Содержание
Вариант 1
Часть 1. Роль аудита в условиях рыночной
экономики
1.1. Развитие аудита в зарубежных странах
и в России
1.2. Виды и методы контроля
1.3. Виды финансового контроля в РФ
1.4. Особенности аудиторского финансового
контроля
Часть 2
Задача 1
Задача 2
Список использованной литературы
Вариант 1
Часть 1. Роль аудита в условиях рыночной
экономики
1.1. Развитие аудита в зарубежных странах
и в России
Аудит – одна из форм финансового контроля,
потребность в котором возникла одновременно
с зарождением и развитием товарообменных
и денежных отношений.
История формирования и развития аудита
уходит своими корнями в глубокую древность.
Еще в период рабовладельческого и феодального
строя частные собственники приглашали
экспертов, которые занимались выслушиванием
и проверкой отчетности управляющих. На
базе государства формировались определенные
органы, контролирующие государственные
расходы, а также регулировали налоговые
сборы. По мере развития промышленности
и всех видов торговых операций налоги
стали иметь существенный вес в бюджете
каждого государства. Чтобы избежать недоразумений
и споров между управляющими предприятий,
которые представляли интересы владельцев
экономически ценных объектов, и налоговыми
органами возникла необходимость в независимой
экспертизе и контроле – аудите. В аудите
были заинтересованы все участники экономического
процесса. К помощи аудиторов прибегали
и незаинтересованные лично государственные
структуры – арбитраж, суд. Сильным импульсом
в истории развития аудита был период
капитализма. С целью предупреждения сокрытия
затрат и доходов, от присвоения прибыли
управляющими, некорректного распределения
прибыли, во избежании злоупотреблений
каждый собственник был должен прибегнуть
к обязательной проверке отчетов по финансам
независимыми аудиторами. Приблизительно
в этот период вышла серия инструкций,
постановлений и законов, согласно которым
все собственники и компании должны были
не менее одного раза в год прибегать к
услугам аудитора, чтобы подтвердить проверку
их отчетности перед государственными
органами (в том числе налоговыми). После
возникновения акционерных обществ стимулом
для более широкого развития аудита стала
общность интересов банков и владельцев,
владельцев и бирж, владельцев и поставщиков
материалов (сырья). Исходя из совокупности
сложившихся за весь этот длинный период
времени условий, стимулом для возникновения,
развития и становления аудита стала необходимость
во взаимном контроле и регулировании.
Далее в советское время только государственный
контроль, его реализовывало Министерство
государственного контроля соответствующей
союзной республики. После падения командно-административной
системы снова возникла необходимость
в функционировании развитой системы
аудита.
Первой страной, создавшей систему финансового
контроля, был Китай около 700 г. до н.э.
Развитие аудита было тесно связано с
особенностями финансово-промышленной
истории отдельных стран и определялось
прежде всего характером развития рынка
капитала.
Аудит был известен в Европе уже в Средневековье,
однако как наука и вид экономической
деятельности активно развивается с XIX века.
В Средние века по просьбе контрагентов
купцов (как правило, других купцов или
банковских институтов) аудиторы проверяли
бухгалтерские книги купцов и свидетельствовали
их достоверность. В XIX веке основными
заказчиками аудита стали, помимо кредиторов,
собственники компании — что связано с
активным развитием акционерных и ограниченных
компаний, в которых собственники не занимались
текущим управлением и, соответственно,
нуждались в периодической проверке нанятых
управляющих.
Глобализация экономики, создание транснациональных
корпораций с множеством подразделений,
разбросанных зачастую по всей стране,
а то и по всему миру, значительно усилили
потребности бизнеса в независимых ревизорах.
Кроме того, по мере роста государственного
вмешательства в экономику и усложнения
системы налогообложения, компании стали
испытывать необходимость в независимых
специалистах, которые могли проверить
бухгалтерскую и налоговую отчётность
фирмы с целью выявления ошибок и искажений
отчётности и предотвращения санкций
со стороны государственных органов.
В XX веке в связи с активным развитием
фондового рынка появилась новая категория
лиц, заинтересованных в аудите — инвесторы.
Как правило, каждая новая волна скандалов,
связанных с банкротством компаний, чьи
акции или долговые бумаги имеют биржевой
листинг и активно обращаются, оборачивалась
судебным преследованием аудиторов и
ужесточением требований к аудиторам
и выполнению ими проверок. В силу многочисленности
инвесторы стали наиболее активным и требовательным
потребителем аудиторских услуг.
