Модели социальной защиты в странах ЕС

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 00:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение современных моделей социальной защиты в странах ЕС.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы социальной защиты населения;
- рассмотреть основные модели социальной защиты в странах ЕС, выявить их особенности;
- сравнить модели социальной защиты в странах ЕС на примере конкретных стран;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….4
1 Теоретические основы социальной защиты……………………………………6
1.1 Понятие социальной защиты населения……………………………………..6
1.2 Формы социальной защиты населения………….…………………………….9
2 Модели социальной защиты в странах Евросоюза…………………….……15
2.1 Скандинавская модель……….………………………………………………15
2.2 Англосаксонская модель………………………………………………….…18
2.3 Континентальная модель………………………………………………….…20
2.4 Южно-европейская модель…………………………………………………22
3 Социальная защита в Республике Беларусь………………………………….23
3.1 Национальная модель социальной защиты в Республике Беларусь, особенности её формирования.………………………………………………….23
3.2 Проблемы и перспективы развития социальной защиты в Республике Беларусь.…………………………………………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………………..34
Список использованных источников…………………………………………….. 36
Приложение А………………………………

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 1.35 Мб (Скачать)

     Следующей по значимости проблемой является асимметричная  структура социальных расходов. Это  проявляется, в частности, в том, что наиболее крупную часть социальных расходов составляет пенсионное обеспечение -15,4% в ВВП (при среднеевропейском  уровне - 11,9%), тогда как на поддержку семьи, материнства, образования и политику занятости затрачиваются сравнительно незначительные средства (около 0,8%). Средний размер пенсий в Италии в середине 90-х годов XX в. был самым высоким в Европе (после Франции и Нидерландов). Именно поэтому Италию иногда называют страной пенсионеров. Недаром, пенсии ежеквартально пересматриваются в зависимости от повышения издержек проживания [17, с. 120].

     Проблему  значительной доли пенсионеров в  общей структуре населения осложняет также неблагоприятное демографическое развитие в стране, средний показатель рождаемости в которой составляет 1,26 ребенка на семью - один из самых низких в Европе. 

     Рисунок 5 Компоненты прироста (убыли) численности населения  стран Европейского союза за 2010 год, ‰ 

     

     Примечание - Источник: [23]. 

     Из  рисунка 5 можно заметить, что в  Италии естественный прирост населения  является отрицательным (сотые доли), а повышение численности  населения  осуществляется за счет миграции населения (5,2%).

     Наконец, характерным для Италии и самым большим в Западной Европе до сих пор остается теневой сектор экономики. Около 30% ВВП составляет незарегистрированная хозяйственная деятельность, где занято почти 25% трудящихся, в то время как в официальном секторе занятость продолжает сокращаться. Это, безусловно, сказывается на объемах инвестирования в социальную сферу.

     Таким образом, южно-европейская модель социальной защиты, которая присуща Италии, имеет очень много недостатков  и проблем, для решения которых  ставятся следующие цели:

    - стремление создания более равновесной и справедливой системы социальной защиты с одновременным повышением ее эффективности;

    - унификация предпосылок для расчета пенсий в разных отраслях;

    - переход к активной политике занятости и диалогу между правительством, профсоюзами и союзами работодателей для повышения эффективности воздействия на рынок труда.  

Глава 3 Социальная защита в Республике Беларусь

    1. Национальная модель социальной защиты в Республике Беларусь, особенности ее формирования.
 

    Одним из главных вопросов развития любого государства является создание эффективной и действенной системы социальной защиты населения. Для Республики Беларусь имеет большое значение изучение опыта других стран по решению социальных задач, адаптация его к национальным принципам социальной политики.

     Как нам уже известно, по уровню гарантий, предоставленных населению, все  системы социальной защиты, существующие в разных странах мира, можно разделить  на 4 группы: континентальная (Бисмарк) и англосаксонская (Беверидж), скандинавская  и южно-европейская модель. Однако наиболее распространенными в мире являются континентальная и англосаксонская.

