Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 00:44, курсовая работа
Целью работы является изучение современных моделей социальной защиты в странах ЕС.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы социальной защиты населения;
- рассмотреть основные модели социальной защиты в странах ЕС, выявить их особенности;
- сравнить модели социальной защиты в странах ЕС на примере конкретных стран;
Введение…………………………………………………………………………….4
1 Теоретические основы социальной защиты……………………………………6
1.1 Понятие социальной защиты населения……………………………………..6
1.2 Формы социальной защиты населения………….…………………………….9
2 Модели социальной защиты в странах Евросоюза…………………….……15
2.1 Скандинавская модель……….………………………………………………15
2.2 Англосаксонская модель………………………………………………….…18
2.3 Континентальная модель………………………………………………….…20
2.4 Южно-европейская модель…………………………………………………22
3 Социальная защита в Республике Беларусь………………………………….23
3.1 Национальная модель социальной защиты в Республике Беларусь, особенности её формирования.………………………………………………….23
3.2 Проблемы и перспективы развития социальной защиты в Республике Беларусь.…………………………………………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………………..34
Список использованных источников…………………………………………….. 36
Приложение А………………………………
Основные принципы модели социальной защиты в Швеции:
Он заключается в том, что все граждане независимо от их социального статуса принимают участие в финансировании системы социальной защиты, внося вклад, соизмеримый с их доходами.
Основная функция государства в области социальной защиты – перераспределение социальных благ от обеспеченных к наиболее уязвимым слоям населения.
Вследствие
такой политики государства, ставка подоходного
налога в Швеции составляет 56,5% и является
самой высокой в мире.
Таблица
2 Рейтинг стран по уровню ставок подоходного
налога в 1 полугодии 2011
года
Примечание – Источник: [8].
Ключевой датой в шведской модели социальной защиты стал 1913 г., когда
единогласно шведский парламент утвердил введение системы народных пенсий. В 2001 году эта система приобрела такую форму, которую мы можем наблюдать в настоящее время.
Она включает следующие
- основную пенсию, выплачиваемую при достижении пенсионного возраста - 65 лет (размер этой пенсии определяется в зависимости от предыдущих доходов);
Если посмотреть на
Таблица
3 Процентное отношение
пенсионеров в Швеции
ко всему населению
и лицам трудоспособного
возраста
Год | Количество
лиц
в возрасте 65 лет и старше, тыс. человек |
Трудоспособное население, тыс. человек | Процентное отношение пенсионеров ко всему населению | Процентное отношение пенсионеров к трудоспособному населению | ||
2005 | 1 559 753 | 8 955 422 | 17,4 | 0,3 | ||
2010 | 1 716 384 | 9 054 817 | 18 | 0,32 | ||
2015 | 1 905 808 | 9 171 463 | 20,8 | 0,36 | ||
2020 | 2 027 388 | 9 307 198 | 21,8 | 0,39 | ||
2025 | 2 130 257 | 9 422 264 | 22,6 | 0,41 | ||
2030 | 2 248 156 | 9 481 217 | 23,7 | 0,44 |
Примечание
- Источник: [7, с. 206].
Что же касается социального обеспечения в Швеции, то она находится на очень высоком уровне и предусматривает выплату пособий по безработице, детские пособия и т. д.
Пособия
по безработице позволяют
Отметим некоторые моменты о социальной помощи и социальных выплатах в Швеции:
Рисунок 2 Источники поступления средств на социальные расходы в странах ЕС, 2007 год, %
Примечание – Источник: [13].
Из рисунка 3 можно заметить, что 47% социальных расходов поступают из государственного бюджета Швеции, 40% - отчисления работодателей на социальные нужды, 10% - взносы защищаемых лиц и только 3% - другие поступления.
Из этих данных можно сделать вывод, что в Швеции, как в одной из стран со «скандинавской» моделью социальной защиты, лидирующее положение по социальным выплатам занимает государство. Оно же является одним из трех принципов «скандинавской» модели защиты.
На
сегодняшний день социальная модель
в Швеции требует серьезного пересмотра
в сторону либеральных реформ.
К этому обязывает членство в
ЕС, которое требует согласия с
его основополагающими
2.2 Англосаксонская модель
Англосаксонская модель социальной защиты, которая также называется «бевериджская» представлена в странах Европы Великобританией и Ирландией. В ее основе лежит доклад английского экономиста У. Бевериджа, представленный правительству Великобритании в 1942 г.
Значительное влияние на выдвинутые Бевериджем положения оказали идеи Кейнса о том, что динамика общественного производства и занятости определяются факторами платежеспособного спроса, а, следовательно, перераспределение доходов в интересах социальных групп, получающих более низкие доходы, способно повысить денежный спрос массовых покупателей.