С середины XX века аудиторы стали расширять
сферу своих интересов и начали осуществлять
деятельность не только по подтверждению
бухгалтерской отчётности, но и стали
сами вести бухгалтерский учёт для сторонних
организаций, выступая в роли коллегиального
корпоративного бухгалтера и юриста, а
также инвестиционного консультанта и
доверительного управляющего для своих
клиентов. Кроме того, научно-техническая
революция вынудила аудиторские компании
освоить функции по внедрению современных
технологий по управлению предприятием,
автоматизации учёта, внедрению систем
контроля качества и других смежных работ.
В России (в бытность СССР) аудит бухгалтерской
отчётности появился с конца 1980-х гг. (не
считая дореволюционной эпохи) и был тесно
связан с деятельностью вновь возникших
совместных предприятий. До середины 90-х
гг. XX в. рынок складывался стихийно, хотя
определённый порядок внесло принятие
Президентом Временных правил аудиторской
деятельности в 1993 году. Характерная черта
этого времени — профессия формировалась
из бывших советских ревизоров и бухгалтеров.
С конца 1994 была введена обязательная
аттестация аудиторов, а начиная с 1995 -
лицензирование аудиторских организаций
и частных аудиторов.
В 2001 был принят и с 2002 года вступил в силу
Федеральный Закон РФ «Об аудиторской
деятельности», который оказал определённое
воздействие на рынок финансового аудита
и его движение в сторону более цивилизованных
стандартов работы. В частности, закон
установил специальную правоспособность
для аудиторских организаций. Была введена
минимальная численность штата аудиторских
фирм. Был закрыт доступ индивидуальных
аудиторов на рынок обязательного аудита.
В законе были допущены и "ляпы" -
как технического характера (в первоначальной
редакции содержались ссылки на отсутствующие
части статей), так и по существу (предусматривалась
обязательное страхование ответственности
аудитора по договору с аудируемым клиентом,
что довольно абсурдно; в мировой практике
принято страховать ответственность аудитора
за причинение вреда).
Начиная с 2003 по инициативе Минфина, представителей
аудиторской профессии, иных заинтересованных
лиц велась подготовка новой редакции
закона «Об аудиторской деятельности»,
которая изрядно затянулась из-за столкновения
противоположных мнений относительно
ряда моментов.
Наконец, в декабре 2008 был принят и с 1 января
2009 (отдельные статьи - с 1 января 2010) вступил
в силу новый федеральный закон «Об аудиторской
деятельности» №307-ФЗ, в соответствии
с которым лицензирование аудиторов заменено
обязательным членством в аудиторских
СРО. Членами СРО должны быть также физические
лица-аудиторы. Минимальное число членов
- 700 аудиторов или 500 аудиторских организаций.
Законом восстановлено забытое было требование
о наличии в капитале аудиторских организаций
большинства у квалифицированных аудиторов
или аудиторских организаций. Индивидуальным
аудиторам частично возвращен доступ
к проведению обязательного аудита. Страхование
ответственности заменено механизмом
компенсационных фондов СРО.
1.2. Виды и методы контроля
Контроль - это процесс обеспечения достижения
организацией своих целей. Процесс контроля
состоит из установки стандартов, изменения
фактически достигнутых результатов и
проведения корректировок в том случае,
если достигнутые результаты существенно
отличаются от установленных стандартов.
Руководители начинают осуществлять функцию
контроля с того самого момента, когда
они сформулировали цели и задачи и создали
организацию.
Фирмы широко используют две формы контроля:
финансовый (как основа общего управленческого
контроля) и административный. Финансовый
контроль осуществляется путем получения
от каждого хозяйственного подразделения
финансовой отчетности по важнейшим экономическим
показателям деятельности по стандартным
формам, идентичным для местных и зарубежных
дочерних компаний. Число позиций и сроки
представления отчетности могут быть
различны. Как правило, более детальная
отчетность представляется крупными дочерними
фирмами и компаниями, находящимися на
важнейших рынках. Она ложится в основу
сравнения фактических показателей с
планируемыми. При этом в центре внимания
находятся такие показатели, как уровень
прибыли, издержки производства и их отношение
к чистым продажам, эффективность капиталовложений,
обеспеченность собственными средствами,
финансовое состояние (платежеспособность
и ликвидность) и др. Анализ этих показателей
осуществляется отдельно по каждому центру
ответственности (производственно - хозяйственной
группе, производственному отделению,
дочерней компании), а также по фирме в
целом.
Система централизованного контроля позволяет
поддерживать определенное сочетание
централизации и децентрализации в управлении,
поскольку предусматривает передачу контроля
за оперативной деятельностью низовых
звеньев (производственных отделений,
дочерних компаний, заводов) руководителям
соответствующих подразделений.
