Механизмы действия рынков

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания работы - изучение рыночного механизма, его сущности, функций и структуры, определить его основные черты, а также выявить позитивные и негативные стороны рынка, сделать выводы о влияние государства на формирование рыночных отношений и роли рынка в жизни общества.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1.Сущность рынка. Элементы рыночного механизма……………4
Сущность рынка…………………………………………………………….4
1.2 Функции рынка………………………………………………………………5
1.3. Понятие рыночного механизма.................................................................6
1.4. Спрос и предложение................................................................................8
Глава 2. Механизм функционирования рынка…………………………...14
2.1.Взаимодействие спроса и предложения...................................................14
2.2.Установление равновесной цены…………………………………………..16
2.3. Равновесие рынка…………………………………………………………..17
2.4 Конкуренция…………………………………………………………………20
Глава 3. Роль государства в рыночной экономике. Антимонопольная политика Российской Федерации................................................................24
3.1. Роль государства в рыночной экономике……………………………….24
Показатели развития российской экономики в 2010 - 2011 годах….26
Меры Правительства по преодолению последствий финансово-экономического кризиса…………………………………………………30
3.2. Антимонопольное законодательство Российской Федерации…………35

Заключение……………………………………………………………………..41
Список использованной литературы…………………………………………42

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 190.79 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Роль государства в рыночной экономике. Антимонопольная политика Российской Федерации.

 

3.1. Роль государства в рыночной  экономике.

 

Государственные органы играют большую роль в экономической  жизни. Государство влияет на рынок:

 

  1. Разрабатывая законы, нормы и правила.
  2. Покупая и продавая товары и услуги.
  3. Осуществляя трансфертные платежи.
  4. Облагая налогами.
  5. Предпринимая попытки стабилизировать экономику.
  6. Воздействуя на распределение ресурсов.

 

1. Государственные органы власти определяют правовую основу, в соответствии с которой устанавливаются основные нормы (правила) владения собственностью и функционирования рынков. Если правовая основа не допускает частной собственности на предприятия, то экономика — социалистическая; если предприятия находятся в собственности отдельных лиц и действуют ради частной прибыли, то экономика — капиталистическая. Даже в наиболее “чистых” капиталистических экономиках существуют ограничения на права собственности. Например, как верно то, что не каждый может владеть пистолетом, так верно и то, что люди не являются полностью свободными в использовании своей собственности в соответствии со своими желаниями;

так, строительство  фабрики на территории жилых массивов является, как правило, незаконным актом.

2. Государственные структуры покупают и производят много товаров и услуг, таких, как оборона, образование, парки и дороги, которыми они обеспечивают фирмы и домашние хозяйства. Большая часть этих блат, например оборона и образование, предоставляется пользователям без непосредственной их оплаты. Некоторые, как, например, поездки на местных автобусных маршрутах, пользование автотрассами и государственные издания, оплачиваются непосредственно пользователями.

3. Органы государственного управления производят трансфертные платежи, такие, как выплаты пособий по социальному обеспечению и безработице отдельным гражданам.

4. Государственные органы власти оплачивают приобретаемые ими товары и производимые трансфертные платежи главным образом за счет налогообложения. (Остальное финансируется за счет займов. Свыше 60% всех государственных доходов в Соединенных Штатах собирается федеральным правительством и только примерно 40% — правительствами штатов и местными органами власти. Однако федеральное правительство передает крупные суммы правительствам штатов и местным органам власти, оставляя себе только 54% общей суммы поступлений.

Наибольшая  часть суммарных и федеральных  налоговых поступлений обеспечивается за счет личных подоходных налогов; вслед за этим идут отчисления в фонд социального обеспечения. Местные правительства и правительства штатов опираются в большой мере на общие налоги на продажи (зачастую с исключением некоторых категорий товаров типа еды и одежды) и налоги на доход от собственности. В целом общая сумма налогов составляет около 30% ВНП; это означает, что государство в лице федерального правительства, правительств штатов и местных органов власти изымает почти треть совокупного дохода (ВНП) в виде налогов.

5. Осуществляя контроль за налогами и государственными расходами и реализуя свои компетенции в деле контроля за количеством денег в экономике, государственные структуры часто пытаются внести коррективы в колебания экономического цикла, федеральное правительство может сокращать налоги в период спада деловой активности в надежде на то, что люди увеличат расходы и, таким образом, ВНП возрастет. Совет Федеральной резервной системы (Fed), контролирующий количество денег, может увеличивать их количество более быстрыми темпами во время спада, с тем, чтобы помочь вывести экономику из этого состояния. При высокой инфляции Fed может уменьшить темп роста денежной массы с целью уменьшения инфляции.

