Модели социальной защиты в странах ЕС

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 00:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение современных моделей социальной защиты в странах ЕС.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы социальной защиты населения;
- рассмотреть основные модели социальной защиты в странах ЕС, выявить их особенности;
- сравнить модели социальной защиты в странах ЕС на примере конкретных стран;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….4
1 Теоретические основы социальной защиты……………………………………6
1.1 Понятие социальной защиты населения……………………………………..6
1.2 Формы социальной защиты населения………….…………………………….9
2 Модели социальной защиты в странах Евросоюза…………………….……15
2.1 Скандинавская модель……….………………………………………………15
2.2 Англосаксонская модель………………………………………………….…18
2.3 Континентальная модель………………………………………………….…20
2.4 Южно-европейская модель…………………………………………………22
3 Социальная защита в Республике Беларусь………………………………….23
3.1 Национальная модель социальной защиты в Республике Беларусь, особенности её формирования.………………………………………………….23
3.2 Проблемы и перспективы развития социальной защиты в Республике Беларусь.…………………………………………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………………..34
Список использованных источников…………………………………………….. 36
Приложение А………………………………

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 1.35 Мб (Скачать)

    Основные принципы модели социальной защиты в Швеции:

  1. универсальность, т. е. охват всех слоев населения.
  2. принцип солидарности

    Он заключается в том, что все граждане независимо от их социального статуса принимают участие в финансировании системы социальной защиты, внося вклад, соизмеримый с их доходами.

  1. необходимый элемент социальной защиты Швеции – государство

    Основная функция государства в области социальной защиты – перераспределение социальных благ от обеспеченных к наиболее уязвимым слоям населения.

    Вследствие такой политики государства, ставка подоходного налога в Швеции составляет 56,5% и является самой высокой в мире. 

    Таблица 2 Рейтинг стран по уровню ставок подоходного налога в 1 полугодии 2011                года 

 

 Примечание  – Источник: [8].

    Ключевой  датой в шведской модели социальной защиты стал 1913 г., когда

единогласно шведский парламент утвердил введение системы народных пенсий. В 2001 году эта система приобрела такую форму, которую мы можем наблюдать в настоящее время.

      Она включает следующие основные  компоненты:

    - основную пенсию, выплачиваемую  при достижении пенсионного возраста - 65 лет (размер этой пенсии определяется в зависимости от предыдущих доходов);

  • дополнительную (накопительную) часть, основывающуюся на принципе капитализации взносов;
  • гарантированную минимальную пенсию для лиц, не имеющих права на получение предыдущих двух видов.

      Если посмотреть на статистические  данные об отношении пенсионеров  ко всему населению Швеции, можно сделать вывод, что пенсионные выплаты в этой стране каждые 5 лет будут значительно расти, так как количество лиц пенсионного возраста к примеру с 2000 года (17.2%) по 2030 год (24%) вырастет в среднем на 7 %: 

    Таблица 3  Процентное отношение пенсионеров в Швеции ко всему населению и лицам трудоспособного возраста 

Год Количество лиц

в возрасте 65 лет и  старше, тыс. человек

Трудоспособное  население, тыс. человек Процентное  отношение пенсионеров  ко всему населению Процентное  отношение пенсионеров  к трудоспособному  населению
2005 1 559 753 8 955 422 17,4 0,3
2010 1 716 384 9 054 817 18 0,32
2015 1 905 808 9 171 463 20,8 0,36
2020 2 027 388 9 307 198 21,8 0,39
2025 2 130 257 9 422 264 22,6 0,41
2030 2 248 156 9 481 217 23,7 0,44
 

Примечание - Источник: [7, с. 206]. 

    Что же касается социального обеспечения в Швеции, то она находится на очень высоком уровне и предусматривает выплату пособий по безработице, детские пособия и т. д.

    Пособия по безработице позволяют сохранить  достойный уровень жизни в  случае потери работы, а сокращение расходов на выплаты по безработице достигается за счет развитой системы служб трудоустройства. Дети, независимо от доходов родителей, получают ежемесячное пособие, которое выплачивается до 18 лет. Дополнительные пособия получают семьи с тремя и более детьми. В дополнение к услугам социального обеспечения действуют негосударственные организации, выполняющие различные виды социальной работы, например, защиту прав инвалидов [9, с. 17].

