Анализ уровня концентрации и монополизации производства в регионе

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 09:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение концентрации и монополизации производства и их взаимосвязь. Также к цели данного проекта относится рассмотрение анализа концентрации и монополизации производства в регионе.
Исходя из цели, поставим перед собой задачи:
1. Изучить сущность, формы и показатели уровня концентрации
2. Рассмотреть понятие монополизации производства

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…4
1.Анализ уровня концентрации и монополизации производства в регионе….6
1.1.Сущность, формы и показатели уровня концентрации и монополизации..6
1.2 Монополизация производства и проблемы концентрации и монополизации в современных условиях……………………………………...15
2.Аналаиз уровня концентрации и монополизации производства в регионе на примере организации ОАО «ЗЯБ»……………………………………………..23
2.1. Общая характеристика предприятия………………………………………23
2.2. Анализ уровня концентрации и монополизации ОАО «ЗЯБ»………….....................................................................................................30
3 Разработка рекомендаций по оптимизации концентрации и монополизации производства в ОАО «ЗЯБ» …………………………………………………….36
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованной литературы…………………………………………...

Файлы: 1 файл

Курсовая-анализ уровня концентрации и монополизации пр-ва в регионе.docx

— 108.87 Кб (Скачать)

Основная  задача Комиссии по монополиям и слияниям заключается в проведении расследования и составления докладов по поводу наличия (или

возможности возникновения) монопольной ситуации либо осуществленияслияния предприятий. В случае, если Комиссия по монополиям придет кзаключению о нарушении публичных интересов, государственный секретарь

имеет широкие  полномочия по применению различных  мер воздействия направонарушителя: вынесение постановлений о прекращении действия договора, о запретах в поставке товаров, связывающих сделок, дискриминации, о запрете или ограничении слияний, о разделениипредприятий путем продажи каких-либо их частей или каким-то иным способом).

В отечественной  практике до недавнего времени использовался  только один показатель концентрации – доля отдельного производства на рынке продаж. Закон РФ о конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках, был  принят 22 марта 1991года. В соответствии с ним антимонополистическая  политика проводилась через антимонополистический  комитет, который в 1998году был преобразован в антимонополистическое министерство. Ключевым определением в этом законе является понятие предпринимателя  и хозяйствующего субъекта. В соответствии со статьей 4 этого закона определена доля предприятия на рынке: если она  не превышает 35%, то его положение  не может быть признано доминирующим. В этот закон позднее были внесены  изменения и дополнения, согласно их безусловным монополистом считается  предприятие контролирующие 65 и  более процентов товарного рынка (а раньше было 35%). В диапазоне  от 35 до 65% также предприятие может  быть признано монополистом, но для  этого нужно доказать, что оно  занимает доминантное положение  на рынке. При этом надо учесть, что  сам факт доминантного положения  не наказуем. Антимонопольные органы преследуют не за доминирующее положение  на рынке, а за злоупотребление этим положением.

Для экономики  России характерны следующие модели монополизма:

1. Локальный  монополизм, в масштабах региональных  товарных рынков, например, предприятия  по переработке сельскохозяйственной  продукции.

2. Олигополия, наличие на рынке нескольких  предприятий, которые делят между  собой рынок, например, производство  легковых автомобилей.

3. Наличие  на товарном рынке одного доминирующего  предприятия естественного монополизма,  например: газо и энергоснабжение.

4. Наличие  слабо концентрированных отраслей, особенно в сфере обслуживания, например, розничная торговля.

Недостатками  действующего антимонопольного законодательства в Россииявляются:

  1. неразработана система объективных показателей уровня концентрации;
  2. недостаточны санкции за нарушение антимонопольного законодательства;
  3. нет четкой ясности в государственной политике в отношении монополистов;
  4. неучтен опыт законодательства западных государств.

Анализируя  все выше изложенное можно сделать  вывод, что монополизация - это ситуация в экономике, когда один или несколько крупных производителей или продавцов обладают на рынке подавляющим преимуществом в производстве и сбыте определенного ассортимента товаров, что приводит к монополизации цен и установлению диктата на рынке.

 

 

2.Анализуровня концентрации и монополизации производства в регионе на примере организации ОАО «ЗЯБ»

 

2.1. Общая характеристика предприятия

 

ОАО «Завод ячеистых бетонов» —одно из монополизированных предприятийв г. Набережные Челны, сконцентрированное на производстве конструкций из эффективного ячеистого бетона. Данное предприятие является олигополистичным.Роль его в становлении территориально-промышленного комплекса Нижнего Прикамья, перспективных отраслей экономики (химия, нефтехимия, энергетика, машиностроение) огромна. Благодаря продукции завода, первенца строительной индустрии региона, выросли прекрасные комфортабельные жилые массивы, школы, детские сады, промсооружения  Нижнекамска, Набережных Челнов, Менделеевска, Заинска других городов и всей необъятной страны, от Карелии до Казахстана.

