Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:24, курсовая работа
Цель написания работы - изучение рыночного механизма, его сущности, функций и структуры, определить его основные черты, а также выявить позитивные и негативные стороны рынка, сделать выводы о влияние государства на формирование рыночных отношений и роли рынка в жизни общества.
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1.Сущность рынка. Элементы рыночного механизма……………4
Сущность рынка…………………………………………………………….4
1.2 Функции рынка………………………………………………………………5
1.3. Понятие рыночного механизма.................................................................6
1.4. Спрос и предложение................................................................................8
Глава 2. Механизм функционирования рынка…………………………...14
2.1.Взаимодействие спроса и предложения...................................................14
2.2.Установление равновесной цены…………………………………………..16
2.3. Равновесие рынка…………………………………………………………..17
2.4 Конкуренция…………………………………………………………………20
Глава 3. Роль государства в рыночной экономике. Антимонопольная политика Российской Федерации................................................................24
3.1. Роль государства в рыночной экономике……………………………….24
Показатели развития российской экономики в 2010 - 2011 годах….26
Меры Правительства по преодолению последствий финансово-экономического кризиса…………………………………………………30
3.2. Антимонопольное законодательство Российской Федерации…………35
Заключение……………………………………………………………………..41
Список использованной литературы…………………………………………42
9. Санирующая, оздоровительная функция. В этом смысле рынок напоминает санитара, который убирает из хозяйства все устаревшее, больное, очищает общественное производство от устаревших отраслей, экономически нежизнеспособных хозяйствующих субъектов и даст дорогу отраслям экономичным, хозяйствам высокоэффективным. Совершенно очевидно, что и этот процесс является болезненным, мучительным, ибо он ускоряет гибель слабых хозяйств.
10. Дифференцирующая функция. Рынок расслаивает, дифференцирует товаропроизводителей, т. е. обогащает одних и разоряет других.
Рыночный механизм - это механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу установления цен, объемов производства, его структуры и качества продукции, это механизм распределения ресурсов и доходов на основе объективных экономических законов рынка.
Рыночный механизм как механизм регулирования, представляет собой сложную систему, включающую в себя следующие элементы.
1) субъекты (продавцы, покупатели, посредники, государственные учреждения и т.д.);
2) объекты (различных видов
3) экономические связи между субъектами, которые могут проявляться в кооперации или конкуренции;
4) наличие информации о
5) механизм ценообразования.
Факторами, формирующими рынок, являются потребности людей, наличие частной собственности, разделение и специализация труда. Под воздействием этих факторов продукт труда превращается в товар, то есть в такой продукт труда, который нужен людям для удовлетворения их потребностей, но который можно получить у владельца продукта только путем эквивалентного (равного) обмена на другие продукты труда или их заменители (например, деньги).
Понять сущности рынка возможно, изучив институты рынка. Под институтами в данном случае понимается нормы и принципы поведения, хозяйственные традиции и обычаи. Рыночная экономика охватывает следующие институты:
а) частная собственность;
б) свободу предпринимательства и выбора;
в) личный интерес как главный мотив поведения;
г) конкуренция;
д) ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения;
е) ограниченная роль государства.
Адам Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» описал действие правила «невидимой руки», которое наиболее точно описывает суть рыночных отношений. Несмотря на то, что каждый сам решает о том что, как и для кого производить на рынке отсутствует непонимание между продавцами и покупателями. Интерес к личной выгоде заставляет производителей предлагать товар, пользующийся спросом. При этом ресурсы направляются на производство именно тех благ, которые люди согласны оплачивать.
Рыночный механизм оптимизируется
за счет действия конкуренции. Причиной
возникновения конкуренции
Следует выделить типы конкуренции, основанные
на предмете соревнования. Следует
различать ценовую и неценовую
конкуренцию Ценовая
Ценовая конкуренция включает маневрирование ценами, систему тайных скидок и уступок по сравнению с объявленными ценами для тех или иных групп покупателей (прежде всего крупных), занижение цен, использование одинаковых цен для товаров разного качества и т.д
А неценовая конкуренция основана на различии качества предлагаемых товаров и услуг. На практике расчленить их сложно, так как более качественный товар, предполагает более высокую цену.
Можно выделит различные виды рынков в зависимости от анализируемого признака.
По экономическому назначению объектов рыночных сделок выделяют пять видов рынка.
1) Рынок потребительских товаров и услуг:
- рынок продовольственных
- рынок непродовольственных
- рынок услуг.
2) Рынок факторов производства:
- рынок рабочей силы;
- рынок средств производства;
- рынок сырья.
3) Финансовый рынок:
- фондовый рынок (ценных бумаг);
- денежный рынок (депозитов, валюты);
4) Рынок недвижимости:
- рынок земли;
- рынок недвижимости;
5) Информационный рынок:
- рынок духовно-
По пространственному признаку различают:
1) локальный или местный рынок;
2) региональный рынок;
3) межрегиональный рынок;
4) национальный рынок;
5) международный рынок;
6) мировой рынок.
По степени ограничения
1.4. Спрос и предложение
Спрос - это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия. Спрос нельзя отождествлять с потребностью как таковой: если человек испытывает нужду в каком-то благе, но у него нет денег, то он не обладает покупательским спросом.