    Отметим некоторые моменты о социальной помощи и социальных выплатах в Швеции:

    Рисунок 2 Источники поступления средств на социальные расходы в странах ЕС, 2007 год, %

    

    Примечание  – Источник: [13].

    Из  рисунка 3 можно заметить, что 47% социальных расходов поступают из государственного бюджета Швеции, 40% - отчисления работодателей на социальные нужды, 10% - взносы защищаемых лиц и только 3% - другие поступления.

    Из  этих данных можно сделать вывод, что в Швеции, как в одной из стран со «скандинавской» моделью социальной защиты, лидирующее положение по социальным выплатам занимает государство. Оно же является одним из трех принципов «скандинавской» модели защиты.

    На  сегодняшний день социальная модель в Швеции требует серьезного пересмотра в сторону либеральных реформ. К этому обязывает членство в  ЕС, которое требует согласия с  его основополагающими неолиберальными  принципами и стандартами социального регулирования. Возникает вопрос о слишком высоких социальных издержках в Швеции по сравнению с другими членами ЕС, где расходы на социальную защиту значительно ниже. В целом ситуацию в области социальной защиты продолжают определять принципы солидарности и социальной справедливости [12, с. 19].

2.2 Англосаксонская  модель

    Англосаксонская модель социальной защиты, которая  также называется «бевериджская» представлена в странах Европы Великобританией  и Ирландией. В ее основе лежит  доклад английского экономиста У. Бевериджа, представленный правительству Великобритании в 1942 г.

    Значительное  влияние на выдвинутые Бевериджем положения  оказали идеи Кейнса о том, что  динамика общественного производства и занятости определяются факторами  платежеспособного спроса, а, следовательно, перераспределение доходов в интересах социальных групп, получающих более низкие доходы, способно повысить денежный спрос массовых покупателей.

    Беверидж  предложил следующие принципы системы  социальной защиты:

  1. принцип всеобщности (универсальности) системы социальной защиты - распространение ее на всех нуждающихся в материальной помощи граждан;
  2. принцип единообразия и унификации социальных услуг и выплат, что выражается в одинаковом размере пенсий, пособий и медицинского обслуживания, а также условий их предоставления.
  3. принцип распределительной справедливости - основополагающий в данной модели, так как в данном случае речь идет о национальной солидарности [14, с. 20].

      Финансирование таких систем  социальной защиты производится как за счет страховых взносов, так и из средств налогообложения (Приложение В).

      Так, финансирование семейных  пособий и здравоохранения осуществляется  из государственного бюджета,  а прочих социальных пособий  - за счет страховых взносов  наемных работников и работодателей.

    Характерным моментом является также широкое  применение проверки доходов, которая  обязательна для получения пособия.

    Следует также отметить, что внутри «бевериджской» модели существуют некоторые страновые  различия. Так, если в Великобритании национальная система здравоохранения оказывает бесплатные медицинские услуги всем гражданам, независимо от уровня их дохода, то в Ирландии бесплатной системой медицинского обслуживания могут пользоваться только низкооплачиваемые граждане.

    Рассмотрим эту модель на примере Великобритании.

    В британской системе социальной защиты существуют две специфические особенности:

    - в рамках этой системы отсутствуют специальные, организационно-оформленные институты, занимающиеся страхованием конкретных видов социальных рисков – страхованием по старости, по болезни, от безработицы, от несчастных случаев на производстве и др. (такую же ситуацию можно наблюдать и в системе здравоохранения);

    - для системы социальной защиты Великобритании характерна большая роль государственных учреждений в обеспечении социальными услугами, а также их тесная связь с частными страховыми программами.

    Систему социальной защиты населения Великобритании можно условно разделать на две  подсистемы:

  1. национальное социальное страхование;
  2. национальное здравоохранение [7, c. 177].