Беверидж предложил следующие принципы системы социальной защиты:
Финансирование таких систем социальной защиты производится как за счет страховых взносов, так и из средств налогообложения (Приложение В).
Так, финансирование семейных
пособий и здравоохранения
Характерным
моментом является также широкое
применение проверки доходов, которая
обязательна для получения
Следует также отметить, что внутри «бевериджской» модели существуют некоторые страновые различия. Так, если в Великобритании национальная система здравоохранения оказывает бесплатные медицинские услуги всем гражданам, независимо от уровня их дохода, то в Ирландии бесплатной системой медицинского обслуживания могут пользоваться только низкооплачиваемые граждане.
Рассмотрим эту модель на примере Великобритании.
В британской системе социальной защиты существуют две специфические особенности:
- в рамках этой системы отсутствуют специальные, организационно-оформленные институты, занимающиеся страхованием конкретных видов социальных рисков – страхованием по старости, по болезни, от безработицы, от несчастных случаев на производстве и др. (такую же ситуацию можно наблюдать и в системе здравоохранения);
- для системы социальной защиты Великобритании характерна большая роль государственных учреждений в обеспечении социальными услугами, а также их тесная связь с частными страховыми программами.
Систему социальной защиты населения Великобритании можно условно разделать на две подсистемы:
В
рамках первого элемента системы
социальной защиты Великобритании –
национального социального
Финансирования системы социальной защиты в Великобритании в рамках национального социального страхования осуществляется за счет страховых взносов наемных работников и предпринимателей.
Вторая
составляющая британской системы социальной
защиты – национальное здравоохранение
- финансируется преимущественно за счет
средств государственного бюджета. Однако,
говорить о здравоохранении, строящемся
на страховых принципах нельзя, так как
медицинское обеспечение в Великобритании
является бесплатным.
Таблица
4 Динамика расходов
на здравоохранение, %
ВВП
Примечание
– Источник [16].
Если обратить внимание на сведения таблицы 3, то можно заметить, что Великобритания не является страной-лидером по предоставлению медицинских услуг. Однако на протяжении 6 лет, с 2002 года по 2008 год, процент динамики расходов на здравоохранение в этой стране вырос с 7,6% до 8,7%, кроме этого прогнозируется и его дальнейший рост в 2009 году. Этот же показатель в Норвегии снизился на 1,3%, в Венгрии и Швейцарии – на 0,2%.
По данным сведениям можно судить, что расходы на здравоохранение в Великобритании растут не очень большими темпами, по сравнению со многими странами мира, однако они превосходят показатели, к примеру, Швейцарии, Норвегии, Венгрии.
Кроме того, Великобритания является одной из немногих стран, в которых уровень участия государства в расходах на здравоохранение очень высок, почти 90%.
Что же касается пенсионного обеспечения в Великобритании, то оно представлено трехуровневой системой.
-Первый уровень – государственное обязательное пенсионное обеспечение, предусматривающее выплату базовой трудовой пенсии фиксированного размера.
- Второй уровень – обязательное пенсионное страхование, состоящее из комбинации государственных и частных схем пенсионного страхования.
- Третий уровень – добровольное пенсионное страхование в рамках частных пенсионных фондов[7, с. 180].
Базовая государственная пенсия предоставляется лицам, которые уплачивали страховые взносы или которым эти взносы учитывались без их фактической уплаты (например, малоимущим) в течение не менее 10 лет. Условием получения данного вида пенсии до 2010 г. являлось достижение пенсионного возраста в 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Однако, согласно положению закона о пенсиях в течение периода с 2010 г. по 2020 г. пенсионный возраст для женщин вырос до 65 лет. Для получения базовой пенсии в полном размере необходимо наличие трудового стажа для мужчин 44 года и 39 лет для женщин.
Важным моментом пенсионного обеспечения в Великобритании является тот факт, что пенсионер имеет право отложить на время получение пенсии и продолжать работать в течение пяти лет максимум, т.е. до 70 лет и мужчинам, и женщинам. Отложенная пенсия повышается на 7,5% за каждый год отсрочки. За истечением срока пяти лет возможные доходы от трудовой деятельности не имеют больше никакого влияния на величину пенсии [17, с 81].
Рассмотрим таблицу 4, чтобы определить, какая доля отчислений британского бюджета уходит на такие социальные нужды, как пенсионное обеспечение граждан.
Активы пенсионных фондов в этой стране составляют 65,1% от ВВП. Этот показатель, среди приведенных в таблице стран, занимает второе место после США. Однако, совокупные активы пенсионных фондов и компаний по страхованию жизни составляют 116,2%. По этому показателю Великобритания обошла даже США.
На
основе приведенных данных можно
сделать вывод, что Великобритания
уделяет огромное внимание пенсионному
обеспечению и социальному