Анализ уровня концентрации и монополизации производства в регионе

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 09:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение концентрации и монополизации производства и их взаимосвязь. Также к цели данного проекта относится рассмотрение анализа концентрации и монополизации производства в регионе.
Исходя из цели, поставим перед собой задачи:
1. Изучить сущность, формы и показатели уровня концентрации
2. Рассмотреть понятие монополизации производства

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…4
1.Анализ уровня концентрации и монополизации производства в регионе….6
1.1.Сущность, формы и показатели уровня концентрации и монополизации..6
1.2 Монополизация производства и проблемы концентрации и монополизации в современных условиях……………………………………...15
2.Аналаиз уровня концентрации и монополизации производства в регионе на примере организации ОАО «ЗЯБ»……………………………………………..23
2.1. Общая характеристика предприятия………………………………………23
2.2. Анализ уровня концентрации и монополизации ОАО «ЗЯБ»………….....................................................................................................30
3 Разработка рекомендаций по оптимизации концентрации и монополизации производства в ОАО «ЗЯБ» …………………………………………………….36
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованной литературы…………………………………………...

Файлы: 1 файл

Курсовая-анализ уровня концентрации и монополизации пр-ва в регионе.docx

— 108.87 Кб (Скачать)

Проделав данный анализ можно сделать вывод,что предприятие является олигополистичным и перейти к конкретным расчетам и анализу предприятия.

 

2.2. Анализ уровня концентрации и монополизации ОАО «ЗЯБ»

 

ОАО «ЗЯБ» является олигополистичным предприятием, и в данном положении  имеет место быть сравнение организации  на конкурентоспособность с другими  подобными предприятиями.

Оценка конкурентоспособности  начинается с определения цели исследования:

  • если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим параметрам;
  • если целью исследования является оценка перспектив сбыта товара на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения об изделиях, которые выйдут на рынок в перспективе, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса.

Независимо  от целей исследования, основой оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий, которое должно проводиться  постоянно, как до начала разработки новой продукции, так и в ходе ее реализации. Задача стоит в выделении  той группы факторов, которые влияют на формирование спроса в определенном секторе рынка:

  • рассматриваются изменения в требованиях постоянных заказчиков продукции;
  • анализируются направления развития аналогичных разработок;
  • рассматриваются сферы возможного использования продукции;
  • анализируется круг постоянных покупателей.

На конкурентоспособность  фирм, занимающихся продажей компьютеров  и комплектующих к ним, влияют следующие параметры: качество, надежность, стабильность работы, стаж работы на самарском рынке, т.е. известность фирмы и цена комплектующих. По этим показателям все компьютерные комплектующие делятся на две категории: noname и брендовские. Не все компьютерные комплектующие делятся на эти две категории. Обычно такую классификацию имеют корпуса, оперативная память и видеокарты.

Завод «ЗЯБ» обладает больше преимуществами, нежели недостатками, что отражено в таблице 2.2.1.:

Преимущества

Недостатки

1.быстрый срок сдачи объекта

1.в случае просрочки оплаты  взымаются проценты с просроченной  задолженности

2.доступные цены

2.в связи в широким документооборотом,  возможны задержки

3.широкий спектр услуг

 

4.гарантии на построенный объект

 

В таблице 2.2.1 отражены весьма общие характеристики, но из ней видно, что в организации  больше преимуществ, нежели недостатков.

В качестве оценки конкурентоспособности услуг возьмем постройку кирпичных домов за городом .

А теперь рассчитаем стоимость постройки нового кирпичного дома данной конфигурации в сравнении с ОАО «КАМГЭСЭНЕРГОСТРОЙ»,с тем рсчетом,что физические лица оплачивают наличными (цены на 15 апреля 2006 г.)

Итого, средняя стоимость домаОАО «КАМГЭСЭНЕРГОСТРОЙ» данной конфигурации вместе с гаражом и гаражом составит 32440,5 + 34650 + 10710 + 29920,5 + 13860 + 10390,5 + 3460,5 + 10390,5 + 2200,5 + 1570,5 + 53230,5 = 2030000 руб.

Итого, стоимость дома с гаражом ОАО «ЗЯБ»данной конфигурации вместе с монитором составит: 31210 + 33760 + 11150 + 27710 + 13060 + 10510 + 3020 + 11150 + 2010 + 1500 + 50000 = 1950800 руб.

Рассчитав стоимость предложенной конфигурации в  обоих организациях, можно сделать вывод, что самой конкурентоспособной организацией является ОАО «ЗЯБ» поскольку у нее получается самая низкая стоимость.

