Менеджмент и его роль в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:46, курсовая работа

Краткое описание

С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины “менеджмент” и “менеджер”, быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш словарный обиход, заменив такие термины, как “управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”, “директор”. Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин “управление” имеет более широкий смысл. Вообще, “управление” ( это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер.

Оглавление

Введение
1.Понятие менеджмента.
1.1.Менеджер и требования, предъявляемые к нему.
2.Многозначность менеджмента.
2.1.Задачи и проблемы в условиях современного рынка.
2.2.Социально-экономические основы современного менеджера.
2.3.Взаимосвязь форм собственности и систем менеджмента.
3.Российский менеджмент.
3.1.Менеджмент и менеджеры.
3.2.Профессионализм менеджмента.
Заключения
Библиографический список
Приложение

Файлы: 1 файл

менеджмент и его роль условии рыночной экономики.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

      Современное производство  глубоко дифференцировано и   диверсифицировано  в  различных

отраслях,   специализирующихся   на   выпуске   определенной   продукции.   Но   по   мере

дифференциации, возникновения все  новых и новых  отраслей  возрастает  роль  межотраслевой

координации, кооперирования связей, причем не только отраслей, но и экономических  районов

и территорий. Естественно, что ни отдельный собственник, ни даже крупная  корпорация  не  в

состоянии эффективно реализовать  объективную  тенденцию  централизации.  Эта  тенденция  и

находит свое выражение в государственном  управлении и регулировании.

      В условиях современной  научно-технической революции уже  существуют и возникают вновь

такие отрасли производства, техники  и науки (атомная энергетика, электроника,  космическая

техника  и  др.),  организовать  и  усиленно  развивать  которые  в  рамках  собственности

отдельной корпорации, не говоря уже  об отдельном  собственнике,  невозможно.  Здесь  нужно

объединение, концентрация  огромных  средств  и  материалов,  усилий  больших  коллективов

ученых, инженеров, рабочих. Система  государственного  управления  является  тем  органом,

который  вынужден  брать  на  себя  эти   сложные,   динамически   развивающиеся,   подчас

противоречивые функции.

      Теория и практика  современного менеджмента в России  еще не освоены, а  отечественные

менеджеры пока не овладели должным образом передовым опытом.

      Капиталовложения  сами по себе не дают оптимального  эффекта.  Качество  продукции   и

производительность  труда  рабочих   зависят   от   качества   современного   менеджмента.

Профессиональные менеджеры определяют, изучают и анализируют проблемы.  Они с головой

уходят в специализацию, стандартизацию, эффективность, производительность  и  оперирование

цифрами. Однако они идут на всякие увертки, когда надо принимать сложные  решения.  Иногда

они жалко выглядят, когда им поручают добиться прибыльности, обеспечить нормальную  работу

и продвинуть организацию  на  новые  рубежи.  Менеджеры  слишком  мало  занимаются  своими

рабочими, они их побаиваются.

      Стандартное  образование   больше  не  обеспечивает  будущих   высших   руководителей

(президентов)  глубоким  практическим  знанием  производственно-технологической   базы   их

компаний. Им нужны финансовые, юридические,  социально-психологические  и  другие  знания.

Остроту проблемы усугубляют утрата перспективы и отсутствие чувства  целостности  системы.

Менеджерам не хватает гуманитарного  образования, широты взглядов, чувства  истории.

      По мере того  как  менеджеры  продвигаются  по  служебной  лестнице,  их  собственные

интеллектуальные способности совершенствуются, а в характере переплетаются  очень  разные,

порой противоположные черты:  стремление  к  сотрудничеству  и  конкуренции,  лаконичность

стиля руководства и нетерпимость к бюрократизму, склонность к риску  и  трезвый  расчет  и

т.д. Однако все это  касается  в  основном  интеллектуально-волевых,  а  не  эмоционально-

душевных качеств, т.е. тех черт личности, которые необходимы руководителю для  правильного

общения с людьми.

      Решающее значение  для выявления сущности менеджмента имеет собственность, которая  в

настоящее время тесно связана  с ходом  приватизации.  Приватизация  означает  приобретение

юридическими или физическими  лицами у государства и местных  органов управления  в  частную

собственность: предприятий и  их  подразделений;  материальных  и  нематериальных  активов

предприятий; долей, паев, акций  государства  и  местных  органов  управления  в  капитале

акционерных обществ  и  товариществ;  долей  паев,  акций  приватизируемых  предприятий  в

капитале  иных  АО  и  товариществ,  предприятий   с   участием   иностранного   капитала,

коммерческих банков, концернов, союзов и других объединений предприятий.

