Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:36, курсовая работа
Монополия- фирма, являющаяся единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей- субститутов, и ограждённая от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль. На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара.
Введение…………………………………………………………………….…...3
Глава 1.Сущность монополизма…………………………………………....….6
1.1. История возникновения и развития монополии……………………...….6
1.2. Причины возникновения и существования монополий………………...8
1.3. История возникновения и развития монополии в России………….........9
Глава 2. Виды монополий…………………………………………………......12
2.1.Виды монополий…………………………………………………………..12
2.2. Международные монополии…………………………………………….13
2.3 Естественные монополии. Понятие естественной монополии……....... 15
2.4.Преимущества и недостатки монополии………………………………...21
2.5.Антимонопольное законодательство и регулирование…………….......23
Заключение……………………………………………………………………25
Список использованных источников…………………………………….
В годы первой мировой
войны 1914-18 г.г. прекратилась деятельность
ряда локальных монополий, но в целом
война увеличила число
ГЛАВА 2. ВИДЫ МОНОПОЛИЙ
2.1.Виды монополий
Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции. Необходимо разделять 3 вида монополий: закрытые монополии, которые защищены от конкурентов; естественные монополии, которые защищены эффектом экономии на масштабах производства; открытые монополии, которые не защищены от конкурентов.
Чистая монополия- ситуация с единственным продавцом товара, не имеющего близких заменителей. Возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы. Понятие « чистая монополия» является абстракцией, так как практически отсутствуют продукты, у которых нет заменителей. Ситуация с чистой монополией скорее характерна для местного рынка, чем для общенационального, так как на местном рынке услуги почты, парикмахера, стоматолога могут быть расценены как услуги единственного продавца товара, не имеющего близких заменителей. Так же, типичным примером являются муниципальные коммунальные службы. В этих условиях монополист обладает реальной властью над продуктом, в известной мере контролирует цену и может влиять на нее, изменяя количество товара.
Закрытая монополия- монополия защищённая от конкурентов с помощью юридических ограничений, патентной защиты, института авторских прав.
Естественная монополия- отрасль, в которой долгосрочные средние общие издержки достигают минимума лишь тогда, когда фирма обслуживает весь рынок целиком. В этой ситуации разукрупнение фирмы приведет к потере эффективности и экономии от эффекта масштаба
Открытая монополия- фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо, обычно нового, товара, не обладая специальной защитой от конкуренции. Открытая монополия будет существовать до тех пор, пока не появится другой производитель аналогичной продукции.
Простая монополия- фирма-монополист продает свою продукцию по одной цене всем потребителям.
Административная монополия базируется на государственной собственности на средства производства и действует в условиях значительной ограниченности рынка и товарного дефицита. Административной монополии конкуренция угрожает в гораздо меньшей степени, чем чистой монополии в рыночной экономике.
Экономическая
монополия является наиболее распространенной.
Ее появление обусловлено
2.2 Международные монополии
Монополии международные частные, крупнейшие капиталистические фирмы с активами за рубежом или союзы фирм разной национальной принадлежности, устанавливающие господство в одной или нескольких сферах мирового капиталистического хозяйства с целью извлечения максимальных прибылей. Экономической основой возникновения и развития Международных монополий является высокая степень обобществления капиталистического производства и интернационализация хозяйственной жизни. Международные монополии по своим формам делятся на две группы: национальные тресты и концерны с зарубежными активами (транснациональные монополии) и собственно международные монополии. Последние включают как международные тресты и концерны, основанные на единстве монополистической собственности, так и межфирменные союзы (картели и синдикаты, монополистического объединения на производственной и научно-технической основе).