ОАО «ЗЯБ»  — единственный в Татарстане производитель  деталей и конструкций из эффективного ячеистого бетона, на деле раздвигающий границы привычного использования этого уникального строительного материала.

На протяжении многих десятилетий ОАО «ЗЯБ»  осваивал  и наращивал мощности по выпуску деталей для крупнопанельного домостроения нескольких серий и  модификаций, разработанных специально для челнинцев, под потенциал заводчан головным научно-исследовательским институтом отрасли ЦНИКЭП жилища. За что наряду с  проектировщиками, работниками завода стали лауреатами премии Совета Министров СССР.

Во времена  максимального пика жилищного и  энергетического строительства  годовой выпуск сборного железобетона достигал 213446     куб. м., а  газобетона-утеплителя  142817 куб. м. Датой образования завода ячеистых бетонов является 12 января 1962 года. Строительство завода велось согласно Постановлению Совета Министров СССР о создании в городе Набережные Челны базы строительной индустрии, в апреле 1962 года был начат выпуск сборного железобетона, а 8 ноября 1963 года в цехах молодого предприятия была получена первая партия газобетона-утеплителя. На сегодняшний день в городе Набережные Челны построено около 60% жилых домов с применением продукции ОАО «ЗЯБ». Кроме того, ведется строительство 10 объектов собственными силами[18].

Среднесписочная численность рабочих на ОАО «ЗЯБ»  составляет 950 человек, в строительных организациях ОАО «ЗЯБ»: 250 человек.

Основные  направления деятельности ОАО «ЗЯБ»:

    1. производство строительных материалов, конструкций и изделий:
  • производство сборного железобетона для жилья, промышленного и гражданского строительства, инженерных сетей, объектов энергетики (более 1000 марок);
  • изделия из эффективного ячеистого бетона;
  • высокопрочные вибропрессованные  бортовые камни, плиты тротуарные,  ломанный облицовочный камень;
  • фундамент;
  • товарный бетон, в том числе: гидротехнический и с противоморозными добавками;
  • строительный раствор, в том числе: цементный, цементно-известковый и с противоморозными добавками;
  • товарная арматура;
  • нестандартное оборудование и строительные металлоконструкции;
  • сухие строительные смеси  и сухая клеевая смесь;
  1. выполнение строительно-монтажных работ и технический надзор;
  1. выпуск товаров народного потребления, культурно-бытового и хозяйственного назначения;
  2. оказание услуг населению;
  3. коммерческо-посредническая и торгово-закупочная деятельность, а так же другие виды деятельности;

Уставной  капитал ОАО «ЗЯБ» составляет 471 666 рублей. Он составляется  из номинальной  стоимости акций, приобретенных  акционерами, в том числе из:

  • 78576 штук обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 5 рублей;
  • 4956 штук привилегированных именных акций в счет безвозмездно  передаваемых работникам предприятия части имущества в соответствии со ст. 23 Закона Республики Татарстан «О преобразовании государственной и коммунальной собственности Республики Татарстан (о разгосударствлении и приватизации)» номинальной стоимостью 5 рублей;

ОАО «ЗЯБ» ведет реестр акционеров с  обязательным включением в него следующих  данных: количество и тип акций, дата приобретения, Наименование (имя) и  местонахождение (местожительства) акционера, номинальная стоимость и цена приобретения акций.

Общество  вправе приобретать на организованном рынке ценных бумаг выпущенные им акции (за исключением акций, реализуемых  Комитетом и его представителями) для последующей продажи другим лицам. В течение года не может  быть куплено более 10% выпущенных им акций. Приобретенные акции могут  состоять на балансе не более 1 года. Распределение прибыли, а также  голосование и определение кворума  на собрании акционеров происходят без  указанных акций. Акции, не реализованные  в течение этого срока, подлежат аннулированию с соответствующим  уменьшением уставного капитала Общества.  

Высшим  органом управления ОАО «ЗЯБ»  является общее собрание  акционеров. ОАО ежегодно проводит общее собрание акционеров в срок, определяемый Советом  директоров, но не ранее чем через  два месяца, и не позднее чем  через шесть месяцев после  окончания финансового года. На годовом  общем собрании акционеров решается вопрос об избрании Совета директоров общества, ревизионной комиссии общества, утверждение аудитора, рассматривается  представленный Советом директоров общества годовой отчет и иные документы в соответствии с действующим  законодательством.

Совет директоров ОАО «ЗЯБ» осуществляет общее  руководство деятельностью, за исключением  решения вопросов, отнесенных уставом  к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Руководство текущей  деятельностью ОАО «ЗЯБ» осуществляется единоличным исполнительным органом  — генеральным директором, избираемым общим собранием акционеров сроком на пять лет.

