Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 00:44, курсовая работа
Целью работы является изучение современных моделей социальной защиты в странах ЕС.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы социальной защиты населения;
- рассмотреть основные модели социальной защиты в странах ЕС, выявить их особенности;
- сравнить модели социальной защиты в странах ЕС на примере конкретных стран;
Введение…………………………………………………………………………….4
1 Теоретические основы социальной защиты……………………………………6
1.1 Понятие социальной защиты населения……………………………………..6
1.2 Формы социальной защиты населения………….…………………………….9
2 Модели социальной защиты в странах Евросоюза…………………….……15
2.1 Скандинавская модель……….………………………………………………15
2.2 Англосаксонская модель………………………………………………….…18
2.3 Континентальная модель………………………………………………….…20
2.4 Южно-европейская модель…………………………………………………22
3 Социальная защита в Республике Беларусь………………………………….23
3.1 Национальная модель социальной защиты в Республике Беларусь, особенности её формирования.………………………………………………….23
3.2 Проблемы и перспективы развития социальной защиты в Республике Беларусь.…………………………………………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………………..34
Список использованных источников…………………………………………….. 36
Приложение А………………………………
Таблица
5 Относительный уровень обязательного
пенсионного обеспечения (коэффициенты
замещения) и активы пенсионных фондов
и совокупные активы ПФ и компании по страхованию
жизни по некоторым странам, 2008 г.
Примечание
– Источник: [15].
Таким
образом, англосаксонская модель социальной
защиты, которая присуща Великобритании,
характеризуется большой ответственностью
государства в осуществлении социальной
поддержки граждан, в виде пенсионного
обеспечения, национального здравоохранения,
национального социального страхования.
Кроме того финансирование страховых
программ (пенсионного, медицинского страхования,
пенсий по инвалидности) покрывается за
счет единого социального взноса, поступления
от которого направляются на нужды определенной
отрасли социальной защиты.
2.3 Континентальная модель
Континентальная модель, часто называемая «бисмарковской» (по имени ее основателя – канцлера Бисмарка), устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и длительностью профессиональной деятельности. В ее основе лежит социальное страхование, услуги которого финансируются в основном за счет взносов застрахованных.
Основополагающие принципы
В основе этой модели лежит принцип профессиональной солидарности, в отличие от англосаксонской модели, где основным является принцип национальной солидарности.
Принцип профессиональной солидарности предусматривает существование страховых фондов, управляемых на паритетных началах наемными работниками и предпринимателями. Они аккумулируют социальные отчисления с заработной платы, из которых и производятся страховые выплаты. Финансирование подобных страховых систем, как правило, не осуществляется из государственного бюджета, так как принцип бюджетной универсальности противоположен такой модели социального обеспечения (Приложение В).
Однако эта модель не всегда основывается только данном принципе. Для малообеспеченных членов общества, не имеющих возможности получать страховые социальные выплаты по ряду причин (например, вследствие отсутствия необходимого страхового стажа), национальная солидарность реализуется через системы социальной помощи. В этом случае, речь идет о вспомогательных механизмах, которые являются отступлениями от основной логики «бисмарковской» модели [14, с.19].
Несмотря на существование принципа обязательного социального страхования, он соблюдается не в полной мере. Это связано с существование предельных уровней заработной платы, выше которых принадлежность к режимам социального страхования не является обязательной (возможно только добровольное страхование), или лимитированием отчислений (в рамках обязательного социального страхования отчисления производятся только в пределах предельной заработной платы, а социальные выплаты исчисляются в отношении к этому уровню). Таким образом, в основе этой модели лежит принцип коммутативной справедливости, когда величина страховых отчислений определяется в первую очередь величиной страховых взносов.
Рассмотрим эту модель социальной защиты на примере Германии.
Важной составляющей экономической системы Германии является комплексная и многоплановая система социальной защиты. Развитие этой системы проходило по трем направлениям, связанным:
- с увеличением числа страхуемых социальных рисков;
- с дифференциацией и увеличением количества страхуемых групп;
- с увеличением числа и улучшением качества предоставляемых услуг социальной защиты.
Основой количественного и качественного улучшения услуг стали растущие объемы средств, перераспределяемых на нужды социальной сферы (в 60-е гг. социальные расходы составляли 25% от ВНП, в 90-е – 30%, в начале XXI в. – около 35%).
Развитая система социальной помощи - одна из черт «социального рыночного хозяйства" в Германии. Эта система основана на постулате, что общество в лице своего полномочного представителя – «социального государства» - ответственно за каждого гражданина независимо от того, по каким причинам тот оказался в беде. Другими словами, любому легально проживающему в Германии человеку, если он оказался в нужде, социально обязан, так или иначе, помочь. [19, с.42]
В модели социальной защиты Германии центральное место занимает социальное страхование. В Германии, как и в большинстве западноевропейских стран, система социального страхования подразделяется на подсистемы обязательного и добровольного. Они, в свою очередь, охватывают следующие направления: медицинское и пенсионное, страхование по инвалидности, по безработице, от несчастных случаев.
Система социальной защиты в Германии действует по принципу самоуправления: учреждения социального страхования наделены правовой, финансовой и организационной независимостью от институтов государственного управления, но государство осуществляет за ними строгий контроль. Подобная организационно-правовая форма оказалась достаточно эффективной благодаря высокому уровню профсоюзного движения в стране.
