Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 09:32, курсовая работа
Целью данной работы является изучение концентрации и монополизации производства и их взаимосвязь. Также к цели данного проекта относится рассмотрение анализа концентрации и монополизации производства в регионе.
Исходя из цели, поставим перед собой задачи:
1. Изучить сущность, формы и показатели уровня концентрации
2. Рассмотреть понятие монополизации производства
Введение………………………………………………………………………...…4
1.Анализ уровня концентрации и монополизации производства в регионе….6
1.1.Сущность, формы и показатели уровня концентрации и монополизации..6
1.2 Монополизация производства и проблемы концентрации и монополизации в современных условиях……………………………………...15
2.Аналаиз уровня концентрации и монополизации производства в регионе на примере организации ОАО «ЗЯБ»……………………………………………..23
2.1. Общая характеристика предприятия………………………………………23
2.2. Анализ уровня концентрации и монополизации ОАО «ЗЯБ»………….....................................................................................................30
3 Разработка рекомендаций по оптимизации концентрации и монополизации производства в ОАО «ЗЯБ» …………………………………………………….36
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованной литературы…………………………………………...
Монополизация производства, как правило, оказывается в интересах потребителя, так как равновесная цена монополии, обеспечивающая ее прибыль, гораздо ниже цены, которая образовалась бы на свободном рынке, в силу повышенных издержек на вход и выход фирм в сектор в процессе конкуренции. Извечные сентенции неоконсерваторов, что монопольная цена выше рыночной “при прочих равных условиях” неадекватны реальности просто потому, что “прочие условия” на монопольном и конкурентном рынке не могут быть равными. На конкурентномиздержки выше, а значит и цена “рыночного равновесия” выше.
Кроме выгодности для потребителя, монополизация диктуется сегодня масштабом производства: факторами минимизации трансакционных издержек и т.п.
Сложившийся многосекторный, “сотовый” рынок обеспечивает монопольнуюконкуренцию и защищает потребителя от произвола монополий. Однако это саморегулирование весьма часто оказывается недостаточным и требует государственного регулирования.
Наиболее приемлемой для России кажется японская промышленная система. После адаптации она может принять следующие формы:
- Базовые элементы системы – линейные монополии, финансово-
промышленные группы, как правило, акционерной формы собственности.
- Дополнительные элементы системы – мелкие и средние предприятия,
различных форм собственности (муниципальные и частные).
- Замыкающие элементы системы – мелкие частные фирмы, оказывающие
услуги и осуществляющие рисковые, инновативные проекты, работающие по заказу крупных корпораций.
Эта система замыкается на соответствующие структуры государства, имеющихразные названия, но имеющих общие признаки.
Регулирующая структура – министерство антимонопольной политики (МАП), защиты потребителей, осуществляющая применение антимонопольного законодательства и регулирование монопольных цен, меры по демонополизации там, где это оказывается возможным. В США такая система имеет квазисудебный характер - надзорные органы в составе представителей потребителей и производителей устанавливает справедливый уровень цены[12,c.208].
Формирование в нашей стране финансово-промышленных групп (ФПГ), как предполагается, сможет влиять на стабилизацию производства, усилениеконкурентного характера экономических отношений, ускорение научно-технического развития, финансовую стабилизацию[13,c.112].
Процесс демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации предусматривает учет следующих общих требований:
- ориентация на создание конкурентного рынка, защиту прав и
интересов потребителей;
- комплексность решения задач демонополизации, приватизации и
структурной перестройки экономики;
- дифференцированный подход к объектам демонополизации с учетом
социальных интересов, отраслевых (продуктовых) и региональных
особенностей;
-
взаимосвязанность решения
конкуренции на федеральном, отраслевом и региональном уровнях;
- учет факторов интеграции российской экономики в мировую
систему хозяйства, открытости товарных рынков для международной
конкуренции в сочетании с мерами по защите отечественных
товаропроизводителей;
-
мониторинг изменения
реализационного механизма демонополизации и развития конкуренции его
структуре;
-
обеспечение гласности
Концентрация – процесс, направленный на увеличение выпуска продукции или оказания услуг[14,c.702].
Она может развиваться на основе различных форм:
Концентрация может быть достигнута следующим образом:
Для анализа
уровня концентрации применяются абсолютные
и относительные показатели. Абсолютные
показатели характеризуют размеры
производства определенных предприятий
с помощью следующих
Относительные показатели характеризуются распределением общего объема производства в отрасли между производствами различного размера при помощи следующих показателей: доля отделенного предприятия в выпуске какой-либо продукции; доля предприятия на рынке продаж[15,c.208].
Экономические показатели работы предприятия (себестоимость, прибыль, рентабельность и другое) в значительной мере зависят от объема выпускаемой продукции, то есть по сути дела от концентрации производства. С развитием концентрации, экономические показатели предприятия улучшаются до того момента пока размеры не достигнут оптимума, затем показатели будут ухудшаться. Это связано с тем, что издержки производства в виде их постоянной составляющей с увеличением масштаба производства будут падать (анализ производства).
Таким образом, из всего выше сказанного следует, что концентрация производства - это рост числа крупных предприятий и сосредоточение на них всё большей части имеющихся в обществе средств производства, рабочей силы и продукции.
1.2 Монополизация производства и проблемы концентрации и монополизации в современных условиях
Монополия
– (от моно… и греч.Poleo – продаю)
исключительное право в определеннойобластигосударства
Монополии
– крупные хозяйственные
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе ( особенноститехнологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция
невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение,
телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченноеколичество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому,естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
Административная монополия возникает вследствие действий государственныхорганов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. Сдругой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятияодной отрасли. Они выступают на рынке, как один хозяйственный субъект имежду ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союзапринадлежала к наиболее монополизированной в мире. Доминирующей там былаименно административная монополия, прежде всего монополия всесильныхминистерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополиягосударства на организацию и управление экономикой, которая основываласьна господствующей государственной собственности на средства производства.
Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появлениеобусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях,которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведутдва пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянномувеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (болеебыстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть надобровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем илииным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов,когда начинает доминировать на рынке.
Главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.
Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, т.к. оно позволяет избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия.
Объективной основой монополизма является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. В конечном итоге это дает возможность монополисту перераспределять в свою пользу платежеспособный спрос, получать монопольно высокую прибыль. Конкурентные рынки в целом работают хорошо, чего нельзя сказать о рынках, на которых или покупатели, или продавцы могут манипулировать ценами. Монополия представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции. Продавец обладает монопольной властью, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска. На монопольных рынках существует барьер вхождения, который делает невозможным проникновение на рынок любого нового продавца[17,c.291].
Современная теория выделяет три типа монополий:
1) монополия отдельного предприятия;
2) монополия как соглашение;
3) монополия,
основывающаяся на
Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этотпуть к монополии можно считать “порядочным”, поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.
Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке “единым фронтом”, когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.
Различают пять основных форм монополистических объединений.
Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.
Синдикат— это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.
Трест— это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяются производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста[19,c.495].
Многоотраслевой концерн— это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.
Конгломераты — монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.
Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль и захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.
В рыночной экономике концентрация и монополизация тесно связаны между собой. Это объясняется тем, что давно сложилась в рыночной экономике система антимонопольного законодательства.
Информация о работе Анализ уровня концентрации и монополизации производства в регионе