Транснациональные монополии национальны по капиталу и контролю, но международные по сфере своей деятельности. Компании этого типа существовали уже в 19 в., но широкий размах их деятельность получила лишь в середине 20 в. Так, например, у американского нефтяного концерна "Стандардойл оф Нью-Джерси", имевшего в 1967 производственные предприятия в 45 странах, активы за рубежом составляли 56% общей их суммы, объём продаж — 68%, прибыли — 52%. Подавляющая часть производственных мощностей и сбытовых организаций швейц. пищевого концерна "Нестле" размещена в других странах. Только 2—3% всего оборота концерна в конце 1960-х гг. приходилось на Швейцарию. О растущем значении таких компаний в мировой капиталистической экономике свидетельствует стремительное увеличение объёма "интернациональной" продукции (измеряется оборотом продаж предприятий, контролируемых иностранным капиталом). С начала 50-х гг. 20 в. он увеличивался ежегодно в среднем на 10%, превышая примерно вдвое темпы роста общественного производства капиталистических стран. На начало 70-х гг. "интернациональная" продукция оценивалась в 250—300 млрд. долл. в год, что за вычетом стоимости сырья и незавершённого производства соответствовало приблизительно 7% валового продукта капиталистического мира. Более 2/3 "интернациональной" продукции производят тресты и концерны США и около 1/3 — западно-европейские, прежде всего английские, голландские и швейцарские. В 1968—69 из 589 фирм с активами в 10 и более странах 268 являлись компаниями США и 321 — компаниями Западной Европы. Следовательно, западно-европейские транснациональные фирмы, существенно уступая своим американским конкурентам по совокупному объёму "интернационального" производства, превосходят их несколько в количественном отношении. Это объясняется более крупными размерами монополий США. Последние уступают западно-европейским транснациональным трестам (концернам) и по степени "международности" (удельный вес активов, производства, оборота продаж, прибылей, занятых за рубежом). Среди транснациональных компаний практически отсутствуют японской фирмы. Главное место во внешнеэкономической экспансии Японии принадлежит вывозу товаров. Но с начала 70-х гг. наметилась тенденция к увеличению японских инвестиций в промышленные предприятия США и Западной Европы.4
2.3 Естественные монополии
Одной из причин появления и существования монополии является наличие столь значительной экономии от масштаба производства, что возможно присутствие на рынке лишь одного поставщика, получающего
положительную
прибыль. В этом случае
Рассмотрим городской водопровод. Проложив параллельно друг другу две системы труб, можно добиться того, что рядом стоящие дома и даже соседние квартиры в одном доме по выбору жильцов могут быть подключены к любой из двух водоснабжающих компаний. Конкуренция стала возможной, но ценою значительного удорожания каждого литра воды, доставленного потребителю. Очевидно, что намного дешевле иметь одну водопроводную систему. Другими примерами естественных монополий являются электрические сети, трубопроводный транспорт (например, природного газа, нефти), проводная телефонная связь, централизованное теплоснабжение, городская канализация, кабельное телевидение.
Ситуация естественной монополии представлена на рис. 2.1. Здесь LAC и LMC ≈ кривые средних и предельных затрат длительного периода, D ≈ кривая спроса, MR ≈ соответствующая ей кривая предельной выручки. Оптимальный выпуск и цена (Q1, P1) определяются, как обычно, пересечением кривых LMC и MR. Прибыль монополиста составит в этом случае сумму, равную площади CP1АВ.
Выпуск Q1 "слишком мал", а цена P1 "слишком высока".Наиболее целесообразным для общества был бы выпуск Q3 и цена P3, на что монополист не пойдет. Поэтому регулирующий орган должен бы установить на продукцию этой монополии цену P3 = LMC(Q3) = AR(Q3). Проблема в том, что такая цена не возместила бы затрат на производство продукции, она оказалась бы ниже средних затрат при объеме производства Q3, P3 <LAC(Q3) = GQ3 = ОН. В итоге монополист, производящий оптимальный с точки зрения общества объем продукции Q3, получал бы отрицательную прибыль (убыток), равную площади P3HGF. Чтобы монополия не покинула рынок, необходимо было бы предоставить ей дотацию в размере, по крайней мере равном той же величине P3HGF. Но предоставление дотаций может привести, хотя и не обязательно, к чистым потерям для общества.
Возьмем газотранспортирующую компанию. Технология этой отрасли предполагает очень высокие постоянные затраты на то, чтобы проложить и поддерживать в рабочем состоянии газопровод, компрессорное и прочее оборудование. Вместе с тем, если это оборудование уже установлено, предельные затраты на доставку дополнительной единицы газа малы. Аналогично электроснабжение потребителей обеспечивает компания, которая предварительно вложила большие постоянные затраты в создание электрических сетей, установку трансформаторов и другого оборудования. Однако, чтобы доставить потребителю дополнительный киловатт-час электроэнергии (в пределах имеющихся мощностей), требуются незначительные предельные затраты. Итак, именно высокие постоянные и низкие предельные затраты отличают естественные монополии. Поэтому ценообразование по предельным затратам приводит к их убыточности.
