Механизмы действия рынков

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания работы - изучение рыночного механизма, его сущности, функций и структуры, определить его основные черты, а также выявить позитивные и негативные стороны рынка, сделать выводы о влияние государства на формирование рыночных отношений и роли рынка в жизни общества.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1.Сущность рынка. Элементы рыночного механизма……………4
Сущность рынка…………………………………………………………….4
1.2 Функции рынка………………………………………………………………5
1.3. Понятие рыночного механизма.................................................................6
1.4. Спрос и предложение................................................................................8
Глава 2. Механизм функционирования рынка…………………………...14
2.1.Взаимодействие спроса и предложения...................................................14
2.2.Установление равновесной цены…………………………………………..16
2.3. Равновесие рынка…………………………………………………………..17
2.4 Конкуренция…………………………………………………………………20
Глава 3. Роль государства в рыночной экономике. Антимонопольная политика Российской Федерации................................................................24
3.1. Роль государства в рыночной экономике……………………………….24
Показатели развития российской экономики в 2010 - 2011 годах….26
Меры Правительства по преодолению последствий финансово-экономического кризиса…………………………………………………30
3.2. Антимонопольное законодательство Российской Федерации…………35

Заключение……………………………………………………………………..41
Список использованной литературы…………………………………………42

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 190.79 Кб (Скачать)

Рис.3

Точка Р на графике - равновесная цена, свидетельствующая, что цена продавцов (по которой им выгодно торговать), совпадает с ценой покупателей (которая устраивает последних).  
Если спроецировать равновесную точку на ось абсцисс, то мы обнаружим равновесное количество (Кр), характеризующее количественное совпадение спроса и предложения. 
Равновесная цена и равновесное количество обладают следующими необыкновенными свойствами.

  1. Товаров представлено на рынке не больше и не меньше, чем нужно для потребления людей. Все затраты на производство благ окупаются их продажей по равновесной цене. Стало быть, достигнутое равновесие свидетельствует о наибольшей экономической эффективности сложившейся рыночной ситуации.
  2. В точке равновесия выражен и наибольший социальный эффект. За равновесную цену потребитель приобретает предельное (для его дохода) количество полезностей.
  3. На рынке не обнаруживается ни избытка товаров (количества, которое излишнее для продажи при данном объеме доходов населения), ни дефицита (нехватки) благ. Цена, при которой прибыль производителя достигает максимума.
  4. За пределами равновесной цены и равновесного количества на рынке существуют две зоны, которые свидетельствуют об определенном неблагополучии в отношении экономического положения либо продавцов, либо покупателей. Одна зона (на графике она занимает пространство, заштрихованное красным цветом или С2 - Р - П2) - зона избытка товаров: здесь предложение блага со стороны продавцов превышает покупательский спрос. Такое относительное товарное обилие может быть результатом не только излишнего производства изделий, но и следствием непомерного вздувания цен, невысокого качества продуктов, нехватки денег у населения при неудовлетворенных потребностях или каких-либо других обстоятельств. Когда возникает затоваривание рынка излишними продуктами, не находящими сбыта, то при определенных условиях может возникнуть кризис перепроизводства. Выходом из такой ситуации может быть, например, снижение цен (уценка товаров, их сезонная распродажа). 
    Другая зона (на графике: синим цветом или П1 - Р. - С1) - зона дефицита товаров: здесь величина спроса превышает количество предлагаемых товаров. Нехватка продуктов образуется по разным причинам:
  5. выпускается мало изделий высокого качества, пользующихся повышенным спросом;
  6. цены искусственно снижают (ниже стоимости или равновесной цены), что ведет к расширению покупательского спроса;
  7. денежные доходы населения возрастают быстрее, чем расширяется производство.

Постоянный дефицит товаров  может при определенных условиях перерасти в кризис недоприозводства. Рынок реагирует на товарный дефицит прямым или скрытым ростом цен. Одновременно увеличивается спекуляция - скупка недостающих вещей по более низким ценам и их перепродажа по более высоким ценам в целях наживы. Выходом из критической ситуации может служить некоторое уменьшение роста денежных доходов населения, увеличение производства пользующихся спросом товаров или повышение рыночных цен на эти продукты.

 

 

 

 

Глава 2. Механизм функционирования рынка

2.1.Взаимодействие  спроса и предложения.

