Менеджмент и его роль в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:46, курсовая работа

Краткое описание

С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины “менеджмент” и “менеджер”, быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш словарный обиход, заменив такие термины, как “управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”, “директор”. Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин “управление” имеет более широкий смысл. Вообще, “управление” ( это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер.

Оглавление

Введение
1.Понятие менеджмента.
1.1.Менеджер и требования, предъявляемые к нему.
2.Многозначность менеджмента.
2.1.Задачи и проблемы в условиях современного рынка.
2.2.Социально-экономические основы современного менеджера.
2.3.Взаимосвязь форм собственности и систем менеджмента.
3.Российский менеджмент.
3.1.Менеджмент и менеджеры.
3.2.Профессионализм менеджмента.
Заключения
Библиографический список
Приложение

Файлы: 1 файл

менеджмент и его роль условии рыночной экономики.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

них и в невыгодное - другую. В  сущности, это предпосылка честной  конкуренции  разных  форм

собственности. Вторая,  не  менее  важная  сторона  декларируемого  принципа  заключена  в

предоставлении  всем   формам   собственности   права   на   существование,   права   быть

представленными в экономике. Здесь  имеется в виду, прежде  всего  устранение  геноцида  по

отношению к частной, семейной, групповой  собственности  на  средства  производства,  столь

свойственного  в недалеком прошлом  советской экономике.

       Плюрализм форм  собственности в рыночной  экономике,  их  экономическое  равноправие

порождают многообразие этих форм, не присущее  обычно  экономике   государственного  типа.

Уже было сказано о самостоятельности  в выборе форм и видов деятельности,  однако  к  этому

следует   добавить:   рыночной   экономике   свойственны   процессы     саморегулирования,

распространяющиеся  не  только  на  управление  предприятием,  но  и  на  его  создание  и

ликвидацию. Итак, на основе  перечисленных  фундаментальных  принципов  функционирует  вся

рыночная экономическая система.

      В условиях рыночной экономики задачи, стоящие перед руководством,  как правило,  не

являются такими сложными, пожалуй, за исключением кризисных ситуаций,  когда  под  угрозой

находится само существование фирмы.

      Роль  «лидера»  в  этот  период  включает  при  этом  и  роль  «образца»,   и   роль

«интегратора». Это значит, что  руководители фирмы должны стать  для  остальных  сотрудников

образцом лояльности к целям  фирмы, надежности, готовности к действию, работе с  повышенной

нагрузкой и т.д. Кроме того, на основе  своего  умения  объединять  людей  для  достижения

стоящих перед фирмой целей  они  должны  уметь  справляться  с  конфликтами,  порожденными

неуверенностью, разницей в трудовой нагрузке  работников,  отсутствием  единого  мнения  о

новом пути развития и т.д.

      Среди ролей   «принимающего  решение»  особенно  важны  «предприниматель»,  «менеджер

кризисов» и «ведущий переговоры». В роли «предпринимателя»  руководитель  должен  намечать

цели и доводить их до  сотрудников.  Он  должен  оценивать  краткосрочные  и  долгосрочные

прибыль и расходы; как проводник  избранной им стратегии  он  должен  добиваться  от  своих

сотрудников ее поддержки и выполнения и, кроме того, должен уметь в  случае  необходимости

отстаивать свою стратегию перед  своими руководителями.

      Вероятность того, что та или иная роль руководителя  окажется  наиболее  успешной,  в

ходе  процесса  трансформации  экономической  системы  может  изменяться,   во-первых,   в

зависимости от конкурентоспособности  фирмы на национальном и международном уровне  и,  во-

вторых, от хода самого процесса преобразований.

       Менеджмент –  это самостоятельный вид профессионально   осуществляемой  деятельности,

направленной на достижение входе  любой хозяйственной  деятельности  фирмы,  действующей  в

рыночных  условиях,  определенных  намеченных  целей,  путем  рационального  использования

материальных  и  трудовых  ресурсов   с   применением   принципов,   функций   и   методов

экономического механизма менеджмента.

      Менеджмент это  управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:

      ориентацию фирмы  на спрос и потребности рынка,  на запросы конкретных потребителей  и

организацию производства тех видов  продукции, которые пользуются спросом  и могут  принести

фирме намеченную прибыль.

