Многообразие форм собственности как условия эффективного функционирования рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 20:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить формы собственности и их влияние на эффективность функционирования рыночной экономики.
Методы исследования: синтеза, графического анализа, сравнительного анализа, экспертных оценок и группировок.
Для того чтобы достичь цели данной курсовой работы необходимо решить ряд задач:
Изучить формы собственности в формировании эффективной рыночной экономике.
Проанализировать преобразование форм собственности в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….…….…….5
1 Формы собственности в функционировании эффективной рыночной экономике…………………………………………………………………………….6
1.1 Собственность: понятие и сущность………………………………………...…6
1.2 Содержание экономической теории прав собственности и трансакционных издержек…………………………………………………………………………...…8
1.3 Типы и формы собственности…………………………………………………11
2 Собственность как экономическая и юридическая категория в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..16
3 Проблемы и совершенствования преобразования форм собственности в Республике Беларусь…………………………………………………………….…30
Заключение…………………………………………………………………….........37
Список использованных источников…….………………………………..………39

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 253.58 Кб (Скачать)

Государство намерено еще больше заинтересовать негосударственные юридические лица Республики Беларусь в совершении подобных сделок. Дополнительные возможности приобретения ими земельных участков в частную собственность появятся после принятия указа «О некоторых мерах, направленных на совершенствование отношений в области строительства, изъятия и предоставления земельных участков, и внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь».

В перспективе  приобрести землю при покупке недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, будет возможно как через аукцион, так и без его проведения. В последнем случае негосударственные юридические лица смогут получить незастроенный участок по основаниям, определенным частью первой пункта 6 названного указа. Кроме того, при предоставлении негосударственным юридическим лицам в частную собственность земельных участков, находящихся у них на праве аренды, этим указом предлагается засчитывать и ранее внесенную арендную плату.

И наоборот, негосударственным юридическим лицам можно будет приобретать землю у граждан, являющихся собственниками земельных участков, при условии сохранения целевого назначения участков в соответствии с законодательством об охране и использовании земель. И еще один немаловажный аспект: вышеназванный проект указа содержит важную рекомендацию, адресованную местным Советам, - уменьшать ставки земельного налога на участки, предоставленные в частную собственность негосударственным юридическим лицам [6, с. 34].

Кстати, в Беларуси совершенствуется и  система  взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности. Сегодня арендная плата за земельные участки исчисляется исходя из кадастровой стоимости и коэффициентов, учитывающих их функциональное использование. Для участков, имеющих низкую кадастровую оценку, установлены фиксированные размеры арендной платы за гектар земельной площади, при этом они соразмерны земельному налогу, определяемому согласно Налоговому кодексу за аналогичные земельные участки. Предусмотрено и освобождение от взимания арендной платы за отдельные земельные участки, предоставленные юридическим лицам и гражданам.

В настоящее  время стоимость аренды площадей под строительство объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, инвесторам и (или) организациям, созданным с их участием, не повышается в течение всего срока реализации инвестпроекта. Такая же норма действует в отношении арендной платы за земельные участки, расположенные в границах свободных экономических зон и предоставляемые в аренду их резидентам для реализации инвестиционных проектов.

Арендатор, кстати, имеет возможность вносить арендную плату единовременно за весь период аренды, при этом местным исполнительным комитетам предоставлено право не только увеличивать, но и уменьшать (не более чем в два раза) ее размер для отдельных категорий юридических лиц.

Однако  в государстве будет осуществляться постепенный уход от арендных отношений  в предпринимательстве. Все-таки этот институт представляется более уместным, к примеру, на рынке жилья. Директива  № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» и была принята с целью создания для бизнеса всех условий для развития частной собственности и инициативы. Тем, кто занимается производством, создает дополнительные материальные блага, целесообразнее производственные площади и землю иметь в своей собственности.