Исполнительный орган организует выполнение решений общего собрания акционеров и Совета директоров. Единоличный  исполнительный орган (генеральный  директор) без доверенности действует  от имени ОАО «ЗЯБ», в том числе  представляет его интересы, совершает  сделки от его имени, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников завода.  Основные показатели финансово–экономической  деятельности  предприятия представлены в таблице 2.1.1

 

Таблица 2.1.1

Финансово – экономические показатели

хозяйственной деятельности  предприятия  за 2008 – 20010 гг.

Показатели

прибыли

2008

 

+, -

2009

+, -

2010

+, -

Абс. цифра

Удел.

вес, %

Абс. цифра

Удел.

вес, %

Абс. цифра

Удел.

вес, %

Выручка от реализации

 

8770

 

1000

 

 

27200

 

1000

 

+18430

 

31410

 

1000

 

+4210

Себестоимость

9460

1070,87

 

17460

640,19

+800

28830

910,79

+1137

Валовая прибыль

-69

-7,87

 

974

35,81

+1043

258

8,21

-716

Прочие доходы и расходы

 

470

 

50,36

 

 

410

 

10,51

 

-6

 

820

 

20,61

 

+41

в том числе:

                 

- прочие внереали-зационныерасходы

 

140

 

10,60

 

 

180

 

0,66

 

+4

 

82

 

20,61

 

+64

Прибыль до налогообложения

 

-116

 

-13,23

 

 

9330

 

340,30

 

+1049

 

1760

 

50,60

 

-757

Текущий налог на прибыль

 

340

 

30,88

 

 

1860

 

60,84

 

+152

 

37

 

1,18

 

-149

Чистая прибыль

- 150

-17,10

 

747

27,46

+897

139

4,42

-608


 

Данные таблицы  2.1.1 свидетельствуют о том, что выручка предприятия в 2008 году составляла 8770т.руб.  В 2004 году сумма ее резко увеличилась на 17430т.руб. и составила 27200 т.руб. В 2009 году сумма выручки увеличилась на 4210т.руб. и составила 31410т.руб. В целом, наблюдается тенденция роста выручки. Динамика выручки предприятия за три года представлена на рис.2.1.2.  Анализ отчета о прибылях и убытках также свидетельствует, что себестоимость продукции в 2008 году составляла 9460т.руб. Удельный вес ее в общей структуре прибыли составлял 107,86%. В 2008 году себестоимость увеличилась на 8000т.руб., удельный вес ее снизился до 64,1%. Общая сумма себестоимости составляла 17460т.руб. В 2009 году  величина себестоимости выросла до 28830т.руб., удельный вес  в общей структуре доходов равен 91,7%. Сумма прироста  составила 11370т.руб.

Текущий налог на прибыль в 2008 году составлял 340 т.руб., в 2009 году 1860 т.руб., в 2010 году  370т.руб. Наблюдается тенденция неравномерности суммы текущего налога на прибыль.

Чистая прибыль в 2008 году отсутствует, убыток составил 1500т.руб. В 2009 году размер прибыли увеличился до 7470т.руб., удельный вес составил 27,46%. В 2005 году сумма чистой прибыли составила 1390т.руб. Это на 6080 т.руб. меньше, чем в 2009 году и удельный вес ее равен 4,42%[18].

Отсутствие  прибыли в 2008 году объяснить можно повышением издержек на производство работ и услуг предприятия, которые были обусловлены освоением нового вида деятельности – экспертизы промышленной безопасности, повышением цен на энергоносители и транспортные расходы.                              

Динамика чистой прибыли предприятия  в 2008 - 2010 году представлена на рис. 2.1.2.


Рис.2.1.2 Динамика чистой прибыли  предприятия за 2003 - 2005 г.г.

В 2008 г. прибыль  отсутствует. В 2009 наблюдается тенденция роста и сумма прибыли составила 7470 т.руб. В 2010 году наблюдается снижение прибылидо 1390 т. руб.

Инвентаризация на заводе «ЗЯБ».

Ячеистый бетон:Использование ячеистого бетона, позволяет достичь самой высокой эффективности строительства, строить самое дешевое жилье:

  1. Блоки стеновые мелкие
  2. Блоки перегородочные
  3. Блоки стеновые армированные
  4. Изделия теплоизоляционные
  5. Утеплитель дробленый
  6. Плиты перекрытия
  7. Перемычки
  8. Стеновые панели серии 1.030.1-1
  9. Панели серии 125 крупнопанельных жилых домов и общественных зданий.

Ж/б изделия:

  1. Лотки
  2. Перемычки
  3. Кольцо стеновое (диаметр 1,0 м, 1,5 м и 2,0 м)
  4. Плита перекрытия колодца, плита днища колодца и крышка колодца
  5. Фундаментные блоки

Информация о работе Анализ уровня концентрации и монополизации производства в регионе