    Первая  модель устанавливает связь между уровнем социальной защиты и успешностью профессиональной деятельности. Социальные права обуславливаются теми выплатами, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни. Таким образом, социальные выплаты принимают форму отложенных доходов государства

    Вторая  модель исходит из того, что любой человек имеет право на минимальную защиту от болезней, старости и других причин снижения своих трудовых способностей. В тех странах, которые выбрали эту модель, действует система общественного страхования по болезням, а пенсионные системы обеспечивают минимальный доход всем пожилым, независимо от уровня выплат из заработной платы. Такие системы социальной защиты финансируются за счет налогов из государственного бюджета [7, c. 50-53].

     Общими  для всех моделей социальной защиты являются принципы социальной справедливости (равные для всех граждан возможности  получения социальной полощи) и принципы компромисса между государственном управлением и рыночным механизмом.

    В Республике Беларусь приоритетной в  области социальной защиты является борьба с бедностью, в силу чего социальная защита населения направлена, в первую очередь, на поддержку преимущественно нетрудоспособных и малообеспеченных граждан. Формирование и развитие системы социальной защиты в Республике Беларусь основывается на следующих подходах и принципах:

    -праве граждан республики на социальную защиту от объективно установленных рисков (болезни, старости, безработицы и др.);

    -адресности социальной помощи;

    -разнообразии форм и видов социальной помощи;

    - предоставлении трудоспособному  населению возможности получения  достаточного дохода через зарплату;

    -реформировании пенсионной системы;

    -реформировании гибкой системы программ по поддержке малообеспеченных и многодетных семей, одиноких граждан, детей и т. д. [24, с.71-76].

    Отличительные особенности модели: программно-целевой  характер, широкое применение выявительного подхода при определении нуждаемости граждан и семей в социальной поддержке, адресный принцип и межведомственное взаимодействие при оказании помощи.

    В настоящее время система социальной защиты населения в Беларуси представлена тремя видами программ: социального страхования, социальной помощи и социального обслуживания.

    Программы социального страхования связаны  с уходом на пенсию, временной нетрудоспособностью  и безработицей. Эти программы  финансируются в республике за счет страховых взносов.

    Программы государственной социальной помощи предусматривают пособия тем, кто  не может обеспечить себя самостоятельно, является нетрудоспособным или имеет  детей на своем иждивении [26, с 435].

    Важнейшим видом социальной защиты в Республике Беларусь является социальное обслуживание, обеспечивающее широкий спектр социально-экономических, социально-правовых, социально-бытовых и других социальных услуг населению. В республике функционируют 156 территориальных центров социального обслуживания.

    Основные  задачи Государственной социальной поддержки населения на 2011 год:

  1. Реализация мероприятий Комплексной программы развития социального обслуживания на 2011 - 2015 годы.
  2. Подготовка предложений по совершенствованию системы государственной адресной социальной помощи.
  3. Подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании» [25].

    Происходящие  перемены в экономике, политике, духовной сфере Республики Беларусь повлекли за собой существенные перемены в  системе социальной защиты населения. В республике складывается обновленная национальная модель социальной защиты, направленная на гуманизацию и стабилизацию социальных отношений. Появились новые формы работы с различными группами населения, стали разворачиваться негосударственные формы социальной помощи, обозначилась социальная направленность всей государственной политики, осуществляется принцип помощи и т. д.

    В республике идет поиск наиболее эффективных  организационно-управленческих построений системы социальной защиты, совершенствуется деятельность ее структурных подразделений, разворачивается подготовка профессиональных кадров социальной сферы. Ведущим органом, осуществляющим государственную политику в области труда и социальной защиты населения, является Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, созданная по Указу Президента Республики Беларусь от 24.09.2001 года на базе двух бывших министерств: Министерства труда и Министерства социальной защиты.

    Современной организационно-управленческой деятельности в социальной сфере характерны следующие тенденции:

    1) Интернационализация (взаимопроникновение теоретических идей и практического опыта);

    2)Усиление внимания к различным формам демократизации, организационно-управленческой деятельности.

