Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:24, курсовая работа
Цель написания работы - изучение рыночного механизма, его сущности, функций и структуры, определить его основные черты, а также выявить позитивные и негативные стороны рынка, сделать выводы о влияние государства на формирование рыночных отношений и роли рынка в жизни общества.
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1.Сущность рынка. Элементы рыночного механизма……………4
Сущность рынка…………………………………………………………….4
1.2 Функции рынка………………………………………………………………5
1.3. Понятие рыночного механизма.................................................................6
1.4. Спрос и предложение................................................................................8
Глава 2. Механизм функционирования рынка…………………………...14
2.1.Взаимодействие спроса и предложения...................................................14
2.2.Установление равновесной цены…………………………………………..16
2.3. Равновесие рынка…………………………………………………………..17
2.4 Конкуренция…………………………………………………………………20
Глава 3. Роль государства в рыночной экономике. Антимонопольная политика Российской Федерации................................................................24
3.1. Роль государства в рыночной экономике……………………………….24
Показатели развития российской экономики в 2010 - 2011 годах….26
Меры Правительства по преодолению последствий финансово-экономического кризиса…………………………………………………30
3.2. Антимонопольное законодательство Российской Федерации…………35
Заключение……………………………………………………………………..41
Список использованной литературы…………………………………………42
Таким образом, если рассматривать только прямые финансовые меры по борьбе с кризисом, то их планируемый стоимостной объем уже превысил 5 трлн. рублей, что составит 12,3% ВВП 2008 года. Реально пока выделено около половины средств – 2,8 трлн. рублей (по состоянию на 10.11.2008).
Кроме финансовых мер, были предприняты и организационные. Так, президент РФ подписал Указ от 17 октября 2008 г. № 1489 о создании совета при Президенте Российской Федерации по развитию финансового рынка Российской Федерации. Совет является совещательным органом при Президенте, созданным в целях совершенствования государственной политики в области развития финансового рынка Российской Федерации. В его обязанности входит, в частности, предотвращение кризисов на финансовом рынке.
Также, помимо федеральной помощи обещана и региональная. Так, власти г. Москвы объявили о финансовой поддержке строителей в размере 2 млрд. долларов США до конца года. Формы поддержки будут различные. «Мы можем приобретать участки и квартиры и таким образом оказывать финансовую поддержку в рамках наших социальных программ - обеспечения горожан доступным жильем», - говорит первый заместитель мэра Москвы Ю.В. Росляк. Любопытно, что одновременно с этим появляются сообщения о том, что бюджет г. Москвы на 2009 год дефицитен. В итоге Мосгордума планирует снизить расходы городского бюджета на 2009 год на 150-200 млрд. рублей за счет сокращения городской инвестиционной программы.
Среди других мер государственной поддержки можно отметить следующие.
1. Размещение
временно свободных средств
2. В целях
преодоления кризисной
3. Дополнительное
снижение с 1 октября 2008 года
вывозных таможенных пошлин на
нефть и нефтепродукты. В
Таблица 7
Нормативы обязательных резервов кредитных организаций(%) на 2008 – 2009 года
Норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте |
Норматив обязательных резервов по обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации |
Норматив обязательных резервов по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте | |
1 сентября 2008 г. – 17 сентября 2008 г. |
8,5 |
5,5 |
6 |
18 сентября 2008 г. – 14 октября 2008 г. |
4,5 |
1,5 |
2 |
15 октября 2008 г. – 31 января 2009 г. |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1 февраля 2009 г. – 28 февраля 2009 г. |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
Таблица 8
Нормативы обязательных резервов (резервные требования), установленные Банком России(%)
Наименование |
Размер |
Нормативный акт |
По обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте |
5,5 |
Указание Банка России от 25 марта 2011 года № 2601-У "Об установлении нормативов обязательных резервов (резервных требований) Банка России" |
По обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте |
4,0 | |
По иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте |
4,0 | |
Коэффициент усреднения (для кредитных организаций, кроме расчетных небанковских кредитных организаций, РЦ ОРЦБ) |
0,6 |
Указание Банка России от 17 сентября 2008 года № 2295-У "Об установлении нормативов обязательных резервов (резервных требований) Банка России" ("Вестник Банка России" от 21 сентября 2009 года № 55 (1146) |
Коэффициент усреднения (для расчетных небанковских кредитных организаций, РЦ ОРЦБ) |
1 | |
Корректировочный коэффициент |
0,2 |
Указание Банка России от 17 сентября 2009 года № ОД-620 "О корректировочном коэффициенте" ("Вестник Банка России" от 21 сентября 2009 года № 55 (1146) |
*Дата последнего обновления: 28 марта 2011 года.
