Малый бизнес в современной экономике Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 01:08, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования - предпринимательство
Предмет исследования - малый бизнес
Цель работы: изучение малого бизнеса в современной экономике, а также особенностей его функционирования в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...4
Понятие предпринимательства………………………………………………...5
Подходы к определению категории «предпринимательство», его типы и функции в современной экономике…………………………………………….5
Роль малых форм хозяйствования в современных условиях………………...8
Функционирование малого бизнеса в зарубежных странах (на примере России)…………………………………………………………………………...11
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РБ……………………16
Заключение………………………………………………………………………….23
Список использованных источников……………………………………………...25
Приложение А ……………………………………………………………………...27
Приложение Б………………………………………………………………………28
Приложение В ……………………………………………………………………...29
Приложение Г………………………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 95.80 Кб (Скачать)

Прогнозируемые мероприятия  по улучшению рыночной среды и  устранению факторов, тормозящих развитие предпринимательства, будут способствовать повышению темпов роста и эффективности  предпринимательской деятельности. А ее социальную и политическую функцию  сложно переоценить: именно эта среда  воспроизвела и стала социально-экономической  базой современных «средних слоев» - этого гаранта социальной стабильности, политической устойчивости развитых государств мира. 

Таким образом, необходимость  существования и развития малого бизнеса в качестве инфраструктурной составляющей белорусской экономики  не подвергается сомнению ни на одном  из уровней государственной власти. Более того, частное производственное предпринимательство даже относится  к приоритетам государственной  экономической политики. Следует  отметить, что Беларусь является единственной страной из разряда государств с  трансформационной экономикой, где  число индивидуальных предпринимателей сокращается. Тем не менее, Беларусь – страна с открытой экономикой и находится в окружении государств, использующих либеральные рыночные модели. На наш взгляд, республика не может не учитывать положительные  тенденции развития их экономик, в  том числе первоочередное развитие малого бизнеса.

К сожалению, в Беларуси малому бизнесу принадлежит скромное место, хотя история его развития начиналась еще в 1988 году через развитие кооперативного движения. Официальное же признание  малый бизнес получил лишь после  приобретения республикой суверенитета. Парадоксален и тот факт, что с  увеличением степени внимания правительства  страны и общественности к частному сектору экономики резко снижаются темпы его развития. Если до 1994 года число зарегистрированных предприятий ежегодно увеличивалось, то начиная с 1995 года этот рост замедляется. Ныне на долю малого бизнеса приходится чуть больше 7% активно занятого населения страны[11]. Также весьма неравномерно развивается предпринимательства по регионам страны.

Следует отметить, что действующее  ныне законодательство далеко от совершенства. Оно содержит мало норм прямого действия, значительно отяжелено массой подзаконных  актов, ведомственных нормативных  материалов, которые довольно часто  меняются и, более того, противоречат друг другу. Очевидно, что в этих условиях законопослушная деятельность практически невозможна, что в  свою очередь и создает широкое  поле для деятельности контрольных  органов.

Предвзятое отношение  к частному сектору зачастую выражается и через дискриминационную политику, проводимую государственными крупными предприятиями и объединениями  в отношении отпуска сырья  и материалов, отдельных видов  готовой продукции, выделении фондов и размещении заказов.

Серьезных изменений требует  и действующая налоговая система, для которой характерно множество  видов налогов и сборов. В итоге  несоблюдение принцип а умеренности  налогообложения подрывает стимул к увеличению дохода, а значит, снижает  заинтересованность предпринимательских  структур в расширении производства и толкает предпринимателя на уход в область теневой экономики.

Как следует из вышесказанного, занятие предпринимательской деятельностью  в республике сопряжено со многими  проблемами. Среди них – сложность  и высокая стоимость процедуры  регистрации юридических лиц, большой  перечень лицензируемых видов деятельности, сложность проведения процедуры  сертификации стандартизации продукции, товаров и услуг и др.  Огромной проблемой, особенно для начинающих свою деятельность, является приобретение  в аренду нежилых помещений для  производств и офисов, высокие  арендные ставки. Не стимулирует развитие предпринимательства необоснованно  высокая процентная ставка налога с  выручки при реализации товаров (работ, услуг) по упрощенной схеме налогообложения (10%).

