Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 20:01, курсовая работа
Цель работы: изучить формы собственности и их влияние на эффективность функционирования рыночной экономики.
Методы исследования: синтеза, графического анализа, сравнительного анализа, экспертных оценок и группировок.
Для того чтобы достичь цели данной курсовой работы необходимо решить ряд задач:
Изучить формы собственности в формировании эффективной рыночной экономике.
Проанализировать преобразование форм собственности в Республике Беларусь.
Введение………………………………………………………………….…….…….5
1 Формы собственности в функционировании эффективной рыночной экономике…………………………………………………………………………….6
1.1 Собственность: понятие и сущность………………………………………...…6
1.2 Содержание экономической теории прав собственности и трансакционных издержек…………………………………………………………………………...…8
1.3 Типы и формы собственности…………………………………………………11
2 Собственность как экономическая и юридическая категория в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..16
3 Проблемы и совершенствования преобразования форм собственности в Республике Беларусь…………………………………………………………….…30
Заключение…………………………………………………………………….........37
Список использованных источников…….………………………………..………39
Общественная собственность означает совместное присвоение ресурсов и результатов производства. Ее субъекты относятся друг к другу как совладельцы. Она включает два вида: коллективную и государственную собственность.
Коллективная собственность — форма собственности, при которой права собственника на имущество осуществляет коллектив людей, совместно владеющих им. Формами коллективной собственности в Республике Беларусь являются: арендная, кооперативная, акционерная, собственность хозяйственных обществ и хозяйственных ассоциаций, общественных и других организаций и объединений.
Арендная собственность - возникает в результате аренды трудовым коллективом имущества государственного предприятия на условиях возмездного владения и пользования им в течение определенного срока. Собственником имущества остается арендодатель. Арендатор (коллектив) получает временные права собственника, за что и вносит арендную плату. В собственности арендного предприятия находится произведенная продукция, полученные доходы, приобретенное за счет средств этого предприятия имущество. Арендная собственность может возникнуть и в случае аренды имущества частным лицом, однако в этом случае она не может быть отнесена к коллективному типу собственности [2, с. 372].
Народная собственность - образуется в результате перехода всего имущества государственного предприятия в руки трудового коллектива или в результате выкупа арендованного имущества. Характерной чертой коллективной (народной) собственности является определение доли вклада работников в имущество предприятия. На вклад работника начисляются проценты. Коллективная собственность может существовать в разных видах в зависимости от источников выкупа. Если таковым была прибыль, то образуется неделимая совместная собственность трудового коллектива. Если же предприятие было выкуплено за счет личных доходов его работников, то образуется паевая собственность. Каждый работник получает из прибыли процент за свой пай.
Кооперативная собственность - общее достояние всех членов кооператива, объединивших свои средства и труд для осуществления совместной деятельности. Собственность кооператива возникает в результате денежных и других имущественных взносов его членов, доходов, полученных от реализации продукции. Распределение доходов происходит в соответствии с паем и трудовым вкладом членов кооператива.
Акционерная собственность - наиболее распространенная в рыночной экономике разновидность коллективной собственности. Образуется в результате деления стоимости имущества (или уставного фонда) на равные части, выпуска акций на эти части и их продажи членам-учредителям или всем желающим. Объектом собственности является финансовый капитал, созданный за счет продажи акций, а также другое имущество, полученное в результате хозяйственной деятельности.
Собственность общественных объединений и религиозных организаций создается ими за счет собственных средств, пожертвований граждан, организаций или путем передачи государством своего имущества. Объектами собственности являются здания, сооружения, имущество культурно-просветительского назначения, денежные средства, предприятия, созданные за свой счет. Субъектами собственности выступают церковь, другие религиозные конфессии, спортивные общества, профсоюзы и другие общественные организации.
Государственная
собственность является достоянием
всех людей данной страны. Управление
и распоряжение объектами собственности
здесь от имени народа осуществляют органы
государственной власти. Особенность
данного вида собственности — неделимость
ее объектов между субъектами-
В странах
с переходной экономикой с унитарным
устройством государственная
Кроме того, в данной стране может существовать собственность других государств, их юридических и физических лиц, а также международных организаций. Допускается также объединение имущества организаций, относящихся к разным формам собственности, и образование на этой основе ее смешанных форм, в том числе совместной собственности, принадлежащей разным странам.
В последнее время все большее значение приобретает интеллектуальная собственность, представляющая собой экономические отношения, связанные с созданием и присвоением информации, изобретений, научных открытий, литературных и художественных произведений, других объектов интеллектуальной деятельности.
Таким образом, собственность выступает в двух своих разновидностях: частной и общественной. Частная собственность, в свою очередь, нашла свое воплощение в трех формах: единичной, партнерской и корпоративной. При единичной форме собственником выступает единственное физическое или юридическое лицо, при партнерской — имеет место объединение имущества нескольких юридических или физических лиц, при корпоративной — собственником может стать любое лицо на основе владения титулом собственности — акцией.