Концентрация  может быть достигнута следующим  образом:

  1. увеличение количества рабочего оборудования (на прежнем технологическом уровне);
  2. применение машин и оборудования с большей единичной мощностью;
  3. сочетание 1 и 2 случаев.

Для анализа  уровня концентрации применяются абсолютные и относительные показатели. Абсолютные показатели характеризуют размеры  производства определенных предприятий  с помощью следующих показателей: объем выпуска продукции; среднегодовая  стоимость производительных фондов; среднесписочная численность рабочих.

Возможны следующие 3 случая концентрации:

  1. Нормальная концентрация производства:

CRЗ < 45%; HHI< 1000 – рынок не концентрирован.

  1. 45% <CRЗ < 70%; 1000 <HHI< 2000 – умеренно-концентрированный рынок.
  2. CRЗ > 70%; HHI> 2000 – слабая конкурентная среда.

В нашем  случае рынок является нормально  концентрированным.

Главными  показателями конкурентоспособности  организаций являются качество постройки, цена, надежность, стабильность работы, квалификация персонала, которые определяют по 18-бальной шкале.

Самая конкурентоспособная  фирма, занимающаяся продажей компьютеров  и комплектующих к ним должна иметь следующие показатели:

Качество  работы – 5 баллов;

Цена  – 4 балла;

Стабильность  работы – 5 баллов;

Квалификация персонала – 5 баллов

Качество  постройки- 5 баллов. 

Цена-самая низкая оценка. 

Стабильность  работы.Стабильность работы определяется в основном качеством постройки, а также ее своевременностью. Рассматриваемые мною организации не занимаются проверкой качества материала. Они,в ОАО «КАМГЭСЭНЕРГОСТРОЙ», в основном строят, конфигурацию которых выбирают сами клиенты с согласованием или без согласования и персоналом фирмы. Остальное же фирмы перекладывают на самого клиента, давая ему гарантию. Поэтому я не дала наивысшую оценку я этой фирме не дала.

Квалификация  персонала.Под квалификацией персонала подразумеваются ответственность при выполнении работы, опыт их работы,стаж.Тут оценка-4 балла.

Общая оценка конкурентоспособности: 16-18 баллов –  отлично; 13-15 баллов – хорошо; 10-12 баллов – удовлетворительно; 9 баллов и  менее - неудовлетворительно.

Из проделанного сравнения можно сделать следующий  вывод: ни одна из фирм не получила наивысшую  оценку – 18 баллов. Но по ценовой политике и по срокам укладываемости ОАО «ЗЯБ» является лучше.

Расчет  индекса конкурентоспособности. Сводный индекс конкурентоспособности по экономическим параметрам определяют по формуле:

 

 

Jn = Sai* ji;

Где: n – число анализируемых количественных параметров; аi– вес i-го параметрического индекса; ji– параметрический индекс i-го параметра.

Этапы оценки конкурентоспособности  товара делятся на:

  1. формирование основных параметров, по которым будет оцениваться конкурентоспособность исследуемого товара.
  2. разбиение параметров на уровни конкурентоспособности. Я выбрал 4-х бальную шкалу - от «0» (плохой признак) до «3» (признак отлично выражен).
  3. построение матрицы-таблицы «Параметры * Уровни» и по ней оценивается исследуемый продукт.
  4. расчет общего индекса конкурентоспособности Jn (как среднеарифметическое различных показателей).
  5. оценка конкурентоспособность товара в соответствии с интервалами (по итоговым показателям индекса конкурентоспособности Jn):

3,00 – 2,26: очень высокая конкурентоспособность  фирмы;

2,25 – 1,51: высокая конкурентоспособность  фирмы;

1,50 – 0,76: средняя конкурентоспособность  фирмы;

0,75 – 0,00: низкая конкурентоспособность  фирмы. 

В качестве основных параметров оценки конкурентоспособности  рассматриваемых фирм я выбрала следующие:

  1. Цена;
  2. Качество сборки;
  3. Стаж работы на самарском рынке;
  4. Уровень квалификации персонала;
  5. Рекламная стратегия;

Данные параметры оцениваются  по четырехбалльной шкале с четырьмя уровнями оценки фирм[приложение 8]

Для рассматриваемых  фирм анализ показателей конкурентоспособности  показал:

общий индекс конкурентоспособности для  ОАО «ЗЯБ» составляет:

Jn = (0+3+3+3+2)/5 = 2,2

общий индекс конкурентоспособности для  ОАО «КАМГЭСЭНЕРГОСТРОЙ» составляет:

Jn = (3+3+3+3+3)/5 = 3,0

В соответствии с приведенной выше шкалой конкурентоспособности означает: наивысшим уровнем конкурентоспособности  обладает ОАО «ЗЯБ». У ОАО «КАМГЭСЭНЕРГОСТРОЙ» коэффициент конкурентоспособности значительно меньше.