На этом уровне осуществляется контроль
за соответствием хозяйственных результатов
показателям, запланированным в текущем
бюджете; производится сравнение объема
фактических и планируемых продаж; анализируются,
изменение доли фирмы на рынке, как в целом,
так и по отдельным продуктам и сегментам
рынка, состояние портфеля заказов. Такой
контроль обычно называют оперативным
контролем (а также административным,
или тактическим) в отличие от общего,
стратегического контроля. Оперативный
контроль призван систематически следить
за обеспечением выполнения намеченной
текущим планированием производственной
программы, поэтому его, как правило, объединяют
с планированием в единую функцию оперативного
управления. В то же время общий управленческий
контроль направлен на решение стратегических
задач и достижение намеченных целей путем
наиболее эффективного использования
имеющихся ресурсов и тесно связан с перспективным
планированием. Поэтому общий управленческий
контроль требует централизации, в то
время как оперативный контроль - децентрализации.
Вместе с тем система контроля дает возможность
использовать преимущества, как самостоятельности
подразделений, так и эффективного руководства
из центра. Функция контроля, так же как
и функция планирования, служит важнейшим
средством централизации управления со
стороны высшего руководства фирмы и одновременно
позволяет достигать оптимального сочетания
децентрализации в управлении фирмой
в целом.
В основе классификации видов, форм и методов
финансового контроля лежат признаки,
характеризующие определенные связи между
объектами классификации.
В зависимости от субъектов, осуществляющих
контроль, выделяют: государственный финансовый
контроль и негосударственный финансовый
контроль, который включает аудиторский,
внутрихозяйственный и общественный контроль.
Государственный финансовый контроль
представляет собой совокупность действий
и операций, осуществляемых органами государственной
власти, а также специально созданными
ими органами, с использованием специфических
форм и методов его организации за соблюдением
субъектами хозяйствования и органами
государственной власти норм права с целью
обеспечения законности, целесообразности,
эффективности образования, распределения
и использования финансовых ресурсов
государства.
Государственный финансовый контроль
охватывает не только государственный
сектор экономики, но и распространяется
на субъекты хозяйствования всех форм
собственности, главным образом путем
проверки соблюдения ими налогового законодательства,
выполнения государственных и муниципальных
заказов, целевого использования субсидий,
дотаций, бюджетных кредитов, а также эффективности
предоставления и законности использования
налоговых льгот. Следовательно, объектом
государственного финансового контроля
выступают все денежные отношения, складывающиеся
в процессе деятельности субъектов хозяйствования,
связанные с формированием и использованием
финансовых ресурсов государства.
Организация государственного финансового
контроля в различных странах во многом
определяется формой государственного
устройства (например, для России, США
— наличие института президентской власти).
С учетом определенных признаков классификации
внутри государственного финансового
контроля можно выделить следующие виды:
1. По отношению к ветвям государственной
власти: контроль, осуществляемый законодательными
(представительными) органами государственной
власти, как непосредственно (парламентский
контроль), так и через специально созданные
ими органы независимого контроля; контроль,
осуществляемый Президентом; контроль,
осуществляемый органами исполнительной
власти.
Парламентский контроль включает: рассмотрение
и утверждение бюджета, отчета о его выполнении;
контрольную деятельность постоянных
комиссий и комиссий по расследованию
финансовых нарушений и др. Например, в
Индии — это парламентские комитеты (государственной
отчетности, бюджетных предложений, по
делам государственных предприятий), в
США такими органами, являются Бюджетное
управление конгресса и Главное контрольно-финансовое
управление. Назначение Бюджетного управления
конгресса — снабжать Конгресс, в том
числе бюджетные комитеты, информацией
по финансово-экономическим вопросам,
анализировать исполнение финансовых
программ и др. Основной функцией Главного
контрольно-финансового управления как
главного органа, контролирующего исполнение
бюджета, является контроль за правительственными
расходами. Этот орган имеет определенную
независимость от обеих ветвей власти.
В ряде стран (Австрия, Испания, Франция,
Германия и др.) в качестве независимых
органов государственного финансового
контроля выступают Счетные палаты. В
Российской Федерации парламентский контроль,
в том числе в финансовой сфере, осуществляют
палаты Федерального Собрания — Совет
Федерации и Государственная Дума, которые
образуют комитеты и комиссии (например,
комитет по бюджету и налогам).
1.3. Виды финансового контроля в РФ
К видам финансового контроля традиционно
относят и общественный контроль, под
которым понимают контроль, осуществляемый
непосредственно гражданами, а также общественными
организациями и объединениями, то есть
без участия специальных государственных
органов.
В зависимости от объекта контроля выделяют
такие виды финансового контроля, как:
бюджетный, налоговый, таможенный, валютный,
контроль в страховой сфере (страховой),
денежно-кредитный, контроль за деятельностью
внебюджетных фондов и др.