Финансирование
системы обязательного
Рисунок
3 Ставки взносов на
общеобязательное социальное
страхование, 2008 г.
Примечание
– Источник: [19].
Из рисунка 3 видно, что по уровню взносов на обязательное социальное страхование Германия находится среди лидеров, это свидетельствует о высоком уровне развития обязательного социального страхования в этой стране.
Однако, если рассмотреть уровень взносов на обязательное социальное страхование от наемных работников и работодателей, то можно заметить, что отчисления на обязательное социальное страхование работодателей (30,5%) превышают те же отчисления наемных работников (21,6%) в 1,4 раза. В следствие этого можно сделать вывод, что в Германии по принципу профессиональной солидарнсти ратодатели обязаны платить больше, чем наемные работники.
Отдельно действуют организации по пенсионному обеспечению, обеспечению по болезни и в связи с несчастными случаями на производстве. Страхование по безработице не входит в общую систему социальной защиты и действует в рамках политики содействия занятости населения, которая находится в ведении федерального ведомства по труду. Наряду с социальным страхованием в системе социальной защиты предусмотрены механизмы социальной помощи, предоставляемой, когда все виды социальных пособий исчерпаны.
Расходы на социальную помощь – одна из самых крупных статей германского бюджета (они сопоставимы с расходами на оборону). Чтобы покрывать гигантские траты, приходится постоянно увеличивать налоги, взимаемые с работающих, - они поглощают уже до 40% заработка и более. Высокие же налоги подрывают стимулы к труду - после всех положенных вычетов рядовой рабочий или служащий получают в месяц почти столько же, сколько неработающий. А ведь получатели социальной помощи нередко еще и подрабатывают, но, как здесь говорят, "по-черному", то есть нелегально Особенно часто - женщины, которые заняты в каком-либо частном домашнем хозяйстве или в сфере услуг.
Политики и общественность
Таким
образом, для Германии, как для одной
из стран с континентальной моделью социальной
защиты населения, присущи коммутативный
вид солидарности, дифференцированный
уровень предоставляемых социальных услуг,
который финансируется за счет страховых
взносов работодателей и наемных работников.
2.4 Южно-европейская модель
Страны Южной Европы (Италия, Испания, Греция и Португалия) представляют южно-европейскую или «рудиментарную модель» социальной защиты. Лишь в последние десятилетия под влиянием социально-экономических и структурных изменений в этих государствах были созданы или усовершенствованы модели социальной защиты. В отличие от предыдущих данную модель можно интерпретировать скорее как развивающуюся, переходную, а потому в отличие от вышеназванных моделей не имеющую четкой организации. Именно поэтому «рудиментарность» (недоразвитость) этой модели отмечается в качестве ее основной особенности различными западными исследователями.
Как правило, уровень социальной защищенности, характерный для данной модели, относительно низок, а задача социальной защиты рассматривается часто как забота родственников и семьи. Поэтому семья и другие институты гражданского общества играют здесь не последнюю роль, а социальная политика носит преимущественно пассивный характер и ориентирована на компенсацию потерь в доходах отдельных категорий граждан (Приложение В).
Характерной
чертой данной модели является также
асимметричная структура
Рассмотрим эту модель на примере Италии.
Первые схемы социального страхования возникли в Италии в 80-90-х годах XIX в. К этому времени относятся организация добровольного страхования от несчастных случаев на производстве (1886 г.), превратившееся в 1898 г. в обязательное, и введение пособия по бедности.
В начале XX в. были введены элементы страхования по инвалидности и поддержки материнства. В 1969 г. были введены социальные пенсии. В 1960 г. доля средств, направляемых государством на социальные нужды, составляла 13,3 %, а уже в 1993 году – 26%.
На сегодняшний день система социальной защиты Италии характеризуется рядом нерешенных проблем. Одной из основных проблем социальной политики Италии является историческое для этой страны различие в доходах населения в северных и южных регионах, что отражается статистикой по безработице. По отношению к общему уровню безработицы в Италии (11,3%), уровень безработицы на севере страны составляет около 7,5% (что приближается к среднеевропейским величинам), а для юга - более 20%. Особенно отчетливо это проявляется в той роли, которую в условиях итальянской системы социальной защиты начинают играть некоторые ее виды. Прежде всего, это касается пенсии по инвалидности, которая в экономически слабых регионах, помимо своего основного назначения, выполняет роль помощи по безработице и социальной помощи.
Характерным для Италии моментом является более высокая, чем в других странах Западной Европы, доля незанятых среди женщин, число которых в общем числе безработицы составляет 16% (что почти вдвое превышает уровень мужской безработицы (9%)), и молодежи (не работает каждый третий) [7, с.228-229].
Рисунок 4 Уровень безработицы в ведущих странах мира (По состоянию на 4 ноября 2011 года)
Примечание-
Источник: [22].
Из рисунка 4 видно, что уровень безработицы в Италии, уступает только Франции и США, составляя 8,3% (средний уровень безработицы по всему населению), т.е. является вторым в ЕС. Это очень серьезная проблема для страны, если еще принять во внимание тот факт, что с каждым месяцом наблюдается динамика роста уровня безработицы.
Существенной
проблемой итальянской системы
социальной защиты является одновременное
существование плохо социально-
Особенностью итальянской системы социальной защиты является также неудовлетворительная защита от рисков людей, которые в силу различных причин оказались без каких-либо доходов.