Таким образом, предпринимательство  еще не стало альтернативным сектором экономики, способным должным образом  решать задачи экономического роста  государства, повышения уровня занятости  и соответственно – благосостояния населения нашей страны. Так, на 1000 белорусов приходится в среднем  лишь 6 малых предприятий, тогда как  в странах- членах ЕС- не менее 30. [2,с.72].  

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время можно  утверждать, что современное цивилизованное предпринимательство является важнейшим  стратегическим фактором устойчивого  экономического развития, достижения уровня жизни населения, удовлетворяющего его потребностям. Но придание предпринимательству  надлежащей ему роли возможно только в условиях рыночной экономики, внутренним механизмом которого является конкуренция.

Экономика Республики Беларусь не располагает значительными природными факторами. Чтобы быть равным партнером  в мировом хозяйстве и на мировом  рынке, необходимо сформировать в стране предпринимательскую экономику. Однако превращение предпринимательства  в реальный стратегический ресурс требует  правильного понимания экономической  сущности и содержания предпринимательства.

В рыночной экономике большинства  развитых стран мира малое предпринимательство  определяет темпы их экономического роста, структуру и качество ВВП. На долю малых и средних предприятий  приходиться здесь 60-70% ВВП. В Республике Беларусь данный сектор представлен  лишь малыми предпринимательскими структурами и доля его в ВВП за 13 лет достигла лишь 8,8%

На низкие темпы его  развития оказывают воздействие  многие неблагоприятные социально  – экономические, политические, правовые и психологические факторы.

В течение нескольких лет  основной формой малого бизнеса являлось посредническое предприятие, или так  называемое «челночное» предпринимательство  – мелкая торговля в виде купли  – продажи и перепродажи товаров. Но и этот вид бизнеса в последнее  время начинает сокращаться из-за возрастающих цен и пошлин на товары. В результате чего теряются рабочие  места.

Сегодня государство оказывает  помощь предпринимательским структурам через 38 центров поддержки предпринимательства, 10 бизнес – инкубаторов и 4 технопарка. Разработана законодательная база, направленная на поддержку малого бизнеса, предусмотрена система налоговых льгот.

Развитие рассматриваемой  среды  сопровождается разработкой  и реализацией ежегодных программ государственной поддержки малого предпринимательства на республиканском  и региональном уровнях.


На современном этапе  очень важно критически осмыслить  пройденный путь и оценить реальные ближайшие и более отдаленные перспективы, а также имеющиеся  ресурсы. В области развития малого предпринимательства на ближайший  период особенно актуальными становятся следующие задачи:

  • обеспечение субъектов хозяйствования нормативно-правовой

информацией и достоверной  статистической отчетностью о развитии малого бизнеса;

  • льготирование налогообложения для малых предприятий,

работающих в приоритетных направлениях;

  • расширение сектора финансовых программ для кредитования

малых  предприятий на льготных условиях, таких как пониженный процент, более продолжительный  срок кредитования, бесплатное консультирование;

  • активизация государственной поддержки субъектов малого

предпринимательства, увеличение объемов финансирования, выделяемых на эти цели.

Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент рыночной системы  хозяйства, без которого экономика  и общество в целом не могут  нормально существовать и развиваться. Мелкие предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в  силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Мелкие предприниматели обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности, а по своему экономическому положению  и условиям жизни они близки к  большей части населения и  составляют основу среднего класса, являющегося  гарантом социальной и политической стабильности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Балашевич, М.И. Экономика малого бизнеса: учеб. пособие / М.И. Балашевич, Т.П. Быкова.- Минск: БГЭУ, 2005.- 231с. 
  2. Белорусский бизнес 2007: состояние, тенденции, перспективы / А. Гламбоцкая, П. Козаржевский, Е. Ракова, Г. Шиманович [и др.]; под ред. А.Чубрик, Е. Ракова.- Санк- Петербург: ООО «Невский простор», 2007.-

87с.

