Менеджмент и его роль в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:46, курсовая работа

Краткое описание

С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины “менеджмент” и “менеджер”, быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш словарный обиход, заменив такие термины, как “управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”, “директор”. Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин “управление” имеет более широкий смысл. Вообще, “управление” ( это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер.

Оглавление

Введение
1.Понятие менеджмента.
1.1.Менеджер и требования, предъявляемые к нему.
2.Многозначность менеджмента.
2.1.Задачи и проблемы в условиях современного рынка.
2.2.Социально-экономические основы современного менеджера.
2.3.Взаимосвязь форм собственности и систем менеджмента.
3.Российский менеджмент.
3.1.Менеджмент и менеджеры.
3.2.Профессионализм менеджмента.
Заключения
Библиографический список
Приложение

Файлы: 1 файл

менеджмент и его роль условии рыночной экономики.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

 нельзя, если не взять на себя ответственность), знает, как это  делается,  у  него  есть

 практический опыт. Так вот,  он  должен  помочь  своим   подчиненным  научиться  созидать.

 Обучение происходит в основном  на работе. Нормальный руководитель  до 40% времени  тратит

 на работу с людьми, на  обучение подчиненных. Ведь ответственность  возможна только тогда,

 когда вы обучены, компетентны  и не боитесь принимать решения.

       Для того  чтобы   решить  вопрос  о  том,  что   является  стимулирующим  фактором  в

 российских условиях, надо разобраться,  чем мотивирована нация.

       По результатам  исследований «новые русские»  по своей мотивации примыкают  к  группе,

 которая больше всего   ценит  стабильность.  Это   очень  важный  результат,  так   как  он

 показывает, что россияне предпочитают мотивацию на  достижение  и отказались  от  мысли

 ничего не менять. Правда, наши  руководители в бизнесе по-прежнему  считают, что изменения

 не должны влиять на стабильность  их положения, т.е. достижение  для них не играет большой

 роли, но сдвиг все равно  наметился.

       Будут ли русские  в дальнейшем больше мотивированы  на достижение, т.е.  двигаться   в

 сторону первой группы мотивации?  Для того чтобы спрогнозировать  это, нужны  исследования

 экономики России.

       Сейчас говорят, что есть русская специфика  в  бизнесе.  Этому  способствует  новый

 уровень   культуры   —   так   называемая   институциональная   культура:    бизнес    и

 предпринимательство являются  одним из институтов общества, который занимается  созданием

 дополнительной потребительной стоимости, развивая свою культуру. И в этой культуре  есть

 некая доля интернациональности.  Поскольку политика протекционизма  широко  распространена

 в мире, ею приходится пользоваться  и в системе менеджмента. Опыт  показывает,  что свой,

 или третий, путь не  всегда  оказывается  самым  лучшим,  а  институциональная  культура

 бизнеса, привнесенная с Запада, доказывает свою эффективность  всегда, в том  числе  и   в

 России. Отсюда следует вопрос: можно ли привить в  стране  иностранную  бизнес-культуру?

 Создание предприятий с участием  иностранного капитала показывает, что такое возможно.

       Однако исследования  показали, что есть возрастные  границы усвоения человеком другой

 культуры, по достижении которых  изменить что-либо довольно сложно.  Значит,  теперешнему

 поколению  в  бизнесе   не  стоит  рассчитывать  на  серьезные  изменения   в   поведении

 отечественных партнеров. Новое  поколение российских предпринимателей  и менеджеров должно

 обучаться образцам поведения  с детства, тогда будет возможен успешный результат.

       В  бизнесе   важна  моральная  среда,  для  предприятия  важна   мораль   нанимаемых

 работников, а формируется   мораль  религией,  другого   института  человечество  пока  не

 придумало. Поэтому, когда  мы говорим о низкой морали, мы имеем в виду невысокое  влияние

 религиозного и светского  образования на воспитание людей.

       Для бизнеса  самое трудное — это менять  людей, а не систему, но при   помощи  хорошей

 системы можно заставить  людей поменять свои привычки.

       Знание истории  национальной культуры, ее ценностей  и  образцов  поведения  людей   в

 различных хозяйственных   ситуациях  позволяет  профессионально   готовить  и  воспитывать

 будущих менеджеров. Без знания  особенностей  национальной  деловой  культуры  невозможно

 решать на высоком профессиональном  уровне  сложные  и  комплексные   задачи,  особенно  в

 системе предприятий с иностранными  инвестициями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      3.1.Менеджмент и  менеджеры.

