Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 10:23, реферат
Цель моей работы-изучить мополии,их виды.Задачи:проследить двоякую роль монополий в жизни общества, влияние монополий на экономику,особенности развития монополизма,сущность и актуальность антимонопольной политики.
Введение-------------------------------------------------------------------------------------3
Глава1 МОНОПОЛИИ И ИХ ВИДЫ-------------------------------------------------5
1,1Виды по способу возникновения----------------------------------------------------5
1.2 Формы монополистических объединений---------------------------------------10
Глава2 МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОНОПОЛИЙ-----------12
2.1 Монопольная цена и конкуренция------------------------------------------------12
2.2 Ценовая дискриминация-------------------------------------------------------------21
2.3 Особенности монополизации народного хозяйства---------------------------23
Глава3.АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА-----------------------------------27
3.1Причины антимонопольной политики---------------------------------------------27
3.2Основные законодательства----------------------------------------------------------28
Заключение----------------------------------------------------------------------------------29
Список литературы-----------------------------------------------------------------------31
Между крупными объединениями
ведется межотраслевая
Конкуренция между монополиями
порождает обостренные формы
противоборства. Так монополистические
объединения могут лишить противников
сырья, рынков сбыта, кредитов и т.д.
Нередко применяются и
В современное время широко
распространена неценовая конкуренция.
Неценовая конкуренция. В странах
Запада государство вмешивается
в хозяйственную деятельность монополий.
Оно устанавливает контроль за ценами,
чтобы сдерживать инфляцию и регулировать
уровень цен в
В результате в экономике преобладают олигополии (греч. олигос- немногий, полео – продаю), т.е. основная масса товаров сосредоточена у нескольких фирм. Например: автомобильная промышленность США, где 3 гиганта – «Дженерал моторс», «Форд» и «Крейслкр» производят свыше 90% всей продукции.
Олигополия нередко различными
путями (посредством лидерства в
ценах, тайного соглашения) обходят
антимонопольные законы и добиваются
повышения рыночных цен или поддерживают
выгодные им цены. В силу этого в
ход пускается неценовая
Ценовая конкуренция меняет
рыночный механизм регулирования взаимосвязи
и стоимости, т.к. на рынке господствует
установленная олигополией
Рост рыночных цен обусловлен увеличением расходов на торговую рекламу. Реклама широко используется для искусственной дифференциации продуктов, вызывается интересами конкурентной борьбы крупных фирм. Каждая с их помощью рекламы создает рынок на производимую ею разновидность продукта.
Реклама фирм призвана навязать потребителю определенную марку изделия, создать у него устойчивое предпочтение и привязанность к определенной товарной марке. Если фирма рассчитывает, что потребитель не сможет определить качество вещи (например, фармацевтических препаратов), то она широко использует практику намеренной фальсификации, ухудшения ее качества.
2.2Ценовая дискриминация.
Всегда ли фирма-монополист устанавливает единую цену на свою продукцию. Иногда в целях получения дополнительного дохода, продаёт один и тот же товар по разным ценам на различных рынках.
Монополист получает возможность проводитль ценовую дискриминацию только в том случае, когда потребители не могут перепродать продукт монополиста. Термин ценовая дискриминация означает тот факт, что монополист имеет возможность на товар одного и того же качества. Применение таких цен не только возможно в силу обособления рынков друг от друга географическими или тарифными барьерами, но и становиться реальным вследствие разной реакции српоса на изменение цены, готовности отдельных потребителей приобрести необходимое количество товара по цене выше рыночной.
Наиболее часто ценовой дискриминацией пользуются фирмы, обеспечивающие какие-либо коммунальные услуги. На пример, цены на коммунальные услуги для предприятия всегда выше, чем для индивидуального потребителя. Практика ценовой дискриминации также очень широко распространена в различных авиакомпаниях, которые назначают совершенно различные цены на один и тот же рейс разным группам пассажиров.
Существует два типа рыночной дискриминации:
1. дискриминация
по единицам продаваемой
2. дискриминация
среди покупателей. Покупатели
имеют различные доходы и
Для возникновения ценовой дискриминации на рынке необходимо выполнение трёх условий:
1. отрасль должна
быть монополизированна. У
2. нельзя перпродать
товар, который производит
3. необходимым
условием является способность
производителя к
Дифференцируя
цены, фирмы увеличивают свои
прибыли за счёт покупателей.
Монополисту становиться
2.3 Особенности монополизации современного хозяйства..
Монополистические тенденции
в народном хозяйстве на сегодняшний
день выделяются рядом факторов. К
ним относится прежде всего научно-техническая
революция (НТР), которая начала разворачиваться
в странах с развитой промышленностью
с середины 50-х годов. Совершенствуя
всю систему производительных сил,
НТР обусловила значительное сокращение
материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости
продукции, уменьшение масштабов высокоэффективных
предприятий в отдельных
Особенностью современной
монополизации народного
Одной из особенностей современной
монополизации является также ее
скрытный характер, то есть введение в
сферу зависимости от гигантских
монополистических объединений
формально самостоятельных
Еще одна особенность современной
монополизации — усиление централизации
капитала, перераспределение
Процессы монополизации внесли существенные изменения в социальную и хозяйственную жизнь общества. Они обусловили изменение хозяйственного механизма, усилив в нем сознательные регулирующие силы. Ускоренное возникновение крупных хозяйственных объектов, координация деятельности в масштабе отрасли и межотраслевом пространстве расширяют сферу планомерного развития экономики. Монополия, используя фактор массового производства, ведет к экономии затрат производства, обеспечивает потребителей дешевыми и качественными товарами. Доказано, что увеличение объемов производства в два раза уменьшает затраты на единицу продукции на 20%.
Таким образом, монополии
на современном этапе — это
преимущественно крупные
С другой стороны, количество негативных факторов существования монополий значительно больше и первый из них — практика образования монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной “данью” в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.
Еще одним негативным фактором
наличия монополий является торможение
ими развития научно-технического прогресса.
Ослабляя конкуренцию, монополия создает
экономические предпосылки для
ограничения введения в производство
новшеств. Монопольное положение
и вытекающие из него выгоды сводят
на нет стимулы постоянного
Монополизация также приводит
к деформации хозяйственных отношений
и процессов. Создается структура,
которая отвечает цели монополии
— оптимизации монопольных
Глава 3.АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
3.1Причины антимонопольной политики
Монополия означает определенную степень власти над ценой. И эта власть может базироваться на различных предпосылках: захват значительной доли отраслевого производства (концентрация и централизация производства и капитала), тайные или явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и др.
Цены на все вокруг нас
— от ракет до хлеба, света и
тепла в домах — зависят
от цен на топливо, энергию и транспорт.
Энергетические и транспортные монополии
взвинтили их как только могли. И
чтобы поставить определенный заслон
деструктивным силам