  1. Горфинкель, В.Я. Малый бизнес. Организация, экономика, управление: учеб. Пособие / В.Я. Горфинкель, В.А. Швандар.- Москва: ЮНИТИ ДАНА, 2003.- 420с.
  2. Мазоль, С.И. Экономика малого бизнеса: учеб. пособие / М.И. Мазоль.- Минск: БГЭУ, 2004.- 274с.
  3. Малое предпринимательство в Республике Беларусь 2010: статистический  сборник / РУП«Информационно– вычислительный центр Национального статистического комитета Республики Беларусь »редкол.: Д.В. Мелешкин [и др.].- Минск, 2010.- 327с.
  4. Малый бизнес. Организация, экономика, управление: учеб. пособие / под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. - 3-е изд. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 495с.
  5. Николайчук, В.Н. Малый бизнес: проблемы и перспективы/В.Н. Николайчук // Экономика Беларуси.- 2005.- №2.- С.72-76.
  6. Предпринимательство в Республике Беларусь/ Г.В. Германович, Н.К. Мельников, С.Ф. Пятинкин, К.Э. Романовский [и др.]; под общ. ред. Г.В. Германовича - Минск.: НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь, 2004.-136с.
  7. Проблемы трансформации экономики Республики Беларусь: сб. науч. тр./ ГНУ “НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь”.- Минск, 2003.- 160с.
  8. Пути развития предпринимательства./- Минск: «Армита – Маркетинг, Менеджмент», 2001.- 89с.
  9. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010 / М- во статистики и анализа Респ. Беларусь. -  Минск: [ б. и.], 2010.- 611с.
  10. Шимов, В.Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы: монография / В.Н. Шимов. – Минск: БГЭУ, 2003.- 229 с.
  11. Яковлев, Г.А. Организация предпринимательской деятельности: учеб. пособие / Г.А. Яковлев. - Москва: Издательство РДЛ, 2004.- 336с.
  12. Основные экономические показатели деятельности малых предприятий [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/. – Дата доступа :16.11.2010.
  13. Экономика России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/. – Дата доступа 17.11.2010.
  14. Национальный Институт Системных Исследований Проблем Предпринимательства [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nisse.ru/. –Дата доступа 15.11.2010.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица 1- Основные показатели деятельности малых предприятий

 

 

2000

2008

2009

В том числе

микро-

организации

малые

организации

Число малых предприятий на конец года

28310

67991

77402

65204

12198

Списочная численность работников а среднем за год, человек

333705

570066

691060

271708

419352

Инвестиции в основной капитал, млрд., рублей

117,2

4887,7

10368,1

3601,9

6766,2

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млрд. рублей

4126,6

70158,8

99662,0

35818,4

63843,6


 

Примечание-Источник: собственная  разработка на основе [5]

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Таблица 2. Число малых  предприятий по отраслям экономики

(на конец года)

 
 

Число малых предприятий

 

2000

2008

2009

     в том числе  

микроорганизации

малые организации

Всего

28310

67991

77402

65204

12198

в том числе по отраслям:

         

промышленность 

5895

14251

15394

11554

3840

сельское хозяйство

311

2346

2582

2316

266

лесное хозяйство 

26

63

65

56

9

Транспорт

1576

5929

6490

5780

710

связь

105

235

288

224

64

строительство 

3260

6556

7895

5365

2530

торговля и общественное питание

 

12085

28897

32501

29342

3159

материально-техническое  снабжение и сбыт

 

222

515

627

549

78

информационно-вычислительное обслуживание

 

192

392

493

426

67

операции с недвижимым имуществом

440

1586

1965

1716

249

жилищно-коммунальное хозяйство 

91

153

318

141

177

здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение

 

596

1166

1364

1200

164

образование 

178

269

370

287

83

культура и искусство 

288

802

1065

885

180

наука и научное обслуживание

543

271

301

223

78

прочие отрасли 

1092

693

886

732

154

Информация о работе Малый бизнес в современной экономике Республики Беларусь