Монополии и их виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 10:23, реферат

Краткое описание

Цель моей работы-изучить мополии,их виды.Задачи:проследить двоякую роль монополий в жизни общества, влияние монополий на экономику,особенности развития монополизма,сущность и актуальность антимонопольной политики.

Оглавление

Введение-------------------------------------------------------------------------------------3
Глава1 МОНОПОЛИИ И ИХ ВИДЫ-------------------------------------------------5
1,1Виды по способу возникновения----------------------------------------------------5
1.2 Формы монополистических объединений---------------------------------------10
Глава2 МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОНОПОЛИЙ-----------12
2.1 Монопольная цена и конкуренция------------------------------------------------12
2.2 Ценовая дискриминация-------------------------------------------------------------21
2.3 Особенности монополизации народного хозяйства---------------------------23
Глава3.АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА-----------------------------------27
3.1Причины антимонопольной политики---------------------------------------------27
3.2Основные законодательства----------------------------------------------------------28
Заключение----------------------------------------------------------------------------------29
Список литературы-----------------------------------------------------------------------31

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 44.10 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение-------------------------------------------------------------------------------------3

Глава1 МОНОПОЛИИ И ИХ ВИДЫ-------------------------------------------------5

 

1,1Виды по способу возникновения----------------------------------------------------5

 

1.2 Формы монополистических  объединений---------------------------------------10

Глава2 МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОНОПОЛИЙ-----------12

 

2.1  Монопольная цена  и конкуренция------------------------------------------------12

 

2.2  Ценовая дискриминация-------------------------------------------------------------21

 

2.3  Особенности монополизации  народного хозяйства---------------------------23

Глава3.АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА-----------------------------------27

 

3.1Причины антимонопольной  политики---------------------------------------------27

 

3.2Основные законодательства----------------------------------------------------------28

Заключение----------------------------------------------------------------------------------29

Список литературы-----------------------------------------------------------------------31

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

 

Предмет данной работы –  монополия Монополии, благодаря  высокому уровню сосредоточения экономических  ресурсов, создают возможности для  ускорения технического прогресса. Однако эти возможности реализуются  в тех случаях, когда такое  ускорение способствует извлечению монопольно-высоких прибылей. Крупные  фирмы, обладающие значительной властью, — это желательное явление  в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как  фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные  прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств  того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии  могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.         Монополии – крупные хозяйственные  объеди­нения , находящиеся в частной  собст­венности ( индивидуальной, групповой  или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками  и экономикой на основе высокой степени  концентрациипроизводства и капитала с целью установления монопольных  цен и извлечения монопольных  прибылей. Господство в экономике  служит основой того влияния, которое  монополия оказывает на все сферы  жизни страны. Монополия есть исключительное право деятельности в какой-либо сфере . По владельцу этого права  различают монополии государственные  и капиталистические.Государственными монополиями называются монополии, принадлежащие государству. Возникают  в результате строительства государственных  предприятий (военной промышленности, новых или капиталоемких отраслей) или национализации отдельных предприятий, отраслей промышленности и транспорта. Монополии капиталистические —  хозяйственные объединения, осуществляющие контроль над рынками посредством  концентрации материальных и финансовых ресурсов, научно-технического потенциала с целью извлечения монопольной  прибыли. Монопольные цены устанавливают, воздействуя на формирование пропорций  воспроизводства. Капиталистические  монополии возникли на основе концентрации производства и капитала.

 

                   Цель моей работы-изучить мополии,их  виды.Задачи:проследить двоякую   роль монополий в жизни общества, влияние монополий  на экономику,особенности  развития монополизма,сущность и  актуальность антимонопольной политики.

Глава 1. МОНОПОЛИИ И ИХ ВИДЫ

 

 

 

 

1.1 Виды монополий по  способу возникновения.

История монополий неразрывно связана с развитием таких  процессов, как  рост акционерной  собственности, новая роль банков , монополистические слияния как  способ централизации капитала, эволюция форм капиталистических объединений  и новейшие формы объединений. Каждый из этих процессов имеет самостоятельное  значение в развитии современного капитализма. И вместе с тем каждый из них  по-своему ускорял развитие монополизации  хозяйства. Методы концентрации и централизации капитала, применявшиеся в XIX веке, не обеспечивали достаточного сосредоточения капитала для эффективного массового производства. Концентрация производства, создание новых крупнейших заводов и фабрик требовали резкого расширения рамок капиталистической собственности. Способы такого быстрого расширения размеров капиталистической собственности, находящейся под единым контролем, существовали давно, но лишь под влиянием быстрого роста производительных сил они получили широкое распространение и решающее значение. Это, в первую очередь, акционерная форма организации капиталистических компаний.Важнейшая сторона развития монополий связана с новой ролью банков и других финансовых институтов с так называемой системой участия. Рост концентрации производства и капитала постоянно усиливал необходимость расширения роли банков, заставляя промышленные компании искать с банками прочных связей для получения долгосрочных ссуд, открытия кредита в случае изменении экономической конъюнктуры. Банки из скромных посредников превратились во всесильных монополистов. Это означало формальное создание ’’общего распределения средств производства’’. Но по содержанию это распределение оказалось частным, то есть сообразованным с интересами монополистического капитала. Сращивание банковского и промышленного капитала привело к образованию финансового капитала и финансовой олигархии. Важной формой создания отраслевых и межотраслевых монополистических союзов явилась система участия. Возможность ее развития заложена в акционерной форме организации компаний и принадлежит владельцу контрольного пакета акций. Если владельцем контрольного пакета акций является другая компания, то она тем самым получает возможность руководить своей «дочерней» компанией. Это и есть система участия, которая может носить многоступенчатый характер, обеспечивая компании, находящейся на самом верху пирамиды, контроль над громадными капиталами.Быстрый рост размеров капитала обеспечивался также усилением централизации, происходившей в форме слияний независимых компаний. Эта форма централизации капитала широко использовалась в США. Первая большая волна монополистических слияний происходила в США в 90-х годах XIX века и в первые годы XX века. В результате были образованы крупнейшие компании, подчинившие себе целые отрасли промышленности. В металлургии — « Стандард ойл», в автомобильной — «Дженерал моторс»..

