Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:36, курсовая работа
Монополия- фирма, являющаяся единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей- субститутов, и ограждённая от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль. На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара.
Введение…………………………………………………………………….…...3
Глава 1.Сущность монополизма…………………………………………....….6
1.1. История возникновения и развития монополии……………………...….6
1.2. Причины возникновения и существования монополий………………...8
1.3. История возникновения и развития монополии в России………….........9
Глава 2. Виды монополий…………………………………………………......12
2.1.Виды монополий…………………………………………………………..12
2.2. Международные монополии…………………………………………….13
2.3 Естественные монополии. Понятие естественной монополии……....... 15
2.4.Преимущества и недостатки монополии………………………………...21
2.5.Антимонопольное законодательство и регулирование…………….......23
Заключение……………………………………………………………………25
Список использованных источников…………………………………….
В российской практике "потребность в прибыли" определяется как сумма прибыли, требующаяся прежде всего для осуществления планируемых производственных капиталовложений, финансирования социальной сферы предприятий, выплаты налогов.3
Таким образом, принципиальное различие между отечественной и зарубежной практикой учета капиталовложений при ценообразовании заключается в том, что в мировой практике в цене продукции учитывается стоимость привлечения действующего капитала (процент на капитал), а в нашей практике. В цене учитывается полная величина предстоящих капиталовложений.
Рассмотрим еще один вариант регулирования естественной монополии. Он предполагает инициирование органами власти конкуренции за рынок там, где конкуренция внутри рынка невозможна или обременительна из-за наличия существенной экономии от масштаба. Регулирующий орган проводит аукцион и предоставляет на определенное время право обслуживать (англ, franchise) рынок тому предприятию, которое обязуется вносить в доход бюджета наибольшую сумму. Такой тип конкуренции за рынок иногда называют конкуренцией по Демзетцу, имея в виду американского экономиста, впервые описавшего ее.4 В этом случае объем выпуска, вероятно, составит Q1 при цене P1 (рис. 10.21), однако часть получаемой монополистом прибыли будет перечислена в бюджет как плата за право обслуживать рынок. При прочих равных условиях чем большим будет число конкурирующих за это право предприятий, тем большая часть прибыли может быть изъята в бюджет. Недостаток такого способа регулирования естественной монополии ≈ "слишком малый" объем продукции.
Примером конкуренции за рынок может, например, стать создание в Санкт-Петербурге альтернативных служб, занимающихся эксплуатацией и ремонтом жилищного фонда. Первый конкурс за право осуществлять такие услуги, в котором приняли участие 24 фирмы, был проведен в 1996г. Возникающая угроза замещения будет стимулировать работу муниципальных служб. Во всяком случае, так полагают инициаторы конкурса.
2.4. Преимущества и недостатки монополии
Ряд обстоятельств говорит в защиту монополий. Развитие научно-технического прогресса эффективно только в крупных фирмах. Общеизвестно, что хотя значительная часть выдающихся технических открытий XX в. сделана мелкими предпринимателями, их реализация стала уделом « большого бизнеса». Крупное производство позволяет лучше использовать эффект масштаба и широко развертывать научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки(НИОКР). Все это при прочих равных снижает себестоимость и повышает качество продукции. Современная монополия существует в условиях развитого рыночного хозяйства, которое постоянно таит угрозу конкуренции- внутриотраслевой или межотраслевой, национальной или иностранной, реальной или потенциальной.
В то же время не лишены оснований и многие доводы против монополий. Монопольная власть над ценами таит опасность пойти по « лёгкому пути», поскольку всегда сохраняется определённый запас прочности. Поэтому в крупных фирмах избегают слишком частых и глубоких модификаций производимой продукции. Отдельные изобретения нередко придерживаются и внедряются только в комплексе. «Большой бизнес» неизбежно имеет тенденцию к бюрократизации, нарастанию Х-неэффективности.
Если в условиях совершенной конкуренции P=MC, то у монополии, как правило, Р> МС. Отсюда, по мнению большинства экономистов, неэффективность в распределении ресурсов. Деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, чревата социально-политическими конфликтами.9
Существует
статическая и динамическая теории
монополии и монополистической
конкуренции. С позиции статического
подхода рассматриваются следую
В динамической теория монополии, которой придерживались экономисты австрийской школы (основоположник – Й. Шумпетер), внимание сосредоточено на преимуществах монополии. С позиции динамического подхода считается ошибочным фокусирование последователей статического подхода на ценовой конкуренции, поскольку она не является определяющей в отрасли. Фирмы разрушают своими инновациями саму структуру отраслей (шумпетерианская конкуренция и гиперконкуренция). В этих условия проявляются следующие достоинства монополии:
-стабильность роста выпуска при «созидательном разрушении», т.к. фирма-монополист в долгосрочном периоде защищена от конкуренции и может развивать исследования и разработки;
-инновации, внедряемые монополистом, в долгосрочном периоде приводят к уменьшению затрат до уровня, недостижимого в условиях совершенной конкуренции;
-рекламная информация является добросовестной, по крайней мере, в долгосрочной перспективе, т.к. потребители мыслят рационально, а производители не являются фирмами «однодневками».
