Менеджмент и его роль в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:46, курсовая работа

Краткое описание

С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины “менеджмент” и “менеджер”, быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш словарный обиход, заменив такие термины, как “управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”, “директор”. Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин “управление” имеет более широкий смысл. Вообще, “управление” ( это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер.

Оглавление

Введение
1.Понятие менеджмента.
1.1.Менеджер и требования, предъявляемые к нему.
2.Многозначность менеджмента.
2.1.Задачи и проблемы в условиях современного рынка.
2.2.Социально-экономические основы современного менеджера.
2.3.Взаимосвязь форм собственности и систем менеджмента.
3.Российский менеджмент.
3.1.Менеджмент и менеджеры.
3.2.Профессионализм менеджмента.
Заключения
Библиографический список
Приложение

Файлы: 1 файл

менеджмент и его роль условии рыночной экономики.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

Оглавление

 

      Введение

      1.Понятие менеджмента.

      1.1.Менеджер и требования, предъявляемые  к нему.

      2.Многозначность менеджмента.

      2.1.Задачи и проблемы в условиях  современного рынка.

      2.2.Социально-экономические основы  современного менеджера.

      2.3.Взаимосвязь форм собственности  и систем менеджмента.

      3.Российский менеджмент.

      3.1.Менеджмент и менеджеры.

      3.2.Профессианолизм менеджмента.

      Заключения

      Библиографический список

                Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Введение:

      С развитием рыночной  экономики,  в частности в нашей  стране, термины “менеджмент”  и

“менеджер”, быстро и прочно вошли  в нашу жизнь и в наш  словарный  обиход,  заменив  такие

термины, как  “управление”,  “управленческая  деятельность”,  “руководитель”,  “директор”.

Хотя все эти слова являются синонимами по отношению  друг  к  другу,  термин  “управление”

имеет более широкий смысл. Вообще, “управление”  (  это  воздействие  управляющей  системы

(субъекта  управления)  на  управляемую  систему  (объект  управления)  с  целью  перевода

управляемой системы в требуемое  состояние.  В  частности,   в  роли  субъекта  управления

выступает менеджер.

      Сегодня  при  наличии различных форм собственности  и  прогрессе  рыночных  отношений,

возникновении конкуренции и росте  неопределенности  без  продуманной  кадровой  стратегии,

учета альтернативных  вариантов  развития  не  обойтись.  Многое  зависит  от  правильного

понимания особенностей современных  рыночных отношений в сфере  труда.  Предприятие  обязано

занимать активную позицию в  изучении спроса и предложения квалифицированной  рабочей  силы,

вести поиск новых кадров и одновременно приспосабливать  собственные  кадровые  ресурсы  к

повышенным требованиям через  механизмы обучения и динамичные организационные  перестройки.

При проведении политики оплаты труда  во  внимание  принимается  деятельность  конкурентов,

учитываются уровни оплаты труда в  других компаниях. В конкурентной борьбе за ценные  кадры

все  большее  значение  приобретают   профессионализм,   интеллектуальный   и   творческий

потенциал,  предпринимательские  способности работников.

      Ныне ситуация  резко меняется. Работать приходится  в  новой  атмосфере,  для   которой

характерна жесткая конкуренция  во всех ее проявлениях, в том числе в борьбе за качество  и

профессионализм рабочей силы. Условия  деятельности любой фирмы все  настойчивее  диктуются

рынком, а его конъюнктура предъявляет  персоналу множество новых требований, среди  которых

быстрая реакция на  спрос,  борьба  за  потребителя,  умение  приспосабливаться  к  частым

изменениям  структуры  производства   и   функциональных   обязанностей,   психологическая

устойчивость при  отсутствии  гарантий  на  «светлое»  будущее  и  т.д.  Высокий  динамизм

коммерческой деятельности заставляет каждого работника постоянно заботиться  о повышении

своей  квалификации,  а  учеба  персонала  в  условиях  рыночной   экономики   существенно

отличается от подготовки кадров в  бывших  отраслевых  институтах  повышения  квалификации.

Значительно усложняется система  мотивации и  стимулирования  работников,  прежде  всего  в

связи  с  приемом  на  работу   по   краткосрочным   контрактам,   выдвижением   различных

предварительных условий (в  том  числе  испытательного  срока)  и  др.  Все эти проблемы

приходится решать на фоне политической нестабильности и  масштабной  безработицы,  которые

оказывают все возрастающее давление на трудовые коллективы.