      Приватизация  осуществляется  несколькими  способами:  продажей  акций  акционерного

общества открытого  типа;  продажей  предприятий  на  аукционе;  продажей  предприятий  по

коммерческому  конкурсу;  инвестиционными  торгами;  продажей  активов   ликвидируемых   и

ликвидированных предприятий; выкупом  арендованного имущества.

      Целями  приватизации  являются:  создание  слоя  частных  собственников;   повышение

эффективности работы предприятий;  социальная  защита  работников;  содействие  финансовой

стабилизации; создание  конкурентной  среды;  демонополизация  и  привлечение  иностранных

инвестиций.

      Важная  роль  в  решении  этих  задач  принадлежит  менеджменту  и   профессионалам-

менеджерам. Их отношения регулируются контрактами,  тем  не  менее,  большую  роль  играют

личные контакты, взаимное доверие, стремление к сотрудничеству и процветанию  корпорации.

      Действия  предпринимателя   определяются  главным  образом   поведением   поставщиков,

потребителей и конкурентов, а  действия  финансового  менеджера  —  поведением  инвесторов,

акционеров, кредиторов  (включая  коммерческие  банки,  финансовые  органы,  в  том  числе

налоговые инспекции, страховые компании).

      Собственник или  лица,  уполномоченные  собственником   управлять  его  имуществом,  в

соответствии с законом и  учредительными документами решают вопросы  создания  предприятия,

определяют цели его деятельности, реорганизации и  ликвидации,  осуществляют  контроль  за

эффективностью  использования  и   сохранностью   имущества,   распоряжаются   финансовыми

ресурсами и проводят самостоятельную  финансовую политику.

      Предпринимательская деятельность может осуществляться как самим собственником, так и

субъектом,  управляющим  его  имуществом  на  праве  полного  хозяйственного   ведения   с

установлением  пределов  такого  ведения  собственником  имущества.  Отношения   субъекта,

управляющего предприятием, и собственника имущества регламентируются контрактом.

      Контракт на ведение  предпринимательской деятельности, заключаемый предпринимателем и

собственником  имущества,  определяет   взаимные   обязательства   сторон,   устанавливает

ограничения прав использования имущества  и осуществления отдельных видов  деятельности.

      В том случае, когда  предприниматель и собственник  — одно лицо, ему принадлежит  право

ведения предпринимательской деятельности  путем  учреждения  и  приобретения  предприятия,

найма  и  увольнения  работников,   полного   распоряжения   прибылью   после   выполнения

обязательств перед бюджетами  и банками.

      Менеджеры  в   своей   деятельности   руководствуются   следующими   организационно-

экономическими принципами.

       Равенством производителей (продавцов) и потребителей (покупателей)  перед  внешними

факторами.

       Равновесием цен  (курсов, процентных ставок) на основе  сбалансированности  спроса  и

предложения.

       Экономическим  регулированием самостоятельных действий субъектов рыночных  отношений

(производителей, продавцов, посредников,  потребителей, покупателей).

       Использованием  юридических законов для экономического  регулирования.

        Наличием  конкуренции  как  условия   экономического  прогресса  и   экономического

регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      3.    Российский  менеджмент

 

       Глубокие,  исключительно   трудные,  во  многом   противоречивые,   но   исторически

 неизбежные преобразования  экономической среды хозяйствования  в России пробудили активный

 интерес к менеджменту.

       Едва ли найдется  в России менеджер или предприниматель,  который не примерил  бы  на

 себя  управленческие  «одежки»  из  американского,  реже  —   из   японского   гардероба.

 Глобализация бизнеса отчетливо показала, что на его эффективность влияют не  только  так

 называемые жесткие факторы:  земля, климат, оборудование, но  и  мягкие,  которые  нельзя

 осязать или измерить, но  влияние которых весьма ощутимо.  Одним из них является отношение

 к работе, формирование деловой культуры. В совокупности мягкие факторы образуют присущую

 жителям данной страны  культуру,  понимаемую  как  наработанный  веками  набор  образцов

 поведения и привычек. Руководителей  интересует прежде всего деловая  культура. До сих пор

 не известно ни одного исследования, из которого можно было бы  узнать  об  особенностях,

 преимуществах и недостатках  российской деловой культуры. Между  тем  знание  особенностей

 национальной деловой  культуры  позволяет  руководителю  осознать  причины  и  вероятные

 последствия многих собственных  решений, решений и поступков  коллег и подчиненных, своего

 начальства или акционеров.

