Многообразие форм собственности как условия эффективного функционирования рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 20:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить формы собственности и их влияние на эффективность функционирования рыночной экономики.
Методы исследования: синтеза, графического анализа, сравнительного анализа, экспертных оценок и группировок.
Для того чтобы достичь цели данной курсовой работы необходимо решить ряд задач:
Изучить формы собственности в формировании эффективной рыночной экономике.
Проанализировать преобразование форм собственности в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….…….…….5
1 Формы собственности в функционировании эффективной рыночной экономике…………………………………………………………………………….6
1.1 Собственность: понятие и сущность………………………………………...…6
1.2 Содержание экономической теории прав собственности и трансакционных издержек…………………………………………………………………………...…8
1.3 Типы и формы собственности…………………………………………………11
2 Собственность как экономическая и юридическая категория в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..16
3 Проблемы и совершенствования преобразования форм собственности в Республике Беларусь…………………………………………………………….…30
Заключение…………………………………………………………………….........37
Список использованных источников…….………………………………..………39

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 253.58 Кб (Скачать)

Итоги реформирования государственной собственности  за период с 1991 по 2010 год представлены на рисунке 1. Так за 2010г. было реформировано 223 объекта, что на 9 меньше, чем за прошлый период (или на 3,88%). Всего за 1991-2010гг. было реформировано 4778 объекта. Больше всего за 1994г. (641 объект), а меньше всего за 2007г. – 13 объектов и 2006г. – 16 объектов.

 

Рисунок 1 – Итоги реформирования государственной  собственности за период с 1991 по 2010 год

Примечание  – Источник: [6, с. 30]

 

Следует сказать, что в настоящее время в Беларуси преобразование государственных предприятий в ОАО рассматривается не как способ приватизации, а как подготовительный этап к ее проведению. К объектам приватизации у нас отнесены государственные унитарные предприятия как имущественные комплексы и акции (доли в уставных фондах) хозяйственных обществ, находящиеся в собственности Республики Беларусь или административно-территориальных единиц. К способам, определенным законодательством, - продажа объектов на аукционе и по конкурсу и продажа акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления.

Приватизация - это, прежде всего, открытый и прозрачный механизм проведения торгов. Сегодня в республике предоставлена возможность приобрести объекты даже в том случае, если аукцион или конкурс признан несостоявшимся по причине подачи заявки только одним участником.

Подтверждая общее стремление государства к привлечению иностранных инвестиций и снижению степени воздействия государства на экономику, в 2008 году правительство Беларуси отказалось от практики использования «золотой акции», позволявшей ему вернуть контроль над приватизированными (в том числе с миноритарными долями) обществами при определенных обстоятельствах.

Декретом  Президента Республики Беларусь от 11 марта 2011 года № 1 в Беларуси с 2011 года окончательно сняты ограничения на обращение акций, приобретенных физическими лицами в период льготной приватизации. Сделки по их отчуждению осуществляются на биржевых торгах, а процедура продажи принадлежащих государству акций значительно упрощена. Полномочия по принятию решений о продаже и понижении начальной цены принадлежащих Республике Беларусь акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе преобразования республиканских унитарных предприятий и включенных в план приватизации, утверждаемый правительством по согласованию с президентом, переданы Госкомимуществу.

Перечень государственного имущества, которое не может быть приватизировано, существенно оптимизирован и сокращен. В стране принят новый закон «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства».

Следует отметить, что в последние годы существенно упрощен сам процесс приобретения государственного имущества. Покупать его на торгах можно даже единственному участнику по начальной цене, увеличенной на 5 % (указ от 5 мая 2009 года № 232). Появилась возможность приобретать недвижимость без документов, удостоверяющих государственную регистрацию на это имущество (указ от 7 мая 2009 года № 238) [6, с. 31].

За исключением  находящейся в городе Минске и областных центрах, госсобственность можно приобретать на аукционах с начальной ценой продажи в размере всего одной базовой величины либо получать в безвозмездное пользование под конкретные инвестиционные проекты (указ от 7 мая 2009 года № 238). К участию в торгах на стороне покупателя допускаются консолидированные участники - два и более субъектов малого предпринимательства, в том числе индивидуальные предприниматели и (или) микроорганизации (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 ноября 2010 года № 1615). Указом Президента Республики Беларусь от 19 июля 2010 года № 367 предусмотрена также рассрочка платежей при продаже недвижимого имущества стоимостью более 10 тыс. базовых величин.

