Механизмы действия рынков

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания работы - изучение рыночного механизма, его сущности, функций и структуры, определить его основные черты, а также выявить позитивные и негативные стороны рынка, сделать выводы о влияние государства на формирование рыночных отношений и роли рынка в жизни общества.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1.Сущность рынка. Элементы рыночного механизма……………4
Сущность рынка…………………………………………………………….4
1.2 Функции рынка………………………………………………………………5
1.3. Понятие рыночного механизма.................................................................6
1.4. Спрос и предложение................................................................................8
Глава 2. Механизм функционирования рынка…………………………...14
2.1.Взаимодействие спроса и предложения...................................................14
2.2.Установление равновесной цены…………………………………………..16
2.3. Равновесие рынка…………………………………………………………..17
2.4 Конкуренция…………………………………………………………………20
Глава 3. Роль государства в рыночной экономике. Антимонопольная политика Российской Федерации................................................................24
3.1. Роль государства в рыночной экономике……………………………….24
Показатели развития российской экономики в 2010 - 2011 годах….26
Меры Правительства по преодолению последствий финансово-экономического кризиса…………………………………………………30
3.2. Антимонопольное законодательство Российской Федерации…………35

Заключение……………………………………………………………………..41
Список использованной литературы…………………………………………42

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 190.79 Кб (Скачать)

В последние  годы антимонопольное законодательство все чаще начинает использоваться как инструмент защиты одних групп экономических агентов в ущерб интересам других. Это проявляется, в частности, в нормах, регламентирующих допустимость или недопустимость тех или иных видов вертикальных соглашений. При этом достаточно взвешенная позиция закона «О защите конкуренции» в части определения законности вертикальных соглашений едва ли не разрушается другими документами. Принятое в 2009 году постановление Правительства РФ № 583 запрещает все ценовые ограничения (в том числе и вполне безобидные «рекомендуемые цены»), а также некоторые виды неценовых условий, объявляя при этом допустимыми «исключительные территории» (запрещенные, например, в Европейском Союзе). Еще более странной выглядит статья 13 Закона о торговле. Цели большинства введенных в этой статье норм никак не связаны с развитием конкуренции. Более того, применение этой статьи способствует ограничению конкуренции. Требование недискриминационности условий договоров приводит к тому, что ритейлер не имеет права компенсировать различие конкурентных преимуществ поставщиков различием условий договоров с ними. В таких условиях ему проще отказаться от заключения договоров с новыми контрагентами, которым он, по логике этой статьи, должен предложить те же условия, что и надежному проверенному партнеру. Тем самым ст.13 закона становится не способом поддержки всей группы поставщиков, а способом поддержки укоренившихся поставщиков в их конкурентной борьбе с новичками.

Перекос в сторону «защиты конкурента и/или контрагента» в противовес защите конкуренции проявляется  и в положении о том, что  для квалификации действий как злоупотребления  доминирующим положением достаточно ущемления  интересов других лиц. Такая трактовка  специально подчеркнута решением Пленума  ВАС. Тем самым создаётся, в частности, едва ли не презумпция нелегальности  любой цены, назначаемой доминирующим участником рынка, которая противоречит интересам его контрагента. Тем  более нелегальным становится различие в ценах, назначаемых разным контрагентам (поскольку, естественно, интересы того, кто платит больше, ущемляются). Такой  подход был использован в делах  против «большой четверки» нефтяных компаний: совершенно игнорировались аргументы о том, что поставки разным покупателям в зависимости  от объема, от срока, от периодичности, от длительности взаимоотношений влекут за собой разные затраты. Практически  создается следующий стандарт легального поведения: продавай всем по одинаковой цене, а если тебе это кажется  невыгодным – вообще не продавай за пределами компании. Нетрудно заметить, что объективно запрет на дискриминацию  повышает для вертикально-интегрированных  компаний привлекательность внутрифирменных  трансакций и снижает стимулы  для продаж независимым покупателям.

Тревожная тенденция связана и с законодательным  определением и практикой квалификации цен как монопольно высоких. Закон  «О защите конкуренции» ввел два равноправных критерия монопольно высокой цены – превышение цены над ценой сопоставимого, но конкурентного, рынка и превышение цены над экономически обоснованными издержками и прибылью. Однако второй подход на практике стал доминирующим. Разъяснение ВАС 2008 года позволило, если анализ не обнаруживает сопоставимых рынков, применять для квалификации монопольно высокой цены только превышение цены над суммой экономически обоснованных издержек и прибыли. Преобладание бухгалтерского подхода – свойственного регулируемым отраслям, - к экспертизе цены закрепляется сверхвысокими требованиями к квалификации рынка как сопоставимого. В результате мы получаем те же проблемы, которые свойственны для тарифного регулирования: судорожный поиск критериев определения «экономической обоснованности» затрат и прибыли и стимулы для компаний раздувать бухгалтерские издержки.

