Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:24, курсовая работа
Цель написания работы - изучение рыночного механизма, его сущности, функций и структуры, определить его основные черты, а также выявить позитивные и негативные стороны рынка, сделать выводы о влияние государства на формирование рыночных отношений и роли рынка в жизни общества.
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1.Сущность рынка. Элементы рыночного механизма……………4
Сущность рынка…………………………………………………………….4
1.2 Функции рынка………………………………………………………………5
1.3. Понятие рыночного механизма.................................................................6
1.4. Спрос и предложение................................................................................8
Глава 2. Механизм функционирования рынка…………………………...14
2.1.Взаимодействие спроса и предложения...................................................14
2.2.Установление равновесной цены…………………………………………..16
2.3. Равновесие рынка…………………………………………………………..17
2.4 Конкуренция…………………………………………………………………20
Глава 3. Роль государства в рыночной экономике. Антимонопольная политика Российской Федерации................................................................24
3.1. Роль государства в рыночной экономике……………………………….24
Показатели развития российской экономики в 2010 - 2011 годах….26
Меры Правительства по преодолению последствий финансово-экономического кризиса…………………………………………………30
3.2. Антимонопольное законодательство Российской Федерации…………35
Заключение……………………………………………………………………..41
Список использованной литературы…………………………………………42
Рост доходов предприятий, а также ужесточение ситуации на рынке труда подстегивают рост заработной платы. В целом за первые восемь месяцев 2011 года реальная заработная плата выросла на 2,3% по отношению к соответствующему периоду 2010 года, несмотря на повышение размера страховых взносов во внебюджетные фонды и ускорение инфляции.
Негативной
тенденцией первой половины текущего
года стало падение реальных доходов
населения. В целом за январь - август
реальные доходы снизились на 0,7% (в
том числе в I квартале на 0,2%, во II
квартале на 2,1% к уровню соответствующего
периода прошлого года). Вместе с
тем с июня тенденция изменилась
и динамика реальных располагаемых
доходов населения перешла в
область положительных
Несмотря на снижение реальных доходов населения, рост потребительского спроса продолжился исключительно за счет снижения сбережений и роста потребительского кредитования. По итогам восьми месяцев прирост оборота розничной торговли составил 5,8% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
В целом за год ожидается увеличение оборота розничной торговли на 5,3 процента. Динамика потребительского спроса будет поддерживаться возобновлением роста реальных располагаемых доходов населения (на 1,5%), а также дальнейшим ростом потребительского кредитования.
В 2011 году в условиях благоприятной конъюнктуры мировых товарных рынков продолжился рост основных объемных показателей внешней торговли. Внешнеторговый оборот, по оценке, в январе - августе 2011 г. увеличился по сравнению с январем - августом 2010 г. на 34,4 процента.
Экспорт товаров за восемь месяцев текущего года увеличился, по оценке, на 32,5% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Увеличение стоимости экспорта объясняется главным образом ростом цен на основные экспортируемые товары.
В среднем в январе - августе 2011 г. нефть Urals стоила на мировом рынке 109,2 доллара США за баррель, что на 44,3% выше среднего уровня сопоставимого периода 2010 года. Значительно увеличились цены на цветные металлы (алюминий - на 19,7%, медь - на 32,2%, никель - на 18,5%) и сталь (на 21,3 процента).
В целом прогноз среднегодовой цены на нефть повышен с 105 долларов за баррель до 108 долларов за баррель, что предполагает снижение цены на нефть во втором полугодии. При этом стоимостные объемы экспорта стабилизируются и в целом за год составят 527,5 млрд. долл. США, что на 31,7% больше, чем в прошлом году.
В 2011 году, несмотря на замедление роста потребления и инвестиций, ускорился спрос на импортную продукцию. В стоимостном выражении импорт товаров вырос, по оценке, в январе - августе на 37,8% и составил 205 млрд. долларов США. В целом за год импорт товаров, по оценке, составит 340 млрд. долл. США, что на 36,7% выше, чем в 2010 году.
За восемь месяцев текущего года сальдо торгового баланса увеличилось до 130,4 млрд. долл. США, это на 24,9% выше, чем в январе - августе 2010 года. В целом за год положительное сальдо внешней торговли составит 187,4 млрд. долл. США, превысив предыдущий максимум, достигнутый в 2008 году.
В августе индекс потребительских цен составил 99,8%, за период с начала года - 104,7 процента. В годовом выражении этот показатель понизился до 8,2% (против 9,6% в январе) в результате снижения цен на продовольственные товары из-за ожидания хорошего урожая и снижения мировых цен. Учитывая высокую базу второй половины 2010 года, это дало возможность понизить оценку верхней границы инфляции в конце года до 7 процентов.
Меры Правительства по преодолению последствий финансово-экономического кризиса
Начиная с сентября 2008 года, в России началась реализация масштабного перечня мер финансовой поддержки субъектов экономики в связи с финансовым кризисом.
Во-первых, для поддержания ликвидности банковской системы был увеличен лимит размещения временно свободных средств федерального бюджета на депозитах коммерческих банков. Так, 15 сентября Минфин России сообщил, что поднимает планку размещения временно свободных бюджетных средств на депозитах с 668 млрд. рублей до 1,232 трлн. рублей. Однако уже через 2 дня, 17 сентября, и этот предел был увеличен. Минфин России предложил трем системообразующим банкам России - Сбербанку, Банку ВТБ и Газпромбанку привлечь на свои депозиты до 1 трлн. 126,6 млрд. рублей (Сбербанку РФ - 754,2 млрд. рублей, ВТБ – 268,5 млрд. рублей и Газпромбанку – 103,9 млрд. рублей). Таким образом, с учетом этого изменения объем размещения средств увеличился до 1 трлн. 514,2 млрд. рублей. Анализ информации о результатах аукционов, проводимых Минфином России, свидетельствует о том, что в период с 16 сентября по 31 октября банки получили временно свободных федеральных средств на сумму – 1 трлн. 210 млрд. рублей.
