Монополии и их виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 10:23, реферат

Краткое описание

Цель моей работы-изучить мополии,их виды.Задачи:проследить двоякую роль монополий в жизни общества, влияние монополий на экономику,особенности развития монополизма,сущность и актуальность антимонопольной политики.

Оглавление

Введение-------------------------------------------------------------------------------------3
Глава1 МОНОПОЛИИ И ИХ ВИДЫ-------------------------------------------------5
1,1Виды по способу возникновения----------------------------------------------------5
1.2 Формы монополистических объединений---------------------------------------10
Глава2 МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОНОПОЛИЙ-----------12
2.1 Монопольная цена и конкуренция------------------------------------------------12
2.2 Ценовая дискриминация-------------------------------------------------------------21
2.3 Особенности монополизации народного хозяйства---------------------------23
Глава3.АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА-----------------------------------27
3.1Причины антимонопольной политики---------------------------------------------27
3.2Основные законодательства----------------------------------------------------------28
Заключение----------------------------------------------------------------------------------29
Список литературы-----------------------------------------------------------------------31

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 44.10 Кб (Скачать)

 

· обеспечения баланса  интересов потребителей (доступные  цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты, привлекательные для  кредиторов и новых инвесторов);

 

· определения структуры  тарифов на основе принципов справедливого  и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов  потребителей;

 

· стимулирования предприятий  к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций;

 

· создания условий для  развития конкуренции (например: обеспечения  открытого равного доступа конкурентов  к информационным сетям).

3.2 Основные законодательства

Наиболее разработанным  принято считать антимонопольное  законодательство США, имеющее к  тому же и наиболее давнюю историю. Оно базируется на «трех китах», трех основных законодательных актах:

 

1.                      Закон Шермана (1890 год). Этим законом  запрещалась тайная монополизация  торговли, захват единоличного контроля  в той или иной отрасли, сговор  о ценах.

 

2.                      Закон Клейтона (1914 год) запрещал  ограничительную деловую практику  в области сбыта, ценовую дискриминацию  (не во всех случаях, а только  тогда, когда это не диктуется  спецификой текущей конкуренции), определенные виды слияний, переплетающиеся  директораты и др.

 

3.                      Закон Робинсона-Пэтмэна (1936 год)  — запрет на ограничительную  деловую практику в области  торговли: «ножницы цен», ценовая  дискриминация и др.

 

В августе 1995 года был принят закон «О естественных монополиях», также в России существует закон  от 22. 03. 1991 года «О конкуренции и  ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках». Однако в отличие от американских, они  содержат много конкретных формулировок и нормативов; и все понимают, что они имеют искусственный  характер, и поэтому каждый пункт  имеет множество исключений, практически  дающих антимонопольному комитету решать по своему усмотрению, кто является монополистом и подлежит применению санкций, то есть проблема решена формально-административным образом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом ,роль монополий  в жизни общества двояка .С одной  стороны, монополии могут ограничить выпуск продукции и установить более  высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства  доходов. Монополия, безусловно, снижает  жизненный уровень населения  за счет более высоких цен. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере возможности для  обеспечения НТП. Дело в том, что  монополии не имеют достаточных  стимулов для повышения эффективности  за счет НТП, т. к. нет конкуренции.

 

С другой же стороны, существуют очень весомые аргументы в  пользу монополий. Продукция монополистических  компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать  господствующее положение на рынке (кроме, однако, "естественных монополий", не всегда по праву получающих доступ к той или иной деятельности на рынке). Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения научных  исследований и разработок.

 

Вместе с тем не следует  преувеличивать роль монополий в  обеспечении научных исследований и опытно-конструкторских разработок. Практика свидетельствует, что многие крупные открытия в науке и  технике осуществляются сравнительно небольшими, так называемыми, венчурными (англ. venture — рискнуть) компаниями. На этой основе могут возникнуть крупные  фирмы. Великолепный пример — Microsoft, имевшая  в 1981 году численность 100 сотрудников  в США, ныне имеющая 16400 сотрудников  в 49 странах, рыночную стоимость порядка $40 млрд. и годовой оборот $5 млрд.Кроме  того, крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и  в целом экономить ресурсы. Так, повышение цен на нефть в результате действий стран ОПЕК крайне негативно  сказалось на издержках во многих отраслях американской промышленности. Лишь использование крупными компаниями результатов научных исследований позволило перейти к топливосберегающим технологиям и снизить издержки. Монополия представляет собой самую  крайнюю форму несовершенной  конкуренции, и наиболее устойчивую. Многие монополии представляют собой  объединение более мелких фирм, и  чем больше становится таких центров  объединения на каком-то рынке, тем  тем ме­ньше происходит дальнейшее объединение, так как уже существуют достаточно крупные монополии. И  таким образом на рынке образуется несколько крупных монополий, конкурирующих  между собой. Поэтому большинство  существующих рынков в важнейших  аспектах занимают промежуточное положение  между монополией и конкуренцией.

 

.

Список литературы.

 

 

 

1.     Борисов Е.Ф.Экономическая  теория: Курс лекций для студ.вузов.  – М.: Юрайт, 1998 – 478 с.

 

2.     Макконел л  К.Р., Брю С.Л. Экономикс._М., 1993-с314

 

3.     Задоя А.А., Петруня Ю.Е.

 

Основы экономики: Учебное  пособ. – К.: Высшая шк. – Знания, 1998 – 478 с.: .

 

4.     Курс экономической  теории / Под общ. ред. Чепурина  М.Н., Киселёвой Е.А. и др.

 

Киров: АСА, 1996 – 624 с.

 

5.     Максимова  В.Ф.Рыночная экономика: Учебн.  пособ. – М.: «Соминтек », 1992 –  359 с.

 

6.     Грановский  Е.А.Монополистический капитализм  в России.-М 1961-с276

 

7.     Лившин Я.И.  Монополии в экономике России.-М.,1961-с172,216

 

8.     Основы экономической  теории / С.В. Мочерный, С.А. Ерохин, Л.О. Канищенко и др.

 

За ред. С.В. Мочерного. –  К.: ВЦ «Академия », 1997 – 464 с.

 

9.     Самуэльсон  П., Нордхаус В.

 

Экономикс: - М., 1991 – 701 с.

 

10. Хейне Пол ./ Экономический  образ мышления. – М.: Изд-во «Дело»  при участии Изд-ва 

 

«Catallaxy», 1992 – 704 с.

 

11 Ершов В.О. о пользе  неконкретности антимонопольного  законодательства          Независимая газета 1994г

 

12 Государственно- монополистическая   политика в сфере науки и  техники .-М 1989г

 


Информация о работе Монополии и их виды