйственных  руководителей.

2. Концентрация  и специализация  производства.  В  конце 80-х  гг.  в   руках

государства было сосредоточено около 85% основных средств производства. Более 90% продукции строительных материалов  выпускали предприятия,  на каждом из которых было занято свыше 1000 рабочих.  Чрезвычайно высокая степень концентрации производства  и сейчас наблюдается практически во всех отраслях экономики России.

Концентрация  производства  дополняется  узкой предметной специализациейпроизводства,  которая просто несовместима  с конкурентной  борьбой  (т.к.мала вероятность существования нескольких заводов-гигантов,  выпускающих товар, необходимый в незначительном количестве).

Осуществляемый  в стране демонтаж тоталитарного огосударствления экономики предполагает разрушение всех видов абсолютного монополизма. Это достигается путем ликвидации командно – административной системы, разукрупнения больших предприятий, повышения роли малых и средних предприятий, создания конкурирующих производств, в том числе коллективных предприятий и индустриальных хозяйств, организации обществ потребителей, принятие различных актов антимонопольного законодательства, предусматривающих развитие нормальной конкуренции.

Монополизация всех сторон жизни - одно из коренных свойств России. В сфере политики она выражается в абсолютизме, самодержавии и тоталитаризме. В экономике - в сосредоточении средств производства и жизненных средств в руках небольшой группы людей - олигархов и элиты. В географии - столицы торжествуют над провинцией, а мегаполисы над поселками. Раз за разом действительность подтверждает народную мудрость о том, что если в России в одном месте густо, то во всех остальных - пусто.

Во всех случаях монополии возникают  из-за экономических выгод, которые они получают в результате установления на рынке монопольных цен[3,c.112].

Меры  по борьбе с монополизмом в России определяются преимущественно спецификой монополистических отношений в нашей экономике.

Серьезное изучение  методов борьбы с монополизмом в России началось относительно недавно. В теоретическом плане обсуждается два вариантаантимонопольной политики:

-  первый из них предусматривает,  что демонополизация производства

должна в значительной мере предшествовать переходу к рынку, т. е.

заблаговременно должны создаваться предпосылки  конкурентного, а не

монопольного  рынка;

-  второй вариант - это путь борьбы с монополизмом  в процессе

перехода  к  рыночным отношениям и после  такового.  В данном случае прямому воздействию на предприятия-монополисты предпочитается косвенные, создающие возможности для самопроизвольного протекания демонополизации.

На практике,  проводимая ныне демонополизация и разгосударствление,  переход к рынку,  функционирующему  на  основе конкуренции, уже сейчас потребовали выработки и принятия целого пакета законов, в том числе и антимонополъного, предусматривающего  как прямые силовые методы (разделение фирм-монополистов), так и косвенные методы противодействия монополиям[4,c.252].

Разработка  и принятие антимонопольного законодательства ( одно из самых важных средств такого государственного регулирования экономики. В

современный период главная особенность этого  законодательства состоит в

том, что  оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма. При этом под олигополией понимается такая организация отрасли (или локального рынка), при которой ограниченноечисло крупных производителей выпускают значительную или преобладающуючасть отраслевой продукции и благодаря этому они способны либо осуществлять самостоятельную монопольную политику, либо вступать вмонопольный сговор относительно единой рыночной политики. Важнейшаячерта олигополистического рынка (взаимодействие конкурентных и монопольных сил. Вариант олигополии мы рассмотрим в практической части работы.

Развитие  российской экономики в 21 веке определится тем, насколько будутразвиваться крупные корпорации, способные выдержать международнуюконкуренцию. И чем меньших успехов они добьются, тем меньше останется шансоввсех остальных типов предприятий[5,c.624].

Выживут только крупные корпорации. И выживут  лишь банки их обслуживающие.

После кризиса 17 августа российские банки слабы. В России нет никаких перспектив у операций с фиктивным капиталом. Ничтожные обороты российского фондового рынка означают, что все мало-мальски ликвидные бумаги будут обращаться лишь за рубежом. Ещё меньше надежд на операции с усыхающим федеральным бюджетом. Можно зарабатывать лишь в реальном секторе. Но от реального сектора в ближайшее время останутся только крупные экспортоориентированные корпорации. А значит из банков останутся только обслуживающие их. Это значит, что банки войдут в состав таких корпораций в качестве их инвестиционных и расчётных центров. Банки могут развиваться в России только с опорой на реальный сектор. Это означает, что так называемая немецкая схема у нас неизбежна.

Такая система  переплетения банковского и промышленного капитала получила название "немецкой" схемы. Наиболее распространена она в Японии и Южной Корее.

Созданию  таких структур в России прежде мешала идеология. Сегодня к нимдобавились и интересы неэффективных собственников[6,c.742].

Ключевой  проблемой российской экономики  является использование преимуществ монополизма и ослабление их негативных последствий. Непоправимый ущерб российской экономике нанёс миф о высоком уровне монополизма российской экономики. В ходе приватизации экономика разбита на множество мельчайших частей. Российская экономика – это конгломерат небольших по международным масштабам предприятий. И это главная беда российской промышленности, которая привела её к сегодняшнему катастрофическому положению. Отсутствие этих крупных покупателей автоматически приводит к отсутствию мелкого бизнеса в сфере промышленности и промышленных услуг, вернее его очень небольшиммасштабам. Последние исследования зарубежных специалистов настойчиво

рекомендуют ликвидировать мелкие предприятия  и сконцентрироваться на крупных[8,c.512].

Монопольную, точнее олигопольную, структуру имеет по большей частипромышленная система как азиатских, так и европейских стран. Более того, как правило, нигде не существует рыночной конкуренции в классическом смысле этого слова[9,c.318].

Рынки стран  объединенных экспортеров сырьевых ресурсов (ОЭСР) сегментированы на микроотрасли по производству специализированных товаров. Производство каждого такого товара обычно олигопольно, реже – монопольно. Конкуренция осуществляется не в рамках данного сектора рынка, но между секторами, за счет механизма перекрёстной конкуренции, который порождает вырожденную кривую  спроса в каждом из секторов. Эта ставит пределы монопольному диктату[10,c.75]. Далее, это явление ослабляют иностранные конкуренты. Причём условия для них создаются на рынке конкретной страны отнюдь не равные. Классическим здесь является пример Японии.

Информация о работе Анализ уровня концентрации и монополизации производства в регионе