Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:24, курсовая работа
Цель написания работы - изучение рыночного механизма, его сущности, функций и структуры, определить его основные черты, а также выявить позитивные и негативные стороны рынка, сделать выводы о влияние государства на формирование рыночных отношений и роли рынка в жизни общества.
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1.Сущность рынка. Элементы рыночного механизма……………4
Сущность рынка…………………………………………………………….4
1.2 Функции рынка………………………………………………………………5
1.3. Понятие рыночного механизма.................................................................6
1.4. Спрос и предложение................................................................................8
Глава 2. Механизм функционирования рынка…………………………...14
2.1.Взаимодействие спроса и предложения...................................................14
2.2.Установление равновесной цены…………………………………………..16
2.3. Равновесие рынка…………………………………………………………..17
2.4 Конкуренция…………………………………………………………………20
Глава 3. Роль государства в рыночной экономике. Антимонопольная политика Российской Федерации................................................................24
3.1. Роль государства в рыночной экономике……………………………….24
Показатели развития российской экономики в 2010 - 2011 годах….26
Меры Правительства по преодолению последствий финансово-экономического кризиса…………………………………………………30
3.2. Антимонопольное законодательство Российской Федерации…………35
Заключение……………………………………………………………………..41
Список использованной литературы…………………………………………42
Глава 3. Роль государства в рыночной экономике. Антимонопольная политика Российской Федерации.
3.1. Роль государства в рыночной экономике.
Государственные органы играют большую роль в экономической жизни. Государство влияет на рынок:
1. Государственные органы власти определяют правовую основу, в соответствии с которой устанавливаются основные нормы (правила) владения собственностью и функционирования рынков. Если правовая основа не допускает частной собственности на предприятия, то экономика — социалистическая; если предприятия находятся в собственности отдельных лиц и действуют ради частной прибыли, то экономика — капиталистическая. Даже в наиболее “чистых” капиталистических экономиках существуют ограничения на права собственности. Например, как верно то, что не каждый может владеть пистолетом, так верно и то, что люди не являются полностью свободными в использовании своей собственности в соответствии со своими желаниями;
так, строительство фабрики на территории жилых массивов является, как правило, незаконным актом.
2. Государственные структуры покупают и производят много товаров и услуг, таких, как оборона, образование, парки и дороги, которыми они обеспечивают фирмы и домашние хозяйства. Большая часть этих блат, например оборона и образование, предоставляется пользователям без непосредственной их оплаты. Некоторые, как, например, поездки на местных автобусных маршрутах, пользование автотрассами и государственные издания, оплачиваются непосредственно пользователями.
3. Органы государственного управления производят трансфертные платежи, такие, как выплаты пособий по социальному обеспечению и безработице отдельным гражданам.
4. Государственные органы власти оплачивают приобретаемые ими товары и производимые трансфертные платежи главным образом за счет налогообложения. (Остальное финансируется за счет займов. Свыше 60% всех государственных доходов в Соединенных Штатах собирается федеральным правительством и только примерно 40% — правительствами штатов и местными органами власти. Однако федеральное правительство передает крупные суммы правительствам штатов и местным органам власти, оставляя себе только 54% общей суммы поступлений.
Наибольшая часть суммарных и федеральных налоговых поступлений обеспечивается за счет личных подоходных налогов; вслед за этим идут отчисления в фонд социального обеспечения. Местные правительства и правительства штатов опираются в большой мере на общие налоги на продажи (зачастую с исключением некоторых категорий товаров типа еды и одежды) и налоги на доход от собственности. В целом общая сумма налогов составляет около 30% ВНП; это означает, что государство в лице федерального правительства, правительств штатов и местных органов власти изымает почти треть совокупного дохода (ВНП) в виде налогов.
5. Осуществляя контроль за налогами и государственными расходами и реализуя свои компетенции в деле контроля за количеством денег в экономике, государственные структуры часто пытаются внести коррективы в колебания экономического цикла, федеральное правительство может сокращать налоги в период спада деловой активности в надежде на то, что люди увеличат расходы и, таким образом, ВНП возрастет. Совет Федеральной резервной системы (Fed), контролирующий количество денег, может увеличивать их количество более быстрыми темпами во время спада, с тем, чтобы помочь вывести экономику из этого состояния. При высокой инфляции Fed может уменьшить темп роста денежной массы с целью уменьшения инфляции.