 

      Российский  менеджмент  —  это  комплексная  инновационная   наука,  которая   только

зарождается    одновременно    с    формированием    рыночной     экономики,     развитием

предпринимательства, созданием конкретных условий и  конкурентоспособности,  формированием

благоприятных предпосылок для  активизации деятельности физических и юридических лиц.

      Менеджмент представляет  собой  сложное  социально-экономическое,  информационное  и

организационно-техническое явление, одновременно процесс  деятельности  и  науку,  имеющие

дело со  сменой  состояний,  качеств  объекта.  Он  имеет  определенные  закономерности  и

принципы, как и любая другая наука.

      Менеджмент характеризуется  определенными тенденциями,  тормозящими  или  ускоряющими

его  развитие,  и  потенциалом,  имеющим  соответствующую  динамику.  Поэтому   необходимо

своевременно выявлять  намечающиеся  тенденции  и  динамику  и  умело  использовать  их  в

процессе  управления.  Менеджмент  можно  рассматривать  как  элемент  культуры,   системы

ценностей и убеждений.

      Основой современного  менеджмента являются человеческие  ресурсы и предпринимательская

деятельность. Поэтому главная  задача менеджмента —  сделать  информацию,  знания,  опыт  и

нововведения производительной силой.

      Наиболее характерны  для инновационной управленческой  мысли четыре новые тенденции:

      интернационализация  менеджмента, осмысление новых   реалий,  порождаемых  углублением

международного разделения  труда,  возрастанием  взаимозависимости  в  мировой  экономике,

развитием транснациональных корпораций и международных систем информации;

      рост международной  конкуренции, ведущей к выживанию  наиболее эффективных корпораций;

 

      ориентация  на  такие  ценности,  как  социальная  и  экономическая   эффективность,

реализация потенциала работника  и системы, растущая готовность к  нововведениям;

      сочетание различных  типов систем управления —  как жестко регламентированных,  так  и

основанных на внутренней свободе в зависимости  от  принятой  организационной  культуры  и

человеческих отношений.

      Менеджмент формирует  кадры, устанавливает систему  отношений между людьми, включая  их

в созидательный процесс коллективной трудовой  деятельности.  Поэтому  одна  из  важнейших

задач менеджмента состоит в  содействии развитию персонала, его  обучению и в  гарантии  его

роста. Менеджеры должны уделять  постоянное внимание продвижению сотрудников  по  служебной

лестнице на основе планирования их карьеры.

      Менеджерская  деятельность  связана  с  анализом   и   диагностированием   ситуаций,

определением главных задач, основных противоречий и  доминирующих  тенденций;  выдвижением

управленческих   альтернативных   вариантов   действий,   оценкой   каждой   альтернативы,

определением наиболее соответствующих  требованиям действий; разработкой  конкретного  курса

(программы  действий),  который   будет  эффективен  с   точки   зрения   перевода   данной

управленческой ситуации в более  благоприятную.

      Существует  еще самоменеджмент  (более правильно — самоуправление).  Эффективное

самоуправление объективно связано  как с человеческой  природой  (биоритмами,  генетической

программой), так и  с  организацией  (вещами,  людьми,  идеями,  отношениями),  социальным

управлением.

      Сила современного  менеджмента, с одной стороны,  в том, что он  позволяет   превратить

человеческие знания, опыт и достижения научно-технического  прогресса  в  производительную

силу, а с другой — в созидательном  применении  информационных  технологий,  способствующих

наращиванию  информационного  потенциала   работников,   что   инициирует   творчество   и

инновационные процессы.

      Кто же такой  менеджер?  Функции менеджера  и ситуации,  в  которых   они  реализуются,

различны. Менеджер руководит работой одного,  нескольких  или многих  сотрудников,  он

управляет   фирмой   или   ее    функциональным    подразделением,    имея    определенную

самостоятельность  для  принятия  решений.  Менеджер  —   это,   прежде   всего,   наемный

управляющий, который организует  конкретную  деятельность  подчиненных  ему  работников  и

одновременно выполняет определенные управленческие функции.