      Постоянное стремление  к повышению эффективности производства, с меньшими  затратами,

получение оптимальных результатов.

      Хозяйственная самостоятельность,  обеспечивающая свободу принятия  решений  тем,  что

несет конечные результаты деятельности фирмы или её подразделений.

      Постоянную корректировку  целей и программ в зависимости  от состояния рынка.

      Конечный результат  деятельности фирмы или хозяйственно  самостоятельных подразделений

выявляется на рынке в процессе обмена.

      Необходимость исполнения современной информационной базы с компьютерной техникой для

многовариантных расчетов при принятии оптимальных и обоснованных решений.

      Термин «менеджмент»  по своей сути является аналогом  термина  «управления»,  это   его

синоним, однако, не в полной мере. Термин управления намного шире,  поскольку применяется

к разным сферам человеческой деятельности (например,  управление  автомобилем);  к  разным

сферам деятельности         (управление  в  неживой  природе,  в  биологических  системах,

управление  государством);  к  органам  управления  (подразделения  в  государственных   и

общественных организациях, а также  на предприятиях и объединениях).

      Термин менеджмент  применяется лишь к управлению  социально–экономическими  процессами

на уровне фирмы, действующей в  рыночных  условиях,  хотя  в  последнее  время  его  стали

применять в США и в отношении  не предпринимательских организаций.

      Конечной целью  менеджмента  является  обеспечение   прибыльности  или  доходности,  в

деятельности фирмы путем рациональной  организацией  производственного  процесса,  включая

управление производством и  развитием техника–технологической  базой,  а  также  эффективное

использование кадрового потенциала при одновременном  повышении  квалификации, творческой

активности и лояльности каждого  работника.

      Менеджмент призван  создавать условия для успешного  функционирования фирмы, исходя  из

того,  что  прибыль  является  не  причиной  существования  фирмой,  а   результатом   его

деятельности,  который  в  конечном   результате   определяет   рынок.   Прибыль   создает

определенные гарантии дальнейшему  функционированию фирмы, поскольку  только  прибыль  и  её

накопления на предприятии  в  виде  различных  резервных  фондов  позволяет  ограничить  и

преодолеть риски, связанные с  реализацией  товаров  на  рынке.  Ситуация  на  рынке,  как

известно, постоянно меняется, происходят изменения на  рынке  конкурентов,  в  условиях  и

формах финансирования, состояния  хозяйственной  конъюнктуры  в  отрасли  или  в стране  в

целом, в условиях торговли на мировых  товарных рынках. Отсюда  постоянное  наличие  рынка.

Целью менеджмента в этих условиях  является  постоянное  преодоление  риска  или  рисковых

ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего  требуется  наличие  определенных

денежных  средств   и   предоставление   менеджерам   определенной   степени   свободы   и

самостоятельности в хозяйственной  деятельности в целях быстрого реагирования  и  адаптации

к применяющимся условиям. В связи  с этим в задачи менеджмента входит:

      обеспечение  автоматизации   производства  и  переход   к  использованию   работников,

обладающих высокой квалификацией;

      стимулирование работы  сотрудников фирмы путем создания  на них лучших условий труда  и

установления более высокой заработной платы;

      постоянный контроль  за эффективностью деятельности  фирмы,  координация  работы  всех

подразделений фирмы;

      постоянный поиск  и освоение новых рынков.

      К задачам, решаемым  в менеджменте, относятся также:

     определение конкретных целей развития фирмы;

      выявление приоритетности  целей, их очередности и последовательности  решений;

      разработка стратегии  развития фирмы – хозяйственных  задач и путей их решения;

      выработка системы  мероприятий для решения намеченных проблем на различные  временные

периоды;

      определение необходимых  ресурсов и источников их обеспечения;

      установление контроля  за выполнением поставленных  задач.

      Выполнение задач  менеджмента по регулированию  организации, координации и контролю за

производительным процессом и  достижение намеченных целей получают оценку на рынке.

      Задачи управления  непрерывно  усложняются  по  мере  роста  масштабов  производства,

требующего обеспечение все  возрастающим  объемом  ресурсов  – материальных,  финансовых,

трудовых и другие.

