Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 20:01, курсовая работа
Цель работы: изучить формы собственности и их влияние на эффективность функционирования рыночной экономики.
Методы исследования: синтеза, графического анализа, сравнительного анализа, экспертных оценок и группировок.
Для того чтобы достичь цели данной курсовой работы необходимо решить ряд задач:
Изучить формы собственности в формировании эффективной рыночной экономике.
Проанализировать преобразование форм собственности в Республике Беларусь.
Введение………………………………………………………………….…….…….5
1 Формы собственности в функционировании эффективной рыночной экономике…………………………………………………………………………….6
1.1 Собственность: понятие и сущность………………………………………...…6
1.2 Содержание экономической теории прав собственности и трансакционных издержек…………………………………………………………………………...…8
1.3 Типы и формы собственности…………………………………………………11
2 Собственность как экономическая и юридическая категория в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..16
3 Проблемы и совершенствования преобразования форм собственности в Республике Беларусь…………………………………………………………….…30
Заключение…………………………………………………………………….........37
Список использованных источников…….………………………………..………39
Введение таких современных методов снизит вероятность крайне нереалистичных ценовых запросов со стороны органов государственной власти, и увеличит, таким образом, вероятность успешного завершения сделки. Мы признаем, что реализация всех этих методов займет много времени и потребует профессиональной подготовки, однако хотим отметить, что уже сегодня параллельно необходимо изменять основанную на балансовой оценке методологию определения стоимости предприятия. Первым шагом в данном направлении должен стать расчет балансовой стоимости на основе международных стандартов.
Рекомендация 3: применение современных методов оценки, таких как «Метод дисконтированных денежных потоков» (DCF), снизит вероятность крайне нереалистичных ценовых запросов со стороны органов государственной власти, и тем самым будет способствовать росту количества заключенных сделок.
4) Реформа условий будущих
Согласование с инвесторами помимо цены определенных условий является общепринятым подходом, однако, это должно быть сделано таким образом, чтобы интересы и государства, и нового владельца были в равной степени учтены. Как правило, владелец заинтересован в таком управлении компанией, которое приносит прямую выгоду ему (прибыль), а также опосредованную обществу (заработная плата, рабочие места, налоги). Наиболее распространенная система оценки (DCF, см. выше) основана на предположении, что компания является действующим предприятием, которое генерирует непрерывный поток денежных средств на основе своей производственной деятельности. Ограничение свободы развития активов может привести либо к отсутствию интереса к сделке со стороны инвестора, либо к снижению цены (если это устраивает потенциального покупателя).
Признавая тот факт, что некоторые условия продажи могут быть вполне рациональными и обоснованными, мы считаем, что их общий перечень должен быть открыт и доступен для всех заинтересованных сторон. Только таким образом инвестор может определить, являются ли эти условия приемлемыми, и, следовательно, стоит ли приступать к переговорам.
Рекомендация 4: Выдвигая дополнительные условия при продаже предприятия новому владельцу, власти должны учитывать и государственные интересы, и интересы покупателя. В любом случае, полный перечень этих условий должен быть в свободном доступе.
Таким образом, сильный и устойчивый экономический рост в среднесрочной перспективе может быть достигнут только путем существенного увеличения доли частного сектора в экономике Беларуси, так как прежние факторы роста постепенно ослабевают. В свою очередь, более активное участие частного сектора в экономической деятельности может быть достигнуто только за счет продажи государственной доли в большей части предприятий. Приватизация, таким образом, является ключевой составляющей плана структурных реформ, которому должны следовать белорусские власти.
Таким образом, основные препятствия осуществлению на широкой основе открытого, прозрачного и профессионально выполненного процесса приватизации в Беларуси следующие: институциональные аспекты; отсутствие профессионального опыта; метод оценки; другие условия продажи государственных компаний. В 2011 году будут представлены к приватизации акции 17 ОАО Министерства энергетики. На 2011-2013 годы в стране принят также план преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества с последующей их приватизацией. В этом списке - сто тридцать четыре организации. В результате приватизации будет создан высокомотивированный собственник, нацеленный на рост эффективности производства на основе ускоренной инновационной и инвестиционной деятельности, снизятся субсидии реальному сектору экономики.