Равновесием на рынке называется ситуация, когда  продавцы предлагают к продаже ровно  такое количество блага, которое  покупатели решают приобрести (объем  спроса равен объему предложения)

Поскольку продавцы и покупатели хотят продать  или купить различные количества блага   в зависимости от его  цены, для рыночного равновесия необходимо, чтобы установилась такая цена, при  которой объемы спроса и предложения  совпадут. Другими словами, цена уравнивает объемы спроса и предложения.

Цена, вызывающая совпадение объемов спроса и предложения, называется равновесной ценой, а объемы спроса и предложения при этой цене называются равновесными объемами спроса и предложения.

В условиях равновесия происходит так называемое очищение рынка -на рынке не останется ни непроданного блага, ни неудовлетворенного спроса (покупателей, желающих купить благо по установившейся цене и не сумевших это сделать из-за отсутствия продавцов).

Таким образом, чтобы найти равновесие на рынке  некоторого блага, нужно определить, какая цена вызовет на этом рынке  такой объем предложения, который  будет соответствовать объему спроса = при этой цене продавцы принесут на рынок ровно столько произведенного ими блага, сколько покупатели захотят унести. Такая цена называется равновесной ценой, а объем спроса и предложения, соответствующий равновесными объемами спроса и предложения.

Как определить равновесие? Для этого нужно воспользоваться функциями спроса и предложения и определить, при каком значении цены функции спроса и предложения дадут одинаковые значения. Мы можем решать эту задачу двумя способами.

    1. Если функции спроса и предложения выражены с помощью таблицы 2, то нам нужно просто найти цену, для которой значения колонок, содержащих объемы спроса и предложения совпадут. В таблице приведена информация о спросе и предложении для рынка булочек. Нетрудно заметить, что цена 15 рублей за булочку дает одинаковые объемы спроса и предложения равные 2=800 булочкам. При цене 20 рублей предложение превышает спрос (3=600 > 2=000), а при цене 10 рублей, наоборот, спрос превышает предложение (2=000 < 4=150).

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Цена, 
руб/шт

Объем 
спроса, 
штук в день

Объем 
предложения, 
штук в день

35 
30 
25 
20 
15 
10 



0


750 
1400 
2000 
2800 
4150 
5500 
6000 
6300 
6610

4650 
4500 
4100 
3600 
2800 
2000 
1000 
200 

0


 

2. А теперь давайте попробуем определить рыночное равновесие с помощью рис.4. Для определения равновесной цены и равновесного количества нам нужно просто совместить кривую спроса и кривую предложения на одном рис. и найти точку пересечения.

Предположим, что кривая D на рис.  является кривой спроса потребителей на булочки на рынке этого блага. А кривая S является кривой предложения булочек их производителями.

Кривые  пересекаются в некоторой точке А (другими словами, имеют общую точку А), которая и показывает равновесные значения цены и количества на этом рынке. Точку пересечения кривых спроса и предложения называют точкой равновесия.

Рис.4

 

В данном случае равновесной ценой является цена 15 рублей, а равновесное количество составляет 2=800 булочек.

 Любая  цена выше 15 рублей вызовет на  этом рынке объем предложения,  превышающий 2=800 булочек, так как  заинтересованные дополнительной  прибылью производители захотят  увеличить выпуск продукции. А  объем спроса будет ниже, чем  2=800 булочек, так как возросшая  цена заставит некоторых потребителей  частично или полностью отказаться  от потребления этого блага  и поэтому общий объем спроса  несколько уменьшится. В результате  возникнет избыток предложения  (часть общего объема предложения,  которая не сможет найти себе  покупателя). В этом случае продавцы, чьим продуктом он окажется, будут  вынуждены терпеть убытки.

Например, по цене 20 рублей объем предложения  составит 3=600 булочек, в то время  как объем спроса = только 2=000 булочек. В результате 3=600=v=2=000===1=600 булочек  останутся непроданными.

Соответственно, при любом значении цены ниже равновесного будет наблюдаться обратная картина. Продавцы захотят несколько сократить  объем предложения, так как снижение цены означает уменьшение выгодности производства. А==покупатели  захотят увеличить потребление, так как более низкая цена означает увеличение их покупательной способности и снижение "трудности" приобретения булочек. В результате возникнет дефицит предложения (избыток спроса) = на рынке останутся потребители, которые желали бы приобрести еще какое-то количество булочек по этой цене, в то время как все булочки, принесенные производителями, уже проданы.

Например, при цене 10 рублей объем спроса составит 4=150 булочек, в то время как объем  предложения только 2=000. В результате на рынке некоторое количество потребителей, "не успевших" купить булочки, останется  с избыточным объемом спроса 4=150 v 2=000 = 2=150 булочек.