С помощью этих рычагов макроэкономической политики государство пытается стабилизировать экономику, максимально приближая ее к состоянию полной занятости с низким уровнем инфляции.
6. С помощью расходов и налогов государство, конечно же, играет ведущую роль в распределении ресурсов в экономике. В терминах “что”, “как” и “для кого” государство выбирает многое из того, что производится, — от расходов на оборону и образование до поддержки различных видов искусств. Оно воздействует на то, как производятся блага, посредством регулирования и правовой системы. Оно воздействует на то, для кого производятся блага, через налоги и трансферты, посредством которых изымается доход у одних и передается другим.
Помимо этих прямых воздействий, государство
также оказывает косвенное
Показатели развития российской экономики
В 2011 году продолжается посткризисное восстановление российской экономики. К середине 2011 года ВВП преодолел уже почти три четверти от кризисного падения, а ряд других ключевых экономических показателей, среди которых объем промышленного производства, потребительские расходы, товарный экспорт и импорт, уже превысили максимальные предкризисные значения середины 2008 года. Быстро улучшается ситуация на рынке труда, относительно неплохую динамику демонстрирует реальная заработная плата, которая уже в прошлом году превысила предкризисный уровень. Несмотря на значительное увеличение социальных выплат и возросшую инфляцию, в целом продолжается рост заработной платы, растет занятость по большинству секторов, уровень безработицы приблизился к предкризисным значениям. Ниже докризисного уровня остаются только инвестиции в основной капитал, снижение которых в период кризиса было наиболее значительным, а также производство инвестиционных товаров (машиностроение, строительные материалы).
Таблица 6
Основные показатели развития экономики в период с 2008 – 2011 года
|
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
ВВП |
105,6 |
92,11 |
104,0 |
104,1 |
Индекс потребительских цен, за период, к концу предыдущего периода |
113,3 |
108,8 |
108,8 |
107,0 |
Индекс промышленного |
102,1 |
89,2 |
108,2 |
104,8 |
Индекс обрабатывающих производств3) |
103,2 |
84,0 |
111,8 |
106,7 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства |
110,8 |
101,2 |
88,1 |
113,7 |
Инвестиции в основной капитал |
109,8 |
83,04 |
106,0 |
106,0 |
Объемы работ по виду деятельности «Строительство» |
112,8 |
84,0 |
99,4 |
106,0 |
Ввод в действие жилых домов |
104,6 |
93,3 |
97,6 |
95,4 |
Реальные располагаемые |
101,9 |
101,9 |
104,2 |
101,5 |
Реальная заработная плата |
111,5 |
97,2 |
105,2 |
103,6 |
Оборот розничной торговли |
113,5 |
94,5 |
106,3 |
105,3 |
Объем платных услуг населению |
104,85 |
95,7 |
101,5 |
103,1 |
Экспорт товаров, млрд. долл. США |
471,6 |
303,3 |
400,4 |
527,5 |
Импорт товаров, млрд. долл. США |
291,9 |
192,7 |
248,7 |
340,0 |
Средняя цена за нефть Urals, долл. США/баррель |
94,4 |
61,1 |
78,2 |
108,0 |
После ускорения экономического развития в IV квартале 2010 г., когда рост ВВП составил 4,5%, в первой половине 2011 г. экономическая динамика замедлилась - до 4,1% в I квартале и 3,4% во II квартале. В основном это связано с падением инвестиционного спроса, сопровождавшимся масштабным оттоком капитала, несмотря на резкое улучшение конъюнктуры на внешних рынках. Наблюдалось и некоторое замедление потребительского спроса на фоне снижения реальных доходов населения и усиления инфляции.
