Слияние и поглощение. Монополизация рынка: сущность, методы определения, показатели, пути преодоления. Антимонопольное законодательство.

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 00:02, реферат

Краткое описание

В работе рассмотрены источники возникновения рыночной власти, или факторы монополизации рынка.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 22.91 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Слияние и  поглощение. Монополизация рынка: сущность, методы определения, показатели, пути преодоления. Антимонопольное законодательство. Оптимальный размер производства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слияние (mergers) представляет собой сделки между двумя и более компаниями, в результате которых появляется новая компания, устанавливающая контроль и управление над активами и обязательствами старых компаний.

Поглощение (acquisitions) – процесс установления контроля одной компании над другой с целью управления и приобретения абсолютного или частичного права собственности. Поглощение может быть дружественное или недружественное. [6, c.126,1абз.]

Объединение и слияние  фирм доминирует там, где главными мотивами являются:

    • увеличение потенциала предприятия;
    • получение эффекта масштаба;
    • переход на выпуск новых видов продукции;
    • попытки противостоять конкуренции международных фирм. [6,с.126,8абз.]

Слияние и поглощение –  главные направления обеспечивающие увеличение доли фирмы на рынке. [6,с.129,5абз.]

Монополизм есть совокупность экономических отношений, при которых крупный хозяйствующий  субъект обладает особой рыночной властью, стремится разными способами  её сохранить, использует её для получения  определенных выгод и преимуществ.[4,с.444,7абз.]

Рассмотрим источники  возникновения рыночной власти, или  факторы   монополизации рынка.

  • Экономия, обусловленная ростом масштаба производства (так называемый «эффект масштаба»). Крайний случай проявления эффекта масштаба – естественная монополия, т.е. отрасль, в которой для обеспечения минимальных издержек требуется сосредоточить производство на единственном предприятии.
  • Исключительный контроль над важнейшими факторами производства (главным образом – природным сырьём).
  • Патенты, выдаваемые государством с целью защиты изобретателя от незаконного захвата продукта (технологического процесса).
  • Государственные лицензии и привилегии. Они способствуют возникновению так называемых закрытых монополий.

Рыночная структура, характеризующаяся  монополией  со стороны покупателя, носит название монопсонии.[2,с.57,3абз.]

Монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы (1/E).[7,с.238,3абз.] Эластичность спроса на продукцию фирмы определяют три фактора: эластичность рыночного спроса; количество фирм на рынке; взаимодействие между фирмами. [8,с.315,3абз.]

Опираясь на это  положение1, А.П. Лернер в 1934 г. предложил следующий индекс:

=

где лернеровский индекс монопольной власти;

монопольная цена;

MC – предельные издержки;

Е – эластичность спроса на продукцию.

В условиях совершенной  конкуренции МС=Р. И, следовательно  . Если  представляет собой положительную величину (), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть.[7,с.238,4абз.]

Для характеристики монопольной власти используется и  показатель, определяющий степень концентрации рынка. Он назван по имени предложивших его учёных индекс Херфиндаля –  Хиршмана (). Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии.

=,

где – индекс Херфиндаля- Хиршмана

 – удельный  вес самой крупной фирмы;

     – удельный вес следующей по величине фирмы;

     – удельный вес наименьшей фирмы.[7,с.239,5абз.]

Правительство реагирует  на проблему монополии одним из четырех  способов:

    • использует антитрестовские законы, направленные на повышение уровня конкуренции в отрасли;
    • регулирует цены, устанавливаемые монополиями;
    • преобразует монополии в государственные предприятия;
    • в случае незначительного в сравнении с неизбежными несовершенствами  политики фиаско рынка политики могут просто «плыть по течению».[5,с.376,3абз.]

Нормы конкурентного  права Республики Беларусь заложены в Конституции Республики Беларусь, Кодексе об административных правонарушениях  Республики Беларусь, Гражданском кодексе  Республики Беларусь, Уголовном Кодексе  Республики Беларусь, а также в  антимонопольном законодательстве, законодательстве в области предпринимательства  и малого бизнеса, инвестиций, банковской деятельности, стандартизации, защиты прав потребителей, рекламы, внешнеэкономической  деятельности.[1,c.62,1абз.]