В условиях рыночной экономики наряду с частной собственностью активно развиваются арендные отношения. Нормативные акты по ним в республике неоднократно перерабатывались и изменялись. Значительно упростить законодательство в этой сфере и сделать его наиболее благоприятным для развития предпринимательской среды позволил указ № 518, принятый в конце 2009 года «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом». Важно, что в рождении этого документа, существенно изменившего подходы к арендным отношениям, принимали участие не только чиновники, но и общественные организации, что позволило максимально учесть пожелания обеих сторон договора аренды. Реализация указа поспособствовала сдерживанию роста размера арендной платы и снизила социальную напряженность в предпринимательских кругах.

Как известно, основной принцип защиты частной собственности состоит, прежде всего, в невозможности конфискации имущества предпринимателя. Это самое первое и необходимое условие для формирования в стране эффективного собственника на всех уровнях. Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 года № 4 значительно упрочила гарантии необратимости приватизации государственного имущества при условии соблюдения субъектом приватизации требований законодательства.

В рамках реализации этого документа Госкомимущество  разрабатывает единый комплексный нормативный правовой акт по вопросам распоряжения госсобственностью. В частности, он предусматривает упрощение процедуры принятия решений о продаже и понижении стоимости неиспользуемых государственных объектов в целях оперативности организации бизнеса. Планируется также зафиксировать отчуждение инвесторам при реализации инвестиционных проектов находящихся в государственной собственности и не использовавшихся более двух лет объектов недвижимости и не завершенных строительством объектов по символической цене - за одну базовую величину.

Право преимущественного  приобретения арендованного не менее трех лет имущества (кроме земельных участков) субъектами предпринимательской деятельности будет предоставляться с рассрочкой платежа на пять лет. При этом предусматривается уменьшение стоимости объекта аренды при продаже на стоимость затрат, понесенных арендатором на улучшение состояния и потребительских качеств арендованного имущества. Таким образом, арендаторы получат дополнительные гарантии для вложения денежных средств в улучшение арендованного имущества с целью его дальнейшего выкупа.

Ранее Госкомимущество  уже подготовило изменения в  указ от 23 октября 2009 года № 518 «О некоторых  вопросах аренды и безвозмездного пользования  имуществом», согласно которому было отменено регулирование размеров арендной платы в торговых центрах частной формы собственности. Эта мера, безусловно, создала более благоприятные условия для строительства и расширения сети торговых центров. Указанным документом были установлены льготы некоторым организациям общественно- го питания (эта сфера, напомню, в республике уже практически полностью находится в частных руках).

Незыблемость  принципа частной собственности не может быть в полной мере обеспечена без права частной собственности на землю. В этом ракурсе «земельный вопрос» также служит гарантией необратимости рыночных преобразований [6, с. 32].

Земля - особый производственный (экономический) ресурс, главной особенностью которого является ограниченность. В соответствии со статьей 13 Конституции Республики Беларусь недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения также находятся в собственности государства.

Оценка  земель (сравнительная) представлена в  таблице 1. Так цена индивидуальной застройки в г. Минске на 2007г. составляла 68-15$, в г. Москве в 2007г. она составляла 98-1322$ (средняя 468$), а в Санкт-Петербурге 12-300$. Таким образом, цены в г. Минске ниже, чем в двух вышеназванных городах России, хотя и незначительно ниже по сравнению с Санкт-Петербургом и коридор цен выше. 

 

 

 

 

 

Таблица 1 – Оценка земель 1 м2 (долл. США)

Примечание  – Источник: [6, с. 32]

 

Согласно  Кодексу о земле и закону «Об  объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства» есть также иные категории и виды земель, которые не могут быть предоставлены в частную собственность. Это земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения; земли под дорогами и иными транспортными коммуникациями; земли общего пользования, территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению. Поэтому земли, находящиеся исключительно в собственности государства, занимают около 92 % общей территории республики. И всего лишь около 8 % белорусских земель могут быть переданы в частную собственность.

Право частной  собственности на землю в нашей  стране юридически было закреплено еще в начале 90-х годов. С принятием закона от 16 июня 1993 года «О праве собственности на землю» субъектами этого права являлись только граждане Беларуси. Земельные участки передавались им в частную собственность по нормативной либо льготной цене. Собственниками земли на тех условиях стал примерно каждый пятый гражданин Беларуси, имевший земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома, личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства и дачного строительства.