В Беларуси впервые введен механизм отчуждения за одну базовую величину имущества, которое находится в государственной собственности и не использовалось более двух лет. Сюда отнесены также незавершенные строительством объекты. Неиспользуемое имущество будет предоставляться в собственность в первую очередь субъектам хозяйствования, занимающимся производством товаров, работ и услуг.

Численность занятого населения по формам собственности за 2008-2010гг. (рисунок 2) имеет положительную тенденцию, т.к. численность занятого населения, работающих в организациях частной  собственности увеличивается (с 2238,1 тыс. чел в 2008г. до 2520,1  тыс. чел. в 2010г.); в организациях с иностранной  и смешанной с иностранным  участим формах собственности такая  же тенденция, а государственной  собственности уменьшается с 2298,5 тыс. чел. в 2008г. до 2063,4 тыс. чел. в 2010.

Рисунок 2 – Численность занятого населения  по формам собственности за 2008-2010гг., тыс. чел.

 

Основные  средства по формам собственности за 2009-2011гг. на начало года (рисунок 3) имеют  также положительную динамику: доля государственной форм собственности  уменьшается, а частной и иностранной  увеличивается, хотя за последние два  года доля иностранной остается неизменной 1,5%, а доля частной увеличилась  на 7,7% в 2011г., чем в 2009г. Основные средства государственной формы собственности  уменьшились и составили за 2011г. – 44,2% (уменьшение 7,7% по сравнению с 2009г.).

 

Рисунок 3 - Основные средства по формам собственности, на начало года за 2009-2011гг., млрд. руб.

Рисунок  4 - Число организаций по формам собственности  за 2008-2010гг., единиц на конец года

 

Число организаций по формам собственности  за 2008-2010гг. представлено на рисунке 4. Так больше всего субъектов с  частной формой собственности среди  малых предприятий и их число  за 2008-2010гг. увеличилось на 11199 единиц и составило 70509 единиц.

Число организаций малого предпринимательства  с государственной формой собственности  за 2010г. составило 1378 единиц, и их количество уменьшилось на 317 единиц по сравнению  с 2008г.  Тенденции средних предприятий  по формам собственности такие же. Число организаций с частной  формой собственности увеличивается, а с государственной уменьшается.

Земли сельскохозяйственных организаций  в Республике Беларусь по формам собственности  на 01.01.2011г. (таблица 2). В государственной  собственности находится 8992,8 тыс. га, в том числе в постоянном пользовании  находиться 96,21%, во временном пользовании 0,47%, арендуемых – 3,31%. В частной собственности  находится 0 тыс. га.

 

Таблица 2 - Земли сельскохозяйственных организаций  в Республике Беларусь по формам собственности  на 01.01.2011г., тыс. га

в государственной собственности, всего

в том числе

в частной собственности, всего

в том числе арен-дуемых

в пожизненном наследуемом владении

в постоянном пользовании

во временном пользовании

арендуемых

8992,8

-

8652,6

42,6

297,6

-

-


 

 

Таблица 3 - Земли граждан в Республике Беларусь по формам собственности на 01.01.2011г., тыс. га

в государ-ственной собствен-ности, всего

в том числе

в частной собствен-ности, всего

в том числе арендуемых

в пожиз-ненном наследу-емом владении

в посто-янном пользо-вании

во времен-ном пользо-вании

аренду-емых

918,1

718,5

1,3

183,1

15,2

77,5

-


 

В государственной собственности  земель граждан находится 918,1 тыс. га, а в частной 77,5 тыс. га. В пожизненном  наследуемом владении 718,5 тыс. га, в  постоянном – 1,3 тыс. га, во временном  пользовании – 183,1%, в арендуемых 15,2 тыс. га (таблица 3).

Всего земель в Республике Беларусь в государственной собственности  находится 20682,5 тыс. га, а в частной 77,5 тыс. га (или 0,37% от государственной). Больше всего в частной собственности  земли находятся в Минской  и Витебской областях 35,9 и 16,4 тыс. га соответственно, а в государственной  в Минской и Гомельской 3953,0 и 4031,5 тыс. га соответсвенно (таблица 4).

