Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:46, курсовая работа
С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины “менеджмент” и “менеджер”, быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш словарный обиход, заменив такие термины, как “управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”, “директор”. Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин “управление” имеет более широкий смысл. Вообще, “управление” ( это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер.
Введение
1.Понятие менеджмента.
1.1.Менеджер и требования, предъявляемые к нему.
2.Многозначность менеджмента.
2.1.Задачи и проблемы в условиях современного рынка.
2.2.Социально-экономические основы современного менеджера.
2.3.Взаимосвязь форм собственности и систем менеджмента.
3.Российский менеджмент.
3.1.Менеджмент и менеджеры.
3.2.Профессионализм менеджмента.
Заключения
Библиографический список
Приложение
характерных для России быстрых изменений макроэкономической среды. В организации работы
компаний также имеется много пробелов, например, нет налаженного взаимодействия между
подразделениями. Связи между отделами осуществляются, как правило, через руководство
фирмы. Работники, не имеющие постоянной интеллектуальной и информационной помощи коллег
из других подразделений, сознают себя только представителем коллектива отдельного звена,
а не частицей коллектива в целом. Из-за этого в их работе отражаются узкие интересы
коллектива подразделения, а не стратегические интересы компании. Из-за сложившегося
положения руководителям приходится всю основную работу, особенно в стратегическом плане,
брать на себя, сосредоточиваться на организации, координации и контроле, вместо того,
чтобы больше уделять внимания анализу, прогнозированию, планированию, стимулированию
труда. Именно поэтому необходимо перейти от централизованной, четкой иерархии персонала в
организации к децентрализованному управлению и возможности сотрудником участвовать в
решении различных вопросов и проблем.
Опыт убеждает, что нет единого управленческого варианта в решении подобных задач.
Многое зависит от уровня менеджмента, степени зрелости и культуры коллектива, способности
последнего воспринимать инновации. Комплекс эффективных мер в каждом конкретном случае
будет различаться в зависимости от специфических черт коллектива. К сожалению,
большинство российских менеджеров еще не в полной мере осознало возможности использования
человеческого фактора, совершенствования в соответствии с требованиями сегодняшнего дня
управления коллективом. Важнейший принцип руководства персоналом: обеспечение
ответственности каждого работника за результаты его труда; каждый сотрудник обязан знать,
кому он подчинен и от кого может получать приказания.
Менеджер фирмы призван точно определить каждому подчиненному конечные цели его
труда. При этом важно подробно охарактеризовать механизм и этапы их достижения. При этом
важно подробно охарактеризовать механизм и этапы их достижения. В этом случае меньше
приходится давать поручений, связанных с частными задачами, работником больше проявляется
самостоятельности. Менеджер обязан обеспечить разработку и применение четких инструкций,
указаний, использование которых позволяет действовать без дополнительных разъяснений и
весьма инициативно.
Социально-экономические и социально-психологические методы управления персоналом
ныне явно призваны преобладать над административными. Руководство направляется на
осуществление сотрудничества персонала
и администрации в целях
целей. Все чаще применяется принцип коллегиальности в управлении, когда менеджеры
работают в тесном контакте друг с другом, связаны узами сотрудничества, взаимозависимости
и взаимопомощи.
Главным в менеджменте
становится побуждение
для более интенсивного и продуктивного труда. Менеджер не должен приказывать своим
подчиненным, а ориентировать их на проблемы, стоящие перед компанией, ранжируя их по
значимости, направлять усилия, помогать раскрытию способностей людей, концентрировать их
на самом главном, формировать вокруг себя группу единомышленников, свою команду.
Менеджмент предприятия или фирмы.
Предпринимателя,
прежде всего, интересует, какую
материальную выгоду он
своей деятельности. Получить прибыль и накопить капитал, достаточный для продолжения
своего дела в более широких масштабах, можно только в том случае, если производимая
продукция (работы, услуги) пользуется спросом у потребителей. Значит, предпринимателю,
менеджеру, прежде всего, следует продумать, каким направлением бизнеса он должен
заниматься, т.е. определить предпринимательскую идею.
Предпринимательская идея — основа любого делового начинания. Чтобы она постоянно
формировалась у человека, нужно обладать предпринимательскими способностями, иметь
необходимые знания о производстве той или иной продукции, о торговле, посреднической и
инновационной деятельности в сфере финансов.
Чтобы реализация предпринимательской идеи принесла положительные результаты,
необходимо разрабатывать
генеральную программу действий с выделением приоритетных проблем и важнейших ресурсов для
достижения этих целей.
Одной из главных задач менеджмента является установление целей, ради достижения
которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система.
Целеполагание - это исходный момент в деятельности менеджера, приобретающий все большее
значение в условиях развивающейся рыночной экономики.
Целевая функция начинается с установления общей цели предприятия, выражающей причину
его существования. В литературе она нередко обозначается такими понятиями как "политика",
"философия", "миссия".[1] В ней обычно детализируется статус предприятия, декларируются
принципы его работы, заявления и действительные намерения руководства, дается определение
самых важных характеристик организации.
Миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее
работы, так как в целом она выражает устремленность в будущее, показывая на что, будут
направляться усилия и какие ценности будут при этом приоритетными.
Общая цель организации образует фундамент для разработки стратегии развития и
установления ключевых целей по таким функциональным важнейшим подсистемам организации,
как маркетинг, производство, НИР, персонал, финансы, менеджмент.