    3)Совершенствование всех сторон организационно-управленческой деятельности (техническое, технологическое обеспечение, развитие инновационных технологий).

    4)Системно-комплексный характер социальной работы.

    5)Совершенствование кадрового потенциала организационно-управленческой деятельности.

    6)Необходимость дальнейшего развития организационно-управленческой науки.

    7)Стандартизация и повышение качества социальных услуг [27, С.23].

    Таким образом, современная система социальной защиты Республики Беларусь существенно  меняет свой облик, постепенно освобождаясь от устаревших стереотипов, адаптируя лучшие образцы отечественного и зарубежного опыта. 
 

3.2 Проблемы и перспективы развития социальной защиты населения в Республике Беларусь 

     В настоящее время одной из важнейших проблем в системе социальной защиты населения Республики Беларусь является система социального страхования. Она переживает не лучшие времена и в наиболее сложном положении находится ее главная составляющая – пенсионная система. Улучшение пенсионного обеспечения граждан является одним из главных приоритетов социальной политики белорусского государства.

    Опережающие темпы роста пенсий по сравнению  с зарплатой обеспечили в Республике Беларусь стабильный рост пенсий. За 2009-2011 гг. реальный размер назначенных месячных пенсий увеличился в 1,8 раза, повышается их покупательная способность. Сохраняется один из самых высоких среди государств СНГ размеров соотношения средней пенсии и средней зарплаты.

    С 1 декабря 2009 года размер средней пенсии по возрасту увеличился с

449, 3 тысяч до 795,2 тысяч (октябрь 2011 г.) или на 56%. Минимальная пенсия по возрасту – с 250, 2 тысяч до 549,4 тысяч [25].

    В тоже время растет нагрузка на пенсионную систему в результате увеличения числа лиц пенсионного возраста, при одновременном сокращении численности работающих, а также увеличения числа лиц, выходящих на пенсию ранее установленного возраста в связи с занятостью в особых условиях труда.

    В настоящее время на 2,5 млн. пенсионеров приходится только 4 млн. работающих граждан, и это соотношение в ближайшие годы будет ухудшаться. Поэтому, вопрос о пересмотре пенсионного возраста нельзя откладывать.

    В Республике Беларусь сохраняется низкий возраст выхода на пенсию (60 лет для  мужчин и 55 для женщин), таких стран  осталось очень мало (среди бывших республик Советского Союза только Россия, Узбекистан, Украина). В настоящее время в республике пенсии получает 26% населения. Согласно прогнозам в 2025 г. удельный вес пенсионеров превысит 32%, соотношение лиц пожилого и работоспособного возрастов будет ухудшаться и дальше.

    Возникнет проблема – как в данных условиях сохранить достигнутое значение коэффициента замещения? Расчеты на основе прогноза демографического и  экономического развития, а также  развитие рынка труда показали, что  для сохранения существующего замещения к 2050 г. потребуется увеличить тарифы страховых взносов на пенсионное страхование с 29 до 50% . Возможен и другой вариант – улучшать соотношение количества плательщиков страховых взносов и получателей пенсий.

    Специалистами МОТ совместно с национальными специалистами ряда министерств республики и Фонда социальной защиты населения в течение 2000 г. был сделан анализ предложений по реформированию пенсионной системы Республики Беларусь. Расчеты показали объективную необходимость повышения возраста выхода на пенсию. И даже в данном случае положение Фонда социальной защиты населения будет оставаться неустойчивым. Более того, начиная с 2030 года, Фонд будет работать с дефицитом средств, причем этот дефицит будет наращиваться [28, с.135].

    Изложенные проблемы пенсионного обеспечения и деятельности Фонда свидетельствуют о необходимости проведения радикальных реформ в этой области.

     Для этого надо произвести изменения условий и норм пенсионного обеспечения, продолжить развитие системы обязательного профессионального пенсионного страхования работников, занятых в неблагоприятных условиях труда, дальнейшего повышения размеров пенсий.

Информация о работе Модели социальной защиты в странах ЕС