С помощью  этих рычагов макроэкономической политики государство пытается стабилизировать экономику, максимально приближая ее к состоянию полной занятости с низким уровнем инфляции.

6. С помощью расходов и налогов государство, конечно же, играет ведущую роль в распределении ресурсов в экономике. В терминах “что”, “как” и “для кого” государство выбирает многое из того, что производится, — от расходов на оборону и образование до поддержки различных видов искусств. Оно воздействует на то, как производятся блага, посредством регулирования и правовой системы. Оно воздействует на то, для кого производятся блага, через налоги и трансферты, посредством которых изымается доход у одних и передается другим.

Помимо этих прямых воздействий, государство  также оказывает косвенное воздействие  на распределение ресурсов через налоги (и субсидии, которые прямо противоположны налогам), на цены и уровень производства на отдельных рынках. Когда правительство облагает некий товар, например сигареты, налогом, то это в целом уменьшает объем производства данного товара; когда оно вводит субсидии на товар, например на молоко, то это в целом увеличивает объем производства данного товара.

 

 

 

 

Показатели развития российской экономики

 

В 2011 году продолжается посткризисное восстановление российской экономики. К середине 2011 года ВВП преодолел уже почти три четверти от кризисного падения, а ряд других ключевых экономических показателей, среди которых объем промышленного производства, потребительские расходы, товарный экспорт и импорт, уже превысили максимальные предкризисные значения середины 2008 года. Быстро улучшается ситуация на рынке труда, относительно неплохую динамику демонстрирует реальная заработная плата, которая уже в прошлом году превысила предкризисный уровень. Несмотря на значительное увеличение социальных выплат и возросшую инфляцию, в целом продолжается рост заработной платы, растет занятость по большинству секторов, уровень безработицы приблизился к предкризисным значениям. Ниже докризисного уровня остаются только инвестиции в основной капитал, снижение которых в период кризиса было наиболее значительным, а также производство инвестиционных товаров (машиностроение, строительные материалы).

 

Таблица 6

Основные  показатели развития экономики в период с 2008 – 2011 года

 

 

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

ВВП

105,6

92,11

104,0

104,1

Индекс потребительских цен, за период, к концу предыдущего периода

113,3

108,8

108,8

107,0

Индекс промышленного производства 2)

102,1

89,2

108,2

104,8

Индекс обрабатывающих производств3)

103,2

84,0

111,8

106,7

Индекс производства продукции сельского  хозяйства

110,8

101,2

88,1

113,7

Инвестиции в основной капитал

109,8

83,04

106,0

106,0

Объемы работ по виду деятельности «Строительство»

112,8

84,0

99,4

106,0

Ввод в действие жилых домов

104,6

93,3

97,6

95,4

Реальные располагаемые денежные доходы населения

101,9

101,9

104,2

101,5

Реальная заработная плата

111,5

97,2

105,2

103,6

Оборот розничной торговли

113,5

94,5

106,3

105,3

Объем платных услуг населению

104,85

95,7

101,5

103,1

Экспорт товаров, млрд. долл. США

471,6

303,3

400,4

527,5

Импорт товаров, млрд. долл. США

291,9

192,7

248,7

340,0

Средняя цена за нефть Urals, долл. США/баррель

94,4

61,1

78,2

108,0





После ускорения экономического развития в IV квартале 2010 г., когда рост ВВП  составил 4,5%, в первой половине 2011 г. экономическая динамика замедлилась - до 4,1% в I квартале и 3,4% во II квартале. В основном это связано с падением инвестиционного спроса, сопровождавшимся масштабным оттоком капитала, несмотря на резкое улучшение конъюнктуры на внешних рынках. Наблюдалось и некоторое замедление потребительского спроса на фоне снижения реальных доходов населения и усиления инфляции.

В первом полугодии 2011 г., по предварительной  оценке Росстата, рост ВВП составил 3,7% и продолжает носить восстановительный  характер. По оценке Минэкономразвития  России, за восемь месяцев текущего года прирост ВВП к соответствующему периоду прошлого года составил 4,0 процента. Основным фактором, обеспечившим этот рост, стало ускорение накопления запасов. Со стороны производства рост ВВП был связан с высокой динамикой  обрабатывающих производств, транспорта и торговли. В июле и августе  значительный рост отмечен в строительстве.