Во-вторых, очень оперативно, всего за 10 дней, был принят и подписан Федеральный закон от 13 октября 2008 года № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации». Как говорится в Справке к этому закону «Федеральный закон направлен на обеспечение принятия дополнительных мер по поддержке финансовой системы Российской Федерации в условиях негативного воздействия на неё мирового финансового кризиса». Суть принятых мер в следующем:
1. ЦБ
размещает во Внешэкономбанке
депозиты из международных
2. Правительство размещает во Внешэкономбанке средства Фонда национального благосостояния на сумму 450 млрд. рублей сроком на 11 лет под 7% годовых. Эти средства ВЭБ выдает на довольно хороших условиях: под 8% годовых без обеспечения по следующей схеме:
• Банку ВТБ – 200 млрд. рублей;
• Россельхозбанку – 25 млрд. рублей;
• Другим кредитным организациям – 225 млрд. рублей.
3. ЦБ
РФ предоставляет Сбербанку
4. Из
нефинансовых мер в
По состоянию на 1 ноября 2008 года перечислена часть суммы из Фонда национального благосостояния: из 450 млрд. руб. в ВЭБ поступило 125 млрд. рублей - на депозит со сроком до 31 декабря 2019 г. и процентной ставкой 7% годовых.
По поводу кредита Сбербанку, Председатель ЦБ РФ С.М. Игнатьев сообщил, что по состоянию на 10 ноября 2008 года Сбербанк получил 300 млрд. рублей из общей суммы 500 млрд. руб.
31 октября
ВЭБ сделал заявление о начале
рефинансирования обязательств
российских компаний перед
Кроме того,
в соответствии с Постановлением
Правительства от 15 октября 2008 года
№ 766 «О внесении изменений в постановление
Правительства Российской Федерации
от 19 января 2008 года № 18» до 175 млрд.
рублей Фонда национального
Из этих 175 млрд. рублей по состоянию на 1 ноября 2008 года в ВЭБ поступило 45 млрд. рублей - на депозит со сроком до 21 октября 2013 г. и процентной ставкой 7% годовых. На фондовом рынке разместили порядка 20 млрд. в акциях и около 5 млрд. рублей в облигациях надежных российских эмитентов.
13 октября 2008 года Президент РФ подписал еще один Федеральный закон № 171-ФЗ. Согласно принятым поправкам в закон «О Центральном банке Российской Федерации» ЦБ РФ получил право предоставлять кредиты без обеспечения на срок не более шести месяцев российским кредитным организациям, имеющим рейтинг не ниже установленного уровня. При этом перечень рейтинговых агентств устанавливается самим ЦБ. Согласно постановлению ЦБ РФ № 323-П от 16 октября 2008 года для предоставления кредита необходимо наличие у кредитной организации международного рейтинга долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня “В–” по классификации рейтинговых агентств Fitch Ratings или Standard & Poor’s либо не ниже уровня “В3” по классификации рейтингового агентства Moody’s Investors Service. Таким требованием в настоящий момент соответствуют около 120 банков. При этом до подписания постановления обсуждалась возможность использования не только международных рейтингов, но и рейтингов российских компаний.
В итоге, с 20 октября по 10 ноября 2008 года, ЦБ РФ предоставил 690,8 млрд. рублей на срок от 33 до 91 дня по средневзвешенной ставке от 9,89% до 10,53%.
Еще одной мерой государства по спасению проблемных банков стало принятие Федерального закона от 27 октября 2008 года №175-Ф3 «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года». В соответствии с этим законом Агентство по страхованию вкладов (АСВ) наделяется новыми полномочиями:
1. Оказание
финансовой помощи инвесторам, готовым
приобрести преобладающую долю
акций (долю в уставном
2. При
отсутствии потенциальных
3. Передача
третьим лицам обязательств
На выполнение
этих целей государство
Принятый закон тут же начал воплощаться на практике. Так, первым банком, в отношении которого АСВ приняло на себя функции по финансовому оздоровлению, стал «Банк ВЕФК» (г. Санкт-Петербург), а в ноябре финансовая корпорация «Открытие» объявила, что приобретает 100% акций Коммерческого банка «Русский Банк Развития» (РБР) у акционеров банка. Договоренность о совершении сделки была достигнута при участии и поддержке Центрального банка РФ и АСВ.
Этим же Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», утвержденный Президентом РФ 10 ноября 2008 года, предусмотрен еще ряд изменений в федеральный бюджет 2008 года:
1. Для
рефинансирования ипотечных
2. 75 млрд.
рублей предусмотрено для
3. 175 млрд.
рублей государство планирует
выделить на реализацию мер
по поддержке финансового
Кроме того, в октябре 2008 года государственные власти адресно поддержали следующие банки:
1. «Собинбанк». Для проведения сделки ЦБ разместил в «Газоэнергопромбанке» долгосрочный депозит в 0,5 млрд. долларов США.
2. «Связь-банк».
Внешэкономбанк покупает Связь-
3. Банк «Глобэкс». По согласованию с Правительством РФ для поддержки банка «Глобэкс» ЦБ России выделяет Внешэкономбанку 2 млрд. долларов США в форме депозита сроком на один год.