Заключение
1. Экономическое содержание собственности находит свое проявление в единстве отношений пользования и присвоения. В отличие от правового отношения пользования в экономическом смысле оно означает соединение (взаимодействие) человека со средствами производства. В условиях господства частной собственности на средства производства и наемного труда отношения пользования реализуют работники, а отношения присвоения — собственники.
2. С развитием арендных и кредитных отношений отношения присвоения стали опосредоваться отношениями владения и распоряжения. Это опосредование было вызвано отделением отношений владения от отношений распоряжения. В частности, человек, давший в кредит определенную сумму денег, присваивает доход в форме процента на основании отношений владения этими деньгами, а человек, получивший кредит, присваивает доход в форме прибыли в результате распоряжения этими деньгами в реальном секторе экономики. Подавляющая часть доходов в развитой рыночной экономике присваивается именно на основе обособившихся отношений распоряжения и владения по отношению к одной и той же собственности.
3. «Пучок прав» собственности, как и экономико-правовой аспект отношений в целом не являются постоянными ни со стороны субъектов, ни со стороны объектов. По мере социально-экономического развития общества и форм хозяйствования правовые аспекты отношений собственности будут неизбежно обновляться и дополняться. Вместе с тем право, являясь относительно самостоятельным элементом системы общественных отношений, может выступать в качестве активного фактора социально-экономических изменений.
4. Собственность выступает в двух своих разновидностях: частной и общественной. Частная собственность, в свою очередь, нашла свое воплощение в трех формах: единичной, партнерской и корпоративной. При единичной форме собственником выступает единственное физическое или юридическое лицо, при партнерской — имеет место объединение имущества нескольких юридических или физических лиц, при корпоративной — собственником может стать любое лицо на основе владения титулом собственности — акцией. Общественная собственность также функционирует в трех формах: коллективной, государственной и общенародной. Коллективная собственность характеризуется тем, что она неделима и принадлежит только трудовому коллективу конкретного предприятия, государственная — принадлежит государству, общенародная — принадлежит всему народу, т.е. всем и каждому одновременно, что предполагает полную свободу перемены труда.
5. Наряду
с разделением труда
6. В ходе реформирования собственности в нашей стране сложились следующие основные и производные формы и виды собственности, закрепленные Гражданским кодексом Республики Беларусь: государственная собственность; частная собственность; общая собственность. С 1 января 2011 года начало действовать новое законодательство о приватизации. Так за 2010г. было реформировано 223 объекта, что на 9 меньше, чем за прошлый период (или на 3,88%). Всего за 1991-2010гг. было реформировано 4778 объекта.
7. Сегодня в республике предоставлена возможность приобрести объекты даже в том случае, если аукцион или конкурс признан несостоявшимся по причине подачи заявки только одним участником. В условиях рыночной экономики наряду с частной собственностью активно развиваются арендные отношения. Нормативные акты по ним в республике неоднократно перерабатывались и изменялись. Значительно упростить законодательство в этой сфере и сделать его наиболее благоприятным для развития предпринимательской среды позволил указ № 518. Появилась возможность предоставления участков из государственной в частную собственность в случаях, предусмотренных законодательными актами по кадастровой стоимости, если иное не определено Президентом Республики Беларусь. В перспективе приобрести землю при покупке недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, будет возможно как через аукцион, так и без его проведения.
8. Основные препятствия осуществлению на широкой основе открытого, прозрачного и профессионально выполненного процесса приватизации в Беларуси следующие: институциональные аспекты; отсутствие профессионального опыта; метод оценки; другие условия продажи государственных компаний. В 2011 году будут представлены к приватизации акции 17 ОАО Министерства энергетики. На 2011-2013 годы в стране принят также план преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества с последующей их приватизацией. В этом списке - сто тридцать четыре организации. В результате приватизации будет создан высокомотивированный собственник, нацеленный на рост эффективности производства на основе ускоренной инновационной и инвестиционной деятельности, снизятся субсидии реальному сектору экономики.
Список использованных источников