2 Преобразование форм
собственности в Республике
Исторически
преобладающим типом
Процесс реформирования собственности в Республике Беларусь, начатый в 1990-е гг., должен был приостановить «размывание» собственности в масштабах общества, создав условия для возникновения новых форм и видов собственности, прежде всего частной.
В ходе реформирования собственности в нашей стране сложились следующие основные и производные формы и виды собственности, закрепленные Гражданским кодексом Республики Беларусь:
1) государственная собственность
• республиканская;
• коммунальная;
2) частная собственность
• физических лиц;
• негосударственных юридических лиц;
3) общая собственность
• совместная;
• долевая.
Государственная
собственность функционирует в
виде республиканской (собственник —
Республика Беларусь) или коммунальной
(собственники — административно-
Частная
собственность в Беларуси может
функционировать как
Общая собственность (семьи, коллектива) в республике может быть долевой и совместной. Кроме того, допускается функционирование смешанных форм и видов собственности (государственной и частной).
Опыт
развитых стран мира свидетельствует,
что успешное стабильное развитие общества,
процветание граждан в
Для Беларуси, взявшей курс на построение открытой экономики и демократического правового государства, эти вопросы также приобретают первостепенное значение. Важнейшей задачей для нас становится реализация мероприятий по развитию и защите в республике института частной собственности, а также совершенствованию арендных отношений.
Как известно, право частной собственности в нашей стране гарантировано статьей 13 Конституции Республики Беларусь. Основным Законом государства всем предоставлены равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом. Гарантирована также равная защита и равные условия для развития.
Однако мало просто провозгласить частную собственность граждан и юридических лиц и даже принять соответствующие законы. Общие оценки состояния института отношений собственности свидетельствуют о том, что белорусское законодательство в этой области нуждается в существенной корректировке. Требование времени и главы государства - не просто прописать нормы права, которые бы давали собственникам конкретные ответы на многочисленные вопросы, возникающие в их повседневной жизни, но и сделать белорусское законодательство максимально эффективным, позволяющим уйти от практики чрезмерного госрегулирования экономической деятельности.
Сформировать слой частных собственников, предпринимателей, создать конкурентную среду, содействовать демонополизации экономики, ее развитию и росту, повысить эффективность деятельности предприятий и одновременно усилить социальную защиту населения - такова цель белорусской приватизации. Именно она служит основой для появления на отечественном экономическом поле потенциальных инвесторов, способных обеспечить модернизацию и инновационное развитие производства.
Практически полностью завершена так называемая малая приватизация в сфере услуг (торговли, общественного питания, бытового обслуживания), легкой, пищевой, деревообрабатывающей промышленности и строительной индустрии, отраслях по переработке сельхозпродукции, что позволило перевести бизнес в этих сферах в частный сектор экономики.
Акционированы крупные предприятия нефтехимического и машиностроительного комплексов, такие как МАЗ, БелАЗ, «БелОМО», «Интеграл», «Беларуськалий». К 2015 году запланировано полное завершение преобразования в акционерные общества всех государственных организаций, подлежащих приватизации [6, с. 29].
Законодательство республики предусматривает целый ряд возможностей для развития частного бизнеса в процессе приватизации государственного имущества, в том числе:
- участие на этапе акционирования предприятий, когда на долю вносимого денежного или неденежного вклада приобретаются акции создаваемого акционерного общества;
- приобретение принадлежащих государству акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ либо имущественных комплексов государственных предприятий по конкурсу или на аукционе. При этом имеется возможность приобретения убыточных предприятий по льготной (символической) цене в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2008 года № 113.
Кроме того, развивать частный бизнес в Беларуси возможно путем приобретения (на базе) государственной недвижимости, в том числе арендованной. В целом по республике за последние четыре года продано свыше ?
4,2 тыс. объектов недвижимости. Объем привлеченных инвестиций составил
около 28 млрд. рублей. И как еще один важный итог этого процесса - создание более 1,5 тыс. дополнительных рабочих мест.[?.,?]
Приоритетной задачей Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь как органа по проведению единой политики в сфере имущественных отношений является совершенствование законодательства для создания условий дополнительного стимулирования и заинтересованности в приобретении госсобственности, что в свою очередь будет способствовать развитию частной инициативы. Необходимо отметить, что в этом направлении мы уже проделали значительную работу.
С 1 января 2011 года начало действовать новое законодательство о приватизации. Закон «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» (в редакции от 16 июля 2010 года) направлен на совершенствование правовых и экономических отношений в области приватизации госсобственности и преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, создание условий для привлечения инвестиций и развитие эффективной социально ориентированной рыночной экономики.