Бюджетный контроль, являющийся одним
из важнейших видов финансового контроля,
обеспечивает проверку правильности составления
и исполнения доходов и расходов бюджета
в разрезе показателей, установленных
законом о бюджете на соответствующий
год; выявление отклонений в ходе исполнения
бюджета; выявление финансовых нарушений
в бюджетной сфере, контроль за правильностью
осуществления бюджетного учета. Налоговый
и таможенный контроль рассматриваются
либо как самостоятельные виды контроля,
либо как составляющие бюджетного контроля.
Финансовый контроль, объектом которого
являются финансовые отношения, складывающиеся
в различных сферах и звеньях финансовой
системы, могут осуществлять как органы
государственного, так и негосударственного
финансового контроля. Так, финансовый
контроль в страховой сфере осуществляют
специально созданные государственные
органы (например, Федеральная служба
страхового надзора РФ), а также аудиторские
организации. Финансовый контроль в системе
пенсионного обеспечения в РФ осуществляют:
Счетная палата РФ, Федеральная служба
по финансовым рынкам, Пенсионный фонд
РФ (в отношении страхователей и пенсионеров),
Федеральная служба финансово-бюджетного
надзора, Общественный совет по инвестированию
средств пенсионных накоплений, негосударственные
пенсионные фонды (по отношению к управляющим
компаниям), аудиторские фирмы, органы
внутреннего контроля.
Финансовый контроль проводится разнообразными
методами, под которыми понимают приемы
или способы, средства его осуществления.
Применение конкретного метода зависит
от ряда факторов: от правового положения
и особенностей форм деятельности органов,
осуществляющих контроль, от объекта и
цели контроля, оснований возникновения
контрольных правоотношений и др.
Используются следующие методы финансового
контроля: ревизии, проверки (документации,
состояния учета и отчетности и т.д.), рассмотрение
проектов финансовых планов, заявок, отчетов
о финансово-хозяйственной деятельности,
заслушивание докладов, информации должностных
лиц и др. Проведение их, как правило, планируется.
Однако они могут осуществляться и вне
плана, в связи с возникшей необходимостью.
Эти общие методы конкретизируются в методиках,
правилах проведения контроля различных
объектов (например, методические письма
и указания налоговых органов, в частности,
Методическое пособие по проведению камеральных
проверок, инструкции Минфина России по
составлению отчетности об исполнении
бюджета, смет расходов бюджетных учреждений
и тому подобное).
Основной метод финансового контроля
— ревизия, то есть наиболее глубокое
и полное обследование финансово-хозяйственной
деятельности предприятий, организаций,
учреждений с целью проверки ее законности,
правильности и целесообразности. Ревизии
проводят разные контролирующие органы,
в особенности финансовые, а также органы
государственного управления в отношении
подведомственных организаций. Ревизии
могут быть проведены как по плану этих
органов, так и по указанию других компетентных
органов, в том числе правоохранительных.
По объекту проверки различают ревизии
документальные, фактические, полные (сплошные),
выборочные (частичные). По организационному
признаку они могут быть плановыми (предусмотренными
в плане работы соответствующего органа)
и внеплановыми (назначенными в связи
с поступлением сигналов, жалоб и заявлений
граждан, требующих неотлагательной проверки),
комплексными (проводимыми совместно
несколькими контролирующими органами).
В зависимости от времени проведения выделяют
предварительный, текущий и последующий
контроль.
Предварительный контроль — контроль,
осуществляемый до совершения финансово-хозяйственных
операций, например, в ходе обсуждения
и утверждения проектов законов (решений)
о бюджете и иных проектов законов (решений)
по бюджетно-финансовым вопросам, на стадии
составления смет доходов и расходов бюджетных
учреждений. Имеет большое значение для
предупреждения нарушений финансового
законодательства.
Текущий контроль проводится в процессе
совершения финансово-хозяйственных операций,
например, при рассмотрении отдельных
вопросов исполнения бюджетов в ходе парламентских
слушаний и в связи с депутатскими запросами,
при проверке органами казначейства платежных
документов на осуществление кассового
расхода бюджета. Текущий контроль позволяет
получить необходимую оперативную информацию,
характеризующую состояние объекта контроля,
внести необходимые коррективы в случае
выявления отклонений.
Последующий контроль осуществляется
по итогам завершения финансово-хозяйственных
операций, отличается более глубоким изучением
деятельности субъекта хозяйствования.
Как правило, по результатам последующего
контроля составляют документы (например,
акты), положения которых обязательны
для их исполнения.
Исходя из направления воздействия субъекта
контроля на объект, выделяют внешний
и внутренний финансовый контроль. Под
внешним финансовым контролем понимают:
по отношению к органам государственной
власти — контроль, осуществляемый независимыми
в своей деятельности от органов государственной
власти субъектами, то есть специально
созданными контрольными органами; по
отношению к субъекту хозяйствования
— контроль, осуществляемый иными внешними
субъектами (налоговыми, финансовыми органами,
аудиторской организацией). Под внутренним
финансовым контролем понимают: по отношению
к органам государственной власти — контроль,
осуществляемый непосредственно в системе
органов государственной власти (например,
ведомственный контроль); по отношению
к субъекту хозяйствования — контроль,
осуществляемый соответствующей службой
(внутреннего контроля).