Функции по противодействию  монополистической деятельности и  развитию конкурентной среды Минэкономики РБ осуществляет в соответствии с  нормативными правовыми актами:

-Указом Президента РБ  от 13.10.2009 №499 «О некоторых мерах  по совершенствованию антимонопольного  регулирования и развитию конкуренции»;

-Законом РБ от 16.12.2002 №162-З  «О естественных монополиях»;

-Законом РБ от 10.12 1992 2034-ХII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».[3,c.45,2абз.] Этот закон составляет основу антимонопольного законодательства. Он определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей.[1,c.63,3абз.]

-постановлением Совета  Министров РБ от 29.07.2006 №967 «Отдельные  вопросы Министерства экономики  Республики Беларусь»;

-Положением о Государственном  реестре хозяйствующих субъектов,  занимающих доминирующее положение  на товарных рынках, утвержденным  постановлением Министерства предпринимательства  и инвестиций РБ от 07.07 2000 №13.

По состоянию на 1 января 2010 г. в данном реестре состоят 152 монополиста.

Это ОАО «Нафтан», ОАО  «Белшина», ОАО «Гродно Азот», ОАО  «Бархим», ОАО «Керамин», ОАО «Беллакт», ОАО «Скидельский сахарный комбинат»  и др.

 

-Положением о Государственном  реестре субъектов естественных  монополий, утвержденным постановлением  Минэкономики РБ от 29.04.2003 №98.

По состоянию на 1 января 2010 г. в данном реестре состоит 206 организаций. Это ОАО «Белтрансгаз», «Гродноэнерго», «Белтелеком, «Белпочта» «Аэропорт Минск-1», «Минское отделение Белорусской железной дороги» и др. [3,c.45,6абз.]

Анализ долгосрочных средних  издержек позволяет выявить оптимальный размер предприятия (Q*), т.е. размер производства, обеспечивающий минимальные издержки на единицу выпуска в данной сфере производства.

Наименьший размер предприятия, позволяющий фирме минимизировать свои долгосрочные средние издержки, называется минимально эффективным размером предприятия.

В зависимости от специфики  производства и технологических  особенностей минимально эффективный  размер может колебаться в самых  различных пределах. Так, подсчитано, что в производстве обуви данный показатель составляет 0,2% совокупного  выпуска отрасли, в производстве сигарет — 6,6%, а в производстве автомобилей — 11%.

Если минимально эффективный  размер одного предприятия обеспечивает почти 100% потребностей рынка в данном продукте, то фирма, владеющая таким  предприятием, оказывается естественным монополистом.[4,с.449,3абз.]

 

 

 

 

список использованных источников

  1. Ананько А.В., Ильич С.Н. Бизнес-право: Учеб. пособие для слушателей программы Master of Business Administration/ А.В. Ананько, С.Н. Ильич.- Мн.: Изд. Центр БГУ, 2003. -238 с.
  2. Воробьёв В.А. Микроэкономика: учеб. пособие / В.А.Воробьёв, А.В.Бондарь, Л.Н. Новикова [и др.]; под. ред. В.А. Воробьева. – Минск: БГЭУ, 2011. – С. 57.
  3. Антимонопольное регулирование // Главный бухгалтер. Ценообразование- 2010.- №3.- С.45-61.
  4. Лемешеский И.М. Микроэкономика.Учебное пособие для вузов. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2003. – С.444-449.
  5. Мэнкью Н.Г. Принципы микроэкономики – 2-е издание – СПб.: Питер,2003. – С.376.
  6. Нехорошева Л.Н. Экономика предприятия: учеб. пособие / Л.Н.Нехорошева, Н.Б. Антонова, Л.В.Гринцевич [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, проф. Л.Н. Нехорошевой. – Минск: БГЭУ, 2008. – С. 124-129.
  7. Нуреев Р.М. Основы экономической теории: Микроэкономика: Учеб. для вузов. – М.: Высш. шк. 1996. – С.238-239.
  8. Пиндайк Р.С., Рабинфельд Д.Л. Микроэкономика./ Пер с англ. – СПб.: Питер, 2002. – С. 315.

1 Монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы (1/E).[4,238,3]


Информация о работе Слияние и поглощение. Монополизация рынка: сущность, методы определения, показатели, пути преодоления. Антимонопольное законодательство.