Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:46, курсовая работа
С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины “менеджмент” и “менеджер”, быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш словарный обиход, заменив такие термины, как “управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”, “директор”. Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин “управление” имеет более широкий смысл. Вообще, “управление” ( это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер.
Введение
1.Понятие менеджмента.
1.1.Менеджер и требования, предъявляемые к нему.
2.Многозначность менеджмента.
2.1.Задачи и проблемы в условиях современного рынка.
2.2.Социально-экономические основы современного менеджера.
2.3.Взаимосвязь форм собственности и систем менеджмента.
3.Российский менеджмент.
3.1.Менеджмент и менеджеры.
3.2.Профессионализм менеджмента.
Заключения
Библиографический список
Приложение
Оглавление
Введение
1.Понятие менеджмента.
1.1.Менеджер и требования, предъявляемые к нему.
2.Многозначность менеджмента.
2.1.Задачи и проблемы в
2.2.Социально-экономические
2.3.Взаимосвязь форм
3.Российский менеджмент.
3.1.Менеджмент и менеджеры.
3.2.Профессианолизм
Заключения
Библиографический список
Приложение
Введение:
С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины “менеджмент” и
“менеджер”, быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш словарный обиход, заменив такие
термины, как “управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”, “директор”.
Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин “управление”
имеет более широкий смысл. Вообще, “управление” ( это воздействие управляющей системы
(субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода
управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления
выступает менеджер.
Сегодня при
наличии различных форм
возникновении конкуренции и росте неопределенности без продуманной кадровой стратегии,
учета альтернативных вариантов развития не обойтись. Многое зависит от правильного
понимания особенностей современных рыночных отношений в сфере труда. Предприятие обязано
занимать активную позицию в
изучении спроса и предложения
вести поиск новых кадров и одновременно приспосабливать собственные кадровые ресурсы к
повышенным требованиям через механизмы обучения и динамичные организационные перестройки.
При проведении политики оплаты труда во внимание принимается деятельность конкурентов,
учитываются уровни оплаты труда в других компаниях. В конкурентной борьбе за ценные кадры
все большее значение приобретают профессионализм, интеллектуальный и творческий
потенциал, предпринимательские способности работников.
Ныне ситуация резко меняется. Работать приходится в новой атмосфере, для которой
характерна жесткая
профессионализм рабочей силы. Условия деятельности любой фирмы все настойчивее диктуются
рынком, а его конъюнктура предъявляет
персоналу множество новых
быстрая реакция на спрос, борьба за потребителя, умение приспосабливаться к частым
изменениям структуры производства и функциональных обязанностей, психологическая
устойчивость при отсутствии гарантий на «светлое» будущее и т.д. Высокий динамизм
коммерческой деятельности заставляет каждого работника постоянно заботиться о повышении
своей квалификации, а учеба персонала в условиях рыночной экономики существенно
отличается от подготовки кадров в бывших отраслевых институтах повышения квалификации.
Значительно усложняется система мотивации и стимулирования работников, прежде всего в
связи с приемом на работу по краткосрочным контрактам, выдвижением различных
предварительных условий (в том числе испытательного срока) и др. Все эти проблемы
приходится решать на фоне политической нестабильности и масштабной безработицы, которые
оказывают все возрастающее давление на трудовые коллективы.
Логика борьбы за выживание в условиях остро конкурентного рынка вынуждает менеджеров
коренным образом менять свою стратегию. Становится превалирующей точка зрения, что
решающей предпосылкой конкурентоспособности является человеческий потенциал. В связи с
этим в разнообразных формах происходит движение к созданию новой модели развития и
использования человеческих ресурсов. К ее основным чертам относится ориентация на
высококвалифицированную и инициативную рабочую силу, интегрированную в систему
производства, непрерывность процесса обогащения знаний и повышения квалификации, гибкость
организации труда, делегирование ответственности сверху вниз, партнерские отношения между
участниками производства.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников
и приложений.
В первой главе (теоретическая глава) мы рассматриваем основные проблемы,
касающиеся менеджера в
Вторая глава курсовой работы посвящена непосредственно роли менеджера в
условия рыночной экономики.
Работа изложена на 59 страницах основного текста, содержит одну таблицу.
1. Понятие менеджмента.
Прежде чем говорить о менеджере и его функциях, надо ввести понятие “менеджмента”.
Этот термин произошел от американского management ( управление. Менеджмент ( это
самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе
любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных
намеченных целей путем
применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Это понятие более узкое и применяется лишь к управлению социально-экономическими
процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его
стали применять в США и в
отношении
Если немного раскрыть определение “менеджмента”, то мы увидим, что в него входит:
изучение рынка (спроса, потребления), т. е. маркетинг и прогнозирование;
производство продукции с минимальными затратами и реализация ее с максимальной
прибылью;
управление персоналом,
следовательно, знание
информации и разработка программ для достижения поставленной цели.