При этом обсуждение принципов квалификации монопольно высокой цены заслоняет  гораздо более важный вопрос –  о целесообразности широкого применения обвинения в этой практике. Само по себе назначение высокой цены даже доминирующим продавцом в принципе не означает ограничения конкуренции. Если мы говорим о товаре, который  поставляется не только доминирующим продавцом, но и конкурентами, назначение сколь угодно высокой цены скорее будет стимулом для конкурентов  расширять производство, а для  потенциальных конкурентов –  входить на рынок. Как инструмент ограничения конкуренции высокую  цену имеет смысл рассматривать  в единственном случае – в случае цены на услуги так называемых ключевых мощностей в регулируемых отраслях, когда конкурентов нет и в среднесрочной перспективе не будет, а для способности конкурировать на смежном рынке использование ключевой мощности принципиально. На остальных рынках предотвращение назначения высокой цены может иметь весьма неожиданные результаты, в том числе снижение стимулов входа для потенциальных конкурентов, то есть ограничение конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Подводя итоги необходимо отметить, что возникновение и становление  рынка– это следствие очень длительного исторического развития.

  Рыночный механизм  –  это  сложный  и   постоянно  развивающийся   механизм, представляющий саморегулирующую и само  развивающуюся  систему.  В  условиях рынка множество потребителей самостоятельно решают,  что,  когда  и  сколько покупать. В свою очередь, все  производители  также  самостоятельно  решают, какую  продукцию,  когда   и   сколько   производить. И потребитель, и производители руководствуются лишь собственными  интересами.  Но,  преследуя свои частные интересы, они тем самым  объективно  удовлетворяют  потребности всего общества.

  Любой рынок независимо  от  его  конкретного  вида,  базируется  на  трех основных элементах:

   1. Цена;

   2. Спрос и предложение;

   3. Конкуренция.

  В состав рынка   входят  домашние  хозяйства,  фирмы  и  государство.  Все субъекты рыночного механизма могут  поочередно  или  одновременно  выступать как в роли покупателя, так и в роли продавца.

Рыночный механизм призван  найти ответы на три главных вопроса:

1. Что производить?

2. Как производить?

3. Для кого производить?

  Для решения этих  вопросов  рынок  выполняет   ряд  функций.  Выполняя  эти функций, рынок оказывает громадное влияние на все стороны общества,  включая каждого отдельно взятого человека.

  Для нормального функционирования  рынка формируется его  инфраструктура–система институтов, призванных содействовать рыночным отношениям.

  Практика хозяйствования  во  всех  странах  мира  убедительно   подтвердила преимущества  рыночной  системы   хозяйствования,   перед административной системой, однако не стоит идеализировать  рынок,  поскольку  ему  присущи  и недостатки  или  пороки  рыночного   механизма,   для   устранения   которых необходимо активное вмешательство государства.

  Мировой опыт показал,  что нет,  и  не  может  быть  эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства.

  Таким  образом,   эффективность   национальной   экономики   предполагает оптимальное сочетание рыночных и государственных регуляторов.

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы.

 

    1. Ю.В. Богатин, В.А. Швандар. “Экономическое управление бизнесом”
    2. А.С. Булатов. “Экономика: учебник”.
    3. П.Г. Ермишин “Основы экономической теории”
    4. Золотогоров В.Г.” Энциклопедический словарь по экономике.”
    5. Ф. Котлер. “Основы маркетинга”
    6. Казаков. А. “Школьнику о рыночной экономике.”
    7. Корельский В.Ф., Гаврилов Р.В. “Биржевой словарь”: В 2 т.
    8. Маркс К. “КАПИТАЛ”
    9. Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А.,  Стародубцева Е.Б. “Современный экономический словарь”.-4-е изд.
    10. Под общей ред. В.Е. Ланкина. “Маркетинг”
    11. Под общ. ред. М.И. Молдованова. “Энциклопедический словарь бизнесмена: Менеджмент. Маркетинг”
    12. Чепурин.М.Н. “Курс экономической теории”
    13. Хикс Джон Р. “Общее равновесие производства”
    14. Дж. Робинсон. “Экономическая теория несовершенной конкуренции”.
    15. Э. Чемберлен. “Теория монополистической конкуренции”

 



Информация о работе Механизмы действия рынков