Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:12, контрольная работа
На одном полюсе – совершенная конкуренция, где имеются очень много конкурирующих фирм. На другом полюсе – монополия, когда имеется только одна фирма в отрасли, следовательно, конкуренция отсутствует. Между ними расположена монополистическая конкуренция, при которой в отрасли имеется достаточно много конкурирующих между собой фирм и существует свобода входа на рынок для новых фирм, а также олигополия, где одна или несколько фирм способны возвести преграды на пути проникновения в отрасль новых конкурентов [2,177].
♦ Пытается превратить монополизированные отрасли в более конкурентные (повышение интенсивности конкуренции с помощью антитрестовых законов).
♦ Регулирует поведение монополий.
♦ Превращает некоторые частные монополии в государственные (публичные) предприятия.
♦ Бездействует [3,332].
6. Преимущества и недостатки монополий
Недостатки монополии. Имеется несколько причин, по которым монополия может быть признана противоречащей общественным интересам.
♦ Более высокая цена и менее высокий уровень производства, чем при совершенной конкуренции (в краткосрочном периоде и в долгосрочном периоде);
♦ Вероятность более высоких издержек из-за отсутствия конку-ренции. Монополия меньше стимулирует к повышению эффективности деятельности, связано это с получением сверхприбылей;
♦ Неравенство в распределении дохода. Высокие прибыли монополистов могут рассматриваться как несправедливо полученные, особенно конкурирующими между собой фирмами или любыми другими хозяйствующими субъектами, получающими низкие доходы от своей деятельности. Масштаб этой проблемы зависит от величины монополии и степени ее власти над рынком.
Преимущества монополии.
♦ Экономия на масштабах производства;
♦ Возможность несения менее высоких издержек благодаря более высокому уровню исследований и разработок и большей величине инвестиций.
♦ Борьба за контроль над корпорацией. Хотя монополия не имеет конкуренции на товарном рынке, она может функционировать в условиях конкуренции на финансовых рынках. Монополия с потенциально низкими издержками, но неэффективной текущей деятельностью может стать объектом поглощения со стороны другой компании. Эта борьба за контроль над корпорацией может стимулировать монополию к повышению эффективности деятельности, для того чтобы не быть поглощенной.
♦ Инновации и новые продукты.[2,194-195].
Заключение
Монополии устанавливают объем производства на уровне ниже эффективного объема, назначая цену выше предельных издержек, что приводит к безвозвратным потерям для общества. Последствия подобной политики могут быть смягчены посредством разумных действий правительства или, в некоторых случаях, самим монополистом при помощи ценовой дискриминации.
В некотором смысле монополия — весьма обычное явление. Большинство фирм в той или иной степени управляют ценой, которую они устанавливают. Их никто не заставляет назначать рыночную цену на свои товары, потому что они значительно отличаются от продукции других фирм. «Mercedes» — это не «Samага»; телевизор «Sony» — отнюдь не «Rubin». Каждый из этих товаров имеет убывающую кривую спроса, что наделяет их производителей определенной властью над рынком.
И все же фирмы, занимающие действительно монопольное положение, встречаются довольно редко. Немногие из товаров являются действительно уникальными. Большинство имеют субституты, которые если и не полностью идентичны «оригиналам», то весьма близки. Компания Nestle может немного повысить цену на мороженое, но если ее маркетологи «перестараются», объем продаж продукта резко снизится.
В конце концов, монопольная власть над рынком весьма относительна. Да, многие фирмы обладают некоторой монопольной властью. Однако не менее справедливым является и утверждение о ее ограниченности. Мы не совершим большой ошибки, считая, что рынки, на которых оперируют такие фирмы, являются конкурентными, даже если это и не совсем так [3,344].