1.4. Особенности аудиторского финансового
контроля
Среди методов руководства экономикой
независимо от форм собственности, важное
место принадлежит финансовому контролю.
Такой контроль способствует повышению
эффективности производства, соблюдению
законности в распределении получаемых
доходов, максимальной реализации социальных
гарантий.
Аудиторский финансовый контроль — это
независимый вневедомственный контроль,
осуществляемый в качестве предпринимательской
деятельности — аудиторской деятельности.
Создание предприятий, коммерческих банков,
других хозяйственных структур, основанных
на негосударственных формах собственности,
потребовало решения вопроса о формах
и субъектах проведения контроля за их
финансово-хозяйственной деятельностью
в целом, поскольку контроль компетентных
государственных органов в рассматриваемых
отношениях направлен главным образом
на интересы государственной казны. В
то же время сами хозяйствующие субъекты
заинтересованы в достоверности и качественности
учета и отчетности по финансово-хозяйственной
деятельности, что в конечном итоге отвечает
и интересам государства. Использование
аудиторской формы контроля позволяет
сочетать интересы этих двух сторон, причем,
что важно, без затрат бюджетных средств
на контрольную деятельность.
В становлении и развитии в России аудиторского
финансового контроля нашел отражение
опыт развитых зарубежных стран, где такая
форма контроля широко распространена.
Первоначально он действовал в течение
почти восьми лет на основании Указа Президента
РФ от 22 декабря 1993 г. «Об аудиторской деятельности
в Российской Федерации» и утвержденных
этим Указом Временных правил аудиторской
деятельности1. Впоследствии, 7 августа
2001 г., был принят Федеральный закон «Об
аудиторской деятельности»
Финансовый контроль служит необходимым
методом реализации и защиты денежных
интересов экономических субъектов.
Финансовый контроль нужен для определения
эффективности, предупреждения и борьбы
с хищениями, нецелевым использованием
средств, коррупцией.
Нецелевое использование чужих средств
неотъемлемое свойство деятельности органов
власти всех стран, организаций, неформальных
коллективов и граждан. Оно существовало
всегда, но особых размеров достигло в
наше время. Организация контроля является
обязательным элементом управления общественными
финансовыми средствами, так как такое
управление влечет за собой ответственность
перед обществом. Необходимость контроля
диктуется рядом объективных и субъективных
факторов, в том числе:
1. неопределенностью будущего, отсутствием
стопроцентной вероятности развития событий
и процессов в желаемом направлении, особенно
в финансовых отношениях;
2. наличием субъективного фактора конкретной
деятельности человека;
3. важностью предупреждения возникновения
кризисных ситуаций;
4. целесообразностью поддержания успеха
деятельности управляющего субъекта (развитие
уверенности в правильности решений и
так далее).
В этой связи создание и обеспечение высокорезультативного
финансового контроля представляет для
любого общества задачу первостепенной
важности.
Часть 2
Задача 1
1. На основании данных баланса и отчета
о прибылях и убытках определите, подлежит
ли данный экономический субъект обязательному
аудиту.
2. Определите уровень существенности,
используя приведенную методику.
3. Исходя их указанных значений неотъемлемого
риска и риска средств контроля, определите
риск необнаружения. При ответе на этот
вопрос рекомендуется использовать теоретический
материал и Федеральное правило (стандарт)
аудиторской деятельности №8 «Оценка
рисков и внутренний контроль»
4. Используя исходные данные, получившееся
значение риска необнаружения, опишите
в соответствии с приведенной методикой
механизм формирования аудиторской выборки
и рассчитайте полную прогнозную величину
ошибки.
Сравнив полную прогнозную величину ошибки
и уровень существенности, сделайте вывод
о достоверности данной статьи бухгалтерской
отчетности.
Исходные данные для практической части
работы
Бухгалтерский баланс ООО «Практика»
на 01января 2010г., тыс. руб.

Отчет о прибылях и убытках ООО «Практика»
за период с 01.01.2009 по 01.01.2010г. тыс. руб.

С помощью данных бухгалтерского баланса
и отчета о прибылях и убытках можно отметить,
что проведенная аудиторская проверка
носит инициативный характер.