Спрос на любой фактор производства
находится в прямой взаимосвязи
со спросом на потребительские товары,
изготовленные с помощью
На спрос воздействует ряд рыночных
факторов: доходы покупателей, их вкусы
и предпочтения, их число на рынке,
цены на запрашиваемые товары. Причем
перед потребителем обычно предстает
рынок, где имеется возможность
выбора альтернативного количества
одноименных товаров, пользующихся
спросом, по разным ценам. За те же деньги
человек приобретет больше продуктов,
если их цена снизится, и наоборот.
Например, на каком-то местном рынке люди
приобретут разное количество яблок, если
их цена будет снижаться, как показано
в шкале спроса.
Цена 1 кг яблок |
Продано |
200 |
2 |
150 |
4 |
130 |
6 |
100 |
9 |
80 |
15 |
50 |
25 |
Рис.1
Шкала спроса показывает, сколько товаров можно купить
по различным ценам за данный период. Анализ
этой шкалы позволяет легче выявить взаимосвязь
цены и спроса.
Закон спроса выражает следующую функциональную
зависимость спроса (С) от цены (Ц): С=F(Ц),
где F - показатель количественной зависимости.
Чем выше цена товара, тем меньше спрос
на него со стороны покупателей. И обратная
зависимость: чем ниже цена, тем больше
спрос.
Кривая С1-С2 на графике показывает,
как при повышении цены платежеспособная
потребность людей сокращается
и наоборот, когда цена снижается,
спрос на продукты увеличивается.
Важно учитывать и такую тенденцию, касающуюся
цен на субституты (заменители),
т.е. два товара, имеющие одинаковое значение
для потребителя. Если повышается цена
на первый продукт, то это ведет к увеличению
спроса на другой. Когда покупатель предпочел
приобрести второе нужное ему благо в
большем количестве, то становится очевиден эффект замены (закуплено больше
полезностей по относительно меньшей
цене).
Степень количественного изменения
спроса в ответ на изменение цен
характеризует эластичность (или
неэластичность) спроса. Под эластичностью спроса
подразумевается степень изменения спроса
("чувствительность " его объема)
в зависимости от динамики цены. Мерой
такого изменения служит коэффициент эластичности
спроса (Кс):
Эластичным спрос бывает
тогда, когда величина спроса изменяется
на больший процент, чем цена. Например,
при повышении цены автомашины на 1% объем
продаж снижается на 2%. В этом случае:
Величина эластичности спроса по цене
всегда отрицательное число, ибо числитель
и знаменатель дроби всегда имеют различные
знаки.
Неэластичный спрос проявляется,
если платежеспособная потребность покупателей
не чувствительна к изменению цен. Скажем,
как бы ни возрастали или ни понижались
цены на соль, спрос на нее не изменен.
Предложение - это сумма товаров, которые продавцы готовы продать по альтернативным ценам. На предложение влияют несколько факторов:
· число продавцов на рынке;
· различия в технологических методах изготовления одноименных товаров (более технологичные изделия пользуются предпочтением потребителей);
· цены
на продаваемые продукты, субституты и
другие виды изделий.
На рынке обычно возникает возможность
реализации альтернативного количества
предлагаемого блага по разным ценам.
Продавцы одного и того же вида товара
устанавливают два уровня цен:
Например, на каком-то местном рынке продаются яблоки. По мере увеличения цены количество предлагаемых для продажи яблок будет возрастать, как показано в шкале предложения.
Рис.2
Цена 1 кг яблок |
Продавцы готовы |
200 |
25 |
150 |
15 |
130 |
9 |
100 |
6 |
80 |
4 |
50 |
2 |
Шкала предложения показывает, сколько товаров продавцы готовы продать по разным ценам. Приводимые цифры раскрывают взаимозависимость цены и предложения.
Закон предложения характеризует следующую функциональную зависимость предложения (П) от цены: П=F(Ц). Чем выше цена, тем в большей мере растет предложение продуктов со стороны продавцов. И наоборот: чем ниже цена, тем ниже предложение.
Кривая П1-П2 на графике показывает,
как с ростом цены производители
увеличивают объем продаж, и наоборот,
предложение с их стороны уменьшается
при снижении цены.
Степень изменения объема предложения
в ответ на увеличение цены характеризует
эластичность предложения. Под эластичностью
предложения понимается степень его изменения
в зависимости от динамики цены. Мерой
этого изменения является коэффициент
эластичности предложения (Кп):
Эластичным предложение
Неэластичным предложение
Зависимость спроса и предложения
от рыночной цены проявляется в регулирующем
воздействии цены на соотношение
спроса и предложения, а стало
быть, на экономическое положение
продавцов и покупателей. Имеется
два варианта такого регулирования.
Первый вариант: рыночная цена возрастает,
а это ведет, с одной стороны, к снижению
спроса и, с другой стороны, к увеличению
предложения. В результате экономический
выигрыш оказывается у производителей
и продавцов (они увеличивают выпуск и
реализацию товаров, получая больше дохода).
Второй вариант: цена на товары снижается,
что способствует, с одной стороны,
расширению спроса и, с другой стороны,
сокращению предложения. В итоге
экономически выигрывают покупатели (на
ту же сумму денег они приобретают
больше благ).
Но существует и обратная зависимость
рыночной цены от спроса и предложения.
Во-первых, чем больше спрос, тем выше цена,
и наоборот (при уменьшении спроса снижается
цена). Во-вторых, чем больше предложение,
тем ниже цена, и наоборот (с сокращением
объема предложения цена увеличивается).