Понятие и виды монополий, их классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 10:26, реферат

Краткое описание

Необходимо определиться, что же представляют собой монополистические образования? Если обратить внимание, например, на промышленное производство, то монополии - это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий или же хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможности влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.
Так же внимание уделено исследованию естественных монополий, которые существуют преимущественно в отраслях коммунального обслуживания. В большинстве стран эти отрасли либо являются регулируемыми, либо находятся в государственной собственности и управляются государством с целью помешать им, воспользоваться монопольной властью.

Файлы: 1 файл

1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МОНОПОЛИЙ.docx

— 26.68 Кб (Скачать)

Введение

  

    Монополистические  тенденции в разных формах  и в неодинаковой степени проявляются  на всех этапах развития рыночных  процессов и сопровождают их. 

    В конце  XIX столетия рынок чуть ли не  впервые за всю свою многовековую  историю развития столкнулся  со сложными проблемами. Эти проблемы  были связаны с появлением  на рынке монополий. Тогда возникла  реальная угроза для функционирования  конкуренции — важнейшего атрибута  рынка. 

     Успех  экономических преобразований в  немалой степени зависит от  взвешенной, выверенной системы  регулирования государством монопольных  процессов и конкурентных отношений.  В нашей стране, промышленности  которой в наследство от командно-административной  системы бывшего СССР достался  целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема  демонополизации экономики и  недопущения усиления роли уже  действующих на рынке монополий.  

      Необходимо  определиться, что же представляют  собой монополистические образования?  Если обратить внимание, например, на промышленное производство, то  монополии - это отдельные крупные  предприятия, объединения предприятий  или же хозяйственные товарищества, которые производят значительное  количество продукции определенного  вида, благодаря чему занимают  доминирующее положение на рынке;  получают возможности влиять  на процесс ценообразования, добиваясь  выгодных цен; получают более  высокие (монопольные) прибыли. 

     Так  же внимание уделено исследованию  естественных монополий, которые  существуют преимущественно в  отраслях коммунального обслуживания. В большинстве стран эти отрасли  либо являются регулируемыми,  либо находятся в государственной  собственности и управляются  государством с целью помешать  им, воспользоваться монопольной  властью. 

    Все мы  ежедневно сталкиваемся с монополиями  – единственными продавцами товаров  и услуг. Посылая письмо, пользуемся  услугами почтовой службы –  монополии, спонсором которой  выступает правительство. Когда  мы звоним по телефону, включаем  свет, мы также поддерживаем монополии.  Сначала хотелось бы отобразить  саму сущность понятия  монополии,  затем рассмотрим признаки, основы  и поведение чистой монополии  в области цен и производства. Ответим на следующие вопросы:  как определяется чистая монополия?  Какие условия лежат в основе  ее существования? 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Монополия  и монопсония.

1.1. Чистая монополия   и условия ее  существования.

  

    Монополией  в экономической теории называют  такой тип строения рынка, при   котором существует один только  один продавец определенного  товара. Будучи единственным поставщиком,  предприятие-монополист сталкивается  с совокупным спросом всех  потенциальных покупателей в  пределах данного рынка, и в  этом смысле оно тождественно  отрасли. Это определяет отличия  поведения монополиста от поведения  предприятия, функционирующего в  условиях совершенной конкуренции.  В реальной действительности  не существует только совершенной  конкуренции или только чистой  монополии. Наблюдается смешение  различных элементов рыночных  структур. 

    Рассмотрим  характерные черты чистой монополии: 

    1. Единственный  продавец. Чистый или абсолютный  монополист – это отрасль,  состоящая из одной фирмы, которая  является единственным производителем  данного продукта или единственным поставщиком услуги; следовательно, в данном случае слова «фирма» и «отрасль» – синонимы. 

    2. Нет близких  заменителей. Продукт монополии  уникален, поэтому покупатель вынужден  приобретать продукт у монополиста  или обходится без него. 