Перспектива развития на заводе «ЗЯБ»: внедрение новых технологий и материалов в современном производстве ячеистых бетонов. Внедрение новых технологий и материалов в производство так же предполагает высокую конкурентоспособность и быстрое достижение поставленных целей, делая производство гораздо удобнее и проще, чем производство по нынешним  технологиям.Например,внедрение в производство углебетонаотличается хорошими характеристиками, что делает этот материал гораздо легче и обычного бетона. А свойства этого материала, которые не требуют дополнительных слоев покраски и защиты, делают стоимость постройки значительно дешевле аналога, изготовленного из традиционных материалов. Еще одно достоинство, которым обладает этот материал, заключается в возможности получать из него более сложный профиль, тем самым позволяя инженерам делать более сложные проекты и изготавливать их в кратчайшие сроки.

Итак,мы проанализировали деятельность завода «ЗЯБ», сравнили с конкурентным предприятием «КАМГЭСЭНЕРГОСТРОЙ»,сделали вышесказанные выводы, провели определенные расчеты и предложили перспективу развития в организации. Таким образом можно перейти к рекомендациям, которые помогут к последующему росту и развитию предприятия. 

3 Разработка рекомендаций по  оптимизацииконцентрации и монополизации  производства в ОАО «ЗЯБ»

 

Результаты  проведенного анализа концентрации и монополизации производствапоказали, что в ОАО система управления предприятием и уровень производства и развития находится на хорошем уровне. Вместе с тем, можно заметить, что наряду с положительными моментами в ОАО «ЗЯБ» наблюдаются и отрицательные, в частности:

1. Авторитарный  стиль управления, который иногда  нарушает этические аспекты и  мешает работе.

2. Вторым  недостатком можно считать уравнительный  подход в распределении премий:

3. Работники  не участвуют в распределении  прибыли предприятия. 

Все выше названные причины являются свидетельством того, что ОАО «ЗЯБ» еще не исчерпало свои  возможности по использованию потенциала внутренней среды организации, в частности, по повышению своей социальной ответственности и этических норм по отношению к своему персоналу.

В связи  с чем,  предприятию можно предложить ряд рекомендаций:

1. Руководителю  сменить стиль управления предприятием  с авторитарного на демократический.

2.  В процессе производства поощряться должен каждый конкретный заслуживающий того работник: установлено, что если поощряется коллектив в целом, то такая форма поощрения несёт меньший стимулирующий эффект. Поэтому разумно отслеживать уровень оплаты труда не только в целом, в организации, но и отдельно по профессиональным группам, чтобы убрать иллюзию "занижения оплаты труда" у персонала. Для этого важно разработать критерии, по которым определялась бы эффективность работы каждого уровня сотрудников.

Менеджерам  и директору предприятия было предложено оценить в процентном отношении выполнение работниками показателей, которые представлены в таблице 3.1.1. На основании экспертных оценок, для организации «ЗЯБ», предлагаются следующие критерии по уровням управления.Согласно выделенным критериям, рассчитаем заработную плату мастера участка, за основу взяв его среднюю заработную плату в 2008 году, которая составляла 14825 руб. При условии,  выполнения всех критериев в 2009 году она составит: 

ЗП (прогноз) = 14825 + 10% + 20% + 10% + 10% =

14825 +1482,5 + 2965 + 1482,5+ 1482,5 = 22237,5 руб.

Таблица 3.1.1

Критерии  уровней управления

 

Уровни управле-

ния

Показатели

Оценка выполненных критериев, %

Высший

1.Наличие квалифицированного персонала. 

2. Отсутствие текучести  кадров.

3. Наличие всех необходимых  условий труда. 4. Стабильная и  высокая производительность труда (ведущая к получению прибыли).

10% 15% 10%

30%

Средний

1. Правильно подобранный и расставленный персонал.

2. Обеспечение чёткого  контроля.

3. Умение планировать  работу.

4. Самостоятельность - способность  осуществлять деятельность, опираясь на собственные возможности без чужой помощи.

5. Инициативность - способность  выдвигать свои идеи и намечать пути их воплощения.

6. Результативность.

7. Объём продаж.

8. Продвижение товаров  и услуг на рынок. 

9. Клиентоориентированность.

 

5%

5%

5%

10%

 

 

15%

20% 10% 15% 10%

Низший

1. Работа без брака. 

2. Владение технологиями.

3.Инициативностьсотрудника        

4. Сроки выполнения заданий.

10% 20% 10% 10%

Информация о работе Анализ уровня концентрации и монополизации производства в регионе