Для нахождения уровня существенности
необходимо по итогам финансового года
по данным бухгалтерской отчетности определить
финансовые показатели, от которых берутся
следующие процентные доли:
- балансовая прибыль – 5%
- валовой объем реализации без НДС – 2%
- валюта – 2%
- собственный капитал – 10%
- общие затраты предприятия – 2%
Рассмотрим порядок нахождения уровня
существенности

Найдем среднее арифметическое: (62+1008+15+46+983)
/ 5 = 423
Определим размах вариации: 1008 - 15 = 993
Сопоставим со средней арифметической:
993 / 423 = 2,35
Если размах вариации составляет менее
30% средней арифметической, то средняя
арифметическая считается типичной и
ее можно использовать для определения
уровня существенности. В данном случае
расчеты показали, что размах вариации
составляет 235%, такие значения можно отбросить.
Для выявления такой величины необходимо
сопоставить наименьшее значение со средней
арифметической: 423 / 15 = 28,2
Далее необходимо сопоставить наибольшее
значение со средней арифметической: 1008
/ 423 = 2,38
Значение 15 отличается от средней почти
в 28 раз, а значение 1008 отличается от средней
меньше чем в три раза. На основании этого
принимаем решение отбросить наименьшее
значение, как непоказательные данные
числового ряда, а наибольшее оставить.
На базе оставшихся значений необходимо
рассчитать среднее арифметическое, которую
следует округлить, но так, чтобы после
округления ее значение изменилось бы
не более чем на 20% в ту или иную сторону.
Среднее арифметическое: (62+1008+46+983) / 4 =
525
Полученную величину округлим до 550 руб.
и найдем отклонение:
(550 – 525) / 525 x 100% = 4,76%, что находится в пределах
20%.
Отклонение в пределах допустимого, поэтому
величина 550 руб. является единым показателем
уровня существенности для данной бухгалтерской
отчетности, который аудитор может использовать
в своей работе.
Далее необходимо определить риск необнаружения,
при условии, что:
- неотъемлемый риск – высокий
- риск средств контроля - высокий
Риск необнаружения определим по фомуле:
РН = АР/ (НР х РСК)
РН = 5 / (100 х 80) = 0,1%
Где РН – риск необнаружения
АР – аудиторский риск
НР - неотъемлемый риск
РСК – риск средств контроля
Для расчета риска необнаружения используются
следующие значения:
- неотъемлемый риск – высокий – 100% риска
- риск средств контроля – высокий – 80%
риска
- аудиторский риск – 5% риска
Итак, после определения размера аудиторского
риска мы можем определить уровень надежности.
Уровень надежности находится по формуле
УН = 1 - РН
В таблице представлены коэффициенты
надежности и соответствующий им уровень
надежности.
Коэффициент надежности

Объем выборки определяется по формуде:
ОВ = (ПС - ЭН - ЭК) х КП / (УС х 0,75)
ОВ = (238-24) х 4,6 / (550 х 0,75) ≈ 2,39 = 2
Где ОВ — объем выборки;
ПС — суммарный объем проверяемой совокупности
в стоимостном (денежном) выражении;
ЭН — суммарное стоимостное (денежное)
выражение элементов наибольшей стоимости;
ЭК — суммарное стоимостное (денежное)
выражение ключевых элементов;
КП — коэффициент проверки (порядок исчисления
его величины рассмотрен ниже);
УС — уровень существенности.
Необходимо определить число элементов
выборки, исходя из коэффициента совокупности,
равного 10.
ОВ = КП х 10 = 4,6 х 10 = 46
Таким образом, в дополнение к элементам
следует отобрать 46 элементов выборки.
Полная прогнозная величина ошибки, притом,
что в учете найдено ошибок 10.000 руб., составила
(10 000 / 24 000) х 238 000 = 99167 руб.
На основании проделанных расчетов можно
сделать вывод, что аудиторская проверка
носит инициативный характер. Уровень
существенности на предприятии составил
550 руб., риск необнаружения составил 0,1%,
объем выборки (элемент генеральной совокупности)
равен 46 единицам, полная прогнозная величина
ошибки составила 99167 руб.
Задача 2
ОАО «Автомир» и аудиторская фирма «Аудит»
заключили договор на проведение аудиторской
проверки финансово-хозяйственной деятельности
общества и подтверждение достоверности
бухгалтерской (финансовой) отчетности
за 2009г. Основным видом деятельности ОАО
«Автомир» является производство деталей
для автомобилей.
Основные показатели деятельности и финансовые
результаты предприятия представлены
в таб.1 и 2. (по состоянию на 1 января 2010).
Таблица 1
Баланс ОАО «Автомир» на 31 декабря 2009 г.

Таблица 2
Финансовые результаты деятельности ОАО
«Автомир»

Используя Правило (стандарт) аудиторской
деятельности «Существенность и аудиторский
риск», выберите базовые показатели для
расчета уровня существенности для ОАО
«Автомир» и установите границу предельно
допустимой ошибки в отчетности, учитывая
специфику финансово-хозяйственной деятельности
ОАО «Автомир», используя таб.3.