В первом полугодии 2011 г., по предварительной оценке Росстата, рост ВВП составил 3,7% и продолжает носить восстановительный характер. По оценке Минэкономразвития России, за восемь месяцев текущего года прирост ВВП к соответствующему периоду прошлого года составил 4,0 процента. Основным фактором, обеспечившим этот рост, стало ускорение накопления запасов. Со стороны производства рост ВВП был связан с высокой динамикой обрабатывающих производств, транспорта и торговли. В июле и августе значительный рост отмечен в строительстве.
В целом за 2011 год рост ВВП ожидается на уровне 4,1 процента. Во втором полугодии будет постепенно снижаться положительный вклад роста запасов. В то же время предполагается ускорение восстановительного роста инвестиций на фоне интенсификации выполнения инвестиционных программ как государственного сектора, так и крупных капиталоемких компаний в электроэнергетике и нефтегазовом комплексе. Потребительский спрос будет поддерживаться возобновлением роста реальных доходов населения на фоне снижения инфляции и роста заработной платы бюджетников, а также увеличения общего количества занятых. Прогнозируется и дальнейшее увеличение объемов потребительского кредитования. В целом во втором полугодии ожидается ускорение роста ВВП до 4,4% по отношению к соответствующему периоду прошлого года.
В 2011 году продолжается рост промышленного производства. По итогам января - августа уровень соответствующего периода прошлого года превышен на 5,4%, а в целом за 2011 год, по оценке, промышленное производство вырастет на 4,8 процента.
Драйвером роста выступают обрабатывающие производства, выпуск продукции которых за первые восемь месяцев года увеличился на 7,6%, при этом наибольший прирост отмечен в машиностроительных производствах, производстве прочих неметаллических минеральных продуктов, в химическом производстве, в производстве резиновых и пластмассовых изделий, в обработке древесины и производстве изделий из дерева, а также в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви. Во втором полугодии в результате эффекта базы и замедления экспорта ожидается снижение темпов роста промышленного производства до 4,3 процента.
Динамика инвестиций в основной капитал все еще нестабильна. Инвестиции после провала в I квартале текущего года (по сравнению с IV кварталом 2010 г. сокращение составило 15,2% с учетом сезонности) во II квартале достаточно быстро восстанавливаются - прирост к I кварталу с учетом сезонности составил 10,1%, что существенно компенсировало их падение в начале года. Благоприятные тренды инвестиционного спроса подтверждаются динамикой инвестиций крупных и средних организаций, которая ускорилась во II квартале до 12% в годовом выражении. В целом за январь - август рост инвестиций в основной капитал составил 4,1% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Во втором полугодии ожидается ускорение роста инвестиций до 9,3 процента.
Вместе с тем восстановление объема работ по виду деятельности «Строительство» происходит крайне медленно и носит неустойчивый характер. После роста в IV квартале прошлого года на 5,6% в текущем году темпы существенно замедлились - до 1,6% в I квартале и 1% во II квартале к соответствующему периоду предыдущего года. Значительный рост в строительстве произошел в июле и августе - на 17,6% и 12,4% соответственно по сравнению с июлем и августом 2010 года, что обеспечило увеличение объема работ по виду деятельности «Строительство» в целом за период с начала года на 6,2% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, характеризовавшимся спадом на 5,1 процента.
В жилищном строительстве, несмотря на значительный рост динамики ввода в действие жилых домов за последние три месяца (в июне - на 6,4%, в июле - на 19%, в августе - на 3,6% к соответствующему месяцу прошлого года), в целом за восемь месяцев жилых домов введено на 0,2% меньше уровня января-августа 2010 года.
Ситуация
в банковском кредитовании по сравнению
с прошлым годом значительно
улучшилась. Кредитная активность со
стороны банковской системы в 2011
году продолжала возрастать - к концу
августа кредиты нефинансовым предприятиям
выросли на 20% к аналогичному периоду
прошлого года. Во втором полугодии
ожидается ускорение роста
Достаточно быстро улучшается ситуация на российском рынке труда: растет численность занятых в экономике, сокращается общая численность безработных. Уровень безработицы в августе снизился до 6,1% (7% в августе 2010 года). В целом за 2011 год безработица оценивается на уровне 6,8 процента. Наиболее быстро восстанавливается занятость в торговле и обрабатывающих производствах.