 

Таблица 4 – Всего земель в Республике Беларусь по формам собственности и областям на 01.01.2011г., тыс. га

Наименование областей

в государ-ственной собствен-ности, всего

в том числе

в частной собствен-ности, всего

в том числе арен-дуемых

в пожиз-ненном наследу-емом владении

в посто-янном пользо-вании

во времен-ном пользо-вании

аренду-емых

Республика Беларусь

20682,5

789,6

18624,7

255,3

362,2

77,5

0,0

Брестская

3270,8

152,2

2920,3

49,2

46,4

7,9

0,0

Витебская

3988,5

117,5

3591,5

63,5

43,1

16,4

0,0

Гомельская

4031,5

121,0

3755,9

28,6

18,7

5,7

0,0

Гродненская

2506,6

122,8

2294,0

22,1

18,7

6,1

0,0

Минская

3953,0

162,2

3448,7

42,5

220,2

35,9

0,0

Могилевская

2901,6

113,0

2598,2

47,6

14,6

5,3

0,0

г. Минск

30,5

0,9

16,1

1,8

0,5

0,2

0,0


 

Земли промышленных организаций в  Республике Беларусь по формам собственности  на 01.01.2011г. представлены в таблице 4. Так в государственной собственности  находится 100% таких земель или 63,2 тыс. га, в том числе в пожизненном 0%, в постоянном – 75,47%, во временном - 22,78%, арендуемых – 1,74% (таблица 5).

 

 

 

Таблица 5 - Земли промышленных организаций  в Республике Беларусь по формам собственности  на 01.01.2011г., тыс. га

в государ-ственной собствен-ности, всего

в том числе

в частной собствен-ности, всего

в том числе арендуемых

в пожиз-ненном наследу-емом владении

в посто-янном пользо-вании

во времен-ном пользо-вании

аренду-емых

63,2

-

47,7

14,4

1,1

-

-


 

Таким образом, в ходе реформирования собственности в нашей стране сложились следующие основные и производные формы и виды собственности, закрепленные Гражданским кодексом Республики Беларусь: государственная собственность; частная собственность; общая собственность. С 1 января 2011 года начало действовать новое законодательство о приватизации. Так за 2010г. было реформировано 223 объекта, что на 9 меньше, чем за прошлый период (или на 3,88%). Всего за 1991-2010гг. было реформировано 4778 объекта. Директива № 4 устанавливает необратимость приватизации государственного имущества и гарантирует его добросовестным приобретателям сохранение прав собственности и пользование этим имуществом. Беларусь заинтересована в развитии предпринимательства, увеличении доли частной собственности в экономике. Ведь ее владелец никогда не отнесется к своему имуществу, как к чужому.

 

3 Проблемы и совершенствования преобразования форм собственности в Республике Беларусь

 

Правительство Республики Беларусь будет активно присутствовать в тех сферах экономики, где частный бизнес не может эффективно или в необходимом объеме решать целевые задачи социально-экономического развития страны. Этот фундаментальный принцип экономической политики в равной степени применим и к совершенствованию отношений собственности на средства производства в Беларуси. Стратегия в этой сфере четко определена главой государства, в том числе в докладе на IV Всебелорусском народном собрании: «Мы готовы к приватизации, но на выгодных для страны условиях. Подход такой: там, где инвестор обещает быть более эффективным, чем государство, целесообразна приватизация. Но за деньги» [11, с. 11]. Процессы приватизации и формирования эффективных собственников будут управляемы, а активы будут продаваться по реальной стоимости с учетом интересов государства и инвестора. При этом решения о приватизации предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики страны, принимаются только Президентом Республики Беларусь [11, с. 11].

Информация о работе Многообразие форм собственности как условия эффективного функционирования рыночной экономики