В результате, по оценке Минфина России, бюджет ничего не потеряет, но если бы пошлины были снижены до первоначально запланированного уровня, то дополнительные доходы бюджета составили бы 5,5-5,6 млрд. долларов США (4,5 млрд. долларов США при экспорте нефти и примерно 1,06 млрд. долларов США – при экспорте нефтепродуктов).
Общие суммарные затраты России на борьбу с финансовым кризисом по состоянию на 10 ноября 2008 года можно оценить в 6 трлн. рублей, что составляет 13,9% ВВП (2008 года). Необходимо к тому же учитывать, что в этой оценке не учтены, к примеру, затраты региональных бюджетов, которые уже есть и, по-видимому, будут. Упоминавшийся выше пример Москвы доказывает существенность таких расходов.
3.2.
Антимонопольное
В последние
годы российское антимонопольное
В то же время в сфере применения антимонопольного законодательства существует целый ряд серьезных проблем, связанных как с содержанием норм, так и практикой их применения. Цель настоящей записки - оценить результативность российского антимонопольного законодательства и предложить рекомендации по стратегии его совершенствования и применения. Актуальность подобной оценки связана не только с растущим влиянием антимонопольного законодательства на формирование хозяйственной среды, но и с проходящим в настоящее время обсуждением «третьего антимонопольного пакета» - поправок в закон «О защите конкуренции», - и некоторые другие. На этом фоне важно понять – что уже дало и что может дать действующее антимонопольное законодательство для развития конкуренции, какие проблемы существуют в области его применения.
Возможности антимонопольной политики в России объективно ограничены. Ограничения возникают по крайней мере с трех сторон: со стороны структуры российских рынков, со стороны положения антимонопольного законодательства в системе государственной политики и со стороны особенностей метода самого антимонопольного законодательства:
Особенности российских рынков – высокие барьеры входа, консервативность структуры большинства отраслей, преобладание рынков с высокой концентрацией, второстепенность отечественного рынка для крупнейших национальных продавцов, активно конкурирующих на глобальном рынке - объективно осложняют задачи развития конкуренции. На подобных рынках выше стимулы участников к отказу от соперничества, выше и возможности крупных компаний ограничивать конкуренцию в одностороннем порядке.
Антимонопольная
политика занимает невыигрышное положение
в общей структуре
Инструменты
антимонопольной политики предназначены
для защиты существующей, пусть и
несовершенной конкуренции. Для
создания соперничества там, где
его не было, требуются меры активной
конкурентной политики в очень широком
спектре – от защиты прав собственности
до строгой регламентации
Большинство препятствий развитию конкуренции в России не может быть устранено с помощью даже идеального применения идеального антимонопольного законодательства. До сих пор в качестве способа преодоления указанного ограничения рассматривается расширение сфер ответственности антимонопольного органа, возложение на него гораздо более широкого набора задач, чем стоит перед зарубежными коллегами Федеральной антимонопольной службы. В условиях объективной ограниченности ресурсов – не только финансовых, но и экспертных, - такое решение может приводить к снижению результативности на важных направлениях деятельности.
Однако многие задачи – например, пресечение ограничений конкуренции со стороны органов исполнительной власти, противодействие недобросовестной конкуренции, борьба против коррупции и за конкуренцию в государственных закупках, разрешение конфликтов между участниками регулируемых отраслей – кроме российского антимонопольного органа в системе государственной власти решать некому.
Несмотря
на крайне сложные задачи и не самую
благоприятную обстановку, ФАС в
последние годы удалось решить несколько
принципиальных задач. К несомненным
успехам следует отнести
Радикальное
сокращение масштабов и методов
предварительного контроля слияний
следует признать несомненным достижением
ФАС, существенно снизившим нагрузку
на бизнес без угрозы для конкуренции.
Вывод многих типов сделок из-под
предварительного контроля, повышение
пороговых значений сделок, подлежащих
согласованию, - позволили снизить
масштабы предварительного контроля более
чем вчетверо (с более чем 20 тыс.
до 5 тыс. сделок в год). Изменения
позволили сконцентрировать усилия
ФАС на сделках, действительно способных
оказать отрицательное
Достижением
применения антимонопольного законодательства
может служить развитие стандартов
квалификации доминирующего положения.
В 2006 году ФАС был разработан Порядок
проведения анализа и оценки конкурентной
среды на товарных рынках, утвержденный
Приказом ФАС от 25 апреля 2006 г. № 108.
В качестве методического документа,
основы для формирования стандартов
экономической аргументации Порядок
2006 года заслуживал всяческой поддержки.
Авторам Порядка удалось
В последние годы в развитии антимонопольного законодательства наметились очевидные дисбалансы: