Монополия, ее виды и особенности хозяйствования в ней. Плюсы и минусы монополизации. Влияние монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:12, контрольная работа

Краткое описание

На одном полюсе – совершенная конкуренция, где имеются очень много конкурирующих фирм. На другом полюсе – монополия, когда имеется только одна фирма в отрасли, следовательно, конкуренция отсутствует. Между ними расположена монополистическая конкуренция, при которой в отрасли имеется достаточно много конкурирующих между собой фирм и существует свобода входа на рынок для новых фирм, а также олигополия, где одна или несколько фирм способны возвести преграды на пути проникновения в отрасль новых конкурентов [2,177].

Файлы: 1 файл

Контр. на печать!.docx

— 57.26 Кб (Скачать)

Введение

Существуют традиционное разделение отраслей по категориям в соответствии со степенью конкуренции между фирмами. Выделяют четыре такие категории.

На одном полюсе – совершенная конкуренция, где имеются очень много конкурирующих фирм. На другом полюсе – монополия, когда имеется только одна фирма в отрасли, следовательно, конкуренция отсутствует. Между ними расположена монополистическая конкуренция, при которой в отрасли имеется достаточно много конкурирующих между собой фирм и существует свобода входа на рынок для новых фирм, а также олигополия, где одна или несколько фирм способны возвести преграды на пути проникновения в отрасль новых конкурентов [2,177].

В данной контрольной работе более подробно рассмотрим монополию.

 

  1. Монополия и ее виды

 

Монополия – фирма, единственный поставщик продукта, не имеющего близких товаров-заменителей [1,533].

Но может ли отрасль быть отнесена к монополистической, ясно не всегда. Скорость решения поставленной задачи зависит от того, как мы определим понятие отрасли и насколько широко мы толкуем это понятие.

Например, текстильная компания может  иметь монополию на определенные виды производства, но не иметь монополии  на производство вообще. Потребитель  может приобрести изделия, произведенные  другой компанией. Фармацевтическая компания может обладать монополией на определенное лекарство, но могут существовать и  альтернативные лекарства для лечения  больных.

Границы отрасли в некоторой  степени произвольны. Для фирмы более важна величина монопольной власти, которой она обладает и которая зависит от степени закрытости отрасли от товаров-заменителей конкурентов. [2,190].

Основная причина возникновения  монополии — барьеры на входе в рынок, которые не позволяют другим фирмам вступить в конкуренцию с монополистом. Барьеры на входе, в свою очередь, возникают в следующих случаях:

♦   ключевым ресурсом производства владеет единственная фирма;

♦ правительство предоставило исключительные права на произ-водство некоторой продукции одной фирме;

♦ издержки производства товара таковы, что максимальная эффективность выпуска возможна при наличии на рынке единственного производителя.

Ниже вкратце опишем каждый из этих случаев.

Монопольные ресурсы.

Простейший способ установления монополии  — концентрация некоего ключевого производственного ресурса в «руках» единственной фирмы (скажем собственное месторождение полезных ископаемых), на практике такие случаи встречаются достаточно редко. Реальные национальные экономики достаточно велики, и основные ресурсы находятся в собственности различных индивидов и групп.

Монополия, созданная  правительством

Во многих случаях возникновение  монополии связано с предоставлением  правительством частному лицу или фирме  исключительных прав на продажу товара или услуги. Иногда возникновение такой монополии становится результатом политического влияния потенциального «единоличника». В других случаях появление монополии отвечает интересам общества.

Пример монополии, поставленной на службу общественных интересов, — патентное и авторское право. Если фармацевтическая компания открывает новое лекарственное средство, она может обратиться за получением патента. Если новый препарат действительно оригинальный, выдается патент, наделяющий разработчика исключительным правом производить и продавать лекарство в течение 17 лет. Аналогичным образом, когда писатель заканчивает новое произведение, он может зарегистрировать авторские права.

Возможность получения патента  фармацевтическими компаниями стимулирует их к продолжению исследований; авторские права писателей поощряют их к созданию новых превосходных произведений.

Таким образом, законы, регулирующие патентные и авторские права, несут с собой как выгоды, так  и издержки

Естественная  монополия

Отрасль является естественной монополией, если одна-единственная фирма обеспечивает рынок каким-либо товаром или услугой с меньшими издержками, чем это удалось бы двум или более конкурентам. Естественная монополия возникает в тех случаях, когда выпуск продукции выше необходимого уровня сопровождается экономией от масштаба производства. В этом случае при любом объеме выпуска издержки минимальны тогда, когда продукцию выпускает единственная фирма. Иными словами, при любом объеме выпуска увеличение числа фирм-производителей ведет к уменьшению объема выпуска каждой и к возрастанию средних совокупных издержек.

Яркий пример естественной монополии  — водоснабжение населенных пунктов. Чтобы обеспечить водой жителей города, фирма должна построить охватывающую все его здания водопроводную сеть. Если бы в предложении данной услуги конкурировали две фирмы или более, каждая из них должна была бы понести постоянные издержки на строительство своего водопровода. Следовательно, средние совокупные издержки на водоснабжение минимальны в том случае, когда весь рынок обслуживается единственной фирмой.

Если фирма является естественным монополистом, возможности подрыва  ее власти вновь вступающими на рынок  конкурентами минимальны. Неуверенно могут чувствовать себя монополии, не обладающие ключевыми производственными ресурсами или полностью зависящие от решений правительства. Монопольно высокая прибыль привлекает новых желающих вступить на рынок, и уровень конкуренции повышается. Напротив, вступление на рынок естественной монополии бесперспективно, так как конкуренты прекрасно понимают, что не смогут добиться таких же низких, как у монополиста, издержек, ибо при входе новой фирмы доля рынка, приходящаяся на каждого его субъекта, уменьшится[1, 349-352].

На основе выше сказанного можно  выделить три основных вида монополий:

♦ монополии, обладающие правом на использование определенных ресурсов в своей деятельности;

♦  монополии, созданные правительством;

♦  естественные монополии.

 

  2. Барьеры для вхождения на рынок

 

Фирмы, занимающие монопольное положение  на рынке, должны создавать барьеры на пути проникновения в отрасль, входные барьеры (barriers to entry) для новых фирм. Барьеры существуют и при олигополии, но при монополии они должны быть выше, чтобы блокировать вхождение новых фирм. Барьеры могут иметь различную форму.

Экономия на масштабе производства. Если монополия обеспечивает существенную экономию на масштабе производства, отрасль может быть не способна выдержать более чем одного производителя. На рис. 2.1 D1 представляет собой кривую спроса для отрасли, а следовательно, и кривую спроса для фирмы при монополии. Монополист может получать сверхнормальную прибыль при любом объеме производства между точками а и Ь. Однако если бы функционировали две фирмы, каждая из которых назначала бы одинаковую цену и предлагала бы половину отраслевого объема производства, они обе работали бы при спросе, представленном кривой D2. В таком случае не существовало бы цены, позволяющей покрыть обеим фирмам их издержки.

Эта ситуация известна под названием естественной монополии (natural monopoly).

Даже в том случае, если рынок  может поддерживать больше чем одну фирму, новые претенденты на вхождение  в бизнес могут быть просто не способны конкурировать, монополист, уже получающий экономию на масштабе производства, может назначить цену ниже издержек новой фирмы и вытеснить ее из бизнеса. Однако если входящая в эту отрасль фирма уже занимает устойчивое положение в другой отрасли, она может быть способна выжить при такой конкуренции.

Рис. 2.1. Естественная монополия

 

Дифференциация продуктов и  верность бренду. Если фирма выпускает различные виды продуктов, которые ассоциируются у потребителей с ее брендом, новой фирме будет очень трудно проникнуть на такой рынок. Другими словами, проблемой для новой фирмы является не ее неспособность обеспечить низкие издержки, а неспособность производить продукт, привлекающий потребителей, приверженных хорошо известному, привычному бренду.

Более низкие издержки уже функционирующих  фирм. Действующая монополия имеет развитое специализированное производство, обладает маркетинговыми навыками. Это подобно обладанию более эффективной техникой, а также более надежными и/или дешевыми ресурсами, доступу к более дешевым источникам финансирования. Поэтому она работает в условиях расположенной более низко кривой издержек. Следовательно, новые фирмы будут находить весьма трудным состязание с монополией и будут нести потери, как при ценовой войне.

Собственность или контроль над  основными используемыми ресурсами. Если фирма контролирует основные используемые ресурсы (скажем, имеет в собственности месторождения полезных ископаемых или производство некоторых компонентов), она может отказать в доступе к этим ресурсам потенциальным конкурентам.

Собственность или контроль над  оптовой торговлей или каналами выхода на розничную торговлю. Если фирма контролирует каналы, через которые осуществляется продажа продукции, она может препятствовать потенциальным конкурентам в получении доступа к потребителям. Например, Birds Eye Wall's бесплатно предоставляет торговле холодильники при условии, что они будут хранить в них только мороженое «Wall's».

Законная защита. Фирмы, занимающие монопольное положение, могут быть защищены патентами на технологии, авторскими правами, различными другими лицензиями (предоставляющими, скажем, только одной фирме возможность работы в определенном регионе) и тарифами (т.е. ставками платы потребителей), а также торговыми ограничениями для иностранных конкурентов. Примеры - фармацевтические компании .

Слияния и поглощения. Монополист может поглотить, купить каким-либо способом практически любую входящую на рынок компанию. Явная угроза поглощения может изменить мнение новой компании о целесообразности попытки вхождения на этот рынок.

Агрессивная тактика. Уже функционирующий монополист может обычно выдерживать убытки гораздо дольше, чем претендент на вхождение в отрасль. Поэтому он может начать ценовую войну, проводить серьезные рекламные кампании, предлагать привлекательные условия послепродажного обслуживания, внедрять новые бренды, соревнуясь с претендентами, и осуществлять другие подобные мероприятия.

Запугивание. Монополист может использовать различные формы устрашения, как законные, так и незаконные, чтобы выдавить пытающуюся войти фирму из бизнеса [2, 191-192].

Если барьеров для вхождения  на рынок новых фирм нет вообще и если монополист извлекает очень большую сверхнормальную прибыль, есть опасность проникновения конкурентов. В таких случаях монополист может держать свои цены низкими и посредством этого намеренно ограничивать величину своей прибыли, чтобы не привлекать на рынок новые фирмы. На практике это называется установлением сдерживающих цен [3, 336].

 

    1. Равновесная цена и объем производства

 

Так как по определению в отрасли  функционирует только одна фирма, кривая спроса для фирмы является также  и кривой спроса для отрасли.

По сравнению с любым другим типом рыночной структуры спрос  при монополии будет относительно неэластичен при любой цене. Монополист может поднимать свою цену, а потребители не могут обратиться к продукции других фирм отрасли, потому что их просто нет. Они или платят более высокую цену, или остаются без товара. Тем не менее, монополии все-таки сдерживаются кривой спроса. Повышение цены будет снижать величину спроса.

Как и фирмы в других типах  рыночной структуры, монополист будет  максимизировать прибыль при MR(предельный доход) = МС(предельные издержки). На рис. 3.1 прибыль максимизируется в точке Qm. Получаемая сверхнормальная прибыль показана как затемненная область.

Рис. 3.1. Максимизация прибыли в условиях монополии

MR-предельный доход; MC- предельные издержки; AR – средний доход; AC – средние издержки.

 

Эта прибыль будет тем большей, чем менее эластична кривая спроса (и, следовательно, чем круче кривая MR) и чем больше разрыв между MR и ценой (AR). Фактическая эластичность будет зависеть от возможности закрытия спроса товарами-заменителями других отраслей. Спрос на услуги железнодорожного транспорта может быть намного менее эластичным (а потенциал для получения прибыли большим), если не имеется возможности воспользоваться автобусным сообщением, чтобы добраться до места назначения.

С тех пор как поставлены барьеры  для вхождения на рынок новых  фирм, в долгосрочном периоде не будет идти конкуренция за сверхнормальную прибыль. Следовательно, единственным различием между равновесием в краткосрочном и долгосрочном периодах является то, что в долгосрочном периоде фирма будет осуществлять производство при MR = долгосрочным МС. [2, 192].

 

4. Ценовая дискриминация

 

Ценовая дискриминация, как практика получила достаточное распространение, фирма-монополист назначает на товар или услугу не одну и ту же цену для всех покупателей. Фирмы, проводя ценовую дискриминацию, разделяют покупателей на группы по тем или иным признакам: возраст, время суток, регион проживания, доходы и т.д. Готовность заплатить за товар в каждой группе различна, в связи с этим для каждой группы назначается своя цена на реализуемый товар или услугу, что при конкретных условиях и введением грамотной маркетинговой политикой дает дополнительную прибыль [3,336].

 

 

5. Государственная политика в отношении монополий

 

Мы убедились, что монополии  в отличие от конкурентных рынков терпят фиаско в эффективной аллокации ресурсов. Объем выпуска монополий меньше желательного для общества; как следствие, они устанавливают цены, превышающие предельные издержки. Обычно государство реагирует на проблему монополии одним из четырех способов:

Информация о работе Монополия, ее виды и особенности хозяйствования в ней. Плюсы и минусы монополизации. Влияние монополии