Таблица 3
Базовые показатели

Значение, применяемое для нахождения
уровня существенности:
(100,56 + 146,27 + 962,30 + 2897,51 + 109,70)/5=4216,34/5=843,27 тыс.руб.
(843,27-100,56)/843,27=88%(min)>30%
(843,27-2897,51)/843,27=243,60%(max)>30% исключим из расчета
уровня существенности.
(146,27+962,30+109,70)/3=406,09 тыс.руб. (значение уровня
существенности – итог баланса).
Единый показатель уровня существенности
распределите между статьями организации
пропорционально его структуре, используя
таб.4 и 5.
Таблица 4
Распределение значения уровня существенности
пропорционально структуре баланса

Таблица 5
Распределение значения уровня существенности
пропорционально структуре баланса

Проанализировать и оценить выявленные
в ходе аудиторской проверки фактические
ошибки, сравнить их с предельно допустимым
размером ошибок в бухгалтерской отчетности
ОАО «Автомир».
Сделать, вывод о существенности выявленных
в ходе аудиторской проверки нарушений.
По результатам проведенной аудиторской
проверки финансово-хозяйственной деятельности
ОАО «Автомир» за 2009г. были выявлены следующие
нарушения:
− В связи с неправильным формированием
в бухгалтерском учете выручки от реализации
(продажи) продукции сумма дебиторской
задолженности покупателей оказалась
занижена на 85 766 руб.;
− В результате неполного отражения полученных
и оплаченных счетов-фактур от поставщиков
произошло занижение кредиторской задолженности
на 213 565руб.;
− Применение метода списания сырья на
производство деталей для машин, не соответствующего
принятой в ОАО «Автомир» учетной политики,
привело к занижению остатков сырья на
складе в сумме 27 700руб.
Анализ выявленных нарушений оформите
в виде таб. 6.
Таблица 6
Анализ выявленных нарушений

Вывод: Занижение дебиторской задолженности
на 85,77 тыс. руб. явилось существенной ошибкой,
т.к. превышает доп. размер ошибки, которая
составляет 15,39 тыс. руб. на 70,38 тыс. руб.
Занижение кредиторской задолженности
на 213,57 тыс. руб. явилось существенной
ошибкой, т.к. превышает допустимый размер
ошибки, которая составляет 150,78 тыс.руб.
на 62,79 тыс. руб. Занижение запасов на 27,7
тыс. руб. явилось существенной ошибкой,
т.к. она находится в пределах допустимой
ошибки равной 5,37 тыс. руб. на 22,33 тыс. руб.
Эти ошибки повлияют на заключение аудитора.
Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
Ч 1 и II. - М.: Норма, 2008
2. Налоговый кодекс Российской Федерации.
Части 1 и II. — М: ИНФРА-М, 2008
3. Федеральный закон от 21 ноября 1996г. 129-ФЗ
О бухгалтерском учете
4. Федеральный закон РФ от 30.12.2008г. №307-ФЗ
«Об аудиторской деятельности»
5. Приказ Минфина РФ № 67н «О формах бухгалтерской
отчетности организации»
6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной
деятельности предприятий, утвержденный
приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г.
№ 94н
7. Альбом унифицированных форм первичной
учетной документации: Утвержден постановлением
Госкомстата России 06 апреля 2001 г. № 26
8. Агеева Ю.Б., Агеева А.Б. Аудиторская проверка:
практическое пособие для аудитора и бухгалтера
- М.: Бератор-Пресс, 2009
9. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый)
учет: Учебное пособие.- М., МарТ,2007
10. Газарян А.В. Основы аудита.- М.: Изд-во
"Бухгалтерский учет", 2009
11. Гладышева Ю.П. К нам едет аудитор. - "Бератор",
2007
12. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: учебное
пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008.
13. Нидлз Б. Принципы бухгалтерского учета
– Москва: Финансы и статистика 2006
14. Нормативная база бухгалтерского учета:
Сборник официальных документов.- М., 2006
15. Пошерстник Н.В., Пошерстник Е.Б. Документооборот
в бухгалтерском учете. - Москва - Санкт-Петербург:
Издательский дом Герда, 2007.
16. Мокрецова Г.В., С.А. Прядко Рекомендации
по составлению пояснительной записки
к бухгалтерскому отчету: структура и
содержание // Советник бухгалтера социальной
сферы, №11, ноябрь 2008г.