      Логика борьбы  за выживание в условиях остро  конкурентного рынка вынуждает  менеджеров

коренным образом  менять  свою  стратегию.  Становится  превалирующей  точка  зрения,  что

решающей предпосылкой конкурентоспособности  является человеческий  потенциал.  В  связи  с

этим в разнообразных формах  происходит  движение  к  созданию  новой  модели  развития  и

использования  человеческих  ресурсов.  К  ее  основным  чертам  относится  ориентация  на

высококвалифицированную  и  инициативную   рабочую   силу,   интегрированную   в   систему

производства, непрерывность процесса обогащения знаний и повышения квалификации,  гибкость

организации труда, делегирование  ответственности сверху вниз, партнерские  отношения  между

участниками производства.

      Работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка использованных  источников

и приложений.

            В первой главе  (теоретическая   глава)  мы  рассматриваем  основные  проблемы,

касающиеся менеджера в условиях рыночной экономики.

            Вторая глава  курсовой  работы  посвящена  непосредственно   роли  менеджера  в

условия рыночной экономики.

            Работа изложена на 59 страницах  основного текста, содержит одну  таблицу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Понятие менеджмента.

 

      Прежде чем говорить  о менеджере и его функциях, надо ввести  понятие  “менеджмента”.

Этот  термин  произошел  от  американского  management  (  управление.  Менеджмент  (  это

самостоятельный вид профессиональной  деятельности,  направленный  на  достижение  в  ходе

любой хозяйственной деятельности фирмы,  действующей  в  рыночных  условиях,  определенных

намеченных целей путем рационального  использования  материальных  и  трудовых  ресурсов  с

применением принципов, функций и  методов экономического механизма  менеджмента.

      Это понятие более  узкое и применяется  лишь  к  управлению  социально-экономическими

процессами на уровне фирмы, действующей  в рыночных условиях, хотя в  последнее  время  его

стали применять в США и в  отношении непредпринимательских  организаций.

      Если немного раскрыть  определение “менеджмента”, то  мы увидим, что в него входит:

      изучение рынка (спроса, потребления), т. е. маркетинг и прогнозирование;

      производство продукции  с минимальными  затратами   и  реализация  ее  с  максимальной

прибылью;

      управление персоналом, следовательно, знание социологии, психологии, а также  анализ

информации и разработка программ для достижения поставленной цели.

      Я считаю, что основная  функция  менеджмента  –   это  умение  достигать  поставленных

целей. В  мелких  фирмах  эту  роль  выполняет  сам  директор,  а  в  крупных  –  менеджер

(организатор, управляющий, руководитель). С  одной  стороны,   в   связи  с  многоуровневой

системой управления директор не  может  довести  свои  решения  сам  и  контролировать  их

выполнение на более низких ступенях, к тому же, у него много других дел, более глобальных

задач и проблем.  С  другой  стороны,  профессиональный  менеджер  решит  многие  проблемы

зачастую лучше директора. Так  что менеджер порой является важнейшим  человеком  на  фирме.

Хочу привести тому один пример:

      В 1981г. компания “Крайслер” пригласила на должность высшего управляющего известного

профессионала-менеджера Ли Яккоку. Суть сделки состояла в том,  что  “Крайслер”  в  1980г.

понес убытки в размере 1,1 млрд. долл., оказавшись на гране банкротства. Ли  Яккока  в  то

время занимал 1-ое место  в  списке  наиболее  преуспевающих  бизнесменов.  Переговоры  не

ладились, т. к. Ли Яккока  никак  не  соглашался  на  переход  в  “Крайслер”  несмотря  на

фантастическую зарплату, предложенную ему. Разногласия состояли в  правах  его  управления

на “Крайслере”. Пока эти права  не  были  гарантированы,  Ли  Яккока  слышать  не  хотел  о

переходе. В конце концов, на “Крайслере”  согласились с тем, что лучше  дать  неограниченные

права человеку, знающему,  как вывести  компанию из кризиса, чем потерять престиж, а затем

и компанию. И что же? За  три  года  после  упадка  “Крайслер”  достиг  наивысшего  уровня

производства и качества автомобилей  за всю историю своего существования,  а  с  1985г.  от

года к году стал отвоевывать  дополнительную долю американского и мирового рынка.