Стратегия фирмы - это рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая
достижение конкретных намеченных компанией целей. Сущность выработки и реализации
стратегии состоит в том, чтобы выбрать нужное направление развития из многочисленных
альтернатив и направить производственно-
Стратегическое управление предполагает, что фирма определяет свои ключевые позиции
на перспективу в зависимости от приоритетности целей. Отсюда различные виды стратегий, на
которые фирма может ориентироваться. Их можно классифицировать следующим образом.
• Продуктово - рыночная стратегия направлена на определение: видов конкретной
продукции и технологий, которые фирма будет разрабатывать; сфер и методов сбыта; способов
повышения уровня конкурентоспособности продукции.
• Стратегия маркетинга предполагает гибкое приспособление деятельности фирмы к
рыночным условиям с учетом позиции товара на рынке, уровня затрат на исследование рынка,
комплекса мероприятий по форсированию сбыта; распределение средств, ассигнованных на
маркетинговую деятельность, между выбранными рынками.
• Конкурентная стратегия направлена на снижение издержек производства,
индивидуализацию и повышение качества продукции, определение путем сегментации новых
секторов деятельности на конкретных рынках.
• Стратегия управления набором отраслей предполагает, что высшее руководство фирмы
постоянно держит под контролем виды деятельности и номенклатуру продукции по фирме в
целом в целях диверсификации видов деятельности и выпускаемой продукции за счет новых
отраслей и прекращения тех из них, которые не согласуются с целями фирмы и ее
ориентирами.
• Стратегия нововведений (инновационная политика) предполагает объединение целей
технической политики и политики капиталовложений и направлена на внедрение новых
технологий и видов продукции. Она предусматривает выбор определенных объектов
исследований, с помощью которых фирмы стремятся содействовать в первую очередь
систематическим поискам новых технологических возможностей.
• Стратегия капиталовложений предполагает определение относительного уровня
капиталовложений на основе расчета масштабов выпуска отдельных видов продукции и
деятельности фирмы в целом; определение конкурентных позиций фирмы по отношению к
соперникам; выяснение возможностей фирмы на основе результатов планирования и выполнения
планов путем организации
• Стратегия развития направлена на реализацию целей обеспечения устойчивых темпов
развития и функционирования фирмы, как в целом, так и ее филиалов и дочерних компаний.
Стратегию развития филиалов и дочерних компаний по следующим ключевым направлениям
определяет материнская компания: разработка новых видов продукции, расширение
вертикальной интеграции, повышение конкурентоспособности компании; увеличение экспорта;
создание смешанных
• Стратегия поглощения предполагает приобретение акций других компаний,
характеризующихся быстрым ростом и научно-техническими достижениями, с целью повышения
эффективности деятельности фирмы путем проникновения в новые отрасли хозяйства,
транснационализации капитала.
• Стратегия зарубежного
инвестирования направлена на
создание за рубежом
производственных предприятий - сборочных и по разработке сырьевых ресурсов.
• Стратегия ориентации на расширение экспортной деятельности предполагает разработку
таких мер, которые могли бы обеспечить целесообразность развития такой деятельности,
снизить до минимума предполагаемые возможные риски и оценить выгоды. Стратегия экспорта
предусматривает ориентацию производства на удовлетворение потребностей иностранных
потребителей и используется наиболее часто крупными компаниями, выпускающими сложное
оборудование и суда на основе заказов, а также средними и небольшими фирмами,
выпускающими новейшую малогабаритную продукцию (часы, фотоаппараты, бытовые
электроприборы) и сбывающими ее на тех рынках, где транспортные издержки невелики, а риск
зарубежных инвестиций велик.
2.2.Социально-экономические основы современного менеджмента.
Формируя социально
ориентированную экономику,
и сколько, платить. Если платить по труду, то надо учитывать, что труд — это процесс
совместной деятельности, он не имеет стоимости, его нельзя взвесить. Не следовало бы
мудрить, вводя различные измерители этого процесса, в частности нормативы — условные,
абстрактные и т.д. Платить надо за полезность создаваемого продукта, оплата должна
зависеть от потребительной стоимости. Платить не по затратам, а по конечному результату
труда, выкристаллизовавшемуся в стоимости проданного продукта труда и оказанных услуг.
Следует строить государство и общество с общедемократическими идеалами на основе
воссоздания таких социально
бы религиозные традиции, формы семейного воспитания, сохранялся определенный социальный
контроль за молодым поколением, гуманизацией общества…
Что же представляла собой прежняя экономика?
Ранее считалось,
что экономика функционирует
пропорционального развития. Провозглашенный волевым образом закон не сработал. А постулат
о единстве и согласованности экономически
носил абстрактный характер, и его действие на практике не ощущалось. Ясно одно:
активизация деятельности людей зависит от действенности мотивационного механизма, который
до сих пор недооценивается.
Нужно также помнить, что чем больше ограничений имеет малоорганизующаяся система,
тем больше она требует ресурсов и энергии для поддержания своего существования,
следовательно, развивается труднее, медленнее, чем система без лишних ограничений.
Динамика развития
сложных материальных
и тот процесс, который реализуется в действительности, зависит от множества факторов,
даже мельчайших. Нужно иметь в виду, что приближаться к оптимальным решениям или выходить
из неожиданных ситуаций может лишь та система, которая раскрепощена, имеет экономическую
свободу, свободу организации, свободу мышления и слова.
Информация о работе Менеджмент и его роль в условиях рыночной экономики