Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:36, курсовая работа
Монополия- фирма, являющаяся единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей- субститутов, и ограждённая от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль. На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара.
Введение…………………………………………………………………….…...3
Глава 1.Сущность монополизма…………………………………………....….6
1.1. История возникновения и развития монополии……………………...….6
1.2. Причины возникновения и существования монополий………………...8
1.3. История возникновения и развития монополии в России………….........9
Глава 2. Виды монополий…………………………………………………......12
2.1.Виды монополий…………………………………………………………..12
2.2. Международные монополии…………………………………………….13
2.3 Естественные монополии. Понятие естественной монополии……....... 15
2.4.Преимущества и недостатки монополии………………………………...21
2.5.Антимонопольное законодательство и регулирование…………….......23
Заключение……………………………………………………………………25
Список использованных источников…………………………………….
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Сущность монополизма…………………………………………...
1.1. История возникновения и развития монополии……………………...….6
1.2. Причины возникновения и существования монополий………………...8
1.3. История возникновения и развития монополии в России………….........9
Глава 2. Виды монополий…………………………………………………..
2.1.Виды монополий………………………………
2.2. Международные монополии…………………………………………….13
2.3 Естественные монополии. Понятие естественной монополии……....... 15
2.4.Преимущества и недостатки монополии………………………………...21
2.5.Антимонопольное законодательство и регулирование…………….......23
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………….….26
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы заключается в исследовании проблемы монополизации общественной жизни. Изучение монополий помогает принимать экономические решения по разным вопросам.
В настоящее время существует большое количество определений термина "монополия", ведь это – многоаспектное понятие. Причём это понятие является настолько важным, что в мировой экономической теории есть даже такое понятие, как теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов:
1. С точки зрения рыночной структуры
2. С точки зрения рыночного поведения
3. С точки зрения рыночных итогов.
Рынок основывается на трёх основных элементах: цене, спросе и предложение, конкуренции. На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить. Противоположностью совершенной конкуренции является монополия.
Монополия – (от моно… и греч.Poleo – продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.
Монополия- фирма, являющаяся единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей- субститутов, и ограждённая от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль. На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Будучи единственным поставщиком, предприятие-монополист, сталкивается с совокупным спросом всех потенциальных покупателей товара в пределах данного рынка. Это предопределяет отличия поведения монополиста от поведения предприятия, функционирующего в условиях совершенной конкуренции. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить.
Монополистические образования в промышленном производстве-это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.
Каждое увеличение( уменьшение) объёма продукции, продаваемой монополистом, сопряжено со снижением (повышением) ее цены, тогда как совершенно конкурентное предприятие может продать любой объём продукции по существующей ( и не зависящей от его поведения) рыночной цене.
Монополия в чистом виде - явление редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовал бы один – единственный производитель товаров, не имеющий субститутов.А раз так, то невозможно найти фирму, кривая спроса на продукцию которой была бы абсолютно неэластичной .
Взаимодействие фирм на таких рынках может быть сложным и нередко связанным с различными аспектами конкурентной стратегии. Однако фирмы могут влиять на цену и получать прибыль за счет установления предельных издержек. У таких фирм есть монопольная власть. Мы рассмотрим факторы, определяющие монопольную власть, критерии ее измерения и ее воздействие на ценообразование.
Монополия может существовать лишь постольку, поскольку вход на рынок представляется другим предприятиям невыгодным или невозможным. Если другим фирмам удастся войти в отрасль, монополия, по определению исчезнет.Монополия экономики – серьезное препятствие для развития рынка.
Формирование и рост монополий исторически неразрывно связаны с перерастанием капитала свободной конкуренции в монополистический капитализм. В области хозяйственных отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктата и господства.1
Цель данной работы – рассмотреть и проанализировать монополию и проблемы рыночной власти.
Объект исследования: монополия и проблемы рыночной власти в современном обществе.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИЗМА
1.1.История возникновения и развития монополии.
Многие экономисты, особенно придерживающиеся марксистско-ленинских взглядов в области экономической истории, полагают, что как преобладающий тип строения рынков монополия пришла на смену свободной конкуренции лишь в конце XIX- начлаXXв. Это верно лишь постольку, поскольку мы отдаем себе отчёт в том, что свободная конкуренция пришла в свою очередь на смену господству монопольной власти в Англии в XVII в. накануне промышленной революции, а в большинстве стран континентальной Европы и того позже. Сам термин « свободная конкуренция», использовавшийся экономистами-классиками, означал рынок, освобождённый от каких-либо проявлений монопольной власти, кто бы ни был ее субъектом. Слово « свободная» не имело тогда современного политического содержания. По замечанию Г. Леви, « оно перешло из уст возмущенного народа в классические сочинения Смита и Рикардо».