    В рамках первого элемента системы  социальной защиты Великобритании –  национального социального страхования  – можно выделить 3 основных вида социальных программ:

  1. обусловленные предыдущими взносами страховые схемы (отчисления наемных работников, работодателей, государственные дотации);
  2. не основанные на взносах программы, связанные с проверкой нуждаемости (социальная помощь, жилищные субсидии);
  3. не основанные на взносах социальные программы, ориентированные на определённые группы населения (пособия по инвалидности, по старости, детские пособия).

    Финансирования  системы социальной защиты в Великобритании в рамках национального социального  страхования осуществляется за счет страховых взносов наемных работников и предпринимателей.

    Вторая составляющая британской системы социальной защиты – национальное здравоохранение - финансируется преимущественно за счет средств государственного бюджета. Однако, говорить о здравоохранении, строящемся на страховых принципах нельзя, так как медицинское обеспечение в Великобритании является бесплатным. 

    Таблица 4 Динамика расходов на здравоохранение, % ВВП 

  

Примечание  – Источник [16]. 

    Если  обратить внимание на сведения таблицы 3, то можно заметить, что Великобритания не является страной-лидером по предоставлению медицинских услуг. Однако на протяжении 6 лет, с 2002 года по 2008 год, процент динамики расходов на здравоохранение в этой стране вырос с 7,6% до 8,7%, кроме этого прогнозируется и его дальнейший рост в 2009 году. Этот же показатель в Норвегии снизился на 1,3%, в Венгрии и Швейцарии – на 0,2%.

    По  данным сведениям можно судить, что  расходы на здравоохранение в  Великобритании растут не очень большими темпами, по сравнению со многими  странами мира, однако они превосходят  показатели, к примеру, Швейцарии, Норвегии, Венгрии.

    Кроме того,  Великобритания является одной  из немногих стран, в которых уровень  участия государства в расходах на здравоохранение очень высок, почти 90%.

    Что же касается пенсионного обеспечения  в Великобритании, то оно представлено трехуровневой системой.

    -Первый уровень – государственное обязательное пенсионное обеспечение, предусматривающее выплату базовой трудовой пенсии фиксированного размера.

    - Второй уровень  –  обязательное пенсионное страхование, состоящее из комбинации государственных и частных схем пенсионного страхования.

    - Третий уровень – добровольное пенсионное страхование в рамках частных пенсионных фондов[7, с. 180].

    Базовая государственная пенсия предоставляется  лицам, которые уплачивали страховые  взносы или которым эти взносы учитывались без их фактической уплаты (например, малоимущим) в течение не менее 10 лет. Условием получения данного вида пенсии до 2010 г. являлось достижение пенсионного возраста в 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Однако, согласно положению закона о пенсиях в течение периода с 2010 г. по 2020 г. пенсионный возраст для женщин вырос до 65 лет.  Для получения базовой пенсии в полном размере необходимо наличие трудового стажа для мужчин 44 года и 39 лет для женщин.

    Важным  моментом пенсионного обеспечения в Великобритании является тот факт, что пенсионер имеет право отложить на время получение пенсии и продолжать работать в течение пяти лет максимум, т.е. до 70 лет и мужчинам, и женщинам. Отложенная пенсия повышается на 7,5% за каждый год отсрочки. За истечением срока пяти лет возможные доходы от трудовой деятельности не имеют больше никакого влияния на величину пенсии [17, с 81].

    Рассмотрим  таблицу 4, чтобы определить, какая  доля отчислений британского бюджета  уходит на такие социальные нужды, как пенсионное обеспечение граждан.

    Активы  пенсионных фондов в этой стране составляют 65,1% от ВВП. Этот показатель, среди приведенных  в таблице стран, занимает второе место после США. Однако, совокупные активы пенсионных фондов и компаний по страхованию жизни составляют 116,2%. По этому показателю Великобритания обошла даже США.

    На  основе приведенных данных можно  сделать вывод, что Великобритания уделяет огромное внимание пенсионному  обеспечению и социальному страхованию  своих граждан, выделяя для этого огромные средства из государственного бюджета. 

Информация о работе Модели социальной защиты в странах ЕС