Подход статической теории монополии в большей степени применим к зрелым отраслям, а динамической – к растущим.
2.5. Антимонопольное законодательство и регулирование
Антимонопольное
законодательство- законодательство,
направленное против накоплений фирмами
опасно для обществ монопольной
власти. Антимонопольное
Основным законодательным актом в сфере антимонопольного права Российской Федерации является Федеральный Закон от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.11
В большинстве отраслей инфраструктуры образование монополий происходит естественным образом, и государство вынуждено осуществлять по отношению к ним прямое или косвенное регулирование.
Достижение поставленных целей реализуется посредством применения сложившихся в мировой практике методов, основными из которых можно выделить следующие: применение ограничительных мер, контроль за усилением экономической концентрации, запрет на недобросовестную конкуренцию, запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию, использование государственного реестра.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Негативные ассоциации, связанные со словом "монополия", возникают из убеждения, что у клиентов единственного продавца нет выбора, и поэтому они зависят от его милости. Поскольку в действительности любой образ действий имеет альтернативы, а любой продукт заменим, ни один продавец не обладает неограниченной властью над покупателями. Рыночной властью можно обладать только в некоторой степени. Рыночная власть в общем виде заключается в способности продавцов или покупателей воздействовать на цену товара.
Изучив данную тему, следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Антимонопольное законодательство направлено против всех форм накопления монопольной власти, любых форм монопольного поведения. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Когда на рынке действуют несколько фирм, монопольная власть зависит также от того, как взаимодействуют фирмы. Чем более агрессивно они конкурируют, тем меньшей монопольной властью обладает каждая из них.
Иногда эффект масштаба делает желательным чистую монополию. Но для того чтобы максимизировать социальное благосостояние, правительству нужно устанавливать и регулировать цены
Главная задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую. Конкуренция заставляет предприятия модернизироваться, тем самым улучшать качество своей продукции. Следует понимать, что в целом ряде отраслей избежать образования монополий невозможно.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный Закон от 26.07.2006 . №135-ФЗ «О защите конкуренции».
2.Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.—1978.
3.Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика в 2-х томах. Институт "Экономическая школа", Санкт-Петербург, 2009.-497 с.
4. Краткий экономический словарь .Издательство: ОМЕГА-Л, ГРУППА КОМПАНИЙ, 2005.- 1088 с.
5. Курс экономической теории: учебник-5-е исправленное, дополненное и переработанное издание- Киров: «АСА»,2010.- 832 с.
6.Куликов Л.М. Основы экономической теории. Издательство: Юрайт ИД учебник 2011.- 455 с.
7.Корниенко О.В. Микроэкономика: Учебное пособие для вузов-2007 .-352 с.
8.Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник- 2-е изд., изм.-М. : Норма: Инфра-М, 2010.- 576 с.
9.Самуэльсон П. Э., Нордхаус В. Д. Экономика. — М.: Вильямс, 2008. — 1360 с
10. Тарасевич Л.С., Гальперин В.М., Игнатьев С.М. 50 лекций по микроэкономике. Издательство: «Экономическая школа»М.-2009.
11.интернет ресурсы(www.ekportal.ru),(
1Курс экономической теории:учебник-5-е исправленное, дополненное и переработанное издание- Киров: «АСА»,2010г.С.-140.
Интернет ресурс: www.ekportal.ru- Экономическая теория . Монополия: понятие, сущность и виды
2Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник- 2-е изд., изм.-М.:Норма: Инфра-М, 2010.С.- 225.
3Курс экономической теории: учебник-5-е исправленное, дополненное и переработанное издание- Киров: «АСА»,2010г..С.-140.
4 Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.—1978г.
6 Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И.Микроэкономика
В 2-х томах. Институт "Экономическая школа", Санкт-Петербург, 2009г..С. 129-14
7
7Тарасевич Л.С., Гальперин В.М., Игнатьев С.М. 50 лекций по микроэкономике. Издательство: «Экономическая школа» М.-2009г(Лекция 48 Монопольная власть
)
8ФЭК России регулирует тарифы на электроэнергию на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электроэнергии, субъектами которого являются региональные энергосистемы (энергоизбыточные и дефицитные), а также ряд крупных электростанций и потребителей электроэнергии. РЭК регулирует тарифы на электроэнергию для электростанций, входящих в региональную энергосистему, и потребителей электроэнергии в регионе
.
9Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник- 2-е изд., изм.-М. : Норма: Инфра-М, 2010(с. 264-265
)
10Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник- 2-е изд., изм.-М. : Норма: Инфра-М, 2010(с.265
)
11Федеральный Закон от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». Ст.