      Менеджмент призван  обеспечить  надежное  взаимодействие  человека  и  системы,  суть

которого состоит в том, что менеджер, являясь центральной фигурой этого процесса,  должен

знать, какие характеристики личности определяют  поведение  человека  в  системе  и  какие

параметры  окружающей  среды  воздействуют  на  включение  человека   в   целенаправленную

деятельность данной фирмы.

      Менеджмент —  особая динамическая организация   управления,  необходимая  экономически

самостоятельному хозяйственному объекту, гибкая система предприимчивого  и  инновационного

руководства, способная чутко реагировать  на  конъюнктуру  рынка,  условия  конкуренции  и

своевременно перестраиваться  с учетом требований внешней среды.

 

      3.2. Профессионализация  менеджмента.

 

      Эффективность корпоративного  хозяйствования в динамически   функционирующей  рыночной

экономике в решающей мере зависит от системы менеджмента и его профессионализма.  В связи

с этим нам еще предстоит пережить свою революцию менеджмента и  менеджеров,  без  которой,

как показывает мировой опыт, цивилизованное общество построить  невозможно.  А  для  этого

предстоит  изменить  традиции  пренебрежительного  отношения  к  менеджменту  вообще  и  к

обучению управлению в частности.

      До сих пор у  нас  широко  распространено  мнение,  что  управлять   людьми  несложно,

никаких специальных знаний для  этого не требуется, нужны лишь минимальные  организаторские

способности и некоторый опыт.

      Проблему  можно   решать  в  двух  направлениях.   Во-первых,   готовить   в,   вузах

дипломированных специалистов — аналитиков с очень  основательной  системой  философских  и

управленческих знаний. Во-вторых,  ввести  соответствующие  учебные  дисциплины  для  всех

студентов и слушателей, обучающихся  по специальности «Менеджмент». Кроме  того,  необходимо

поднять уровень аналитического подхода  у  руководителей  всех звеньев,  создать культуру

системного мышления в обществе в целом.

      В государственном  образовательном стандарте в   перечне  специальностей  сравнительно

недавно появилась специальность  «Менеджмент», и,  конечно,  сразу  же  возникли  различные

мнения по поводу ее названия,  целесообразности,  практического  содержания,  специфики  и

принадлежности к определенной области знаний и профессиональной деятельности.

      Наиболее общей  точкой зрения  является  та,  что  менеджмент  —  это   специальность,

профессия  и   квалификация,   требующая   фундаментального   основания:   экономического,

технологического,  информационного,  юридически  правового,  социально-психологического  и

т.д. В связи с этим; возникают  серьезные теоретические  и  практические  задачи  отбора  и

формирования профессионального  корпуса  управленцев,  организаторов,  менеджеров.  Будущих

менеджеров нужно готовить в  вузах  как  на  экономической  и  технологической,  так  и  на

инженерной базе, начиная с  низшей  ступени:  референт,  помощник,  советник,  консультант

руководителя.

      Не исключается  возможность подготовки менеджера   как  специалиста  смешанного  типа:

экономиста-менеджера,    инженера-менеджера,    технолога-менеджера,     юриста-менеджера,

товароведа-менеджера, коммерсанта-менеджера, предпринимателя-менеджера, врача-менеджера  и

т.д.

      Особенность специальности  заключается в ее соединении  с  другими  специальностями   в

процессе первого высшего образования.

      Практика подтверждает  необходимость подготовки профессиональных менеджеров в системе

второго образования, но это вовсе  не значит, что  следует  исключить  первое  образование.

Профессионализм в любом деле формируется  лучше, если он  формируется  с  «чистого  листа».

Специальность «Менеджмент» в этом случае не исключение.

      Менеджмент по  опыту цивилизованных индустриально   развитых  стран,  да  и  по  опыту

реформирования  управления  в  России,  необходимо  рассматривать  как  инновационный  тип

управления  в   системе   горизонтальных   рыночных   отношений   между   производителями,

потребителями и посредниками.

      Системно-инновационный  тип управления порожден  потребностями   открытой  либеральной

экономики  и  обладает  вполне  определенными  чертами.  К   ним   относятся:   приоритеты

экономических   интересов   и   процессов,   важность   человеческого   фактора,    гибкие

организационные   формы,   конкурентоспособные   системы   управления,    профессиональная

подготовка менеджеров.

      Профессионализация  менеджмента  обусловлена   нарастающей   сложностью   управления,

Информация о работе Менеджмент и его роль в условиях рыночной экономики