Можно сказать, что монопольная власть столь же стара, как и рыночный обмен вообще, а вот ее конкретные формы, степень, доминирующее положение менялись, часто на противоположные.
Едва ли не впервые монополия была описана Аристотелем в рассказе об известном философе Фалесе Милетском. « Когда его попрекали бедностью, утверждая, будто занятия философией никакой выгоды не приносят, то, рассказывают , он, предвидя на основании астрономических данных богатый урожай оливок, ещё до истечения зимы роздал в задаток имевшуюся у него небольшую сумму денег всем владельцам маслобоен в Милете и на Хиосе, законтрактовав их дешево, так как никто с ним не конкурировал. Когда наступило время сбора оливок и сразу многим одновременно потребовались маслобойни, он, отдавая маслобойни на откуп на желательных ему условиях и собрав много денег, доказал, что философам при желании легко разбогатеть, но не это является предметом их стремлений».
Монополия торговли и монополия кредита, или денежное ростовщичество,- вот те виды хозяйственной деятельности, которые относил Аристотель к числу «противных природе», к хрематистике, руководящим принципом которой является нажива ради наживы, деньги ради денег. Он противопоставлял ее положительному типу хозяйствования, собственно экономике, где отношения между главами домохозяйств основаны лишь на разделении труда и справедливом обмене.
С оживление городов и торговли в начале средневековья (IX-XI вв.) монопольная власть становится безусловной доминантой рыночных отношений. Её носителями становятся цеха или гильдии. Главной целью, которою преследовали цехи, стала монополизация членами цеха определённого ремесла или занятия, а основным инструментом ее решения стал принцип принуждения к принадлежности к цеху.
Монопольная власть
цехов проявлялась в
Закат цеховой системы наступил в связи с образованием единых национальных рынков, лишённых каких-либо внутренних перегородок.
В Англии свободная конкуренция заняла доминирующее положение уже в середине XVIII в., что открыло пути для промышленной революции.
Новый этап доминирования монопольной власти начался в последней трети XIX в., при чём на этот раз монопольная власть проявлялась уже не на локальных рынках, как при цеховом строе, а в национальном, позднее и в международном масштабе. Этот новый этап характеризуется тремя уровнями концентрации: технической концентрацией производства, т.е. ростом масштабов производства на отдельных заводах и фабриках, экономической концентрацией предприятий, т.е. увеличением числа заводов и фабрик, финансовой концентрацией, т.е. образованием многопродуктовых, насчитывающих несколько заводов или фабрик, фирм, или групп предприятий, связанных системой общих финансов и общего руководства.
Факторы, провоцирующие техническую, экономическую и финансовую концентрацию, действовали в XIX в. во всех промышленно развивающихся странах, но результат их действия – степень монополизации экономики, частота случаев проявления монопольной власти в различных странах- был разным.
1.2. Причины возникновения и существования монополий
Существует несколько возможных причин возникновения и существования монополии. Монополия возникает там и тогда, где и когда велики барьеры для вступления в отрасль. Это может быть связано с экономией от масштаба( как в автомобильной и сталелитейной промышленности, с естественной монополией( когда какие-либо компании- в сфере почты, связи, газо- и водоснабжения, транспорта- закрепляют своё монопольное положение, получая привилегии от правительства)). Для этих отраслей существование двух фирм, которые конкурируют за одних и тех же потребителей, оказывается неэффективно. Зачем, например, два трамвайных парка будут конкурировать на одном и том же маршруте!
Монополия может возникать и исключительно благодаря усилиям отдельных действующих лиц хозяйства. Когда одна фирма имеет исключительное право на какой-либо ресурс. Государство может создавать официальные барьеры, выдавая патенты и лицензии. Патенты сыграли огромною роль в развитии таких компаний, как « Ксерокс», « Истман Кодак», « Интернэшнл Бизнес Машин»(IBM), «Сони». Монопольное положение, закреплённое патентом, служит стимулом капиталовложений в НИОКР и, тем самым, фактором усиления монопольной власти. Вступление в отрасль может быть существенно ограничено и путем выдачи лицензий. Лицензия может быть предоставлена как частной фирме, так и государственной организации.(классический пример- история водочной монополии в России)2
Вступлению в отрасль могут препятствовать и нелегальные методы борьбы с новыми потенциальными конкурентами, вплоть до угрозы физического уничтожения.3
1.3. История возникновения и развития монополии в России
Первые монополии
образовались в 80-х годах 19 века ( Союз
рельсовых фабрикантов и др.). Особенность развития заключалось
в непосредственном вмешательстве государства
в деятельность монополий в отраслях,
обеспечивавших нужды государственного
хозяйства, или имевших особое значение
в его системе (транспорт, машиностроение,
нефтяная и сахарная промышленность).
Всё это привело к раннему возникновению
государственно-