Только  цена 15 рублей вызывает такой объем  предложения булочек и такой  объем спроса на них, при которых  рынок очищается, а все участники  сделок остаются удовлетворенными таким  состоянием дел и не желают изменять свое поведение.

При этом мы можем подсчитать стоимость всех сделок, если найдем произведение цены и объема продаж. В данном случае это 15=T=2=800 = 42=000 (рублей). Это значит, что всего было продано булочек на 42=000 рублей и эта сумма перешла от покупателей к продавцам. Каждый покупатель оплатил некоторую часть этой суммы, и каждому продавцу тоже досталась некоторая ее часть. На рис. эта сумма соответствует заштрихованному прямоугольнику.

При такой  равновесной цене некоторые продавцы и покупатели могли вообще отказаться от сделок. Могли остаться "несостоявшиеся" продавцы и покупатели, которых совсем не устроила данная цена и они отказались купить или продать даже одну булочку. Конечно, таких может и не быть, если каждый покупатель купил, а каждый продавец продал хотя бы одну булочку.

 

2.2.Установление  равновесной цены

 

 

 

Рис.5

Механизм  установления единой цены может различаться  в зависимости от характеристик  конкретного рынка и его участников. Предположим, что на рынке вообще не совершалось никаких сделок и  продавцы и покупатели не знают желаний  и возможностей друг друга. Таким  образом, мы должны определить, как  устанавливается равновесие на новом  рынке.

На новом  рынке сначала совершаются пробные  сделки, в результате которых первые покупатели каким-то образом договариваются с отдельными продавцами относительно цены и приобретают благо. Образуется некоторый разброс цен. Так как  рынок совершенный (по нашему предположению), каждый следующий покупатель и каждый продавец знают, по каким ценам уже совершались сделки, и ориентируются на самые выгодные. Покупатели будут стремиться купить по самой низкой цене и пойдут к тем продавцам, которые предлагают такую цену. Продавцы будут стремиться продать товар подороже, но не смогут предлагать цену за товар выше, чем другие, они останутся без покупателя. В то же время, если продавцы видят, что по устанавливающейся цене их продукт раскупается слишком быстро и скоро они окажутся без товара, они будут понемногу поднимать цену. Если же они видят, что товар не разойдется, они начнут понемногу снижать цену.

Быстрота, с которой рынок найдет равновесную  цену, зависит от "подвижности" его участников и от легкости передачи информации на рынке.

Во все  следующие дни продавцы и покупатели будут знать, по каким ценам совершались  сделки ранее, и, начиная торговый день, будут ориентироваться на  "вчерашнюю" цену. Новая цена будет корректироваться уже в процессе торговли.

 

2.3. Равновесие рынка

 Спрос- это количество продуктов, которые потребители готовы и в состоянии купить по определенным ценам за его единицу в течение определенного периода. В основе спроса лежат потребности. Именно они определяют, что покупатель желает купить. Желание лимитируется располагаемой суммой денег. Связь между ценой и количеством покупаемого товара устойчивая, постоянно повторяющаяся и имеет характерную направленность. Поэтому ее можно определить как закон спроса: при прочих равных условиях снижение цены ведет к повышению величины спроса, а рост цены - к снижению спроса.

Эта закономерность сохраняет свою справедливость, как  для индивидуального спроса, так  и для рыночного спроса.

Снижение цены продукта увеличивает  покупательную способность денежного  дохода потребителя, и поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде (эффект дохода). Более высокая цена приводит к противоположному результату. Эффект замещения - выражается в том, что  при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести более  дешевый товар вместо аналогичных  товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Эту обратную связь между ценой  продукта и величиной спроса можно  изобразить в виде графика кривой.

Рис. спроса показывает зависимость  между ценой и количеством  покупаемого товара в каждый данный момент времени. При этом предполагается, что все остальные условия  остаются неизменными. Цена спроса - это  максимальная цена, которую согласен уплатить покупатель при покупке  данного товара. Каждая точка на кривой представляет конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель решит купить по этой цене. В реальной действительности "прочие равные условия" тоже подвержены динамике. Если они меняются, то происходит изменение в спросе и перемещении  самой кривой спроса на графике. 
Влияние определенных факторов приводит к тому, что по прежним ценам покупатели готовы приобрести больше или меньше товаров. Если факторы оказывают положительное воздействие на спрос, кривая смещается вправо, если отрицательное - кривая смещается влево. Факторы, оказывающие влияние на изменение спроса.

Информация о работе Механизмы действия рынков