    3. «Диктующий цену». Степень влияния монополиста на рыночную цену очень высокая, но не безграничная, ибо он не может назначить любую сколь угодно высокую цену (любая компания, в том числе и монополистическая, сталкивается с проблемой ограниченности рыночного спроса и сокращения объема продаж прямо пропорционально росту цен). 

    4. Заблокированное  вхождение. Проникновение в отрасль  других фирм закрыто целым  рядом обстоятельств, в результате  чего монополист удерживает  рынок  в своей полной власти и  полностью контролирует объем  выпуска производства. 

    5. Реклама.  В зависимости от типа предлагаемого  продукта или услуги монополист  может рекламировать их, а может  отказаться от рекламы. Например, коммунальные предприятия напротив  не видят смысла в широкой  рекламе своих услуг, поскольку  люди, которым нужна вода, газ,  электричество, знают, к кому  обращаться. 

    Чистая  монополия – это тип рынка,  где работает одна фирма производящая  уникальный продукт, не имеющий  заменителей, вход на рынок  заблокирован труднопреодолимыми  барьерами. 

    Монополия  может существовать лишь постольку,  поскольку вход на рынок представляется  другим предприятиям невыгодным  или  не возможным. Если другим  фирмам удастся войти в отрасль,  монополия, по определению, исчезнет. Поэтому наличие входных барьеров  является обязательным условием  и возникновения, и существования  монополии. 

    Основные  виды входных барьеров следующие: 

    1. Исключительные  права. В ряде стран Европы  и Америки правительство предоставляет  фирмам статус единственного  продавца (транспортные услуги, связь,  газоснабжение). Но взамен на эти  привилегии правительство сохраняет  за собой право регулировать  действие таких монополий, чтобы  исключить злоупотребление властью,  защитить интересы немонополизированных  отраслей и население.  

    2. Собственность  на важнейшие виды сырья. Некоторые  компании являются монополистами  благодаря безраздельному владению  источниками производственного  ресурса, необходимого для производства  монополизированного продукта. 

    3. Патенты  и лицензии. Правительство гарантирует  патентную защиту новым продуктам  и производственным технологиям,  что обеспечивает производителям  монопольные позиции на рынке  и на определенный промежуток  времени гарантирует их исключительные  права. 

    4. Эффект  масштаба. Высокоэффективное производство  с низкими издержками достигается  в условиях крупного производства, обусловленного монополизацией  рынка. Новым конкурентам трудно  войти в такую отрасль, т.к.  это требует крупных капиталовложений. Доминирующая фирма, имея более  низкие издержки производства, в  состоянии на время снизить  цену продукции, чтобы уничтожить  конкурента. 

    5. Вступлению  в отрасль могут  препятствовать  и нелегальные  методы борьбы  с новыми потенциальными  конкурентами, вплоть до угрозы физического  уничтожения. 

      Входные  барьеры помогают лучше  понять, почему так различна концентрация  рынка в различных сферах хозяйственной   деятельности, а также причины   отклонения от идеальной модели  совершенной конкуренции, где  действует множество фирм. 

    Различают  естественные и искусственно  созданные барьеры:

естественным барьером, например, является экономия от масштаба производства. Крупные фирмы имеют  низкие долгосрочные средние издержки, они легко устраняют с рынка  конкурента с более высокими средними издержками. Такую крупную фирму  часто называют естественной монополией. Она преобладает в области  местного обеспечения электроэнергией, газом, водой, транспортом, услуг телефонной связи.

к искусственным  барьерам можно отнести любые  сознательные действия участников рынка: жесткие патентные законы; выдача государственных лицензий; контроль над стратегическими ресурсами. Вступление новых конкурентов может  быть заблокировано и посредством  агрессивных, нерыночных действий (нечестная  конкуренция). 

    Однако  следует отметить, что барьеры   для вхождения в отрасль не  являются абсолютно непреодолимыми, поскольку чистая монополия встречается   относительно редко.  