       Российским менеджерам  необходимо изучать деловую культуру  своей  страны,  поскольку

 Россия позже других начала  строить современные рыночные отношения.

       Осознать это  необходимо, потому что как бы  мы ни  пытались  копировать  западные  и

 восточные образцы или чувствовать  себя русскими предпринимателями  досоветского  периода,

 существуют реальные условия,  и очень полезно их знать. Нужно попытаться понять, что  уже

 сформировалось в российской  деловой культуре и какие черты  ей  присущи.  Разобравшись  в

 этом, легче предвидеть, каковы  реальные шансы внедрения   разных  моделей  менеджмента   в

 России.

       Существуют три уровня культуры в  бизнесе:  первый  —  это  национальная  культура;

 второй — организационная  культура, культура данной деловой  организации; третий,  нижний,

 уровень — это управленческая  культура. У нас ее еще называют  стилем  руководителя:  как

 руководитель реализуется в своих действиях.

       Национальная  культура сильно влияет на  организационную,  которая  в   свою  очередь

 влияет на управленческую. Но  при сильном, волевом руководителе  управленческая  культура

 может определить организационную,  а в совокупности организационные системы могут  менять

 национальную культуру.

       Предпринимательство   в  нашей  стране  не  может   развиваться  без  такого  важного

 элемента, как контрактная культура. Если контракт подписан, его надо  выполнять. Он может

 стать частью национальной  культуры. В настоящий момент  контрактная культура у нас  весьма

 низкая.

       В России существуют  две основные проблемы: проблема  власти, поскольку  руководитель

 в системе без власти —  не руководитель, и проблема отношения  к работе.  В большинстве

 российских деловых организаций  власть построена  по  принципу  виноградной  грозди:  во-

 первых, сверху вниз, а во-вторых, кластерами — замкнутыми группами. И  хотя  между  ними

 существуют какие-то информационные  и иные связи,  ярко  выражена  обособленность  каждой

 группы. Стоит ли сохранять  такое положение, эффективно ли  это  для  предпринимательской

 экономики, нужно проверить  каждой организации.

       Кластерная форма  характерна и для западных  бизнес-структур,  но  на  Западе  такая

 группа — это сплоченная  команда. Значит, можно поставить  вопрос: русские — коллективисты

 или индивидуалисты?  Как   показали  социологические  исследования,  россияне  —  большие

 индивидуалисты. Однако власть  считается больше с  группой,  чем  с  индивидом.  Нам  еще

 предстоит, если мы хотим  видеть каждого отдельного человека  в  системе,  менять  образцы

 поведения как руководителя, так и подчиненного.

       Однако даже  при экстремальном индивидуализме  русские  уживаются  друг  с  другом  в

 коллективе, группе, считая,  что   группа  является  наиболее  важной  частью  социально-

 экономической системы, т.е.  понимая, что с группой считаются,  что  она  может  заставить

 руководителя что-то изменить. Для россиянина группа — это  защита.

      Когда человек устраивается на работу, важно понять, видит он в группе  защиту  или

 идет в нее как в команду  единомышленников.  Это  должен  проанализировать  руководитель,

 чтобы у него с группой  не возникло конфликта.

       В отличие от  Запада у нас работа в группе плохо  структурирована,  плохо  расписаны

 обязанности и функции каждого  работника. При групповой работе  русские опасаются, что кто-

 то «прокатится зайцем» за  их счет, хотя, в принципе, любят  работать вместе.

       На Западе  при  работе  группах  все-таки  используется  индивидуальное  задание  и

 индивидуальная ответственность.  Поэтому работа в группе более  эффективна. В России же  в

 группу «бросили» задание,  и там начинают между собой  разбираться, что нужного эффекта  не

 дает, хотя работа в группе сегодня эффективнее, чем при любой другой организации труда.

       Очень важно  создать в системе  такую   среду,  в  которой  безответственный  человек

 чувствовал бы себя неуютно.  Предприниматель, тот,  кто   создавал  фирму  (а  создать   ее

Информация о работе Менеджмент и его роль в условиях рыночной экономики