17. www.consultant.ru
Актив
На начало отчетного периода
На конец отчетного периода
Пассив
На начало отчетного периода
На конец отчетного периода
Нематериальные активы
Уставный капитал
10
10
Основные средства
30
56
Добавочный капитал
Запасы
256
372
Резервный капитал
НДС
46
67
Нераспределенная прибыль
158
448
Дебиторская задолженность
161
238
Долговые обязательства
Краткосрочные финансовые вложения
Краткосрочные обязательства
333
300
Денежные средства
8
25
Баланс
501
758
Баланс
501
758
Показатели
За отчетный период
Выручка от продажи товаров, работ, услуг
50384
Себестоимость проданных товаров, работ,
услуг
49153
Валовая прибыль
1231
Коммерческие расходы
584
Управленческие расходы
352
Прибыль (убыток) от продаж
295
Прочие доходы и расходы
Прибыль (убыток) до налогообложения
295
Текущий налог на прибыль
71
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода
224
Базовый показатель
Значение показателя, тыс. руб.
Уровень существенности, %
Значение, существенности, тыс. руб.
Балансовая прибыль
1231
5
62
Валовой объем реализации без НДС
50384
2
1008
Валюта
758
2
15
Собственный капитал
458
10
46
Общие затраты предприятия
49153
2
983
Уровень надежности, в % (УН)
99
98
95
90
88
85
80
75
Коэффициент надежности
4,6
3,9
3,0
2,3
2,1
1,9
1,6
1,4
Показатели
тыс. руб.
1. Внеоборотные активы – всего в том числе:
45 282,3
основные средства
45 282,3
незавершенное строительство
-
2. Оборотные активы – всего в том числе:
2 832,6
запасы
675,9
дебиторская задолженность
1 823,1
денежные средства
40,1
прочие оборотные активы
293,5
БАЛАНС
48 114,9
Пассивы
1. Капитал и резервы – всего в том числе:
28 975,1
уставный капитал
19 000,0
добавочный капитал
7 362,1
фонды накопления
-
непокрытые убытки прошлых лет
490,3
нераспределенная прибыль отчетного года
2 122,7
2. Краткосрочные пассивы – всего в том
числе:
19 139,8
заемные средства
1 275,6
кредиторская задолженность
17 864,2
БАЛАНС
48 114,9
Показатели
тыс. руб.
1. Выручка (нетто) от реализации услуг
7313,46
2. Себестоимость реализации услуг
5 485,1
3. Прибыль от реализации
1 097,0
4. Операционные доходы
731,3
5.Операционные расходы
548,5
6. Внереализационные доходы
914,2
7. Внереализационные расходы
182,8
8. Прибыль отчетного года
2 011,2
Наименование базового показателя
Значение базового показателя бухгалтерской
отчетности проверяемого экономического
субъекта (тыс.руб.)
Доля, %
Значение, применяемые для нахождения
уровня существенности (тыс.руб.)
Балансовая прибыль
2011,2
5
100,56
Валовой объем реализации без НДС
7313,46
2
146,27
Валюта
48114,9
2
962,30
Собственный капитал
28975,1
10
2897,51
Общие затраты предприятия
5485,1
2
109,70
Статьи актива баланса
Сумма, тыс. руб.
Удельный вес, %
Уровень (граница) существенности, тыс.
руб.
1. Внеоборотные активы – всего в том числе:
45 282,3
94,11
382,17
основные средства
45 282,3
94,11
382,17
незавершенное строительство
-
-
-
2. Оборотные активы – всего в том числе:
2 832,6
5,89
23,92
запасы
675,9
1,41
5,73
дебиторская задолженность
1 823,1
3,79
15,39
денежные средства
40,1
0,08
0,32
прочие оборотные активы
293,5
0,61
2,48
БАЛАНС
48 114,9
100
406,09
Статьи пассива баланса
Сумма, тыс. руб.
Удельный вес, %
Уровень (граница) существенности, тыс.руб.
1. Капитал и резервы – всего в том числе:
28 975,1
60,22
244,55
уставный капитал
19 000,0
39,49
160,36
добавочный капитал
7 362,1
15,30
62,14
фонды накопления
-
-
-
непокрытые убытки прошлых лет
490,3
1,02
4,14
нераспределенная прибыль отчетного года
2 122,7
4,41
17,91
2. Краткосрочные пассивы – всего в том
числе:
19 139,8
39,78
161,54
заемные средства
1 275,6
2,65
10,76
кредиторская задолженность
17 864,2
37,13
150,78
БАЛАНС
48 114,9
100
406,09
Статья баланса, по которой произошли
изменения
Сумма, тыс. руб.
Допустимый размер ошибки, тыс. руб.
Фактическая сумма ошибки, тыс.руб.
Расчет отключений, тыс. руб.
Дебиторская задолженность
1 823,1
15,39
85,77
-70,38
Кредиторская задолженность
17 864,2
150,78
213,57
-62,79
Запасы
675,9
5,37
27,70
-22,33 |