    Аналогичным  образом преимущества обладателей  патентов можно обойти с помощью  разработки новых, отличных от  существующих продуктов, являющихся, тем не менее, их заменителями. Кроме того, могут быть найдены  новые источники стратегического  сырья. 

    Монополия  есть  исключительное  право деятельности  в какой-либо сфере деятельности. По владельцу этого права различают  монополии государственные и  капиталистические. Государственными  монополиями называются монополии,  принадлежащие государству. Возникают  в результате строительства государственных  предприятий (военной  промышленности,  новых или  капиталоемких   отраслей)  или  национализации  отдельных предприятий, отраслей  промышленности и транспорта. 

        Монополии капиталистические - хозяйственные   объединения, осуществляющие контроль  над рынками посредством концентрации  материальных и финансовых ресурсов,  научно-технического потенциала  с целью извлечения монопольной  прибыли.  Устанавливают монопольные  цены, воздействуя на формирование  пропорций воспроизводства. Капиталистические  монополии возникли на основе  концентрации производства и  капитала. Основные формы капиталистических   монополий - картели,  синдикаты,  тресты, концерны. 

     Главным  признаком монопольного образования  (монополии) является занятие  монопольного положения. Последнее  определяется как доминирующее  положение предпринимателя, которое  дает ему возможность самостоятельно  или вместе с другими предпринимателями  ограничивать конкуренцию на  рынке определенного товара. 

     Монопольное  положение является желанным  для  каждого предпринимателя  или предприятия, так как   оно позволяет им, во-первых, избежать  целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. Во-вторых, занять привилегированную позицию  на рынке, концентрируя при  этом  в своих руках определенную  хозяйственную власть. И, наконец,  монополисты имеют возможность  с позиций силы влиять на  других участников рынка, навязывать  им свои условия. Можно считать,  что они навязывают своим контрагентам, а иногда и обществу, свои личные  интересы. 

      Как  и совершенная конкуренция, чистая  монополия является некой абстракцией: 

        Во-первых, практически не существует  продуктов, не имеющих заменителей. 

        Во-вторых, редко когда на национальном (или мировом) рынке  есть  только один продавец. Хотя на  более замкнутых рынках, к примеру,  в маленьком городке, мы можем   наблюдать явление чистой монополии.  Например,  в таком городе может  быть только один врач - стоматолог. Необходимо отметить, что, как правило, деятельность таких монополий регламентируется  муниципальными  властями и  правительственными организациями.

1.2. Монопсония и  ее  распространение.

  

    Предыдущий  анализ был связан с монополией  как феноменом определенной власти  со стороны продавца. Но известный  контроль над ценами может  быть и со стороны покупателя. Если термин монополия означает  один продавец, то монопсония -  это «один покупатель». 

    Чистый  монопсонист - это единственная на рынке фирма, которая является покупателем ресурса или его услуг, предлагаемых на этом рынке, причем возможностей альтернативного сбыта либо мало, либо нет совсем. Монопсонист обладает властью, достаточной для влияния на цену услуг ресурса, которые закупает. Кривая предложения услуг ресурса монопсонисту имеет восходящий характер. Поэтому монопсонист может влиять на цену закупаемого ресурса путем изменения приобретаемого его количества. 

      Чистая  монопсония - такая же редкость, как  и чистая монополия. Предположительно  она может существовать в небольших  городах, в которых, например, единственная фирма нанимает  всех трудоспособных жителей.  Единственная шахта, на которой  работают все шахтеры, находящаяся  в отдаленном приграничном городе, может служить примером чистой  монопсонии. Правительство США как  единственный покупатель многих  материалов оборонного значения, таких, как ядерное оружие, является  чистым монопсонистом для этих товаров. Оно закупает все их рыночное предложение, а продажа этих товаров другим покупателям запрещена. 

Информация о работе Понятие и виды монополий, их классификация