      Все фирмы и  компании в менеджменте являются  организациями.  Организация   составляет

основу мира менеджеров, является  причиной  существования  менеджмента.  Создание  отделов

(подразделений)  путем  группирования аналогичных производственных  функций и служащих

позволяет  добиться  более  эффективного  управления,  необходимой  гибкости   руководства

компанией в период расширения ее хозяйственной деятельности.

      Методы  распределения   обязанностей  по  отделам  зависят  от  положенных  в  основу

признаков.

      Во-первых, по принципу  деления на равные по размеру  группы. Этот метод  применяется,

когда профессиональные работники  одинаковы, а для достижения  какой-либо  цели  необходимо

определенное число людей.

      Во-вторых,  по  функциональному  признаку.  Это   наиболее  распространенный   способ

создания отделов по производству, маркетингу, кадрам,  финансовым  вопросам  и  т.  д.  Их

число зависит от потребностей самой  организации.

      В-третьих, по  территориальному  признаку.  Этот  способ  наиболее  распространен в

случаях, когда предприятие осуществляет свою деятельность на  территории  разных  районов.

Все виды  операций  компании  на  данной  территории  могут  быть  поручены  региональному

управляющему по сбыту.

      В-четвертых, на  основе выпускаемой продукции.  Этот способ в настоящее время  получает

все большее распространение на крупных предприятиях, расширяющих  ассортимент  производимой

продукции, где другой метод привел бы лишь к усложнению структуры организации.

      В-пятых, на основе  интересов потребителя. В тех  отраслях,  где  покупатель  является

ключевым фактором, его интересы оказывают решающее влияние на структуру  организации.  Это

особенно характерно для службы сервиса.

      В крупных по  масштабам деятельности компаниях   используются  все  или  некоторые   из

вышеприведенных способов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      2.1. Задачи и проблемы  менеджера в условиях современного  рынка.

 

      В задачи менеджера  входит  разработка  концепции управления  трудовым  коллективом.

Главная задача в этой области состоит  в его способности  создать  условия  для  реализации

каждым работником  своих  потенциальных  возможностей,  возбуждения  в  людях  энтузиазма,

стремления выполнять поставленные перед ними задачи наилучшим образом.  Организация  труда

коллектива базируется  на  способности  менеджера  четко  распределять  обязанности  между

работниками, определять  и  ставить  конкретные  задачи,  отражать  их  количественными  и

качественными параметрами, определять время, нужное для практической  реализации  задания,

обеспечить  информативную  базу  и  необходимые  технические  средства,   конкретизировать

последовательность  выполнения  заданий,  исходя  из  их  срочности  и   важности.   Выбор

конкретного  стиля  поведения  зависит  от  степени  компетентности  и  заинтересованности

сотрудника в повышении результатов  своего труда, от  преуспевания  деятельности  компании.

Способность найти и применить средства  воздействия  на  коллектив,  каждого работника в

целях потребности трудиться эффективно—наиболее  ответственная и сложная задача менеджера.

      Во многих российских фирмах  наблюдаются в последнее время  положительные тенденции  в

менеджменте—деятельность  их  трансформируется применительно к  изменениям  внешней  среды.

Все более характерной  становится  адекватная  реакция  на  изменения  конъюнктуры  рынка,

осваиваются новые направления и инструменты  бизнеса. В большинстве  предприятий  неуклонно

улучшаются  стиль и  приемы  управления,  внедряются  более  совершенные  методы  работы  с

персоналом, повышается уровень кадровой политики. Вместе с  тем,  практика  выдвигает  ряд

серьезных  проблем  в  данной  области.  В  большинстве  наших  компаний    у   работников

отсутствует фундаментальная мотивация для эффективной деятельности, они не берут  на  себя

всю  полноту  ответственности  за  принятие  и  реализацию  управленческих   решений,   не

отождествляют себя с компанией, не понимают объективную необходимость  достижения  единства

личных интересов и  интересов  фирмы.  Многим  сотрудникам  не  хватает   профессиональных

знаний  и  желания  их  постоянно  расширять.  Они  не  способны   всесторонне   оценивать

последствия принимаемых решений,  не  в  состоянии  адекватно  реагировать  на  меняющиеся

обстоятельства.

       Немало специалистов  ориентируются  больше  на  практику  других  фирм,  нежели  на

самостоятельных анализ  ситуации  на  рынке.  Это  может  принести  огромный  ущерб  из-за

Информация о работе Менеджмент и его роль в условиях рыночной экономики