Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 10:23, реферат
Цель моей работы-изучить мополии,их виды.Задачи:проследить двоякую роль монополий в жизни общества, влияние монополий на экономику,особенности развития монополизма,сущность и актуальность антимонопольной политики.
Введение-------------------------------------------------------------------------------------3
Глава1 МОНОПОЛИИ И ИХ ВИДЫ-------------------------------------------------5
1,1Виды по способу возникновения----------------------------------------------------5
1.2 Формы монополистических объединений---------------------------------------10
Глава2 МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОНОПОЛИЙ-----------12
2.1 Монопольная цена и конкуренция------------------------------------------------12
2.2 Ценовая дискриминация-------------------------------------------------------------21
2.3 Особенности монополизации народного хозяйства---------------------------23
Глава3.АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА-----------------------------------27
3.1Причины антимонопольной политики---------------------------------------------27
3.2Основные законодательства----------------------------------------------------------28
Заключение----------------------------------------------------------------------------------29
Список литературы-----------------------------------------------------------------------31
Глава3.МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОНОПОЛИЙ.2.1 Монопольная цена и конкуренция
Особого внимания требует
вопрос ценовой политики монополистических
образований. Последние, как уже
говорилось выше, используя свое монополистические
положение, имеют возможность влиять
на цены, а иногда и устанавливать
их. Вследствие этого появляется новая
разновидность цены — монопольная
цена, которая устанавливается
Особенность монопольной цены заключается в том, что она сознательно отклоняется от реальной рыночной, которая устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения. Монопольная цена является верхней или нижней в зависимости от того, кто ее формирует — монополист или монопсонист. В обоих случаях обеспечивается выгода последних за счет потребителя или мелкого производителя: первый переплачивает, а второй не получает надлежащей ему части продукта. Таким образом, монопольная цена являет собой определенную “дань”, которую общество вынуждено платить тем, кто занимает монопольное положение.
Отличают монопольную высокую и монопольную низкую цены. Первую устанавливает монополист, оккупировавший рынок, и с ней вынужден мириться потребитель, лишенный альтернативы. Вторую формирует монопсонист по отношению к мелким производителям, которые тоже не имеют выбора. Следовательно, монопольная цена осуществляет перераспределение продукта между хозяйственными субъектами, но такое перераспределение, которое основывается на внеэкономических факторах. Но сущность монопольной цены этим не исчерпывается — она отражает и экономические преимущества крупного, высокотехнического производства, обеспечивая получения сверхизлишнего продукта.
Монопольная цена — это верхняя цена, за которую монополист может продать товар или услугу и которая содержит в себе максимальную Р3. Однако, как показывает опыт, удержать такую цену в течение длительного времени невозможно. Сверхприбыли, как мощный магнит, притягивают в отрасль других предпринимателей. Поэтому существуют барьеры, препятствующие вступлению в отрасль других предпринимателей, например:
1. Эффект масштаба. Высокоэффективное
производство с низкими
2. Исключительные права.
В ряде стран Европы и Америки
правительство предоставляет
3. Патенты и лицензии. Правительство
гарантирует патентную защиту
новым продуктам и
4. Собственность на важнейшие
виды сырья. Некоторые
Следует учитывать и то,
что монополия может
Одним из вариантов ценового
поведения на олигополистических рынках
является “лидерство в ценах”. Существование
нескольких олигополистов, казалось бы,
должно повлечь за собой конкурентную
борьбу между ними. Но оказывается,
что она в форме ценовой
конкуренции привела бы только к
общим потерям. У олигополистов
есть общий интерес для удержания
единых цен и недопущения “ценовых
войн”. Это достигается с помощью
негласного соглашения принимать цены
фирмы-лидера. Последняя — это, как
правило, самая крупная фирма, определяющая
цену определенного товара, остальные
же фирмы принимают ее. Возможны
и другие варианты ценовой политики,
не исключая прямого соглашения между
олигополистами. Цена природных монополистов
находится под контролем
Особого рассмотрения
требует соотношение
Может показаться, что монополия
и конкуренция совершенно несовместимы
друг с другом. Ведь монополия способна
устранить свободную
Монополия находится в
сложной противоречивой взаимосвязи
с конкуренцией. Уже тот факт,
что производство и реализация какого-либо
продукта захвачены монополистической
группой крупных
Конкуренции в конце прошлого
столетия нанесен значительный удар
со стороны монополий. Стремительная
монополизация хозяйственной
В современных условиях крупные
капиталистические объединения
не уничтожили конкуренцию, существуют
вместе с ней, это обостряет соперничество.
Конкуренция (лат. «конкурро»
- сталкиваться) – соперничество
между участниками рыночного
хозяйства за лучшие условия производства,
купли и продажи товаров. Такое
столкновение неизбежно и порождается
объективными условиями: полной хозяйственной
обособленностью каждого
1 фронт – конкуренция
среди продавцов. Все они
2 – между покупателями,
которые стремятся приобрести
вещи по меньшей цене. Когда
между ними разогревается
3 – между продавцами
и покупателями, стоящими на противоположных
позициях в отношении уровня
цен. В результате борьбы в
данный момент на рынке
Свободная конкуренция, которая
ведется посредством сбивания цен,
заставляет всех товаропроизводителей
следовать единой линии хозяйственного
поведения. Рыночное соперничество
к успеху, если товаровладелец заботится
о том, чтобы сохранить и расширить
производство, усовершенствовать его
технику и организацию. Тогда
он применяет эффективные
Если повнимательней присмотреться к конкурентам, то среди них можно заметить смелых предпринимателей, которые рискуя своим имуществом, делают открытия большого хозяйственного значения: изобретают и внедряют новинки техники и технологии, находят более эффективные формы организации труда и производства, способы экономного использования производственных ресурсов. Тем самым для всех прокладывается дорога к научно – техническому и экономическому прогрессу.
На Западе различают совершенную
конкуренцию (при которой никто
из соперников не в состоянии влиять
на рыночную цену). Рынок свободной
конкуренции состоит из большого
числа продавцов, конкурирующих
между собой. Каждый из них предлагает
стандартную, однородную продукцию
многим покупателям. Объемы производства
и предложения со стороны отдельных
производителей составляют незначительную
долю общего выпуска, поэтому одна фирма
не может оказать заметного
Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т.е. все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об изменениях. Существует свобода входа и выхода: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.
Колебания цены могут быть довольно интенсивными – сравните цену яблок в конце лета и весной – но разница в цене это не результат действия отдельных продавцов, а процесс взаимодействия спроса и предложения на рынке.
Несовершенная конкуренция
(когда лишь несколько крупных
фирм – обычно четыре в основном
производят определенный товар). Монополии
имеют большее влияние на рыночную
цену, чем все конкуренты.Под
Несовершенную конкуренцию делят на три основных типа: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
В развиты капиталистических
странах и развивающихся
Высокие цены, по которым
в отрасли сбывается основная
масса выпущенной монополиями продукции,
позволяют и
Внутриотраслевое
Соперничество небольших
фирм возможно в виде традиционной
свободной (или совершенной) конкуренции.
Однако конкуренция между аутсайдерами
в развитых странах охватывает лишь
незначительную долю народного хозяйства
удельный вес немонополизированного
сектора в общем выпуске