Законом от 24 декабря 1997 года «О внесении изменений  и дополнений в Закон Республики Беларусь «О праве собственности  на землю» была предусмотрена передача земельных участков в собственность  и юридическим лицам Республики Беларусь, в том числе предприятиям с иностранными инвестициями, а также иностранным государствам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Согласно статье 12 участки могли передаваться новым частным собственникам в случае приватизации объектов государственной собственности или осуществления инвестиционных проектов. Однако принятие решения о передаче земли в собственность юридическим лицам Республики

Беларусь  входило в компетенцию Президента Республики Беларусь (указ от 22 февраля 2000 года № 81). Отчасти такая норма  тормозила процесс приобретения земли в частную собственность юридическими лицами, и до 1 января 2008 года (в период действия этого указа) никто из них не приобрел земельный участок.

Важным  шагом на пути либерализации земельного законодательства Беларуси стал указ от 27 декабря 2007 года № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков», введенный в действие с 1 января 2008 года. Компетенцией по изъятию и предоставлению земли в частную собственность физическим и негосударственным лицам Республики Беларусь документ наделил местные исполнительные комитеты [6, с. 33].

Появилась возможность предоставления участков из государственной в частную собственность в случаях, предусмотренных законодательными актами по кадастровой стоимости, если иное не определено Президентом Республики Беларусь. При этом их аукционная цена не может быть ниже кадастровой. Однако участки могут предоставляться негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь и без проведения аукциона - в частности, для обслуживания принадлежащих им на праве собственности капитальных строений (зданий, сооружений), расположенных на приобретаемых в частную собственность земельных участках, а также в иных случаях, определенных Президентом Республики Беларусь.

В соответствии с Кодексом о земле от 23 июля 2008 года субъектами права частной собственности на землю признаны также международные организации и иностранные граждане, лица без гражданства в случае получения ими по наследству земельных участков.

По данным Национального кадастрового агентства, в республике зарегистрировано более полутора миллионов земельных участков. Около 150 тыс. принадлежат гражданам на праве частной собственности и только 18 участков - негосударственным юридическим лицам. Цифра, согласитесь, на удивление скромная. Ведь земля - чрезвычайно выгодное капиталовложение, при этом собственник имеет возможность не только продавать и обменивать свои участки, но и право совершать иные сделки. В частности, передавать землю в аренду или предоставлять в качестве предмета залога для обеспечения обязательств по кредитному договору с банком. Причем реальная стоимость этого актива неизменно возрастает (кадастровая переоценка земель в республике проводится раз в пять лет).

Выкупать  земельные участки негосударственные юридические лица Республики Беларусь могут и для обслуживания принадлежащих им на праве собственности капитальных строений (зданий, сооружений), расположенных на приобретаемых в частную собственность землях, а также в иных случаях, определенных Президентом Республики Беларусь. Оплата производится по кадастровой стоимости, без проведения аукциона и с возможностью рассрочки платежа до двух лет. Что еще очень важно - кадастровая стоимость квадратного метра в Минске для промышленной, общественно-деловой застройки значительно ниже (и часто эта разница кратная), чем в столицах сопредельных государств.

Почему  же бизнес в Беларуси прирастает «латифундиями» столь скромно? Причина, как ни странно, кроется в устаревших, но до сих пор присутствующих в общественном сознании стереотипах. Миф об «отсутствии в Беларуси права частной собственности на землю для юридических лиц» есть не что иное, как банальное незнание земельного законодательства страны. Ситуацию усугубляет отсутствие какой-либо информационно-разъяснительной и организационной работы на местах. А ведь районные, городские (в городах областного подчинения и городе Минске), областные исполнительные комитеты - именно те органы власти, которые наделены компетенцией по изъятию и предоставлению земельных участков в частную собственность, а также правом и обязанностью проводить аукционы. Однако юридические негосударственные лица в Беларуси за землю на аукционе пока не торговались.

Тем временем Госкомимущество провело собственный мониторинг мнения отдельных собственников недвижимости о возможном приобретении ими в частную собственность земельных участков, находящихся у них в пользовании (аренде) для обслуживания принадлежащих компаниям капитальных строений (зданий, сооружений). Письма, в частности, были направлены ОДО «Виталюр», ОАО «Приор-банк», ООО «Табак-инвест», ООО «Торговый дом «Ждановичи», ЗАО «Торговый мир Кольцо», ООО «Трайпл», СОАО «Ферейн». И нужно отметить, что бизнесом это предложение было воспринято положительно. Так, ОАО «Приорбанк» выразило заинтересованность в приобретении в частную собственность земельных участков в городах Борисове и Волковыске, на территории которых банк осуществляет проектно-изыскательские работы; в СОАО «Ферейн» также сообщили о готовности рассмотреть земельный вопрос в отношении арендуемых участков.

Информация о работе Многообразие форм собственности как условия эффективного функционирования рыночной экономики