      Этот пример показывает  насколько важна профессия   менеджера,  и  что  может   сделать

профессионал в этом деле. Но чтобы  достичь высокого уровня в управлении надо  четко  знать

свои функции и что под  ними подразумевается.

 

 

      1.1.Менеджер и требования, предъявляемые к нему

      Термин  “менеджер”   имеет   довольно  широкое   распространение   и   употребляется

применительно к:

      организатору конкретных  видов работ в рамках отдельных  подразделений или программно-

целевых групп;

      руководителю предприятия  в  целом  или  его   подразделений  (управлений,  отделений,

отделов);

      руководителю по  отношению к подчиненным;

      администратору  любого  уровня  управления,  организующего   работу,   руководствуясь

современными методами и др.

      К менеджеру любого  уровня предъявляются высокие  требования. Можно выделить несколько

ролей, в которых выступает менеджер:

      Менеджер-дипломат.

      Среди навыков  и умений менеджера – способность   ведения  переговоров  выступает  как

значимое свойство. Сейчас менеджеры  высшего звена тратят  большую  часть  своего   времени

на  установление контактов.

      Менеджер-инноватор.

      Производительность  труда гораздо проще повысить  на базе новой техники и   технологий,

чем постоянно ремонтировать старое оборудование.

      Менеджер-управляющий.

      От него в частности  требуется:

      наличие общих  знаний в области управления  предприятием;

      компетентность в  вопросе технологии  производства  в  той  отрасли  производства,  к

которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности;

      владение не только  навыками  администрирования,  но  и  предпринимательства,  умение

владеть ситуацией на рынках,  проявлять  инициативу  и  активно  перераспределять  ресурсы

фирмы в наиболее выгодных сферах применения;

      принятие обоснованных  и компетентных решений на  основе согласования  с  нижестоящими

руководителями и работниками  и распределение участия каждого  в их исполнении.

      Так как  принятие  управленческого  решения  –  это  сложный  процесс,  я  бы  хотел

рассмотреть его поподробней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      2.Многозначность  менеджмента.

      Главный принцип  рыночной экономики декларирует  право любого хозяйствующего  субъекта,

будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый,  целесообразный,

выгодный,  предпочтительный   вид   экономической   деятельности   и    осуществлять   эту

деятельность  в  любой  допускаемой  законом  форме.  Закон   же  призван  ограничивать  и

запрещать те  виды  экономической и хозяйственной   деятельности,  которые представляют

реальную опасность жизни и  свободе людей,  общественной стабильности, противоречат  нормам

морали. Все остальное должно быть разрешено как в форме индивидуальной трудовой, так  и  в

ее коллективных и государственных  формах деятельности.

       Таким образом,  в рыночной экономике действует  следующий исходный  принцип:  "Каждый

субъект  вправе  избирать  для  себя  произвольную  форму   экономической,   хозяйственной

деятельности, кроме запрещенных  законом,  ввиду  их   общественной  опасности".   Следует

отметить, что в рынке реализуется  и принцип всеобщности.  Он  обусловливает  комплексность

рыночного хозяйства, где не  должно  быть  структур,  не   пользующихся  товарно-денежными

отношениями,  которые  являются  наиболее   важными    атрибутами   рынка   в   экономике.

Определяющим принципом рыночной экономики является также равноправие  рыночных субъектов  с

разными формами собственности.  Этот  принцип  гласит:  экономические   права  каждого  из

данных  субъектов,  включая   возможности   осуществления    экономической   деятельности,

ограничения, налоги, льготы, санкции, должны быть адекватны  для  всех  субъектов.  В  том

смысле, что они не зависят от формы собственности, существующей на данном предприятии.

      Естественно, равноправие   или,  лучше  говорить,  адекватность  прав  предприятий  с

разными  формами  собственности  не  следует  воспринимать   как   абсолютное   равенство,

одинаковость, неразличимость. Разные формы  собственности  сами  собой,  поневоле  создают

разные  производственные,  экономические  возможности.  К  тому  же  нерационально   иметь

одинаковые  правила,  скажем,  налогообложения  для  предприятий   с   большим   и   малым

коллективами и частников.

       Речь идет о   другом:  чтобы  не  создавать  "особых"  условий  специального  режима

благоприятствования по признаку формы  собственности, ставя в выгодное положение   одну  из

Информация о работе Менеджмент и его роль в условиях рыночной экономики