В целом  за 2011 год рост ВВП ожидается на уровне 4,1 процента. Во втором полугодии  будет постепенно снижаться положительный  вклад роста запасов. В то же время  предполагается ускорение восстановительного роста инвестиций на фоне интенсификации выполнения инвестиционных программ как государственного сектора, так и крупных капиталоемких компаний в электроэнергетике и нефтегазовом комплексе. Потребительский спрос будет поддерживаться возобновлением роста реальных доходов населения на фоне снижения инфляции и роста заработной платы бюджетников, а также увеличения общего количества занятых. Прогнозируется и дальнейшее увеличение объемов потребительского кредитования. В целом во втором полугодии ожидается ускорение роста ВВП до 4,4% по отношению к соответствующему периоду прошлого года.

В 2011 году продолжается рост промышленного производства. По итогам января - августа уровень  соответствующего периода прошлого года превышен на 5,4%, а в целом  за 2011 год, по оценке, промышленное производство вырастет на 4,8 процента.

Драйвером роста выступают обрабатывающие производства, выпуск продукции которых  за первые восемь месяцев года увеличился на 7,6%, при этом наибольший прирост  отмечен в машиностроительных производствах, производстве прочих неметаллических  минеральных продуктов, в химическом производстве, в производстве резиновых  и пластмассовых изделий, в обработке  древесины и производстве изделий  из дерева, а также в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви. Во втором полугодии в результате эффекта базы и замедления экспорта ожидается снижение темпов роста промышленного производства до 4,3 процента.

Динамика  инвестиций в основной капитал все  еще нестабильна. Инвестиции после  провала в I квартале текущего года (по сравнению с IV кварталом 2010 г. сокращение составило 15,2% с учетом сезонности) во II квартале достаточно быстро восстанавливаются - прирост к I кварталу с учетом сезонности составил 10,1%, что существенно компенсировало их падение в начале года. Благоприятные  тренды инвестиционного спроса подтверждаются динамикой инвестиций крупных и  средних организаций, которая ускорилась во II квартале до 12% в годовом выражении. В целом за январь - август рост инвестиций в основной капитал составил 4,1% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Во втором полугодии ожидается ускорение роста инвестиций до 9,3 процента.

Вместе  с тем восстановление объема работ  по виду деятельности «Строительство»  происходит крайне медленно и носит  неустойчивый характер. После роста  в IV квартале прошлого года на 5,6% в текущем  году темпы существенно замедлились - до 1,6% в I квартале и 1% во II квартале к  соответствующему периоду предыдущего  года. Значительный рост в строительстве произошел в июле и августе - на 17,6% и 12,4% соответственно по сравнению с июлем и августом 2010 года, что обеспечило увеличение объема работ по виду деятельности «Строительство» в целом за период с начала года на 6,2% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, характеризовавшимся спадом на 5,1 процента.

В жилищном строительстве, несмотря на значительный рост динамики ввода в действие жилых  домов за последние три месяца (в июне - на 6,4%, в июле - на 19%, в  августе - на 3,6% к соответствующему месяцу прошлого года), в целом за восемь месяцев жилых домов введено  на 0,2% меньше уровня января-августа 2010 года.

Ситуация  в банковском кредитовании по сравнению  с прошлым годом значительно  улучшилась. Кредитная активность со стороны банковской системы в 2011 году продолжала возрастать - к концу  августа кредиты нефинансовым предприятиям выросли на 20% к аналогичному периоду  прошлого года. Во втором полугодии  ожидается ускорение роста инвестиционной активности в основном за счет инфраструктурных отраслей, и в целом за год капиталовложения могут увеличиться на 6 процентов. По мере увеличения инвестиционного  спроса ожидается и постепенное  наращивание объемов строительных работ. За год их прирост оценивается  на уровне 6 процентов.

Достаточно  быстро улучшается ситуация на российском рынке труда: растет численность  занятых в экономике, сокращается  общая численность безработных. Уровень безработицы в августе  снизился до 6,1% (7% в августе 2010 года). В целом за 2011 год безработица  оценивается на уровне 6,8 процента. Наиболее быстро восстанавливается  занятость в торговле и обрабатывающих производствах.

Информация о работе Механизмы действия рынков