 

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

 

Естественная монополия  возникает вследствие объективных  причин. Она отражает ситуацию, когда  спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной  или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или  нежелательна. Примером могут служить  энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное  положение на рынке.

 

Административная монополия  возникает вследствие действий государственных  органов. С одной стороны, это  предоставление отдельным фирмам исключительного  права на выполнение определенного  рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры  для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке, как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

 

Экономическая монополия  является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые  сумели завоевать монопольное положение  на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его  масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении  или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при  помощи обеих, предприятие достигает  таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

 

Особый вид монополий  – международные монополии. Экономической  основой возникновения и развития международных монополий является высокая степень обобществления капиталистического производства и  интернационализация хозяйственной  жизни. Существуют две разновидности  международных монополий. Первая –  транснациональные монополии. Они  национальны по капиталу и контролю, но международны по сфере своей деятельности. Например: американский нефтяной концерн  «Стандард ойл оф Нью-Джерси», имеющего предприятия более чем в 40 странах, активы за рубежом составляют 56% общей  их суммы, объем продаж 68%, прибыли 52%. Подавляющая часть производительных мощностей и сбытовых организаций  швейцарского пищевого концерна «Нестле» размещена в других странах. Только 2-3% всего оборота приходится на Швейцарию. Вторая разновидность – собственно международные монополии. Особенность  международных трестов и концернов  – международное рассредоточение  акционерного капитала и многонациональный  состав ядра треста или концерна. Например: англо-голландский химико-пищевой  концерн «Юнилевер», германо-бельгийский  трест фотохимических товаров «Агфа-Геверт». Их число значительно не велико, поскольку объединение капитала разной национальной принадлежности сопряжено  с большими сложностями: различие в  законодательстве стран, двойное налогообложение, противодействие какого-либо правительства  и т.д.

 

Что является причиной появления  и развития монополистических тенденций? По этому вопросу в экономической  литературе существуют две точки  зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному  хозяйству. Что касается другой точки  зрения, то монополистические образования  определяются как закономерные. Один из предпочитателей таких взглядов — английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что “монополистическая власть не возникает случайно”. Она  является логическим завершением стратегии  предприятий. Перефразировав известное  выражение, можно сказать, что все  дороги ведут к монополии. Еще  сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности  увеличения  своих прибылей.  Одной  из  них,  наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом , можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.

 

Иной движущей  силой  действий предпринимателей в этом направлении  является закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его  двигателем является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели  вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы  средних и  малых предприятий отделяется несколько  более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает  альтернатива: или продолжать между  собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило, они  выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между  ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, напрашивается вывод, что появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым.

 

Современная теория выделяет три типа монополий:

 

1) монополия отдельного  предприятия;

 

2) монополия как соглашение;

 

3) монополия, основывающаяся  на дифференциации продукта.

Достичь монопольного положения  первым путем нелегко, о чем свидетельствует  сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот  путь к монополии  можно считать “порядочным”, поскольку  он предусматривает постоянное повышение  эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.

 

Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность  быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке  “единым фронтом”, когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается  в безальтернативных условиях.

 

1.2Формы монополистических  объединений

 

 

 

Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии  монополизируют все сферы общественного  воспроизводства: непосредственно  производство, обмен, распределение  и потребление. На основе монополизации  сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений  — картели и синдикаты.

 

Картель — это объединение  нескольких предприятий одной сферы  производства, участники которого сохраняют  собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого  в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

 

Синдикат — это объединение  ряда предприятий одной отрасли  промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный  продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

 

Более сложные формы монополистических  объединений возникают тогда, когда  процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного  производства. На этой основе появляется такая более высокая форма  монополистических объединений  как трест.

 

Трест

— это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники  которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий  получают акции треста, которые дают им право принимать участие в  управлении и присваивать соответствующую  часть прибыли треста.

 

Многоотраслевой концерн  — это объединение десятков и  даже сотен предприятий различных  отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная  фирма осуществляет над другими  участниками объединения финансовый контроль.

 

В 60-х годах в США  и некоторых странах капитала появились  начали развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих  технического и производственного  единства.

 

Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль  и захватив прочные и монопольные  позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется  это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.

Информация о работе Монополии и их виды