Какой же может быть политика в отношении естественных монополий? Прежде всего, нежелательно предоставлять их самим себе, поскольку "слишком малый выпуск" будет результатом монопольно высоких цен. В то же время нереалистично ожидать, что естественные монополии станут производить при ценах, установленных на уровне предельных затрат, из-за возникающих убытков. В различных странах эту проблему решают по-разному. В одних естественные монополии остаются частными компаниями, но регулируются специальными органами, как например в США. В других они управляются непосредственно государством или, как например во Франции, получают относительно самостоятельный статус в рамках общественного сектора экономики.6
Для регулирования естественных монополий могут быть использованы различные инструменты, которые можно условно разбить на три группы:
1. Непосредственное
установление цен на продукцию
естественных монополистов. Фиксация
цен и тарифов на услуги
естественных монополистов на
практике может основываться
на множестве соображений,
2. Косвенное
регулирование цен через устано
3. Использование
конкурентных механизмов для
передачи прав на производство
продукции (оказание услуг) в
условиях естественной
История телефонной связи являет пример того, как естественная монополия перестает быть таковой. Для дальней телефонной связи между Нью-Йорком и Филадельфией в 40-е гг. было необходимо всего 800 линий связи. При такой требуемой мощности удельные затраты на одну линию связи существенно понижались с увеличением их числа, что создавало ситуацию естественной монополии. К концу 60-х гг. количество линий связи выросло до 79 000. Теперь несколько аналогичных предприятий могли работать в отрасли без того, чтобы произошло удорожание единицы услуги. Кривая средних затрат отрасли становилась при таком объеме услуг горизонтальной прямой. На рынке услуг городского телефона революцию произвело появление систем радиотелефонной связи. Теперь в крупных городах могут эффективно работать по нескольку фирм-операторов, предоставляющих услуги (мобильной) телефонной сети потребителям.
Рассмотрим немного подробнее практику регулирования цен естественных монополий специальными органами на примере электроэнергетики. В электроэнергетике России образованы акционерные общества (субъекты частного права) и специальные органы регулирования: Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) и региональные энергетические комиссии (РЭК),8 так что в этом отношении ситуация напоминает американскую. Уровень тарифов на электроэнергию в России и США калькулируется на первый взгляд похожим образом: "затраты плюс прибыль". Однако общие черты в методах ценообразования на этом заканчиваются. Принципиальные различия касаются прежде всего определения величины прибыли в составе тарифа. Наиболее распространенный в США метод установления величины прибыли в регулируемой цене состоит в следующем. Сначала определяется тарифная база, которая измеряет величину капитала, используемого компанией для осуществления регулируемых видов деятельности. Затем устанавливается "разумная и справедливая" норма прибыли на капитал. Такая норма прибыли равна стоимости привлечения капитала (его альтернативным затратам). Разумная норма прибыли, которую регулирующий орган разрешает регулируемой компании, устанавливается на уровне нормы прибыли, существующей в конкурентных отраслях со сходным хозяйственным риском. Дозволенная норма прибыли должна быть достаточна, чтобы удерживать капитал в данном применении. Так, если у компании 60 % используемого капитала составляет акционерный капитал (а разумный уровень дивидендов 15 %) и 40 % ≈ заемный капитал (8 % по облигациям), то разумная норма прибыли составит 0,6 ∙ 15 % + 0,4 ∙ 8 % = 12,2 %. Регулируемая цена равна текущим затратам производства плюс прибыль, исчисленная по ставке разумной нормы прибыли, примененной к установленной тарифной базе. Важно подчеркнуть, что отдельные элементы капитала (активы) включаются в тарифную базу, на которую может быть начислена прибыль, лишь при условии, что они признаны регулирующим органом "используемыми и полезными". Не включаются в тарифную базу строящиеся объекты до ввода их в эксплуатацию. Лишь некоторые комиссии в США включают в тарифную базу строящиеся объекты при их 70 % -ной готовности, когда есть уверенность в успешном завершении строительства и вводе их в эксплуатацию.