Я считаю, что основная функция менеджмента – это умение достигать поставленных
целей. В мелких фирмах эту роль выполняет сам директор, а в крупных – менеджер
(организатор, управляющий,
системой управления директор не может довести свои решения сам и контролировать их
выполнение на более низких ступенях, к тому же, у него много других дел, более глобальных
задач и проблем. С другой стороны, профессиональный менеджер решит многие проблемы
зачастую лучше директора. Так что менеджер порой является важнейшим человеком на фирме.
Хочу привести тому один пример:
В 1981г. компания “Крайслер” пригласила на должность высшего управляющего известного
профессионала-менеджера Ли Яккоку. Суть сделки состояла в том, что “Крайслер” в 1980г.
понес убытки в размере 1,1 млрд. долл., оказавшись на гране банкротства. Ли Яккока в то
время занимал 1-ое место в списке наиболее преуспевающих бизнесменов. Переговоры не
ладились, т. к. Ли Яккока никак не соглашался на переход в “Крайслер” несмотря на
фантастическую зарплату, предложенную ему. Разногласия состояли в правах его управления
на “Крайслере”. Пока эти права не были гарантированы, Ли Яккока слышать не хотел о
переходе. В конце концов, на “Крайслере” согласились с тем, что лучше дать неограниченные
права человеку, знающему, как вывести компанию из кризиса, чем потерять престиж, а затем
и компанию. И что же? За три года после упадка “Крайслер” достиг наивысшего уровня
производства и качества автомобилей за всю историю своего существования, а с 1985г. от
года к году стал отвоевывать дополнительную долю американского и мирового рынка.
Этот пример показывает насколько важна профессия менеджера, и что может сделать
профессионал в этом деле. Но чтобы достичь высокого уровня в управлении надо четко знать
свои функции и что под ними подразумевается.
1.1.Менеджер и требования, предъявляемые к нему
Термин “менеджер” имеет довольно широкое распространение и употребляется
применительно к:
организатору конкретных
видов работ в рамках
целевых групп;
руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений,
отделов);
руководителю по отношению к подчиненным;
администратору любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь
современными методами и др.
К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования. Можно выделить несколько
ролей, в которых выступает менеджер:
Менеджер-дипломат.
Среди навыков
и умений менеджера –
значимое свойство. Сейчас менеджеры высшего звена тратят большую часть своего времени
на установление контактов.
Менеджер-инноватор.
Производительность труда гораздо проще повысить на базе новой техники и технологий,
чем постоянно ремонтировать старое оборудование.
Менеджер-управляющий.
От него в частности требуется:
наличие общих знаний в области управления предприятием;
компетентность в
вопросе технологии производства
в той отрасли производства,
которой относится фирма по виду
и характеру своей
владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение
владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы
фирмы в наиболее выгодных сферах применения;
принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими
руководителями и работниками
и распределение участия
Так как принятие управленческого решения – это сложный процесс, я бы хотел
рассмотреть его поподробней.
2.Многозначность менеджмента.
Главный принцип
рыночной экономики
будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный,
выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту
деятельность в любой допускаемой законом форме. Закон же призван ограничивать и
запрещать те виды экономической и хозяйственной деятельности, которые представляют
реальную опасность жизни и свободе людей, общественной стабильности, противоречат нормам
морали. Все остальное должно быть
разрешено как в форме
ее коллективных и государственных формах деятельности.
Таким образом,
в рыночной экономике
субъект вправе избирать для себя произвольную форму экономической, хозяйственной
деятельности, кроме запрещенных законом, ввиду их общественной опасности". Следует
отметить, что в рынке реализуется и принцип всеобщности. Он обусловливает комплексность
рыночного хозяйства, где не должно быть структур, не пользующихся товарно-денежными
отношениями, которые являются наиболее важными атрибутами рынка в экономике.
Определяющим принципом
разными формами собственности. Этот принцип гласит: экономические права каждого из
данных субъектов, включая возможности осуществления экономической деятельности,
ограничения, налоги, льготы, санкции, должны быть адекватны для всех субъектов. В том
смысле, что они не зависят от формы собственности, существующей на данном предприятии.
Естественно, равноправие или, лучше говорить, адекватность прав предприятий с
разными формами собственности не следует воспринимать как абсолютное равенство,
одинаковость, неразличимость. Разные формы собственности сами собой, поневоле создают
разные производственные, экономические возможности. К тому же нерационально иметь
одинаковые правила, скажем, налогообложения для предприятий с большим и малым
коллективами и частников.
Речь идет о другом: чтобы не создавать "особых" условий специального режима
благоприятствования по признаку формы собственности, ставя в выгодное положение одну из
Информация о работе Менеджмент и его роль в условиях рыночной экономики